Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (664) → Апостол Петр: супружеские отношения

Апостол Петр: супружеские отношения

№7 (664) / 13 февраля ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. ЕкатеринбургИсследуйте писания

ПРОДОЛЖАЕМ рассматривать Первое соборное Послание апостола Петра – переходим к третьей главе и к самому первому свидетельству этой главы, в котором апостол рассуждает о правильном духовном устройстве семейной жизни христианина: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.

Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.

Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.

Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах».

Что можно сказать об этом свидетельствовании, чтобы не впасть в набившее оскомину морализаторство? Первое, на что хотелось бы обратить внимание, не вдаваясь в глубокое рассмотрение этого вопроса, – то, что Церковь говорит вот уже две тысячи лет о благочестии женщины, о норме ее внутрисемейного поведения, о ее послушании мужу. Все это не выдумки Церкви, но подтверждение в свидетельстве Святого Духа. Понятно, что для людей, вне Церкви находящихся, неверующих, слова этого свидетельства вообще ничего не значат. Но апостол Петра пишет не для них. И голос Церкви о норме отношения мужчины и женщины в семье, в браке – тоже не для них. Этот призыв, слово обращено к людям, которые считают себя христианами (или хотя бы один из супругов считает себя христианином). Понятно, что верах людей, признающих церковный авторитет, зиждется на свидетельстве Священного Писания, в том числе и апостолов, Нового Завета, Евангелия. И для них это значимо. Людям, считающим себя принадлежащими Церкви, важно понять, что свидетельства Церкви о послушании, о повиновении жены мужу не историческая данность, некоторый штрих прошлых исторических эпох, не свидетельство опыта той жизни, среди которой жили апостолы, а именно воля Святого Духа – воля Божия. И совершенно неслучайно апостол Петр апеллирует здесь к самой первой книге Священного Писания – Книге Бытие, как бы подчеркивая и показывая, что в этом принципиально ничего не изменилось: как было во времена Авраама, так должно быть и сейчас – нужно воспринимать нашим сердцем, нашей верой, что повиновение жены мужу есть воля Божия.

Люди жили и во времена апостолов, и до апостолов, и после апостолов, и в обыденном опыте (о котором мы можем судить по фольклору и по авторской литературе, по эпическим сказаниям) чаще всего именно женщина управляла мужем. Суровая, а то и скверная жена – это притча во языцех. Такой персонаж в нашем Отечестве есть и в народных сказках, и в других жанрах фольклора.

АПОСТОЛ в своем призыве не отсылает нас к общеизвестной, общепринятой данности, фиксируя ее в тексте Священного Писания. Напротив, как раз вокруг себя исполнения такой заповеди люди и не видели – апостол свидетельствует о необходимости подобной семейной нормы не из практики семейной жизни современников, а показывает: так велит Бог. Мы впервые узнаем о таком необычном свидетельстве в самом начале Книги Бытие, при описании грехопадения. Бог, фиксируя меру преступления каждого, назначает своего рода епимитью. Он говорит, что муж теперь будет господствовать над женой, а она должна будет повиноваться ему. В понимании схоластическом, юридическом это может восприниматься как наказание, но это – епитимья, то послушание, тот образ бытия, осуществляя который человек и может осуществлять волю Божию. Вместо простой заповеди не вкушать плод с дерева познания добра и зла, ему назначается более сложное дело: мужу в поту труда зарабатывать, возделывать и стяжать хлеб свой, а жене повиноваться мужу и в муках рожать детей. Исполняя эту заповедь с верой, человек может осуществить и сохранить связь с Богом, мир с Ним. Послушание Богу для человека важнейшая основа жизни: только через послушание Богу, исполнение воли Божией он может стяжать жизнь вечную. Этой волей Божией для женщины конкретно становится повиновение мужу: творя эту заповедь, творя именно послушание от Бога, женщина обретает и смысл, и благодать.

АПОСТОЛ Петр далек от мысли регламентировать чью-то супружескую жизнь. Он заметно пытается избегнуть этой темы (в отличие от апостола Павла, который дерзновенно об этом рассуждает в нескольких своих посланиях), затрагивает ее ради уверовавших женщин, поскольку очень многие из них живут в браке с неверующими мужчинами. Но любая верующая женщина при этом сталкивается не столько с проблемой, как видно из контекста, внутренней самоорганизации, сколько с тем, как обратить своего супруга к Богу, к Свету, к радости общения с Ним (это для современных женщин неверующий супруг становится проблемой, мешая реализовывать их духовные потребности – тогда женщину волновало желание разделить с мужем радость Богообщения, приобщить супруга к благодати, которую сама она чувствовала и переживала).

И АПОСТОЛ Петр дает совет вполне в духе апостола Павла: важно не слово, которое говорит христианин, – важна жизнь, которой он живет. К сожалению, это представление о христианстве стало очень слабым, люди все чаще думают, что христианство – это мировоззрение, вероучение и даже некоторая идеология, христианство есть обряд, культура.

Христианство есть иной образ жизни, новой жизни –да, и со своей культурой, и со своими обрядами, и со своим мировоззрением, – но это именно иной образ жизни, явить и осуществить который в мире и должен христианин. Именно такую жизнь должен явить каждый христианин окружающим его людям. И если человек действительно живет полнотой жизни во Христе, то сама природа этой жизни в любом ее проявлении такова, что она зарядит этой силой всякое другое живое существо: полнота счастья, благости, блаженства, радости в любой форме, в любом проявлении всегда заразительны для человека. Посмотрите, что происходит с природой весной, хотя это пробуждение жизни никакого отношения к благодати Святого Духа не имеет. И, тем не менее, каждый чувствует, как это пробуждение природы влияет на него, являющегося частью мира. И уж тем более жизнь Божественная, жизнь как дар Святого Духа, если она есть в человеке, несомненно и чрезвычайно сильно влияет на всякого человека, который попадает в сферу нашего влияния, встречается с нами.

Поэтому апостол Петр указывает: не важно, что вы говорите, главное, как вы живете. Вы можете молчать, вы можете ничего специального не делать, но та сила, которая будет в вас жить, и возрастающая силой благодать этой жизни, несомненно, повлияет и на вашего супруга.

(Окончание в следующем номере)


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 13.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Уроки Православия

Подготовка к таинству Покаяния

Протоиерей Андрей Канев, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии

Наверное, лучше узнать основы христианства хотели бы многие: и те, кто еще не принял таинства Крещения, и те, кто принял, но не понял этого таинства, и, конечно, те, кто живет церковной жизнью и желал бы соответствовать ей в большей степени.

 
Читаем Ветхий Завет

Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

Очень часто приходится слышать, что христианину для полноценной христианской жизни необходима только Священная история Нового Завета – Христос сказал все, чем можно вполне напитать свою жизнь духовную. С одной стороны, это так, но, тем не менее, происходит некое умаление всей полноты Богооткровения и Священного Писания

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс