Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (666) → Епископ Костанайский и Рудненский Анатолий: «Мы получаем благодать не за деньги»

Епископ Костанайский и Рудненский Анатолий: «Мы получаем благодать не за деньги»

№9 (666) / 27 февраля ‘12

Архипастырь

– В эфире очередной выпуск программы «Архипастырь», в студии Александр Сергиенко. Наш гость – епископ Костанайский и Рудненский Анатолий. Сразу отвечаем на звонок – Пермский край на связи.

– У меня такой вопрос. К вере я пришел в зрелом возрасте; обращаясь к настоятелям разных храмов, получил один ответ – оказалось, чтобы креститься, надо заплатить от трех тысяч и более. Так что, нехристем мне, что ли, помереть, ведь сказали, что ни причащать, ни отпевать не будут, если не буду крещеным, а у меня таких денег нет.

Благодать не купить за деньги

– Да, печальный вопрос... Я архиерей и управляющий епархией, мы всемерно стараемся с этим бороться. Много уже было сказано на эту тему – действительно, имеются случаи в Церкви, когда за таинство устанавливают какую-то плату. Насколько я знаю, в Москве, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, и в моей епархии людей, которые не могут совершить пожертвование при Крещении, обязательно крестят бесплатно. Если вы будете в Москве или в нашей епархии (правда, она в Казахстане), мы с удовольствием и без всяких условий обязательно совершим над вами таинство Крещения.

Известно: Церковь существует на пожертвования. Если все будет совершаться без пожертвований, священнику не на что будет купить себе пищу, одежду, содержать семью, то есть его просто не будет в этом месте. И сам вопрос отпадет: некому будет крестить. Но если какой-то человек не может пожертвовать деньги, это таинство, совершенно однозначно, должно совершаться бесплатно, поскольку сама церковная жизнь не ориентирована на деньги: Церковь – не ларек, где торгуют таинствами и благодатью Божией. Господь с самого начала сделал предупреждение: «Даром получили, даром и дайте». То есть мы получаем благодать не за деньги, не стоит Крещение три тысячи или пять тысяч – не стоит, потому что цены у него нет. Цена Крещения другая – вечная жизнь или вечная смерть.

А что касается пожертвований, почему приходится в храме вывешивать «прейскуранты» священникам? Приходят верующие и говорят: «Мы хотим покреститься – сколько это будет стоить?». Священник отвечает: «Ну, сколько дадите, а если не дадите, то совершится Крещение бесплатно». А они настаивают: «Нет, все-таки, сколько нам нужно заплатить?». Батюшка говорит: «Да сколько можете, столько и пожертвуйте». Они дают определенную сумму, а потом всем рассказывают: «Знаете, а с меня вот взяли в храме столько-то денег». Ну не брал священник, они сами настояли. И когда я беседовал в этом конкретном случае со священником, он сказал: «Владыка, я никакой цены не назначал, он сам определил это и принес деньги». То, что не нужно давать за Крещение, – это точно. Но на что же будет существовать священник? Совесть подсказывает, что человек обязан пожертвовать в данной ситуации. А сколько? Вот поэтому в храмах вывешивают такие «прейскуранты»-ориентиры. В Москве, допустим, дороже, на периферии дешевле, а где-то бесплатно.

Я знаю священников, которые сотнями крестят бесплатно, особенно солдат или больных людей в больницах, и прочее. Даже и речи нет, чтобы была какая-то сумма.

Я вам приведу такой пример, хотя это было очень давно, и сейчас цены, конечно, изменились. Мой друг-священник рассказывал, как однажды в храм привезли покойную, нужно было ее отпеть. Его спрашивают, сколько заплатить, он ответил: сколько дадите. Отпел. Ему дают тысячу рублей. Увезли покойную, похоронили, на другой день приезжают и говорят: «Батюшка, в храмах за отпевание положено 500 рублей платить, давай наших 500 рублей обратно» – и он вернул.

Поэтому сколько нужно давать, насколько этично иметь деньги в храме – сложный вопрос. И он целиком и полностью зависит от состояния человека, который пришел креститься, и от состояния священника, которому, может быть, не на что даже и хлеба купить. Когда я в Магадане служил, мы некоторым священникам доплачивали зарплату, зная, что им не приобрести даже самые простые продукты питания.

Но если креститься не на что, а вам не идут навстречу, звоните во все колокола, ради Бога, есть и телефоны для этого случая, и я могу обратиться к знакомым священником, и обязательно мы вас покрестим, Крещение – это рождение души к вечной жизни.

Высокое призвание матери

– Следующий звонок – из Московской области.

– Всем известно, что женщине дано право родить жизнь, и в то же время каждый рожденный на этой Земле обязан умереть. Получается, что женщина, рождая жизнь, рождает смерть?

– Да, женщина рождает человека в жизнь. Но рождает не означает – творит, Господь творит жизнь и через женщину рождает ее здесь, чтобы на Земле она приобрела свойства для вечной жизни. Женщина – мать: само слово «мати» – принимает в себя жизнь и ее вскармливает. Вы знаете, что после рождения ребенка женщина должна принести молитву от осквернения. Под осквернением понимается, что рожденное ею должно умереть – это скверна смерти, скверна греха, тления. И чтобы понять причастность к этому тлению, когда рядом жизнь, женщина на сороковой день после родов должна прийти в храм и совершить молитву, обращенную к Господу, с пониманием того, что жизнь жизнью, но по своей греховности она туда добавляет тление, смерть. И через эту молитву просить Господа то, что невозможно ей, восполнить Своей благодатью. Казалось бы, рожденное должно умереть, но по благодати Божией оно, если захочет, воскреснет, приобретет те свойства, которыми обладает Христос Спаситель. И мы эти свойства получаем через святую Евхаристию.

Мать – первый человек, кого встречает родившийся. Я не могу вспомнить, как проходили первые минуты, часы, дни моей жизни на Земле, но я прекрасно помню, что самый теплый человек – это мать, самый любвеобильный и кормящий – это мать, самый дорогой для меня – это мать. И даже не отец, а мать совершает молитву от осквернения, то есть о причастности к тлению. Физиологически это связано и с периодом очищения. Здесь происходит слияние таинственности жизни и таинственности смерти, причастности Творца, сотворившего жизнь, и творения, принимающего и продолжающего эту жизнь.

Не знаю, ответил ли я на этот вопрос, но мне очень хотелось бы, чтобы все матери знали: принимая в себя жизнь и передавая ее следующему человеку – своим детям, они тем исполняют послушание Божие, они сопричастны источнику жизни. И не случайно Матерь Божию, которая со смирением воспринимала все, что касается матери, Церковь воспевает как Высшую Небес, светлей света солнечного, то есть как несравненную мать, не сравнимую ни с чем, что сотворил Бог. Ничто не может сравниться с тем, что, по смирению, может получить женщина. Причем это связано именно с пониманием того, что рождает в смерть. Матерь Божия пережила это, на Ее глазах прибивали ко Кресту Христа Спасителя. И не случайно евангелист говорит: «Оружие пройдет душу», то есть настолько это тяжело, настолько страшно, но мы же живем с Богом, со Христом, и Христос через Свое Воскресение делает так, что невозможное человеку возможно Богу.

Грех – это смерть

– Батюшка, слушаем еще один вопрос.

– Я слышала такое выражение: «гневайся, не согрешая». Объясните, пожалуйста, его смысл?

– Гневайтесь, но чтобы люди не получили от вашего гнева зла – чтобы не было неправды, не было осуждения. Гнев – это реакция на зло, но это не ненависть. Ненависть – это желание отторгнуть, несмотря ни на что, а справедливый гнев по отношению к злу вполне приемлем и понятен. Не случайно Псалмопевец Давид эту мысль провел через всю Псалтирь: в ней мы видим и гнев, и борьбу со злом, и сожаление о содеянном зле, и покаяние, и исправление. «Гневайтесь, но не согрешайте», – «грех, – как говорил апостол Павел, – это смерть». Когда гнев не исправляет то зло, которое было совершено другим человеком, а, наоборот, создает предпосылки к совершению дальнейшего зла, это, конечно, грех.

Мы знаем праведный гнев. Возьмите войну. Мы гневаемся справедливо. Я не хочу этого, но когда иду на войну, беру оружие. Во время боя есть гнев? Конечно, есть. Закончился бой. Я вижу безоружных людей, да еще, как это бывало, женщин и детей, и применяю оружие к этим людям. Когда идет отторжение войны – это праведный гнев, и он принесет добро, он прогоняет войну. Но когда я во время войны беру оружие и совершаю убийство, это греховный гнев.

