Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (673) → О подготовке к таинству Брака

О подготовке к таинству Брака

№16 (673) / 23 апреля ‘12

Протоиерей Андрей Канев, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополииУроки Православия

Всего пару десятилетий назад к этому таинству, как и ко всем остальным таинствам Церкви, приступали лишь глубоко верующие люди, для которых жить церковной жизнью было подлинной духовной потребностью. А в наши дни именно Венчание – так еще называют таинство Брака – стало привлекательным не только для прихожан, но и для людей, которые обычно порога церкви вообще не переступают.

ЧТО И ГОВОРИТЬ, многим очень нравится красивое, торжественное чинопоследование Венчания! Но, собираясь приступить к нему, будущие супруги должны осознавать и то, что Венчание – не просто прекрасный обряд или древняя, вновь ставшая сегодня доступной для всех, традиция. Венчание – это великое церковное таинство, через которое супруги получают благодать Божию, когда Сам Господь незримо соединяет их в одно целое, в единую плоть, и потому в духовном смысле венчаный брак должен для каждого из супругов становиться жизнью во Христе. Напомним еще и о том, что Венчание – единственное таинство, не совершаемое постами.

Заблуждений и ошибок, связанных именно с таинством Брака, в наши дни немало. Да и советчиков, подсказчиков в этой области хоть отбавляй. Правда, эксперты в основном дают советы на свадебную тему, но многие при этом дерзают давать молодоженам советы и относительно Венчания. Все женихи и невесты вместе с родителями, родственниками и друзьями хотят, чтобы именно их свадьба стала настоящей сказкой, и потому для пущей красоты к череде свадебных мероприятий добавляют еще и поход в церковь, ведь здесь и песнопения, и свечи, и венцы, и колокольный звон! И вот будущие молодожены ищут в интернете и глянцевых журналах некие инструкции, в которых расписано все «свадебное чинопоследование»: сначала загс, потом поездка к памятнику, распитие шампанского у памятных мест, потом церковь – или наоборот, сначала церковь, потом памятник, потом ресторан. И все, началась веселая семейная жизнь. И порой молодожены даже не подозревают, что таинство Брака – это не красивое шоу, а огромной значимости событие в жизни христианина. И потому готовиться к нему надо согласно учению Церкви.

Иначе, к сожалению, по статистике огромное количество браков заканчивается очень-очень рано. Это говорит, что приняли таинство неготовые люди. Обвенчавшиеся люди, оказывается, не знали друг друга, не понимали смысла совместного жития. Он не были готовы к тому, что брак – только училище любви, и люди, как острые камешки, должны притираться взаимно многие годы, помогая учиться видеть свои страсти изнутри и преодолевать их. А современный мир в это время проповедует не о терпении, не о взаимопомощи, а о комфорте и эгоизме. Мир наставляет: если избранник или избранница становятся некомфортными, следует от них избавляться.

И люди действительно избавляются и друг от друга, и от венцов! По статистике, в России на пять браков приходится три развода; и, конечно, среди бывших супругов немало в свое время получивших церковное благословение на брак. В статье историка Елены Беляковой «Развод и повторные браки христиан: богословские аспекты» говорится, что семья, согласно данным социологических опросов, по-прежнему остается на первом месте среди признаваемых ценностей. Казалось бы, это должно препятствовать разводам, – но не препятствует... Современный человек ищет в семье удобное существование, комфорт, защищенность, и с прекращением стадии влюбленности (то есть страсти) нести тяготы другого он не готов. Супруги легко расстаются, чтобы найти себе более подходящих партнеров. И потому многим современным людям можно поставить такой диагноз: духовная неспособность к брачному сожительству при установке иметь семью. Сегодня высокое представление о браке, которое было создано в христианской традиции, и понимание брака как символа союза Христа и Церкви не вмещается в современную культуру – в ней развод стал атрибутом брака. И данные статистики подтверждают это: за год в одной из епархий (и автор указывает, в какой именно) на 10 тысяч венчаний пришлось 7 тысяч заявлений о расторжении церковного брака. Совместима ли подобная практика с учением Церкви? Нет, и потому все чаще сами священнослужители говорят, что таинство Венчания в наши дни просто профанируется. Но эта проблема родилась не в XXI веке.

Наше время очень похоже на начало христианской эры, когда Церковь существовала в лоне государства. В Римской империи желающие вступить в брак заключали брачный контракт и потом христиане получали благословение в церкви, существовало разделение брачных отношений на гражданские и духовные. С течением времени в Византии Церковь стала играть роль ЗАГСа, превратилась в государственный орган, который стал регистрировать гражданское состояние граждан: их браки, разводы, рождения, смерти. Государство сняло с себя эти обязанности, переложив их на Церковь. Чем это плохо для Церкви? Любой человек, объявлявший себя христианином и желавший зарегистрировать свой брак, обязан был венчаться. И этот порядок унаследовала в свое время Русская Православная Церковь.

МНОГИЕ революционеры конца XIX – начала XX веков венчались в Православной Церкви, хотя в сердцах своих они ни этого таинства Церкви, ни всех остальных не принимали, как не имели и веры в Бога. Но по-другому в дореволюционной России быть не могло – иначе браки просто не заключались. И потому в Церкви в те времена венчались безбожники!

А это трагедия – когда венчаются люди неверующие, не кающиеся, то это трагедия и для них, и для Церкви. Церковь оказывается несвободной. Представим ситуацию конца XIX века: пришли революционеры к священнику венчаться. Предположим, он им возражает: «Уважаемые господа, я не буду этого делать»; это очень сильно ущемляет их гражданские, имущественные права, вредит в глазах общества их ребенку, ставя его вне закона. Но священник в самом деле не имеет права их венчать в таком духовном состоянии. Должна быть свобода у Церкви, у пастыря: при неготовности духовных чад к таинству предложить им пройти подготовку к нему.

И СЕГОДНЯ действительно такая подготовка предлагается не на словах – например, во всех храмах Екатеринодарской епархии она проводится для молодых пар, желающих приступить к таинству Брака, и будущие супруги проходят специальные подготовительные курсы, на которых батюшки рассказывают молодым людям об основах Православного вероучения, разъясняют смысл Венчания, говорят об ответственности супругов перед Богом и людьми, о недопустимости разводов, о многом другом важном и нужном. И эти беседы, возможно, позволят будущим супругам когда-нибудь обрести подлинное счастье – нужны они не Богу, не архипастырю и не батюшкам: сами и только сами молодые супруги съедят пуды соли и проживут свою жизнь в горе и радости, в болезни и здравии. Но готовы ли они будут в трудностях и испытаниях удержать в своем доме совет да любовь? И что надо делать, чтобы оказаться готовыми к Венчанию, по крайней мере, тем, кто считает себя христианами?

Для начала провести некое духовное исследование и установить, не являются ли люди, вступающие в брак, родственниками. Канонами Церкви не допускается тогда заключение брака. Выясняется, здоровы ли психически будущие супруги, были ли они женаты до того. Примеров таких нарушений канонов тысячи – сегодня стольким священникам приходится сталкиваться с желанием «молодых» обвенчаться не только во второй, но и в четвертый-пятый раз. А о епитимье такие «молодые» иногда и не слышали.

(Окончание в №17)


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 10.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 10.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

Смерть! Где твое жало?

В покоище Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются

В нынешнем году Пасху, светлое Христово Воскресение, встретили мы 15 апреля, а Радоницу, поминовение усопших, – 24 апреля, во вторник Радоница – это и день поминовения умерших родственников, и день, когда мы делимся с ними Пасхальной радостью.

 
Катехизация

Ручейки становятся рекой

Беседовал Д. Владимиров

О конкурсе православной культуры «Ручейки добра» рассказывает Светлана Дубовик, сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс