Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Димитрием Смирновым в эфире телеканала «Союз»
Благодать дается смиренным
– Можно начать вот с чего. Что такое прощение? Вот если я тебя обидел, а потом скажу: «Отец Александр, ты уж меня прости, я погорячился», или «Я у тебя украл что-то, но дам тебе вчетверо, – ну, бес попутал, только не сердись», – этим я восстанавливаю с тобой отношения. А прощение от Бога – совершенно другая вещь, оно не связано с восстановлением таких отношений: отношения между человеком и Богом другие. Представить, что я Его обидел или что-то у Него украл, невозможно – Бог бесконечно большая Величина по сравнению с ограниченным человеком. А почему употребляется слово «прощен», а там, в притче, слово «оправдан»? Оправдан – это уже юридический термин: оправдан – невиновен. Что это значит? Это значит, что перед Богом нет чистого человека, все грешны перед Богом. А как происходит оправдание? Оправдание происходит не внутри Божественного ума, не внутри сердца Божества, оправдание приходит благодатью Святого Духа: Царь Небесный, Утешитель приходит в сердце человека и очищает его от всякой скверны, и грех делается небывшим, человек в некотором смысле даже забывает о нем – если Дух Святой сделал жадного щедрым, он не помнит про себя, что он был жадным, ему не жалко этих тугриков совсем: «как пришли, так и ушли, – можно за деньги что-то хорошее сделать, ну, слава Тебе, Господи». И вот это воздействие Святого Духа на человека определено термином «оправдан», хотя в юридическом смысле ничего этого не происходит.
Это притча, то есть иероглиф: есть иероглиф, который обозначает небо, есть иероглиф, который обозначает человека, какое-то явление – так же и здесь. Эта притча что-то обозначает в том духовном мире, который нам непонятен. Нам непонятны многие вещи. Например, почему фарисей, человек праведный, уходит менее оправданным, чем человек грешный – не просто грешный, а наипротивнейший из людей, которого нужно обходить за три версты: «Буди тебе яко язычник и мытарь» – что это значит? Это значит, что даже общаться нельзя, настолько он противный парень. А почему же он более оправдан Богом? Да он воспринял больше благодати. То, что фарисей молится, делает добрые дела, жертвует на храм, что он не вор, не прелюбодей – это все замечательно, и это тоже от Духа Святого. Чего же не хватает фарисею? Ему не хватает смирения, он превозносится над всеми, в том числе над мытарем. А мытарь не превозносится, мытарь сознает себе грешником. И вот это перед Богом выше, опять говорю условно, потому что у Бога нет такого представления – выше или ниже. Просто есть совершенно четкая установка, что Бог гордым противится и только смиренным дает благодать. Поэтому мытарь со своей смиренностью от Бога получил большую благодать, а раз больше благодати, значит, он больше оправдан: человек оправдывается не делами, а исключительно благодатью Божией, а благодать Божия больше привлекается исключительно смирением. И если у человека нет абсолютно никаких добродетелей, как у мытаря, но есть смирение, он спасается. И если у человека есть все добродетели, но нет смирения, он не спасается.
– «Научитесь от Меня», – говорит Господь.
– Да. Есть такая русская пословица: «Рыбак рыбака видит издалека». Или Матерь Божия говорит Серафиму Саровскому: «Сей от рода нашего». А что такое – из Ее рода? Она из рода еврейского царя Давида, он – из рода купцов Мошниных. Фамилия даже такая – «мошна», то есть «кошелек», фамилию-то они заработали как богатые люди, бизнесмены. Но не в этом родство-то (Матерь Божия была из обедневшей семьи, а преподобный Серафим – очень богат), а в смирении. И вот из этой притчи нам надо узреть, что только смиренным Господь дает благодать, а не мнимым каким-то заслугам, которые все перед Богом смешны.
Покаяние – явление редкое
– Батюшка, у нас спрашивает Виктор из Москвы.
– Говорят, что ангелы и бесы завидуют человеку, и в то же время говорят, что человек ничтожен. Как это можно соотнести?
– Да не надо слухами-то жить: бесы завидуют, а ангелы не завидуют. Ангелы – это существа, укрепившиеся в добродетели, а бесы укрепились в страстях. Тут совершенно два разных поля. Вы услышали звон, и у вас появилось недоумение, у меня тоже возникло недоумение. Я сказал, что человек перед Богом – маленькое, ограниченное существо, но Бог любит это существо. Потому что в человеке запечатлен образ Божества. Через это мы имеем дерзновение быть чадами Божиими. Но тут, по-гречески говоря, антиномия. С одной стороны, человек – царь и священник Бога Вышнего, потому что он должен свою жизнь принести в жертву Богу. А с другой стороны, это такой маленький грязненький червячок, который во всяких вонючих местах желает жить, ему там тепло и вкусно. Поэтому Богу угодно, чтобы человек жил ангельской жизнью, а человек, к сожалению, в силу грехопадения, стремится к жизни бесовской. И происходит борьба.
– Но по сравнению с ангелами человек действительно имеет то, чего даже они не имеют.
– Конечно. По природе, по данной от Бога благодати мы имеем больше возможностей, а по факту… Ну, мы иногда чистое дитя называем ангелом, но все-таки такой чистоты, как у ангелов, у нас нет и быть не может.
– Однако человеку дана возможность в своей жизни возвыситься до ангельского состояния.
– И не только. Мы, грешные люди, имеем возможность причащаться Святых Христовых Таин, чего ангелы даже не имеют. Ангелы имеют возможность просто созерцать Божественные энергии, исходящие от Бога, а мы имеем возможность с ними соединяться и духовно, и телесно. И в этом смысле возможности человеческие превосходят ангельские.
– Батюшка, такой вопрос о Причастии: в греческой Церкви Причастие не ставится в зависимость от Исповеди, эти два действия разведены во времени. Чем это объясняется, ведь невозможно причащаться Святых Христовых Таин, не очистив себя, по мере возможности, покаянием и Исповедью?
– Я исповедую людей уже более тридцати лет, а участвовал в таинстве Покаяния несколько раз в жизни. То, что люди приходят на Исповедь, чтобы после нее было какое-то очищение, я был свидетелем не один раз. А покаяние все-таки очень редкое явление. Потому что Исповедь, особенно у современного русского человека, не сопряжена с покаянием. Просто человек признает себя грешным в том-то, том и том, но это же не покаяние. Так что Исповедь-то совершается, а вот насчет очищения все очень сложно. Как преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Священник говорит: «Прощаю и разрешаю», а Бог не прощает и не разрешает».
– Человека смущает, можно ли причащаться не исповедовавшись, – мы привыкли к такой последовательности действий: сначала Исповедь, потом Причащение.
– Эта привычка идет от времени, когда люди причащались только раз в году. Тогда они говели, очень строго соблюдали пост, приходили на Исповедь и после этого причащались до следующего года либо Страстной седмицы, либо до первой седмицы Великого поста. Те, кто особо усерден, причащались четыре раза в году, но чаще – только уже когда преподобный Серафим начал говорить, что причащаться чем чаще, тем лучше, некоторые, кто его слышал, стали эту практику изменять. Но каждый человек, изменяющий какую-то практику, обречен на непонимание, на подозрения. Просто авторитет преподобного Серафима дал такую возможность, которую развил уже в начале ХХ века святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он тоже причащал без Исповеди. Потому что Причащение – это одно, Исповедь, таинство покаяния – совсем другое.
– Батюшка, есть вопрос, давайте ответим.
– Батюшка, когда я лет двадцать назад крестилась, я совершенно не верила в Бога, для меня Крещение было как некое представление. Сейчас, слава Богу, я истинно верующий человек. Но меня мучает вопрос, а насколько верно было мое Крещение?
– Оно верно на все сто процентов. Таких людей, как вы, великое множество среди нашего народа, которые во что-то там веруют, конечно, но только не в Святую Троицу, не в Господа нашего Иисуса Христа, и не в то, во что верует Святая Церковь, – если у них начнешь что-то спрашивать, они ничего не ответят: если в воскресную школу прийти на первый-второй год обучения, поговорить с детьми, иногда слова будут случайно совпадать с тем, во что верует Церковь. А веры порой и нет.
То, что вы очень глубоко переживаете – это хорошо, это вселяет надежду, что вы сможете дойти до глубин веры и стать настоящей христианкой. А так это всеобщее положение нашего бедного народа, который записывается в православные по Крещению. Но это еще только начало пути, только зачатие духовной жизни, а нужно еще и родиться, и вскормиться, и обучиться, и при этом еще жизнь прожить христианскую, то есть плоды принести. Это очень долгий путь.
Без правил человек жить не может
– Батюшка, кто дал имя Адаму? Потому что Адам дал имя Еве. И второй вопрос: на ком женился Каин, если в то время были только Адам, Ева, он и Авель, – откуда еще взялся один человек?
– Может быть, вы удивитесь, но я абсолютно не знаю, кто дал имя Адаму и кто дал жену Каину. Я только подозреваю, что Господь создал человека из какого-то готового принять дыхание Божества живого существа. И Каин просто соединился с этим существом женского пола. А кто дал имя Адаму? Может быть, только впоследствии Адама стали так называть. Приведу такой пример. Тысячу лет назад был у нас на Руси князь Владимир, которого крестили Василием, а потом уже народ дал ему еще одно имя, назвали его Красным Солнышком. Так что возможно, что Адама стали так называть позже. В Библии не все написано из того, что было, а написано только то, что для нас важно. Библия нам не даст ответа на все еще и потому, что написана, когда не было еще ни науки, ни каких-то исследований. Да и это написано, первая часть, по крайней мере, со слов пророка Моисея, и, говорят, записано даже не сразу после того, как он это изрек, а много позже. Но это совершенно не страшно. Главное совсем другое, то, что даны такие образы и про змия, и про ребро, и про крепкий сон, и что Бог создал мужчину и женщину, и что нехорошо быть человеку одному. И то, что человек сам, из-за своего греха, потерял общение с Богом, спрятался от Него, потерял райскую жизнь – вот это важно. А в каком загсе ему имя дали, для нас это совершенно неважно.
– Елена из Украины: «Знаю, что хлеб и вино в Причастии есть Тело и Кровь Иисуса Христа. Но помогите объяснить мужу, почему перед Причастием нельзя ни есть, ни пить».
– Таков древний обычай. Почему, когда мы входим в помещение, снимаем шапку, почему, когда с человеком встречаемся, мы пожимаем ему руку, а христиане еще и целуют друг друга троекратно? Обычай. А обычай связан с тем, чтобы человек глубже осознал, что пища, которую он вкушает в церкви, – она иная, не такая, какую мы покупаем на базаре или в магазине. Такие обычаи помогают человеку прийти в чувство. Вообще без правил человек жить не может. Вот в Церкви возникло такое правило, что причащаешься натощак. Но кроме детей малых и болящих тяжело.
Черту подводит Бог
– Батюшка, вот такой вопрос: «Что означает выражение «да не усну в смерть?».
– Тут двояко. Есть состояние, которое называется смерть души, когда душа находится в оцепенении, омертвении. А второе – чисто физическое состояние. Чтобы, уснув, я встал на следующий день опять потрудиться для Господа.
– Многие мечтают лечь, уснуть и не проснуться, как-то раствориться незаметно.
– Все равно это не получается: то, что мы именуем смертью, – только наименование, все равно жизнь продолжается.
– Мы часто просим, чтобы Господь даровал нам безболезненную кончину, а ведь известно, что болезнь перед смертью полезна человеку, она как-то его смиряет.
– Это конечно. Но, как маленькие дети не любят горького лекарства, так и взрослые устрашаются, прося Царя Небесного об этом.
– Бог ведает, что человеку полезно, а мы, порой идя вразрез, просим не то, что Господь предполагает, как нам лучше.
– Но мы надеемся, что наши желания придут в гармонию с волей Божией.
– Что такое благая кончина? Это когда душа перейдет в Царствие Божие?
– Нет. Это когда душа попадет в руки Божии, потому что Царство Божие внутри нас есть.
– Это если человек приобрел его в земной жизни...
– Лучше сказать, стяжал. Потому что приобрел – это уже есть некий конечный результат, а стяжание – это процесс.
– Но кончина есть некий итог, который мы подводим.
– Да, только не мы подводим, а Бог подводит под жизнью человека такую черту. Но спасение – это все равно процесс. Либо человек находится в этом движении, либо он уснул в смерть, и тогда этот процесс остановился.
– Когда человек находится в духовном движении в земной жизни, это движение продолжается после смерти тела?
– Думаю, да, хотя знать нам об этом не дано.
– Просто предел развития человека в земной жизни нам все-таки известен, хотя бы по примеру каких-то людей. А вот интересно, чего может человек достичь в будущей жизни, если будет развиваться?
– Ну, это же все развивается не усилиями только человека, опять же – благодатью Божией, а степень приближения к Богу бесконечна.
Вынь бревно из собственного глаза
– Людмила пишет: «Ты в церкви не крещеная, но погруженная», – это слова моей мамы. Мне сейчас шестьдесят лет, и я неоднократно сама крестная. А в последнее время стали одолевать сомнения: если в церкви не было Крещения, можно ли себя считать крещеной? Объясните, пожалуйста, значение слова «погруженная».
– Погруженная – это в переводе на русский язык «крещеная». Трудно сказать, что имела в виду ваша маменька, но если это погружение совершалось в церкви, то это Крещение подлинное.
– Батюшка, кстати, очень много вопросов на эту тему, когда люди не помнят, как их крестили, где, свидетельства нет, и возникают сомнения: крещеный человек или нет?
– Ну, пойди и покрестись, какие проблемы, что мучаться-то?
– Но если человек крещеный, то второй раз креститься нельзя.
– Нельзя. Но ты же не знал, а незнание в данном случае трактуется в пользу обвиняемого.
– Ирина из Пушкино спрашивает, остается ли прижизненная память с душой усопшего?
– Судя по тем явлениям, которые бывают в нашей жизни, остается. Например, усопший является человеку и говорит ему что-то.
– Но здесь, я понимаю, душа умершего хранит память о своей земной жизни.
– Есть такие свидетельства, что усопшие хранят эту память.
– Ксения из Смоленска спрашивает: «Батюшка, встречаются ли души умерших? И видят ли они нас?».
– Иногда точно видят, об этом тоже имеются свидетельства. Насчет встречаются, думаю, по-разному, это зависит от близости к Богу каждой души. Прямо говоря, есть же рай и ад, и если одна душа находится в одном месте, а другая в другом, тогда общения нет. Я так думаю; может быть, ошибаюсь.
– Батюшка, у меня отец был контужен на войне, совсем глухой, сейчас ему 95 лет. Я ему не могу объяснить, что нужно исповедаться и причаститься. Можно ли его причастить по вере моей?
– Но вы же не сказали, что он слепой, поэтому вы можете просто написать ему на бумаге крупными буквами и спросить, хочет ли он исповедоваться и причаститься? В таком возрасте он, наверное, уже знает, что такое Причастие.
– Вот такая ситуация: в семье болящий 17-летний ребенок. Его причащают, но он никогда не исповедуется. Мама спрашивает: «Я-то знаю его грехи, потому что постоянно с ним общаюсь. Могу ли я за него, когда батюшка придет его причащать, поисповедовать его грехи?».
– В этом нет никакой нужды. Это сравнимо вот с чем: у моего 17-летнего сына болит зуб, могу ли я вместо него пойти к стоматологу и вырвать свой? Это какое-то механическое восприятие Исповеди. От того, что один человек назовет второму человеку грехи третьего человека, что изменится? Ничего. А то, что он причащается, это хорошо. Как преподобный Серафим говорил: что будет причащаться и просвещаться, будет просвещаться, пока совсем не просветлеет.
– Батюшка, Никита из Москвы спрашивает, как избавиться от осуждения? «Постоянно осуждаю и как-то комментирую поступки и внешний вид других людей. Такое ощущение, что в общественном транспорте нужно ездить с закрытыми глазами, иначе обязательно согрешу».
– Это ничего не даст. Во-первых, в памяти и так очень много впечатлений, потом будут доноситься звуки. Тут очень простое лекарство: нужно сначала вынуть бревно из собственного глаза. Когда человек видит свои грехи, ему уже не до грехов ближних.
– Но человек говорит, что все эти мысли просто лезут в его ум.
– А в уме все отсекается только молитвой, больше ничем. Пришел помысел осуждения – тут же покаянная молитва к Богу, чтобы это не вырвалось в каких-то словах. Согрешил? Тут же покаялся: «Прости меня, Господи». Но если только языком мы это будем говорить, то пользы не будет. Надо, чтобы было покаяние в мыслях.
– Интересно, что люди, называя себя грешниками, совсем не так как-то ведут себя.
– А потому что все у них на словах только. Господь нам говорит: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня».
– О Господи, как приблизить сердце свое к Тебе? Спасибо, батюшка, за Ваши ответы.
– Спасибо за ваши вопросы – простите, если я не сумел на них ответить так, как вы того хотели.
Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
Танюшина бабушка была верующей. Когда девочку приводили к ней в гости, бабушка открывала старинный молитвослов, ласково и протяжно говорила: «Ну что, пришла ко мне, давай помолимся»… От бабушки шли тепло и какой-то невидимый, но ощутимый свет. Пятилетнюю девочку к ней так и тянуло…
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.