Не могу не рассказать такой случай. Я был тогда наместником Никитского монастыря в Переславле. Перед богослужением всегда исповедовал прихожан. И вот однажды на Исповедь пришел очень старый дедушка, живущий по соседству с монастырем, хотя никогда раньше не приходил. И сказал, что грешен, хочет покаяться. Я спросил, убивал ли он людей? Он ответил, что да. Отмечу особо, что священнику, исповедующему человека, обязательно нужно время для беседы с ним, чтобы выяснить, что произошло. Ведь убийство убийству рознь. Может быть, он издевался над человеком, а, может быть, был невольным участником убийства. Может быть, вместе с ним нужно помолиться, а, может быть, покаяться вместе с ним? И я попросил его рассказать, как это было. И он мне рассказал, что во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, во время ожесточенных боев под Сталинградом, был приказ: пленных не брать. Он был пулеметчиком и говорил, что во время боя убивал очень многих. Однажды они освободили деревню, откуда-то из-за поленницы вытащили молодого немецкого солдатика, замерзшего, трясущегося, который умолял, чтобы его не убивали. Старик рассказывал: «Я его прямо из пулемета срезал, я видел, как он умирал, я видел его глаза. И вот с этими глазами в памяти я дошел до Берлина, еще три года прослужил в войсках. Пришел домой, с годами уже всех своих товарищей похоронил, а сам не могу умереть. Я ложусь спать и вижу эти глаза, вижу эту смерть. Я не могу умереть». Мы еще с ним поговорили, он исповедался, причастился, а через некоторое время умер.

Гнев гневу рознь. Сотни людей, убитых им за всю войну, – и один убитый человек. Тоже гнев. Но не случайно Псалмопевец говорит: «гневайтесь, но не согрешайте» – чтобы, убивая других, не мучить свою душу. Человек уводит свою душу от Бога, потому что ненавидящий брата ненавидит свою душу, убивающий брата – убивает свою душу.

– Ответим на звонок из Орла.

– Батюшка, в Евангелии от Луки есть рассказ, когда господин призывает своего управителя и требует отчет у него. Господь говорит после этого: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом». Объясните, пожалуйста, что это означает?

– Замечательная притча, и Господь не случайно говорил ее Своим ученикам. Возьмем самый простой пример. Маленький ребенок, который все время ползал по полу, немного подрос и залез на кровать родителей. Ах, какое открытие – оказывается, кроме пола есть еще что-то! Все, что имеет ребенок, ему дали родители: и пол, и игрушки, и пищу. Так же и мы пришли в этот мир. Мы его должны еще отработать – смирением, трудом, работой над собой, желанием быть полезным, любовью, в конце концов. Той любовью, которая Господом определена: нет больше любви, если человек душу свою полагает за друзей своих. То есть свою жизнь нужно вложить в жизнь других, когда им трудно, когда им необходимы ваша помощь и поддержка – то, что нам дал Господь, это богатство, которое мы получили – и, усвоив его себе, мы должны помнить: чем больше отдадим богатства, которое нам дал Господь, чем больше добра сделаем другим, тем больше мы приобретаем – как Господь говорит: кто душу свою сберегает за счет других, тот ее теряет, а кто ее теряет ради других, тот ее приобретает. То есть душа получила то самое богатство, где воры не подкапывают и не крадут, где ни моль, ни ржа не истребляет. На Небесах.

Поэтому когда ты имеешь знания – делись, имеешь материальные ценности – поделись, здоровье – поделись. Ведь сколько есть инвалидов – придите к ним, помогите, обслужите, приведите в порядок. И, конечно же, если мы все будем исполнять так, как Господь от нас ожидает после того, как Он нам дал этот земной мир, то после смерти нашей Он даст нам десятерицей.

Вот мы, архиереи, входим в храм, и нас встречают, как Христа: одевают в царские одежды, благословляют на самое высокое дело, которое есть на Земле. Мы надеваем все знаки и символы, которые способствуют таинству зарождения и воспитания человеческой жизни для вечной жизни, руки должны быть чистыми и помыслы должны быть прямыми, желание должно быть неукоснительным. Готовится архиерей, затем он подходит к престолу, и совершается чудо получения благодати воскрешения человеческой души и чудо зарождения вечной жизни. И там говорятся такие слова: «Да просветится свет ваш пред человеки, да видя добрые дела ваши, люди прославили Отца вашего, Который на Небесах».

Благословение Божие да пребудет со всеми вами.


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 19.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.30, 20.30, среда 02.30


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 
Церковный календарь

Без борьбы со страстями не достичь Царствия Небесного

Протоиерей Евгений Попиченко

3 марта – память преподобного Досифея Преподобный еще в молодых годах, несмотря на то, что был знатен и богат, оставил мир и удалился в пустыню, в обитель, которая отличалась особой строгостью жизни иноков.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Димитрий Смирнов: Богом человеку дано многое, но многое и спросится

Беседовал протоиерей Александр Березовский

Беседа с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Димитрием Смирновым

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс