Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
(Окончание. Начало в № 9)
Есть и более трудная проблема. Когда человек даже вместил в свой ум законность такого требования и согласился с ним, встает вопрос: как это воплотить в свою жизнь? Сознание уже не протестует. Человек, в принципе, согласен с ним, поскольку стоит перед Христом и плачет, чтобы Господь в очередной раз простил его и помиловал. Но когда дело касается непосредственно нашей повседневной жизни, мы чувствуем совершенную неспособность поступить так, как должны. Сердца наши не находят сил ни для молитвы, ни для терпения, не говоря уж о благодеянии или благословении тех, кто причиняет нам зло. Мы чувствуем, что сердца наши не вмещают тех заповедей, которые даровал Христос; исполнение этих заповедей возможно только силой Божией, живущей в нас.
Только силою Святого Духа мы можем жить так, как жил Христос. Только когда тот Дух Святой, Который жил во Христе, Который составлял содержание Его жизни, будет жить в нас, возможна жизнь по таким заповедям. Потому святые отцы и ставили стяжание Святого Духа главнейшей целью христианской жизни, поскольку без Него исполнить заповеди невозможно.
Апостол Петр пишет: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему от вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, чем за злые». Имейте добрую совесть, говорит апостол Петр, то есть христианство оперирует понятием совести, знакомым каждому, независимо от его цивилизационной принадлежности. Все признают наличие в себе некоторого независящего от человеческой воли закона, который предписывает, как правильно человеку поступать. И, тем не менее, совесть в христианском смысле несколько отличается от того, как ее понимают некоторые философы. Дело в том, что совесть, как лучше всех пишет об этом авва Дорофей, есть некоторая энергия Бога, некоторое место Бога, некоторый способ пребывания Бога в человеке – это не просто закон, который говорит, что вот так можно, а так нельзя, но живой Бог, не оставляющий человека и подсказывающий ему, как поступать в конкретной ситуации, как вернуть правильное видение, правильный угол и способ воззрения на собственные поступки, как вернуть зрячее око, очистить совесть от мертвых дел. И есть вещи, подсказывающие нам, что Бог живо присутствует в каждом человеке. Очень часто можно слышать от людей, в Церковь не входящих, что у них совесть чиста, они ничего плохого не сделали. На самом деле, если бы они честно смотрели на собственную жизнь, то увидели бы, что ни один человек не может быть совершенно безукоризненным, никогда в своей жизни не поступившим против совести. Это невозможно. Люди думают, что если совесть их ни в чем не упрекает, то, значит, они ни в чем и не виноваты – на самом деле просто люди взрослые научаются с совестью договариваться, не позволяют ей напоминать о чужих страданиях, о том, что их ждет после смерти, что на самом деле они живут не совсем справедливо, что кто-то, лишенный их возможностей, мог бы по способностям (но не может из-за существующего неравенства) достичь их интеллектуального, социального, образовательного и еще какого-либо уровня. И еще много других вопросов люди просто не позволяют совести своей задавать. Обратиться бы им к слову аввы Дорофея, тогда они увидели бы причину молчания их совести. Она не говорит того, что люди позволяют ей не говорить: они не желают слышать ее громко звучащего голоса. Хотя иногда, и такие случаи в истории ХХ века отмечены неоднократно, совесть просыпается, и ее слышат. Тогда начинается покаяние человека. Порой даже за несколько дней до смерти человек вдруг обращается к Богу, хотя до этого был, и с точки зрения общества, и по своему разумению, честным и порядочным. Но когда он обращается к Богу, в свете Божием совсем иначе переосмысливает собственную жизнь.
Апостол Петр говорит: «Господа Бога святите в сердцах ваших». Что значит «святите в сердцах ваших»? Каждое движение сердца, каждое движение ума, каждый поступок должны быть вознесены к Богу, посвящены Богу, осмыслены в свете Божественной правды и Божественной любви. Перед всяким делом нужно помолиться, но смысл молитвы не в том, чтобы произнести некое заклинание. Дело в том, что действительно каждое наше дело должно быть проявлено в свете Божественных воли, правды и любви – еще в намерении должно быть принесено перед очи Божии, чтобы спросить: «Господи, как его сделать? Угодно ли оно Тебе? Помоги мне в нем, потому что делаю я это во имя Твое». Вот что значит святить Бога в сердцах своих.
Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
Жизнь христианина в Церкви строится на его общении с Богом. И каждый раз, произнося слова молитвы: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сый и вся исполняяй»
(Окончание. Начало в № 9) Чтобы человек ощутил единство с другим человеком, преодолел собственные замкнутость и одиночество, в которых все мы, в той или иной степени
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.