Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (665) → Саратовская епархия

Саратовская епархия

№8 (665) / 20 февраля ‘12

Епархия

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Дата рождения: 31 июля 1961 г.
Дата хиротонии: 19 августа 2003 г.
Дата пострига: 21 июля 1986 г.
День ангела: 29 октября.

  • Родился в г. Сухуми Абхазской АССР в семье служащих.
  • В 1977–1982 гг. учился на вечернем отделении филологического факультета Абхазского государственного университета. Одновременно в 1979–1981 гг. работал экскурсоводом, в 1981–1983 гг. – преподавателем русского языка и литературы в средней школе.
  • В 1983–1985 гг. служил в рядах Советской армии. После демобилизации поступил в Московскую Духовную семинарию.
  • В мае 1986 г. был принят в братию Троице-Сергиевой Лавры.
  • 21 июля 1986 г. пострижен в монашество, 29 августа рукоположен во иеродиакона, 7 июня 1988 г. – во иеромонаха.
  • В 1988 г. окончил Московскую Духовную семинарию и был принят в Московскую Духовную академию. В октябре того же года направлен на учебу в Софийскую Духовную академию им. Св. Климента Охридского, одновременно учился на богословском факультете Софийского государственного университета. В период обучения в Болгарии служил внештатным священником в русском храме Свт. Николая в Софии.
  • В 1992 г., завершив учебу, вернулся в Троице-Сергиеву Лавру, исполнял послушание помощника эконома.
  • 15 декабря 1992 г. назначен настоятелем подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве.
  • В мае 1994 г. возведен в сан игумена.
  • 15 апреля 2000 г. возведен в сан архимандрита.
  • 19 августа 2003 г. в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Саратовского и Вольского.
  • Решением Священного Синода от 5–6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Саратовской митрополии.
  • 8 октября 2011 г. возведен в сан митрополита.

Образование:

  • 1988 г. – Московская Духовная семинария;
  • 1992 г. – Софийская Духовная академия, богословский факультет Софийского государственного университета.

Награды

  • церковные:
    – 2011 г. – орден Прп. Сергия Радонежского II ст.
  • светские:
    – 2008 г. – почетный знак «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации».

Православие на саратовской земле

Первый период становления христианства в Поволжье относится ко времени Хазарского каганата, в пределах которого вера Христова стала утверждаться не позднее VI века.

С конца IX века сведения о христианстве в Нижнем Поволжье исчезают почти на четыре столетия, до учреждения здесь Сарайской кафедры в 1261 году. После учреждения в 1555 году Казанской епархии земли вокруг Саратова, который впервые упоминается под 1590 годом, относились к ней. В XVII веке этот край входит в ведение Астраханских архиереев.

16 октября 1799 года из Тамбовской была выделена самостоятельная Саратовская и Пензенская епархия. Однако, «за неимением в Саратове удобного помещения для архиереев и духовной консистории», первый же архиерей новой кафедры, Гаий (Токаов) добился перемещения кафедры в Пензу и смены в 1803 году названия епархии на Пензенскую и Саратовскую. За время пребывания в составе Пензенской епархии в Саратове был в 1815 году основан величественный Александро-Невский собор, посвященный саратовским ополченцам и победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, в 1820 году учреждено Саратовское Духовное училище, а к началу 1822 года выстроен Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Секретный комитет по делам о раскольниках обратил особое внимание императора Николая I на усиление раскола в Саратовской губернии, ввиду чего государь повелел 20 октября 1828 года восстановить в Саратове самостоятельную кафедру. Святейший Синод постановил 21 октября Саратовской епархии быть третьеклассной (после Пензенской), именоваться Саратовской и Царицынской, новому епископу в первое время пребывать в Саратовском Спасо-Преображенском монастыре. 3 ноября того же года решение Синода было утверждено императором.

