Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (664) → Подготовка к таинству Покаяния

Подготовка к таинству Покаяния

№7 (664) / 13 февраля ‘12

Протоиерей Андрей Канев, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополииУроки Православия

Наверное, лучше узнать основы христианства хотели бы многие: и те, кто еще не принял таинства Крещения, и те, кто принял, но не понял этого таинства, и, конечно, те, кто живет церковной жизнью и желал бы соответствовать ей в большей степени. Как это сделать? Можно, например, пройти катехизацию – процесс просвещения, научения основам христианства. В отличие от практики Древней Церкви, нынешняя катехизация включает в себя не только оглашение готовящихся ко Крещению, но и подготовку к церковным таинствам уже крещеных христиан. И главная ее задача сегодня – сделать жизнь воцерковляющихся людей осознаннее, ответственнее, действеннее. И это – первый шаг на пути жизни в Церкви. Но за первым шагом следуют и другие, ведь христианин не должен ограничиваться только изучением основ веры. Важно продолжать образование, переходить к практической жизни внутри церковного организма, поскольку «вера без дел мертва». Обычно таким жизненным центром прихода, местом общения и общего дела для верующих становится церковно-приходская воскресная школа, но иногда такие знания приобретают на индивидуальных занятиях с катехизатором.

ТАИНСТВО Покаяния нельзя представлять себе оторванным от всех таинств Церкви, поскольку все они направлены на спасение человека и все безусловно связаны одним Духом, одной целью. Но для человека, чьи представления о Православии отрывочны и бессистемны, увидеть неразрывность и духовное единство таинств непросто. И потому в приходской практике часто приходится сталкиваться со множеством вопросов, которые возникают у прихожан и «захожан», только желающих прилепиться к жизни прихода.

И один из наиболее часто задаваемых вопросов звучит так: «Если в Крещении омылся первородный грех, как источник зла в человеке, человек в Миропомазании получил дары Святого Духа в виде зачатков, или семян, добродетелей, то почему же мы остаемся грешниками – почему мы продолжаем грешить?»

Поэтому, прежде чем мы будем рассуждать о таинстве Исповеди, нужно ответить на этот вопрос. Необходимо трезво понимать, что мы с вами еще находимся в области страданий, на Земле, – и несмотря на то, что человек получил освящение, получил значительное облегчение своей жизни в таинствах Крещения и Миропомазания, враг никуда не делся. Он здесь. И поэтому бывают случаи, когда человек может быть искушаем вновь, особенно взрослый человек, несмотря даже на переоценку своей жизни – все равно где-то в тайниках памяти остается память о грехе, в сердце – опыт греха. Лукавый искушает некрещеного человека приказом из сердца, а христианина уже искушает хитрее, через помыслы, тонкие чувства, навязывание желаний. Поэтому мы призваны к борьбе с ним.

Совершению таинства Крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны, и именем Божиим запрещает диаволу господствовать в сердце крещающегося, прогоняя духа злобы прочь от человека, который в этих молитвах нарицается «новоизбранным воином Христа Бога нашего». Святитель Григорий Богослов в «Слове на святое Крещение» говорит, что благодать и сила этого таинства очищает грех в каждом из нас и совершенно смывает всякую нечистоту и скверну. Но надобно помнить всегда и Христову притчу, что в Крещении вышел из нас нечистый и вещественный дух, и теперь ему несносно гонение! Он проходит сквозь безводные места, скитается, ища покоя, и не находит. И приступает он тогда к душам крещеным, и опять возвращается в дом, из которого вышел, снова приступает, новые делает покушения. Если в душе он найдет Христа, то отраженный уходит без успеха, но если же найдет место выметенное и убранное, но пустое, ничем незанятое, то поспешно входит, поселяется с большими против прежнего запасами, и будет последнее, по слову Евангелия, хуже первого. И потому каждый христианин обязан быть воином.

Мы крестимся не чтобы торжествовать, благоденствовать, есть, пить и веселиться, а воевать за свою душу. И, как на всякой войне, кроме битв, есть обязательно еще и лазарет. Мы должны трезво понимать, что война предполагает ранения, какие-то травмы, и нередко травмы нелегкие и даже смертельные. Поэтому Господь устанавливает таинство Покаяния, в котором дает апостолам власть прощать и не прощать грехи человеку. Так Господь и говорит: «если простите, тому и простится, если оставите, на том и останутся». Мы должны понимать, что, поскольку мы – несовершенные люди, то несмотря на очищение в нас опять проявляется грех: мы социальные существа, зависимые от общества, и, если вокруг все воют по-волчьи, то, к сожалению, нас тоже... тянет выть. Как говорит преподобный Симеон Новый Богослов, даже те, кто крестились в детстве, к сожалению, навыкают злу, то есть приобретают опыт зла. Хотя, живи они в обстановке благоприятной, они не приобретали бы этого опыта. Мы живем в обстановке духовной войны, и должны трезво понимать это.

Поэтому неудивительно, что после Крещения мы столкнемся с необходимостью борьбы. Эту борьбу оставляет человеку Господь, чтобы человек не просто как новобранец прошел военные курсы и на этом закончил, но и приобрел необходимый опыт ведения войны. И Господь на разных этапах жизни дает человеку различный опыт, чтобы он боролся со своими искушениями, доказывал вновь и вновь выбранный вектор своей свободы.

СЛОВО «искушение» с церковно-славянского языка переводится как «испытание» и означает «духовную проверку» человека, когда через различные опасные, сложные или соблазнительные ситуации искушений выявляются его действительные внутренние склонности и качества. Искушения неизбежны для всех, и даже Сам Спаситель был искушаем от диавола в пустыне. О том, почему Господь допускает искушения, святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «В жизни христианской необходимы искушения, как пробы для испытания нашего духовного состояния, чтобы через намеренные или вовсе неумышленные поступки других делалось бы явным и для нас: покорны ли мы Божиим повелениям или нет? По духу ли мы живем или по плоти?» А преподобный Антоний Великий сказал: «Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного». И все святые отцы учат, что лишь путем преодоления искушений в христианине умножаются опытность и духовная сила.

Но на войне случаются не только победы. И неудивительно, что в этой обстановке человек может быть подранен грехом... Что делать? Как вернуть чистоту святого Крещения, которое бывает единожды в жизни? Господь установил таинство Покаяния, в котором человек вновь может омыться от грехов, очистить поле своей души от тех сорняков, которыми его засеял враг.

ЧАСТО со стороны Исповедь выглядит так: человек подошел к аналою, где лежат крест, Евангелие, и возле которого стоит священник. Христианин что-то сказал, батюшка накрыл его специальным облачением, помолился, перекрестил, человек поцеловал крестик и Евангелие, они поклонились друг другу и разошлись. Вроде бы, все. Потому и люди, не знакомые с Покаянием, часто смеются над ним. Вот, мол, как живут православные: «не погрешишь – не покаешься». Они не знают глубины и сложности этого таинства.

Если мы будем думать, что я сегодня убил человека, вечером сходил на Исповедь, а завтра снова пойду убивать людей и мне это тоже простится – это огромные самообман и ложь.

Святые отцы называют несколько условий правильности совершения этого таинства. Первое – человек должен знать свои грехи: не просто каяться вообще, а именно точно знать свои грехи. Во-вторых, он должен раскаиваться в них, а не назвать их холодно или переписать из книжки, помогающей в покаянии. И третье обязательное условие: он должен по-настоящему решиться бороться с этими грехами. Без этих трех условий таинство не совершится. Оно внешне-то может, конечно, совершиться, потому что священника, как человека, нетрудно обмануть, но внутренне, именно как таинство, как таинственное действие благодати Святого Духа на кающегося, оно не совершится: Бога обмануть невозможно – это утверждение святых отцов. Опять же сошлюсь на святителя Игнатия, на преподобного Симеона Нового Богослова и других отцов, которые настаивают, что формализма в совершении этого таинства нет и не должно быть.


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 

В других номерах:

Епархия

Псковская и Великолукская епархия

Митрополит Псковский и Великолукский ЕвсевийДата рождения: 15 мая 1939 г. Дата хиротонии: 1 апреля 1984 г. Дата пострига: 15 октября 1964 г. День ангела: 17 октябряРодился в с. Стегаловка Липецкой области

 
Исследуйте писания

Апостол Петр: супружеские отношения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

ПРОДОЛЖАЕМ рассматривать Первое соборное Послание апостола Петра – переходим к третьей главе и к самому первому свидетельству этой главы, в котором апостол рассуждает о правильном духовном устройстве семейной жизни христианина: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс