Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (665) → Подготовка к таинству Покаяния

Подготовка к таинству Покаяния

№8 (665) / 20 февраля ‘12

Протоиерей Андрей Канев, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополииУроки Православия

(Окончание. Начало в № 7)


О ФОРМАЛЬНОМ покаянии в наше время часто говорят как о явлении распространенном, которому, к сожалению, все подвержены в той или иной мере. Но что это значит? Архимандрит Киприан (Керн), полвека назад отвечал на этот вопрос таким примером: вот перед нами сознательный, верующий член Церкви. Он регулярно посещает богослужения, исповедуется каждый пост, каждый месяц и даже каждую неделю. Его Исповедь не содержит признания в каких-либо особых грехах, которые пророк Исаия называет «багряными», скорее они, так сказать, обыденного «серенького» цвета. Но из этого не следует, что отношение к этим грехам должно быть обыденным. Ибо глубокое, истинное покаяние – это не просто очистительное действие, совершаемое время от времени. Неподвижность в духовной жизни как бы начинает мстить за себя. Преодолевая сопротивление нашей падшей природы или же врага нашего спасения, мы должны хоть на самое малое, почти невидимое расстояние, но всегда продвигаться вперед, от Исповеди к Исповеди. А иначе волны, которые противостоят нам, обязательно отнесут нас назад.

Далее архимандрит Киприан пишет: «Покаяние – это процесс очищения, который должен постоянно развиваться и охватывать новые области души. От кающегося требуется духовное, творческое усилие, которое должно помочь ему увидеть новые залежи греховности и тем самым увести само покаяние на новую глубину. Для покаяния нет пределов, и святые, в которых просиял свет Христов, это люди, которые каялись непрестанно. Мы должны помнить: как только покаянию наступает предел, как только оно упирается в какую-нибудь границу, за которой начинает лишь однообразно воспроизводить себя снова и снова, оставаясь, по сути, на месте, оно непременно становится формальным». А это значит, что к таинству Исповеди необходима серьезная подготовка. Человек должен не просто прийти и стоять, глядя на священника, в ожидании, какой он ему задаст вопрос. Лично я таким исповедникам говорю: «Родимые, я же не следователь, что вы от меня хотите? Я вашу жизнь не знаю, вижу вас редко».

Человек должен знать, в чем он кается. А для этого он, во-первых, предварительно должен оценить свою жизнь, свои поступки с точки зрения веры. Второе обязательное условие – раскаяние в грехах. Если человек умом понимает, что где-то что-то сделал не то, но в душе у него никакого сокрушения нет, опять же таинство не совершится. Человек должен с чувством сокрушения показать Богу, что хочет быть прощен. И третье: он должен решиться бороться, решиться не повторять грех. И тогда действительно благодать Святого Духа очистит душу.

Священник Александр Ельчанинов составил «Нормальный план нашей души», где записано: первое – таинственная, внутренняя, неведомая нам жизнь духа; вот настоящая гарантия нашего спасения, то, что от святого Крещения, от таинств, от дыхания Духа Святого в нас. Второе: облако псевдодобродетелей, изуродованных, изъеденных, как кислотой, тщеславием: наши будто бы добрые дела, наша будто бы молитва, наша правдивость, прямота – это облако закрывает нам истинную жалкую картину нашей души и мешает покаянию. Третье: тучи действительных грехов, о которых мы не помним, которые себе с легкостью прощаем. И, наконец, четвертое. Под всем этим – глубокие старые пласты, сливающиеся с родовыми и общечеловеческими, основные, глубокие грехи.

«Думаю, – пишет о. Александр, – об очищающем и освящающем значении пота, слез и крови – труда, покаяния и мученичества. В них тело освобождается от своей душевно-животной стихии и духовная настроенность, не встречая препятствий, охватывает всего человека; в этом смысл того, что Церковь так высоко ставит мучеников, подчеркивая именно пролитие крови». Но разве такой труд всем по силам? И разве легко человеку даже не кровь, но пот и слезы проливать всю жизнь, исполняя Господне «Покайтесь»? Нет, легко и просто таинство Покаяния не совершается.

Сложность его заключается в самом процессе. Начинается покаяние, когда человек обнаружил себя согрешившим. Он уже здесь должен начать каяться, до Исповеди еще долго – он должен подготовиться, должен каяться, поклоны поделать, подумать о себе, помолиться, сформулировать свое грехопадение, назвать врага по имени. За этим следует само таинство Исповеди. И если грех таков, что требует особого лечения, священник дает епитимью – определенные покаянные труды, исполняя которые человек должен прийти к еще большему раскаянию, доказывая свое желание бороться с грехом. И только за этим наступает разрешение от греха. Смотрите, какой серьезный процесс! Покаяние – это особое таинство, глубину которого внешне не видно; ее может увидеть только священник, если он знает этого человека, или близкий, который видит, что человек начал борьбу со своим грехом, с духовной болезнью. Истинное покаяние – это не просто формальность, как думают люди, незнакомые с этим таинством.

Прошла епитимья, и человек ее благополучно прошел, с пользой для себя, и получил прощение грехов. Но и это еще не все. Дальше идет время особого внимания к себе, чтобы не повторять то греховное, что делал. И это тоже продолжение таинства Покаяния. Таинство Покаяния должно охватывать всю жизнь человека.

СКОЛЬКО в Церкви святых – столько историй и примеров покаяния, и мы знаем такие, когда подвижники каялись неустанно, непрерывно, каялись долго, причем вроде бы в одном и том же – ведь преподобная Мария Египетская за долгие годы покаянного подвига в пустыне новых грехов не совершала, а каялась! И апостол Петр, даже будучи прощен Самим Спасителем за отречение, все равно плакал и каялся! Где же проходит та грань, за которой церковное таинство Покаяния завершается, а начинается жизнь христианина в покаянии? Святой Петр Дамаскин пишет: «Если увидишь свои грехи, как песок морской, это и есть здравие души». Но так видеть свои грехи – значит достичь такого высокого духовного преуспеяния, когда сердце очищается от страстей. А в чем же тогда святые каялись? Оказывается, и они не были свободны от прилогов и приражения страстей. Ибо пока душа в теле, человек никогда не сможет освободиться от прилогов страстных, хочет ли он того или нет. Но, победив в себе страсти добродетелями, ум святых Божией помощью отражает эти прилоги.

Но нам ли рассматривать песчинки своих прегрешений? Какие мы подвижники? И так потрудились немало: валуны грехов, полностью перекрывавшие прежде путь спасения, уже сброшены в сторону – неужели надо видеть и песчинки и с ними вести такую же борьбу, как с глыбами прегрешений? Оказывается, надо.

Здесь надо уточнить – епитимья священником накладывается не всегда и не в обязательном порядке, а лишь когда этого требует церковное учение. Но и в тех, скажем условно, рядовых случаях, когда люди идут вереницей к батюшке на Исповедь и каются не в тяжелых смертных грехах, а в своих частых и вроде как обычных прегрешениях, есть немало острых и потому ранящих душу моментов, которые сами верующие могут и не замечать. А замечать надо обязательно, и обращать внимание на типичные ошибки при подготовке к Исповеди. Тогда человек снова не впадет в грехи.

Не должно быть так, что человек пришел в церковь, как бы покаялся, а вечером снова начал ругаться, устраивать скандалы и драки. Где здесь покаяние, где здесь прощение грехов, кого мы обманываем? Понятно, что человек что-то недоработал. И роль священника здесь не механическая, «на автомате» отпускать грехи. Но часто, когда священник начинает говорить: «Нет, вот тебе срок – покажи свое исправление за этот срок, покажи свое настроение», человек начинает обижаться: «как это так, меня не разрешили от грехов?»

И батюшке приходится вновь и вновь напоминать прихожанам о сути таинства Покаяния, которое дается человеку не для занятий самоедством и не чтобы впадать в печаль или отчаяние при обнаружении всей подлой правды о себе. Кружась на такой карусели – от Исповеди – к печали, от нее – к отчаянию, на прямой и спасительный путь никогда не выйти. Покаяние, как церковное таинство, оставлено нам Господом для освобождения от греховного плена. Но священники иногда вместо настоящего покаянного труда наблюдают его имитацию, искажение, а иногда и полное отсутствие такового.

Мы – воины Христовы, но мы не в блестящих латах: мы больше похожи на инвалидов, которые все в бинтах, с костылями, но, слава Богу, при оружии. Наше воинство инвалидов сильно не своими силами, а Христом.

Но среди воинов наших очень часто встречаются общие болезни. И одна из них – это неправильное покаяние. Врагу важно то, что духовно исцеляет, испоганить и извратить до такой степени, чтобы оно убивало. И очень часто, когда человек по немощи делает грехи и мелкие грешки, он не кается, а впадает в самоедство и печаль. Второго условия правильного, действенного покаяния – сокрушения духа – нет из-за неувиденных в себе гордости и печали. А святые отцы говорят: ты с миром прими, что ты грешник, ты инвалид, ты ездишь на коляске, хромаешь, и благодари Бога за то, что Он о тебе заботится. А мы начинаем возмущаться: «а почему я на коляске? А я хочу ходить, я хочу быстро исправиться от страсти». А Господь не избавляет нас быстро от страсти, видя в нас гордость.

ЗАВЕРШИТЬ этот урок Православия мы хотим примером покаяния – его дал нам Адам: первый человек на Земле, который стал первым грешником и первым кающимся. И Господь его прегрешение простил, покаяние принял и первым вывел из плена ада. Одно из церковных песнопений в переводе на русский язык звучит так: «Изгнан был Адам из рая из-за пищи, и, сидя прямо перед раем, рыдал и стонал: «Увы, мне, как я пострадал, окаянный. Я не соблюл одной заповеди Владыки и лишился всех благ. Рай святейший, ради меня насажденный и ради Евы сотворенный, моли тебя и меня Создавшего, чтобы я вновь наполнился твоими цветами». И отвечал Спаситель Адаму: «Я не хочу, чтобы погибло Мое создание, но я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне Я не изгоню».

Какое утешение! Какое обетование! Оказывается, каждый из нас может войти в Отчий дом своего Небесного Отца. И сделать это можно лишь принеся искреннее, полное, чистосердечное покаяние, свидетельствуя всеми делами и поступками, что наша жизнь немыслима без Бога и устремлена к Нему. А Он, конечно, ждет нашего возвращения.

Но мы порой вообще забываем о своих грехах и беспечно их не помним или, наоборот, самоедствуем. Золотая середина – царский путь, когда человек помнит, что он грешник, но терпеливо переносит свои немощи. С верой и надеждой, что это и есть тот самый путь тернистый и узкий, о котором говорил Господь.


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 

В других номерах:

Епархия

Саратовская епархия

Митрополит Саратовский и Вольский ЛонгинДата рождения: 31 июля 1961 г. Дата хиротонии: 19 августа 2003 г. Дата пострига: 21 июля 1986 г. День ангела: 29 октября.Родился в г. Сухуми Абхазской АССР в семье служащих. В 1977–1982 гг. учился на вечернем отделении филологического факультета Абхазского государственного университета.

 
Исследуйте писания

Апостол Петр: супружеские отношения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

(Окончание. Начало в № 7) ХОТЕЛОСЬ бы обратить внимание на одно очень важное, на мой взгляд, свидетельство этой главы соборного Послания апостола Петра.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс