Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (676) → «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»

№19 (676) / 14 мая ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

(Окончание. Начало в № 18)

ДАЖЕ если нам кажется, что пастырь плох, – и что? Над ним есть Архипастырь, над которым, в свою очередь, еще Священный Синод, Соборный голос – всегда некая структура поставлена над пастырем. И в конце концов, и самое главное, – над ним есть Бог. И если Бог позволяет ему распоряжаться в Своей Церкви, если Христос позволяет человеку делать в этой Церкви что-то, нам кажущееся неправильным и из ряда вон выходящим, и ничего с этим пастырем не происходит, то либо мы ошибаемся в нашем умозаключении, либо не знаем и не видим всего, чем живет этот человек. Может быть, мы видим его ошибки, а его покаяния, милости нам не видно. В патериках приводится много свидетельств таких обстоятельств, приводятся и случаи, когда Бог являл правду этих пастырей.

Есть и третий вариант: Бог долготерпелив. И если у Бога хватает долготерпения для этого человека, почему мы не можем потерпеть? Если не можем, то, значит, неспособны к терпению вообще, неспособны к милосердию, и в этом случае мы восхищаем на себя Суд Божий. Мы забываем слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» – значит, не боимся Бога: Он – единственный Судия. Церковные Соборы и даже святые отцы боялись вынести суд, если только дело не касалось каких-то изрядных и совершенно очевидных еретических заключений, боялись осудить человека из-за страха Божия. Они вели с ним многочисленные беседы не чтобы его осудить, даже если вина его была заведома, а чтобы побудить его исправиться. Соборные решения всегда шли по этому пути, и голос церковной икономии был в Церкви Православной сильнее, чем путь строгого исполнения закона, Церковь шла путем милосердия, сострадания, снисхождения, долготерпения, считая, что это – подлинный путь врачевания разных и людей, и недостатков.

А мы дерзаем очень часто судить о людях, не зная ни их дела, ни их меры, ни служения, в котором они пребывают: мы не сопастыри им. Мы не знаем, что испытывает священник, стоящий перед престолом, мы не знаем, что испытывает пастырь, стоящий на Исповеди, принимающий эту Исповедь у 10-20, 100, 500 человек каждый день. У людей, работающих с другими, иногда начинается профессиональное «выгорание», когда у них нет сил больше отдавать себя людям, когда они изнемогают. Насколько же тяжело приходится священнику, если он не имеет даров, которые были у святых пастырей! А мы строго взыскиваем с этого человека. Как говорил святой Силуан Афонский, «кто строго взыскивает с брата своего, с того еще строже взыщет Бог».

Апостол Петр на это и обращает внимание. «Младший» должен думать не о пастыре, он должен облечься в смиренномудрие – только в таком случае ему возможно получить благодать: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И каждый, кто эту благодать хочет получить, должен облечься в смиренномудрие.

И каждый, кто дерзает рассуждать о своем пастыре, должен помнить о Христе – Христос, как Бог, Первосвященник, Царь мира, Мессия имел власть осудить книжников и первосвященников, но Он безропотно подклонился под их осуждение и выслушал их приговор, подав образец того, как должно относиться даже к тем пастырям, которые «совершенно никуда не годны». Если предположить, что все пастыри Православной Церкви стали «совершенно никуда не годны» и подобны тем людям, которые судили Христа, то даже в этом совершенно невозможном случае правдоискатель должен принять смерть из рук этих «негодных» священников. А если никто убивать нас пока не торопится и даже и гнать-то сильно не собирается, из этого можно сделать один вывод: священники наши совсем не такие плохие, как нам кажется.

ТАКИЕ рассуждения должны приводить людей в рамки разумного осмысления собственной жизни. Человек не должен искать у себя проявлений удивительной святости, правды, истины и чистоты, как это было в подвиге Иисуса Христа. Очень многие ссылаются на то, что Он обличал книжников и фарисеев, но забывают, что Он умер от их рук, приняв смиренно и кротко то, что Ему надлежало. Если бы мы были последователями Иисуса Христа, то подражали бы Ему в смирении и послушании. Апостол Петр пишет: «Облекись смиренномудрием», повторяя известную мысль апостола Павла: «Он, Христос, будучи образом Божиим... смирил себя, быв послушен даже до смерти, и смерти крестной». Если действительно мы ревнуем о Христе и о правде Божией, то должны идти именно путем повиновения всякой власти, тем более власти церковной, над нами поставленной. И тогда мы, повинуясь, поймем, что не совсем она уж так плоха, как нам показалось в порыве нашего неудовольствия по отношению к тому или иному пастырю.

АПОСТОЛ Петр заключает это свидетельство словами: «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире». Из контекста этой главы Послания видно, что не только блуд, пьянство, воровство и убийство особенно опасны для христианина, хотя и этим искушает сатана христиан; самое страшное, чем он может поразить – пожрать христианина, если тот полон гордости, непокорности, осуждения других. И, когда мы вчитаемся в аскетические послания наших святых отцов, мы видим, что именно гордыня и осуждение, непослушание и непокорность считаются страшнейшими и самыми трудно врачуемыми грехами. И именно через свои гордыню и осуждение человек чаще всего попадает в плен к дьяволу в состоянии, которое на языке святоотеческой мысли называется прелестью.

Стояние в вере – это не только твердость по образцу мученичества, это твердая уверенность, что Бог заботится о Церкви, и ничто в этой Церкви без определенных промыслительных действий Божиих не происходит – Бог всегда над Церковью бдит и всегда о ней заботится, но Его забота милосердна и долготерпелива.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Беседы с батюшкой

Священник Димитрий Березин: Безмолвная трагедия

Беседовал Александр Сергиенко

Беседа со священником Димитрием Березиным в эфире телеканала «Союз» – В эфире очередной выпуск программы «Беседы с батюшкой», в студии Александр Сергиенко. Сегодня у нас в гостях шеф-редактор журнала для пап «Батя» священник Димитрий Березин.

 
Читаем Ветхий Завет

Мир без Бога – Вавилонская башня

(Окончание. Начало в № 15, 17, 18) МЫ ЧАСТО понимаем посещение Божие, как Его милость и радость, но гораздо чаще оно бывает совсем иным – таким, как посещение Им Вавилонской башни (как говорит Марина Цветаева: «Если в доме пожар, значит, Бог – в мой дом»).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс