Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Жизнь христианина в Церкви строится на его общении с Богом. И каждый раз, произнося слова молитвы: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сый и вся исполняяй», мы исповедуем, что наш мир может существовать только когда в нем присутствует благодать Божия. И потому главная цель церковной жизни состоит в том, чтобы дать Богу действовать в жизни человека, и прежде всего через таинства. Эта таинственная жизнь Церкви имеет не только определенную направленность, но и вполне объяснимую логику, согласно которой сначала человек готовится и приступает к первым и потому очень важным таинствам Крещения и Миропомазания; после рождения в духовную жизнь и получения даров Святого Духа участие теперь уже христианина в жизни Церкви не заканчивается, а напротив, лишь начинается и приобретает свой смысл, порядок и ритм. И если не все новоначальные христиане могут сразу приступить к таинствам Брака, Священства или Соборования, то к таинствам Покаяния и Евхаристии, согласно логике церковной жизни, ее учению и многовековому опыту, прибегать должны все взрослые члены Церкви. О таинствах Крещения, Миропомазания и Покаяния мы уже говорили, а в ближайших номерах мы рассмотрим таинство Евхаристии или, как его еще называют, – таинство святого Причащения и правильную подготовку к нему.
Я полагаю, что не только у верующих, но и даже у людей, незнакомых с Православием и с христианской Церковью, есть какие-то свои представления о таинстве Причащения. Суть его в том, что Господь дает нам, недостойным людям, не имеющим в себе источника жизни, возможность прикоснуться к ее Источнику. Прикоснуться не просто руками, как в современных музеях, где висят надписи «можно трогать руками» – тоже ведь признак сопричастности: пришел, пощупал, потрогал. В таинстве Причастия происходит соединение внутреннее, когда человек, принимая под видом вина и хлеба Тело и Кровь Христовы, принимает не просто Тело и Кровь, а принимает Самого Христа, принимает Его цельно, с Его Душой. И Его Тело становится, как некоторые отцы говорят, нашим телом. И это надо прочувствовать, не только понять этот образ своим умом.
Мы буквально соединяемся со Христом. То есть это не просто символ, не просто воспоминания – это соединение. Господь установил это таинство на Тайной Вечере. За тем столом апостолы действительно принимали Пасхальную пищу, которая дает жизнь человеку. И мы Святые Дары принимаем вовнутрь, а не просто прикасаемся благоговейно (как к иконе) и не просто помазываемся (как святым маслом), – это принятие внутрь, производящее наитеснейшее соединение человека с Богом.
Преподобный Исихий учит: «Когда мы, недостойные, сподобимся причаститься Божественных и Пречистых Таин Христа Бога нашего, тогда наиболее покажем трезвения, хранения ума и строгого внимания. Ибо, входя в нас, огнь сей Божественный тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы и отпущает нам прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставляется свободным от беспокойной докучливости лукавых помыслов. И если после сего мы будем тщательно сохранять ум свой, то, когда опять будем сподобляться Святых Таин, Божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим, подобно звезде». Так видели действие этого таинства на человека святые отцы, и мы должны относиться к нему с глубоким осознанием, которое должно основываться на учении Святой Церкви.
Участвуя в таинствах, человек должен понимать, что он делает. В физической жизни можно не понимать до конца, как то или иное вещество действует в организме – оно все равно будет действовать. К примеру, врач выписал лекарство и человек его принял. В нем что-то растворилось, что-то у него перестало болеть, но нравственная сторона его жизни при этом никак не изменилась. Но таинство Причастия действует совсем иным образом – здесь происходит буквальное соединение со Христом. Не просто духовное действие благодати через Святого Духа, а именно практическое, действительное духовно-телесное соединение. И если ты понимаешь глубину таинства, то становится даже страшно от понимания, что Господь действительно ради нас Сына Своего Единородного отдал на распятие. Оказывается, настолько велика Его любовь к нам, что Он на каждой православной Литургии вино и хлеб претворяет в Тело и Кровь Своего Сына.
И как нужно к этому готовиться? Порой приходит незнакомый человек и говорит: «А я хочу причаститься». Он где-то что-то услышал, и у него появилось это благочестивое желание. Начинаешь спрашивать, знает ли он, что это такое – Причастие, и в ответ слышишь различные импровизации... Человеку необходимо подготовиться, чтобы знал, что за Дар он получит и как им распорядиться.
Одна наша прихожанка, стремящаяся научиться приступать к таинству, побывала в отпуске в одном из городов Украины. Там и гонений было меньше, чем в России, и церкви не разрушались, и вроде бы культура христианская сохраняется, если не в первозданном, то в дореволюционном виде. Ее родственница предложила ей поехать в монастырь. Накануне у них был вечер встречи с возлияниями и вкушением непостных блюд, утром – плотный завтрак. Наша прихожанка подумала, что они едут просто помолиться, посмотреть и приложиться к святыням, но, подъезжая к храму, родственница предложила всем причаститься. А наша-то уже знает, что хотя бы натощак надо причащаться, попоститься, помолиться, поисповедоваться перед этим. А родственница отвечает: «Да ничего страшного, меня батюшки знают..» Наша подумала: «Что я буду соваться в тайны чужого духовного окормления, сама еще ничего толком не знаю». Она, естественно, не пошла к Причастию, а родственница причастилась. Моя знакомая засомневалась в знаниях и христианском опыте родственницы и спросила ее: «А что ты приняла в таинстве?» На что радостная причастница без сомнения ответила: «малинку». Вечером «малиновое причастие» закончилось продолжением возлияний и семейным скандалом – причастившаяся христианка устроила дома такой скандал, что мужу пришлось применять физическую силу, чтобы ее успокоить. Так это Причастие во благо пошло или во вред? Разве оно было во оставление грехов?
Преподобный авва Исаия восклицал: «Горе мне! Горе мне! Не прекращая увлекаться в общение с врагами Божиими, как я могу иметь общение с Богом? Из этого следует, что я причащаюсь в суд и в обличение себе. Перед преподанием Даров возглашаются слова: «Святая святым!» и это значит, что приглашаются к Святым Таинам святые люди. Но если я свят, то кто же приводит во мне грех в действие?» Вопрошает святой себя, но этот вопрос обращен к каждому из нас. В наши дни он, пожалуй, актуален как никогда, ибо после 70 лет гонений на Церковь и оскудения веры людей непросвещенных и недостойно принимающих Святые Дары – немало.
Поэтому подробнее остановимся на том, что есть недостойное Причащение. Ведь и недостоинство, оказывается, может быть совершенно разным! Одно дело – недостоинство мытаря, который понимает свою греховность, а другое дело – недостоинство причастника, не подготовившегося к таинству. Духовное состояние у них разное.
Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
Митрополит Ростовский и Новочеркасский МеркурийДата рождения: 21 января 1964 г.Дата хиротонии: 6 февраля 2000 г.Дата пострига: 12 марта 1988 г.День ангела: 7 декабря.
(Окончание. Начало в № 9)Есть и более трудная проблема. Когда человек даже вместил в свой ум законность такого требования и согласился с ним, встает вопрос
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.