Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (675) → «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»

№18 (675) / 7 мая ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

Мы продолжаем беседы по Посланию апостола Петра, и сегодня заканчиваем его Первое соборное Послание, разбирая пятую главу.

НАЧИНАЕТСЯ она с описания некоей церковной реальности, всем, наверное, достаточно хорошо знакомой: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

АПОСТОЛ Петр пишет: пастыри – пасите, а младшие (те, кто не пастыри, представители низших степеней церковного служения) – повинуйтесь пастырям. Собственно, каждый мирянин, ходящий в церковь, тоже – «младший»: мы уже говорили о царственном священстве, в котором каждый христианин призван священнодействовать, и Литургия совершается от всей общины – от каждого человека. И «младшие» внутри общины должны слушаться друг друга и повиноваться друг другу, но все вместе они должны повиноваться пастырю.

Но иногда возникает ситуация, когда «младшие» начинают выражать неудовольствие по отношению к пастырю. Конечно, отрывок Послания начинается с указаний, как пастырю нужно жить, управлять Церковью.

Про самого себя апостол пишет, что он в любом случае заведомо старший по отношении к любому пастырю и по отношении к любому Архипастырю. Но, кроме того, он – свидетель страданий и Воскресения Христовых, «и не только свидетель, но и соучастник славы, которая должна открыться». Он не «будет» в ней участвовать, а уже в ней участвует, поэтому он имеет право, как первоверховный апостол, давать советы пастырям и указывать, как им жить.

А «младшим» никто такого права не давал. Ни в одном месте Священного Писания никому не найти слов, которые давали бы право или власть «младшим» обсуждать, осуждать, давать советы, рекомендации, поучать пастырей: каждый должен знать свое место – в Церкви все иерархично. Об этом немало говорится в Священном Писании – и в Ветхом Завете, и в апостольских посланиях. Иерархия в Церкви всегда была и есть, определяя правила существования Церкви в этом мире (а описания демократических традиций в Церкви на страницах Священного Писания никто никогда найти не мог. Конечно, в церковной истории такие прецеденты бывали, но в Священном Писании демократического отношения к институту пастырства найти невозможно).

«МЛАДШИЕ» могут что-то решать по отношению друг ко другу, но пастырь им неподсуден, пастырь вне компетенции суда младших. Над ним есть люди, поставленные в случае необходимости судить его церковным судом, но именно равные ему или те, кто выше его. Есть Собор, как высший инструмент проявления и выявления воли Божией, Его правды, в том числе и канонической правды Божией. Иногда нам по наивности кажется, что осуждение пастырей или попытка научить их, обратить их внимание на эти слова апостола Петра и сказать, как надо им исполнять свое служение, – вполне невинны. И мы оправдываем себя тем, что ищем церковного блага – в первую очередь и для этого пастыря.

Но трудно найти область человеческих отношений, где именно исходя из этого мотива было бы совершено так много зла. Раскол, как церковное явление, начинается с того, что человек или группа людей присваивают себе власть, им не принадлежащую. Они начинают судить того, кого судить не имеют права, выносить заключения о том, о чем судить права не имеют. Епископ может судиться судом епископов, пастырь может судиться судом епископов или, по древней традиции, иным специально для этого созданного епархиальным судом, но отнюдь не мирянами, не «меньшими» в церковной иерархии.

Когда человек мирской начинает судить о священнике, о пастыре или об Архипастыре, он вступает в те пределы, куда вступать ему запрещено. И в Византийской и в Русской Церквах есть ученые, которых называют «канонисты» – знатоки канонического права; они знали разные эпизоды, прецеденты, случавшиеся за многие века истории Церкви, но никто из них никогда не смел выносить никакого заключения относительно пастыря или Архипастыря. К ним могли прислушаться как к экспертам, но они никогда не смели выносить никакого суда, потому что из канонических норм знали, что, как не облеченные в сан священства, не имеют права этого делать – это нарушение правил и норм, принятых Церковью.

(Окончание в № 19)


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Пути Господни

Архипастырь послевоенных лет

Иерей Владислав Мусихин, апрель 2012 г.

К 55-летию кончины архиепископа Товии (Остроумова) 5 МАЯ этого года исполняется 55 лет со дня кончины Архипастыря, который на протяжении более чем 12-ти лет (с декабря 1944 г. по март 1957 г.) находился во главе Екатеринбургской (тогда Свердловской) епархии.

 
Читаем Ветхий Завет

Мир без Бога – Вавилонская башня

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

(Продолжение. Начало в № 15, 17) Апостол Павел в своем Первом Послании к Фессалоникийцам предупреждает

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс