Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
(Окончание. Начало в № 16)
КАК и все другие таинства Православной Церкви, Венчание прошло определенный путь, прежде чем его чинопоследование окончательно сформировалось. И в этом развитии мы можем заметить, что и требования к венчающимся, и расследования их добрачной жизни существовали в Церкви веками – так, например, еще в XVI веке таинство Брака совершалось после прохождения нескольких церковно-административных этапов: сначала жених и невеста обращались к епископу с просьбой благословить их брак; затем архиерей выдавал им указ на имя приходского священника с указанием тому совершить «обыск», во время которого выявлялось, нет ли канонических препятствий к браку: «чтобы (брачующиеся) ни в кумовстве, ни в сватовстве, ни в роду, ни в племени не поималися»; только через два века указом императрицы Екатерины II «венечные памяти» были отменены. И в наше время Церковь четко определяет причины, по которым таинство Венчания совершаться не может, – список этот довольно внушителен. А многие ли из нас, желая венчаться, совершают обстоятельный «обыск» собственной жизни, чтобы убедиться, нет ли церковно-канонических препятствий к браку у будущей семьи? Опыт говорит о другом. Когда такой обыск пытается провести священник, он нередко сталкивается с сопротивлением будущих супругов, которые уже живут совместно и желают повенчаться без лишних разговоров. Такие пары часто опираются на опыт получения светских услуг: получите денежку, и будет с вас. А как же в таком случае быть с Покаянием, с Причастием венчающихся? Но эти вопросы, как и многие другие, пока больше волнуют священников.
Периодически возникает вопрос: брак, зарегистрированный государством, но не венчаный, – блуд?
Еще в 1998 году Священный Синод Русской Православной Церкви принял такое определение: «Настаивая на необходимости церковного брака, напоминаем пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится и к гражданскому браку». Да, такой семейный союз не освящен благодатью Божией, но все же он имеет свои законные основания. А вот когда не соблюден никакой закон – ни светский, ни церковный, когда границы чистых и целомудренных отношений будущих супругов разрушены, то после такого в буквальном смысле слова преступления норм и правил легко и просто подойти к таинству Церкви невозможно и недопустимо. По канонам Церкви, человек должен сначала понести епитимью, совершить покаянный труд. Если, допустим, переступили черту целомудрия будущие жених и невеста, они еще не могут венчаться.
Подобные ситуации настолько типичны для нашего времени, что такие беззакония уже узаконились в глазах общественности. «Ну что тут такого?» – недоумевают не только сами молодые люди, «пробующие» себя в семейном жительстве, но им вторят и папы и мамы – уже для нескольких поколений блудную жизнь, добрачное сожительство определяют как норму. Как же разорвать этот замкнутый круг тем людям, которые не хотят жить в грехе, а желают законного, церковного брака, который при их сожительстве невозможен?
НА НАШЕМ приходе я предлагаю таким молодым людям сначала изучить основы веры, подготовиться к таинству Покаяния, уже заключив гражданский брак. Если уже была назначена дата гражданского брака – замечательно, пусть гражданский брак состоится в установленный день и такие супруги будут не блудниками, но мужем и женой. Но дальше пусть они воцерковляются на приходе, пока без таинства Венчания. А получив определенные знания о вере, человек уже сам понимает совершенную им ошибку потери целомудрия, искренне кается в ней, по-другому начинает относиться к браку. Вот тогда и нужно совершать Венчание.
Если современные православные юноши и девушки желают без «проб и ошибок», чисто и светло подойти к брачным венцам, какой должна быть их подготовка к таинству Брака?
В идеале у такой пары должен быть один духовник, который бы вел их, учил, наставлял. Было бы замечательно, если бы не по первому впечатлению, не по первой влюбленности священник назначал дату браковенчания. В нашей приходской практике мы предлагаем юноше и девушке подружить полгода – чтобы по старинной христианской традиции, юноша и девушка не оставались бы наедине без свидетелей и в эти отношения не закралась никакая нечистота. Эти полгода под руководством духовника очень много дают молодым людям для понимания себя и друг друга, и первая влюбленность или принимает стабильную форму, или прекращается. И были замечательные примеры, когда после шести месяцев общения создавались хорошие семьи. Они до сих пор у нас в храме, и детишек немало уже родилось в таких семьях. Хотя бывало и иначе, когда после времени общения ребята говорили друг другу: «мы останемся друзьями», но потом выяснялась их духовная несовместимость и прекращались даже дружеские отношения. При этом надо понимать, что молодые люди сначала сами проявляли интерес друг к другу, а потом делились своими переживаниями со священником, а не священник выходил на амвон и указывал: «Ты женись на этой, а ты выходи замуж за того».
За полгода, что юноша и девушка присматриваются друг к другу и общаются в присутствии третьего нелишнего, происходят и другие немаловажные события, например, такие, как знакомство с родителями своих избранников, с их семейным укладом; это очень важно. Собственно говоря, время общения жениха и невесты не жестко регламентированный срок. Время, в отличие от бремени, в том числе и бремени семейной жизни, гораздо легче растянуть, отодвинуть или прекратить – вместе с прекращением отношений. Но зато, если подобный испытательный срок будет завершен успешно и по его прохождении юноша и девушка пойдут под венец, можно с уверенностью сказать: в глубокие воды семейного жития они войдут, чтобы вместе плыть по их волнам, а не тонуть поодиночке.
НЕДАВНО в нашем приходском храме в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы я обвенчал прихожан, успешно прошедших этот испытательный срок, когда они окормлялись (были руководимы в своей духовной жизни) одним священником. Они получили советы и наставления не только ради пользы каждого, но и блага обоих. И вот, наконец, наступил момент в их жизни, когда они вместе встали в храме Божием на белое полотенце, символизирующее чистоту брака, – встали не традиции ради, а ступили на него законно: со светлыми душами, телами, с чистой совестью и с трепетным ожиданием, что Сам Господь в этом таинстве благословит их брачный союз. Вот как, оказывается, можно по-настоящему подготовиться к таинству Брака! Это ли не достойное основание Малой Церкви? Надо думать, что при такой подготовке ее никакое зло не одолеет. Но чтобы так приступать к брачным венцам, прежде необходимо глубоко понять, что есть христианская жизнь, начать жить ею и лишь тогда приступать к таинствами Церкви, а никак не наоборот.
Епископ Тамбовский и Мичуринский ФеодосийДата рождения: 26 января 1961 г. Дата хиротонии: 21 апреля 2002 г. Дата пострига: 22 августа 1987 г. День ангела: 16 маяРодился 26 января 1961 г. в р.п. Пичаево Тамбовской обл. в семье священника.
Я, Инн Николаевич, младший сын о. Николая Адриановского, митрофорного протоиерея, хочу поделиться своими воспоминаниями о нем. Отец мой родился 9 августа 1895 года в городе Тобольске в семье священнослужителя. По рассказам отца, в раннем возрасте, как только научился самостоятельно ходить, его привели в церковь.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.