Оживление духовной жизни Саратовского края ознаменовалось восстановлением в 1829 году женского Крестовоздвиженского монастыря и созданием Саратовской Духовной семинарии в 1830 году. Правление на кафедре Владыки Иакова (Вечеркова) (1832–1847) ознаменовалось распространением единоверия среди старообрядцев, обращением в Православие тысяч калмыков и евреев, открытием трех новых духовных училищ (Николаевского, Вольского, Балашовского), строительством многих храмов и молитвенных домов. В 1849 году для Саратовской кафедры было на краткий срок учреждено Вольское викариатство, впоследствии восстановленное на постоянной основе в 1898 году. В 1865 году началось издание журнала «Саратовские епархиальные ведомости», в 1869 году открылось первое женское епархиальное училище в Саратове, а в 1900 году второе – в Вольске.

Сразу после революции 1917 года была учреждена Волгоградская викарная епархия, впоследствии бывшая некоторое время самостоятельной.

Гонения на Православие в пределах Саратовской епархии были особенно люты в первой половине 1930-х годов – был взорван кафедральный Александро-Невский собор, множество храмов разрушено или отобрано у верующих. К концу 1930-х в Саратовской епархии не осталось ни одного действующего храма, большинство духовенства было или расстреляно, или находилось в лагерях и ссылках.

В военное время церковно-правительственные отношения изменились, и в 1942 году, после пятилетнего перерыва, был снова назначен Саратовский архиерей. Во второй половине того же года в Саратове передается в аренду, а в 1947 году окончательно возвращается Православной Церкви Свято-Троицкий кафедральный собор, из краеведческого музея передается чудотворный образ Спаса Нерукотворного, возобновляется литургическая жизнь Саратовской епархии. С 1947 по 1961 год вновь действует Саратовская Духовная семинария.

На новом витке антирелигиозной кампании в СССР церковная жизнь снова подавляется, к середине 1964 года в Саратове осталось только два действующих храма: Троицкий и Духосошественский соборы.

Возрождение церковной жизни в пределах СССР с конца 1980-х годов выразилось в восстановлении Саратовской Духовной семинарии и «Саратовских епархиальных ведомостей», открытии десятков храмов в первой половине 1990-х, возвращении Церкви Алексиевского женского монастыря. Благодаря новым возможностям расширилась издательская и вещательная деятельность епархии.

Для лучшего окормления паствы 31 января 1991 года из состава Саратовской была вновь выделена самостоятельная Волгоградская епархия.

5 октября 2011 года из состава Саратовской епархии были выделены две части Саратовской области, на территории которых были образованы самостоятельные епархии – Балашовская и Покровская.

6 октября 2011 года в пределах Саратовской области была образована Саратовская митрополия, включающая в себя Балашовскую, Покровскую и Саратовскую епархии. Главой митрополии определено быть Саратовскому архиерею.

Ныне кафедральным городом является Саратов, кафедральный собор – Духосошественский.


Святыни Троицкого собора

Мощевик

В Свято-Троицком соборе много чтимых прихожанами святынь. Одна из них – уникальный ковчег с частицами мощей святых угодников, который находится в верхнем, Троицком, храме собора, около Иверской иконы Божией Матери.

В собор мощевик был передан в январе 2005 года. До этого времени он хранился в запасниках Саратовского областного музея краеведения. Музейные работники датируют его изготовление XVIII веком.

Мощевик представляет собой деревянную доску размером 25,5 х 21,6 см. На ней расположены рядами 132 углубления с частицами мощей святых: евангелистов Матфея, Марка, Луки, апостола Андрея Первозванного, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, великомучениц Екатерины и Варвары, многих русских святых. В центре доски – гнездо для крепления овальной иконы Воскресения Христова. До революции на мощевике был серебряный оклад, утраченный в годы лихолетья. Сохранились старые фотографии этого оклада, которые позволили расшифровать имена святых.

Первоначально мощевик находился в походной церкви князя Сергея Федоровича Голицына – флигель-адъютанта Екатерины II, боевого генерала, участника суворовских кампаний. В 1780 году Голицын расположился в селе Зубриловка Балашовского уезда Саратовской губернии с 24 эскадронами Семеновского драгунского полка. Они и возвели здесь усадьбу, которая в дальнейшем получила общероссийскую известность. Через шесть лет над территорией усадьбы вознеслись маковки церкви в честь Преображения Господня. В нее и перенесли ковчег с мощами святых угодников.

В Спасо-Преображенской церкви ковчег с мощами находился до 1921 года. После закрытия церкви мощевик, лишившийся серебряного оклада, поступил в Саратовский областной музей краеведения. Первая запись о его поступлении появилась в инвентарной книге отдела религии и атеизма в 1937–1938 годах. В 1948 году в новую Книгу поступлений было добавлено, что мощи происходят «из ликвидированной церкви в селе Зубриловка Саратовской области».

В декабре 2004 года в Саратовском областном музее краеведения была открыта выставка «Обретенная святыня». Ее главным экспонатом стал уникальный мощевик.

В это же время было принято решение о передаче мощевика Саратовскому епархиальному управлению в постоянное пользование. Передача состоялась 14 января 2005 года.

В 2006 году было принято решение о восстановлении драгоценной ризы на мощевик в реставрационных мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Мастера проделали уникальную работу по расшифровке старых фотографий. Они разработали изображения каждого из святых, сделали гравировки.

Казанский образ Божией Матери

Он прославлен множеством чудес, исцелений. Тысячи копий этой иконы были написаны по всей России. Икона Свято-Троицкого собора – один из древних списков с чудотворного первообраза – была написана в XVIII веке. Впоследствии икону неоднократно переписывали, первоначальный образ скрыли несколько слоев поздней записи. В 2005 году икона была отреставрирована. Образ этот – не только чтимая святыня, но и памятник искусства.


«Величественный образ пронзительной силы»

День перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа для Саратовской епархии – особый праздник. В этот день чествуется главная святыня Саратова, которая издавна считается хранительницей города и всей саратовской земли: образ Спаса Нерукотворного находится в Саратове с момента его основания в древнейшем соборе епархии – Троицком. До революции эта чудотворная икона была окружена совершенно исключительным почитанием.

…Когда говорят, что образ Спасителя был принесен из Москвы в Саратов в конце XVI века служилыми людьми – стрельцами, то обычно добавляют: «по преданию». В случае же с Троицким Спасом мы имеем достоверные подтверждения ему, полученные из уст историков, краеведов и реставраторов.

Первые полтора-два столетия своего существования Саратов имел вид небольшого военного укрепления, построенного для защиты Русских земель от хищных азиатских орд, кочевавших со своими стадами в обширных заволжских степях. Сначала оно располагалось на левом берегу Волги, затем было перенесено на правый. Известно, что «фортеция» (окраинный город-крепость), получившая название Саратов, была заложена в 1590 году князем Григорием Засекиным – примерно в то же время, что и Царицын, Самара, Пенза, основанные им же. Там тоже несли служение московские стрельцы, и во всех этих городах издавна особо почитались иконы Спаса Нерукотворного. В 2002 году, и это небывалый случай в современной России, изображение Спасителя вернулось на официальный символ – флаг Пензенской области!

«Нерукотворенный Спас считался покровителем стрельцов, почему и изображался на их стрелецком знамени,– поясняет краевед В.П. Соколов, оставивший подробнейшее исследование о Троицком соборе и его святыне, изданное в 1904 году.– Покровительство же, или Божие заступление, в данное время было для стрельцов необходимее, чем когда-либо прежде: Саратовский край в то время был слишком удален от центра тогдашней России – Москвы и слишком подвержен был всякого рода опасностям со стороны диких заволжских орд и кочевников… Стрельцы только и могли надеяться на Небесную помощь».

Есть также мнение, что саратовский Спас непосредственно связан с Троице-Сергиевой Лаврой и представляет собой хорошо выполненную копию Нерукотворенного Образа работы преподобного Андрея Рублева – фрески Лаврского Троицкого собора.

Предание об основании Саратова и принесении сюда Спаса Нерукотворного стало основой росписи паперти нижнего, Успенского, храма Троицкого собора Саратова, которая была выполнена палехскими мастерами несколько лет назад.

Вернемся к рассказу «троицкого летописца» В.П. Соколова: «Прославление иконы началось с 1812 года благодаря следующему событию. В этом году к соборному священнику пришел приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сказал, что хозяин его, Михайлов, чудесным образом исцелившийся от какой-то опасной болезни, написал ему, приказчику, из Рязани об этом событии и просил его, чтобы он отыскал образ Спасителя, который, по его словам, должен был быть в соборе над южною наружною дверью, и просил при этом приказчика сделать на образ ризу. Образ отыскали и внесли его внутрь церкви; приказчик сделал ризу сребропозлащенную и отслужил перед образом благодарственный молебен».

С тех пор молебны и акафисты Спасителю служились ежедневно как в храме, так и в домах обывателей. Образ был весь увешан «подвесами» из чистого серебра, изображающими собой разные части человеческого тела: сердца, груди, глаз, ушей, рук, ног – дарами благодарных исцеленных. Когда таких подвесов стало слишком много, часть из них была переплавлена на украшения для чтимых икон: получилось 10 сребропозлащенных венцов и две ризы.

Почитание иконы Спаса Нерукотворного было настолько велико, что в XIX веке с нее было сделано несколько копий для христолюбивого воинства, в частности, для солдат, направлявшихся на войну с турками (1877 год). Еще одну точную копию вывозили «на требы» в дома саратовцев. Так происходило вплоть до революции. В 1934 году при закрытии собора и древний образ Спасителя, и список с него были изъяты и переданы в краеведческий музей. Одна из двух этих икон пропала бесследно. В 1942 году Спас вернулся в Троицкий собор, но до середины 2000-х годов, когда началась капитальная реставрация храма и чтимых храмовых икон, никто не мог сказать, «стрелецкая» ли это икона или ее копия.

Ко времени начала реставрации икона находилась в тяжелейшем состоянии: Лик Спасителя стал почти неразличимым. Было понятно, что доверить реставрацию можно только специалистам высочайшего уровня. Было также принято решение, что и на время «лечения» Спас должен оставаться в Саратове.

Для помощи и консультаций в Саратов приезжали такие классики отечественной реставрации, как реставратор высшей категории ГосНИИР Е.М. Кристи, ведущий реставратор музея Андрея Рублева Б.П. Еремин. Икона задала специалистам ряд таких загадок, что воспоминания художника-реставратора Бориса Криницына об этой работе (они были опубликованы в 2007 году в журнале «Православие и современность») читаются как захватывающий «реставрационный детектив». Вот как произошло знакомство специалистов с образом: «Когда с иконы сняли оклад и она оказалась под ярким светом, все, кто стояли перед ней, пережили чувство, далеко выходящее за границы реального: у всех на глазах Спас преобразился. Темнота иконы стала постепенно растворяться и исчезать, как будто внутри нее появился собственный свет и стал рассеивать тьму… Всем открылся величественный образ пронзительной силы. Рисунок форм поражал своим совершенством и выверенностью пропорций. В нем была та монументальность и отрешенность от земного мира, которая так характерна для классической русской иконы. В этом проявлении иконы, произошедшем на наших глазах, была неожиданность чуда».

Эксперты и искусствоведы обычно очень осторожны в определении времени написания иконы, потому что редкий образ дошел до нас без записей и переделок. Следы доработок XVIII–XIX веков есть и на иконе Спасителя. Однако можно утверждать, что Его Лик, одновременно строгий и милостивый,– это изображение работы древних мастеров, а сама икона первоначально представляла собой воинскую хоругвь.

В Троицком соборе Саратова день перенесения Нерукотворенного Образа отмечается почти как престольный праздник.


Краткая справка

Дата создания: 16 октября 1799 г. (ст. ст.)
Адрес: 410052, г. Саратов, ул. Вольская, 55.
Телефон: (8452) 73-70-20 (приемная), 73-40-48 (секретарь).
Факс: (8452) 73-70-72.
E-mail: panagia@yandex.ru

Входит в состав Саратовской митрополии.

Первая православная епархия на территории нынешней Саратовской области была открыта в 1261 г. После взятия Казани в 1552 г. была образована Казанская епархия, в состав которой входил и Саратов. С учреждением в Казани архиепископства к нему было отнесено Верхнее Поволжье с северной частью нынешней Саратовской губернии; южная же часть края до 1602 г. оставалась в составе Сарайской епархии. Саратов и северная часть Саратовской губернии в епархиальном отношении состоял сначала в ведении «Конторы Казанского дворца», находившейся в Москве. В 1602 г. к ней были приписаны церкви по Волге, начиная от Саратова к югу, по Медведице и Хопру до Дона. Саратов по церковному ведомству перешел в Астраханскую епархию, иерархи епархии именовались «Астраханскими и Терскими».

16 октября 1799 г. была учреждена Саратовско-Пензенская епархия. В ноябре 1828 г. Саратовская епархия была выделена в самостоятельную церковно-административную единицу.


Собор Саратовских Святых

12 января 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил празднование Собору Саратовских святых. По благословению Его Святейшества, празднование Собору Саратовских святых устанавливается в ближайший воскресный день к 13 сентября. В Собор Саратовских святых включены имена 12 святых:

  • священномученик Гермоген (Долганев; † 1918), епископ Тобольский;
  • священномученик Герман (Косолапов; † 1919);
  • священномученик пресвитер Михаил (Платонов; † 1919);
  • священномученик пресвитер Косма (Петриченко; † 1937);
  • священномученик пресвитер Дионисий (Щеголев; † 1937);
  • священномученик пресвитер Иоанн (Днепровский; † 1937);
  • священномученик пресвитер Сергий (Кудрявцев; † 1937);
  • священномученик пресвитер Петр (Покровский; † 1937);
  • священномученик пресвитер Николай (Амасийский; † 1938);
  • священномученик пресвитер Иоанн (Заседателев; † 1942);
  • преподобномученик Нифонт (Выблов; † 1931)
  • мученик Александр (Медем; †1931).


Монастыри

  • Иргизский Воскресенский мужской: 413835, Саратовская обл., Балаковский р-н, пос. Береговой; тел.: (8453) 65-54-88;
  • Свято-Никольский мужской: 410004, г. Саратов, ул. Дегтярная, 26; тел.: (8452) 29-36-00; факс: (8452) 29-37-81; сайт nikolskij-monastir.saratov.ru; e-mail: nikolskijmonastir@yandex.ru;
  • Спасо-Преображенский мужской: 410037, г. Саратов, пр. 50 лет Октября, 5 (бывший Институт биологической и химической безопасности МО РФ (СВИБХБ)); тел.: (8452) 37-41-35;
  • Свято-Алексиевский женский: 410009, г. Саратов, Замковый пр-д, 18; тел.: (8452) 65-58-34; сайт svyatalm.ru, e-mail info@svyatalm.ru;
  • Свято-Никольский женский: 413720, Саратовская обл., Пугачевский р-н, пос. Монастырский; тел.: (84574) 2-22-47;
  • Свято-Сергиевский женский: 412606, Базарно-Карабулакский р-н, с. Алексеевка, ул. Советская, д. 31; тел.: (84591) 6-65-03; сайт sergius-of-radonezh.de

Учебные заведения

  • Саратовская православная Духовная семинария: тел.: (8452) 73-70-72 (приемная), 23-89-80 (канцелярия);
  • Саратовский епархиальный учебный центр во имя Прмц. Вел. Кн. Елисаветы: тел.: (452) 23-10-05; (452) 44-82-43; +7917 202-23-19;

Епархиальные СМИ

  • Официальный портал Саратовской епархии;
  • Журнал «Православие и современность» (ежемесячное издание);
  • Епархиальный канал на YouTube;
  • Информационно-аналитический портал «Воцерковление.ру»

Web-сайт Саратовской епархии: www.eparhia-saratov.ru


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 
Встреча

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл: «Нам нужно утверждать Православие в своей жизни». 15 февраля – день православной молодежи

Ответы митрополита Кирилла на вопросы молодежи (храм в честь Вознесения Господня, 11 февраля, память Собора Екатеринбургских святых) – Ваше Высокопреосвященство! Ответьте, пожалуйста, что должен делать архиерей для развития работы с молодежью на приходах?

 
Уроки Православия

Подготовка к таинству Покаяния

Протоиерей Андрей Канев, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии

(Окончание. Начало в № 7) О ФОРМАЛЬНОМ покаянии в наше время часто говорят как о явлении распространенном, которому, к сожалению, все подвержены в той или иной мере.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс