Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (665) → Апостол Петр: супружеские отношения

Апостол Петр: супружеские отношения

№8 (665) / 20 февраля ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. ЕкатеринбургИсследуйте писания

(Окончание. Начало в № 7)


ХОТЕЛОСЬ бы обратить внимание на одно очень важное, на мой взгляд, свидетельство этой главы соборного Послания апостола Петра.Он указывает в стихе 4-м, что Богу наиболее важен «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа». Это сказано не только о женщинах, это сказано вообще о жизни человека во Христе, неважно, какого он пола: на самом деле самое драгоценное пред Богом – это внутреннее, а не внешнее, самое главное, каков человек внутри. И очень часто люди ошибаются, меряя человека внешними его проявлениями. А Бог видит сокровенную тайну его сердца: как в Евангелии об этом сказано, Христос видел сердце каждого человека, и знал, что у него на сердце, а не на языке или в каких-то проявлениях. Очень часто и в жизни, особенно ХХ века, встречается множество эпизодов (иногда очень ярко описанных, иногда проходящих незаметно), когда человек по всем признакам неверующий вдруг, при обнажении тайны его сердца, оказывается верующим. Не стесняющимся и боязливо верующим, а по-настоящему поверившим раз и навсегда и веру свою проносящим через всю свою жизнь, и каждый поступок осуществляющим по вере во Христа. И, напротив, люди, которые, казалось бы, всячески проявляли веру, в сердцах своих веры не имели и даже по совести жить не могли. Эта сокровенная глубина сердца – на нее, как на самое важное, и смотрит Христос. Каждый человек должен быть направлен внутрь себя, должен постоянно проверять, каковы его мысли, чувства, переживания, его духовные глубины перед Богом.

Такой и была практика аскетического, так называемого умного, делания – делания умной сердечной молитвы, о которой писали православные подвижники, начиная с конца III века. Это и есть опыт переживания внутреннего, сокровенного человека, опыт жизни внутри себя, собирания себя, овладение приемами, как внутреннего человека созидать и как изгонять, как совладать со злом, неправдой, которые в нем есть или пытаются внутрь него проникнуть. И понятно, что человек собранный, который живет внутри, в сокровенном, невидимом другим внутреннем мире духовного делания перед Богом, и кроток, и молчалив, и смиренен, и мир не может его ни понять, ни вместить. Он может изумиться, если дары духовные в этом человеке проявляются так ярко, как, например, в ХХ веке в известном старце-архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Но такой человек может быть невидим и незрим, как многие незаметные подвижники ХХ века, свидетельства о которых до нас иногда доходят. Мир по-разному реагирует на них, он может изумиться, пройти мимо, не поняв этих людей, но они и есть сокровище духовное, величайшая драгоценность и величайшая святыня перед Богом.

НЕСКОЛЬКО очень важных слов апостол Петр говорит и о мужьях: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». Благоразумно – это значит, разумно: человеку, мужу и дан разум, чтобы соразмерять свою жизнь и жизнь своей семьи и жены, чтобы, насколько это возможно, семья могла избежать искушений и слабостей, вызванных самой увлеченностью и увлекаемостью женской природы. Чтобы не подавать соблазна там, где он может возникнуть, чтобы предупредить и предотвратить возможность тех искушений, с которыми его возлюбленная жена по какой-то причине справиться не может.

Один человек из своего живого непосредственного опыта, возникшего на почве христианского осмысления отношений в браке, свидетельствовал, как однажды они опоздали на поезд из-за того, что жена слишком долго собиралась и красилась. В тот момент, когда он уже готов был рассердиться, он вдруг понял, что на самом деле сам виноват был: он должен был предусмотреть, что жена будет так долго собираться, ведь он же не первый день с ней живет, должен был предугадать, что так будут развиваться события, и начать собираться задолго до того, как ситуация станет такой критической и неконтролируемой. Он, как разумный, менее увлекающийся человек, должен был так построить жизнь, распределить время, обязанности в семье, так предупредить возможные искушения, чтобы жизнь семьи была как можно ровнее и спокойнее в любом отношении. Он должен был рассудить, поговорить, убедить, если это потребуется, – действительно проявить благоразумие и мудрость, с которыми мужчина и должен относиться к жене и ко всем домочадцам. Кроме того, он всегда должен помнить, что женщина, жена его – это немощный сосуд; тут даже употреблена превосходная степень – немощнейший, то есть чрезвычайно немощный, гораздо более хрупкий, чем тот хрустальный бокал, который стоит у нас за стеклом в серванте (ведь хрупкие вещи мы очень бережем, а если эта хрупкая вещь еще для нас ценна, мы бережем ее особенно. Никто, если у кого есть маленькие дети, не поставит драгоценную хрупкую вазу в детской комнате, где играют мячом и ее непременно разобьют). Но жена, женщина, это гораздо более драгоценный и гораздо более хрупкий сосуд, чем любой другой, хранящийся в нашем доме. С какой же бережностью должен относиться к ней муж! Слова «немощнейший сосуд» подчеркивают ее слабость и в духовном отношении – не случайно сатана искушал Адама через Еву. Мы читаем о подвигах великих преподобных жен, жен-мучениц, но они исключение из правил. Сами книги богослужебные, описывая их подвиг, называют их мужемудрыми, то есть стяжавшими силу и духовную крепость мужчин. А обычная женщина должна быть окружена (и с духовной стороны, и с телесной) всецелой мужниной заботой, она очень хрупкий сосуд. Мужчина должен оказывать ей честь, ведь она получит равное достоинство с мужем в Царствии Небесном. Муж должен всегда помнить, что жена – не его раба, она раба и слуга Христова, и уже только поэтому он должен заботиться о ней, как о служительнице или сослужительнице Божией.

Здесь нелишне напомнить, и апостол Петр указывает, что Сарра называла Авраама господином, но и Авраам называл Сарру своей госпожой.

И САМОЕ главное, если не будет мужчина оказывать такой чести и достоинства своей жене, если не будет заботиться о ней, как о немощнейшем сосуде, это непременно будет препятствовать ему в молитве: он не сможет обрести дерзновения на молитве, пережить ее благодатные возможности, пока не научится быть снисходительным, кротким, долготерпеливым по отношению к жене... Он хотя бы просто должен понимать и исповедовать, что любая жена есть дар от Бога, и он должен быть благодарен за этот дар и беречь его. И если он так будет относиться к супружеским своим отношениям, препятствий на молитве у него не будет никогда.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 13.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Уроки Православия

Подготовка к таинству Покаяния

Протоиерей Андрей Канев, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии

(Окончание. Начало в № 7) О ФОРМАЛЬНОМ покаянии в наше время часто говорят как о явлении распространенном, которому, к сожалению, все подвержены в той или иной мере.

 
Читаем Ветхий Завет

Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

(Окончание. Начало в № 7) НИКОМУ в голову не придет сегодня думать или говорить о том, что в днях творения, описываемых в Библии, укладываются наши 24 часа.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс