Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (674) → Мир без Бога – Вавилонская башня

Мир без Бога – Вавилонская башня

№17 (674) / 30 апреля ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. ЕкатеринбургЧитаем Ветхий Завет

(Окончание. Начало в № 15)

В ветхой истории описано знаменательное событие, имеющее универсальный и глобальный смысл. Его значение во многом определяет последнюю судьбу мира. Это строительство Вавилонской башни


СЕМЯ ЗЛА, которое упало впервые в райскую почву, приносит тлетворные плоды на протяжении всей человеческой истории. Все больше и больше людей ищут самообожения и самопрославления. Жажда славы, яд, текущий в крови многочисленных людей, отравляет все больше поколений. Этот яд – плод, который родился в сердцах человеческих из семени зла – совета змия: «Если вы съедите этот плод, будете как боги, но без Бога, вам не нужен Бог, чтобы быть могущественными, сильными, красивыми и знаменитыми». Таким образом, вся современная цивилизация есть триумф Вавилонской башни.

Но Бог разрушает дела тьмы. Он сошел посмотреть, чем заняты люди, не приглашающие Его к освящению этого дела. Это библейский образ – конечно, Бог видит все, но когда человек не приглашает Его в свою жизнь, тогда Он Сам приходит и смотрит, чем живет человек, на чем созидаются его дела. Он исследует их, и если в них нет правды, Господь их разрушает. В конце концов разрушится и дело антихриста. Это только кажется, что антихрист победит, создаст всеобщий мир и процветание; как только его власть установится, придет конец, самое великое разрушение дела тьмы. Разрушил Бог и строительство Вавилонской башни. Он разрушает единство человека. Люди говорят еще на одном наречии и понимают друг друга, но Бог сходит и делает понимание невозможным: оказывается, не всякое единство хорошо. Если оно используется, чтобы созидать зло или созидать кажущееся добро, но без Бога, оно разрушается. Ведь нам известно, что люди могут объединяться по очень разным причинам. К примеру, чтобы сообща совершить разбойное нападение. При этом они могут быть очень дружны и демонстрировать редкое для нашего времени единство, они могут не предавать друг друга, даже помогать в каких-то очень серьезных обстоятельствах. Могут объединиться люди и чтобы совершить убийство, как это сделали, например, убийцы Павла I или Александра II. Люди могут объединиться, чтобы совершить революцию. Партия большевиков была в свое время монолитной организацией, и победила именно потому, что была самой дисциплинированной, сплоченной, крепкой, обладая одной целью, одной верой, одним стремлением, одной энергией. Члены этой партии впоследствии пролили потоки крови, но тоже в единстве.

НИКОГДА ни одно явление этого мира не может быть ценностью само по себе. Любое явление, если оно без Бога, становится ложью, дорогой к смерти. Любовь ли человеческая, единство ли, мир, наука, искусство, культура – все, что не созидается во имя Бога, приходит к разрушению без Божия благословения, без укорененности в Боге. Мы всего лишь люди в сотворенном Богом мире. Мы не можем без Него ничего сделать – как говорит Христос в Евангелии: «Без Меня не можете творить ничего» – как ветвь не может принести плод сама по себе, не будучи укорененной в лозе, в корне, так и ни один человек без Бога не может принести достойного плода, поскольку такой плод непременно станет плодом зла.

Единство, которое объединяло строителей Вавилонской башни, было ложным, неправильным, и потому Бог его разрушает, непонимание людей становится благом.

И проблема не в том, что люди перестали понимать языки друг друга. Мы перестали понимать друг друга, даже говоря на одном языке. Мы по-разному воспитаны, в разное верим, у каждого свой интеллектуальный и культурный уровень, жизненный опыт. Поэтому, и из-за многих исторических, национальных, культурных, социальных особенностей, мы не понимаем друг друга. И это оказывается залогом того, что людям трудно будет построить мир всеобщего счастья. Конфликт, который мы часто испытываем, может быть благом: он мешает нам объединяться для неправильных целей, для того, что Бог запрещает делать. И так можно сказать про любое дело. Мы считаем болезни злом, но болезнь может остановить человека от греха – как говорит апостол Петр в своем послании: «Кто страдает плотью, перестает грешить». Болезнь может обратить человека к покаянию. Возьмем, например, страшные годы сталинских лагерей. Тысячи сосланных без суда, без следствия – действительно невинных людей. Казалось, зачем все это? Но читая свидетельства из той жизни, узнаешь, что люди, не видящие ничего, кроме отчаяния, вдруг в этой тьме обретали самое главное – веру. Бывшие коммунисты, генералы, военнослужащие, уголовники становились верующими людьми, именно в лагере многие из них обрели веру... Многие духоносные отцы современности говорили о Великой Отечественной войне, что она была спасением для России – только она обратила сердце народа к Богу. Только война, в конце концов, привела к тому, что десятки епископов были отпущены из лагерей, восстановлено Патриаршество, Церковь приобрела вполне легальный статус. До войны в стране оставалось всего лишь четыре епископа, которых в ближайшие годы планировали либо уничтожить, либо посадить в лагеря, – это стало бы страшной угрозой для самого бытия Русской Церкви, но этого не случилось. Так война определенным образом спасла и весь народ от дальнейшего углубления в безбожие, помогла снова открыто начать исповедовать веру, обрести Патриарха. Внешне война – это огромное зло. Но очень многое в мире, что считается злом, в свете Промысла Божия оказывается добром.

ЭТО КАСАЕТСЯ и человеческого непонимания. Когда люди собираются построить союз, общность, дело действительно во имя Бога, они обязательно научаются искать подход друг к другу. Они понимают друг друга, причем иногда понимают так, что слышат буквально движение мысли другого человека. В этом и состоит чудо, которое так поражает окружающих в старцах – их прозорливость: когда человек Божий проникнут созиданием подлинного Царства Божия, он видит, слышит движение душ человеческих. Он не просто угадывает чужую мысль, чужое чувство, благодаря своему опыту, – он видит их, понимает человека так, как сам человек себя не понимает, вскрывая самую глубинную его суть, о которой человек даже не догадывался: он близко предстоит самому сердцу человеческому. Вот это явление прозорливости показывает возможность понимания на самом глубинном уровне. Но он возникает только тогда, когда люди делают Божие дело, во имя Бога и с призыванием имени Божия. И потому хотя войны и бедствия страшны, они мешают гораздо более злому делу – они мешают человечеству объединиться и построить мир всеобщего благоденствия, где Богу места не окажется.

(Продолжение в № 18)


Смотрите программу «Читаем Ветхий Завет» на телеканале «Союз»: пятница 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Исследуйте писания

Залоги Царствия Небесного

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

(Окончание. Начало в № 15) ЧЕЛОВЕК, бывает, вступает даже в малюсенькие скорбишки и, может быть, кто-то и усмехнется: одно дело вытерпеть сварливого домочадца на кухне, другое – что претерпел великомученик Георгий Победоносец.

 
У книжной полки

Прибалтийский Сион

Андрей Печерин

Альбом «Пюхтица – святая гора» «Пюхтица... Кто из православных не слышал этого красивого эстонского названия и не стремился в это благословенное место, освященное явлением Пречистой Девы, чудотворной иконы Ее Успения и молитвами святого праведного Иоанна Кронштадтского?»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс