Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (675) → Мир без Бога – Вавилонская башня

Мир без Бога – Вавилонская башня

№18 (675) / 7 мая ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. ЕкатеринбургЧитаем Ветхий Завет

(Продолжение. Начало в № 15, 17)

Апостол Павел в своем Первом Послании к Фессалоникийцам предупреждает: «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба». Когда люди достигнут состояния кажущегося мира, объединятся и скажут: «нет больше войн, нет конфликтов, ура, победа» – вот тогда вдруг выяснится, что Бога в этом мире нет. А стало быть, цель была ложной – настоящая цель не достигнута, счастья нет. Счастье человека в Боге, а раз в этом мире нет Бога, все кончается.


МИР УМИРАЕТ. Именно в этом контексте надо понимать слова, которые говорит Христос в Евангелии, в частности, в десятой главе Евангелия от Матфея: «Не мир пришел принести Я на землю, но меч», и в другом месте: «Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его». Мы не понимаем этих слов, в неискушенной простоте своей душевной мы думаем, что Христос хочет только одного: мира между людьми. На самом деле, если всмотреться во всю ветхозаветную историю, в историю Церкви, в историю Вселенских Соборов, если всмотреться особенно в ту историю, о которой мы сегодня беседуем – историю строительства Вавилонской башни, то выяснится и станет очевидным: не «мир во всем мире» принес Христос – Он говорит, что мира и счастья человек здесь, на земле, вообще не достигнет. Мы ищем Небесного Отечества, мы странники, пришельцы, ссыльные на этой Земле. Мы не можем из места ссылки сделать рай, это противозаконно. Мы должны стремиться к Небесному Царствию.

Не все захотят к этому Царству стремиться, желая иного порядка вопреки установлениям Божиим, замыслу Его, не захотят, чтобы Бог был главным, определяющим в жизни, а, значит, придется разделять, отсекать людей друг от друга.

Впрочем, Христос принес и мир. Но, как Он Сам говорит в Евангелии Своим ученикам, «мир Мой даю вам, но не так, как мир дает вам» – мир, который дает Христос, и мир мира разнятся. Мир во имя человека, не укорененный в Боге, плох. А мир, как дар Святого Духа, и есть настоящий: мир – это и есть присутствие Святого Духа, мирного Духа любви, единения. Когда в сердце человека пребывает Святой Дух, его сердце мирно. И этот мир, как дар Святого Духа, Бог дает, но этот дар не вмещается миром, лежащим перед нами. Царствие Божие, Царство Иисуса Христа – вот мир, как дар Святого Духа, а мир дел человеческих – тот, что Христа распял.

Раньше, в старом русском языке, эти слова даже писались по-разному. Одно писалось через обычное и привычное нам «и», а другое через «i». И эти написания выделяли два разных мира: мир, подаваемый Христом, и мир, который Христа убил. И человеку надлежит выбрать, куда он хочет: в мир Духа Святого или в мир во всем мире, но без Христа?

И поэтому, обещая Своим ученикам даровать мир, Христос говорит, что придет время, когда вас будут убивать за этот самый мир: люди мира сего ради мира во всем мире будут убивать вас, христиан, имеющих в себе мир, как дар Святого Духа.

И библейская история Вавилонского столпотворения имеет высшее свое завершение в истории святой Пятидесятницы, когда на апостолов после Вознесения Христова сошел Святой Дух в виде огненных языков. Их сердца исполнились не только миром Христовым, апостолы исполнились такой благодатью, что получили дар говорить на языках и понимать разные наречия. Целью этого дара было не показать какие-то лингвистические таланты апостолов, а чтобы с помощью этого дара они могли разнести всем землям весть о Воскресении Христовом и собрать людей в Церковь, – но собрать их силой Христовой и во имя Иисуса Христа.

ЕСЛИ во время творения Вавилонской башни Бог разрушает взаимопонимание людей, то в день Пятидесятницы Бог созидает его. Человеку возвращаются прежние дары, но тогда только, когда его целью является созидание Церкви Христовой ради и во имя Божие. Если мы, даже находясь в Церкви, будем думать о прославлении самих себя, тогда мы никогда никого не поймем. Мы будем видеть только себя и, сколько бы ни пытались блистать дарами, не поймем тех, кто вокруг нас.

И, наоборот, люди, порой малограмотные, не имеющие никаких даров, но жившие Богом, ищущие даров Святого Духа, приобретали их и понимали людей. Именно они становились великими духовниками, прозорливцами, старцами, которые во имя Божие пасли, руководили и созидали Церковь Христову.

Вавилонская башня по своему духовному смыслу противоположна Церкви. Вавилонская башня есть образ мира сего, славы его, сатаны и антихриста. Только в Церкви люди могут преодолеть разделение – с братьями своими, в самих себе – и обрести подлинное единство. То единство, за которое сейчас борется мир – за единую Европу, за всякие содружества и сообщества, – не есть подлинное. Без них, возможно, не обойтись, но мы должны понимать: главная цель такой борьбы – устройство человека в этом мире.

Церковь же думает не об устройстве человека в этом мире, но как ему спастись. Она учит мерить смысл жизни тайнами Царствия Божия. И когда человек понимает смысл того, что дает Бог в Церкви, и начинает искать единства, которое выражается в любви, он мало-помалу это единство обретает и постепенно понимает, что такое Церковь.

Если мы ходим в церковь и не чувствуем, что пришли сюда обрести единство с братьями, которые стоят рядом с нами и вместе с нами причащаются из одной Чаши, мы еще очень и очень далеки от тайны Церкви. И порой, ходя в церковь, мы можем быть деятельными участниками строительства Вавилонской башни.

Дух мира сего всегда противоположен Духу Святому. И наоборот, Дух Святой, касаясь сердца человека, изгоняет из него дух мира сего и направляет человека к созиданию Церкви и единства со своими братьями.

(Окончание в № 19)


Смотрите программу «Читаем Ветхий Завет» на телеканале «Союз»: пятница 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Исследуйте писания

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Мы продолжаем беседы по Посланию апостола Петра, и сегодня заканчиваем его Первое соборное Послание, разбирая пятую главу.

 
Мысли о прекрасном

Дмитрий Слепушкин: Победа всегда – за сильными духом

Беседовал Олег Молчанов

На телеканале «Союз» в передаче «Мысли о прекрасном» гость – заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Дмитрий Слепушкин

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс