Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (660) → Вместо острова Буяна

Вместо острова Буяна

№3 (660) / 16 января ‘12

Елена РысеваПо святым местам

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.

Там, где река Свияга сливается с Волгой, стоит, словно на острове Буяне из сказки Пушкина, город Свияжск. Первой из многочисленных свияжских легенд, окутывающих этот древний край, местные жители расскажут историю о том, как однажды мимо этих мест проплывал Пушкин. Виды города поразили поэта, и он запечатлел их в своей сказке. Вспоминается и другой сказочный образ, созданный поэтом П.П.Ершовым: рыба-кит – на спине село стоит, мужики там пашут, «между глаз мальчишки пляшут, а в дубраве, меж усов, ищут девушки грибов». Много сказочного и загадочного таит в себе этот остров-град Свияжск...

Зима 1550 года. Русское воинство под предводительством Иоанна Грозного возвращается в родные края после безуспешной попытки взять Казань. Внимание Иоанна Васильевича привлек поросший лесом остров Круглая Гора: он возвышался над округой и с трех сторон окружен водами рек Волги, Свияги и Щуки. Дерзкий план задумал Иоанн Грозный, смелый настолько, что когда европейские дипломаты рассказывали о нем своим монархам, те просто отказывались верить… Царь задумал выстроить здесь, в 26 верстах от Казани – на расстоянии суточного перехода, город-крепость, опорный пункт, который помог бы ему захватить столицу Казанского ханства.

Летописец называет строителей будущей крепости «хитрецами». Ведь как построить целый город под носом татар, не вызвав при этом подозрений? Тогда-то и пришло остроумное решение – рубить крепость совсем в другом месте, в лесах Углича, а потом разобрать ее и по весне на судах сплавить по Волге почти за тысячу километров – к той самой горе, что так приглянулась Иоанну Грозному. Уже в апреле 1551 года после ледохода деревянный город поплыл по реке. Гору очистили от леса, разровняли, и город за четыре недели из привезенных бревен был «хитро сотворен» на новом месте, а датой его основания принято считать 24 мая 1551 года. Первоначально в честь царя Иоанна Грозного город был назван «Иван-городом», но название не прижилось, и вскоре его переименовали в «Новый город Свияжский», а впоследствии просто стали называть «град Свияжск».

План царя создать на острове мощную цитадель оказался исключительно удачным – татары никак не ожидали увидеть под стенами своей столицы огромное русское войско, и вскоре Казань пала и была присоединена к Москве.

После победы русских в 1552 году Свияжск из военной крепости постепенно превратился в мирный город: строились храмы, монастыри, селились новые жители.

– Чем уникален Свияжск в масштабах российской истории? – задается вопросом игумен Силуан (Хохиашвили), наместник Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря. – Этот город был построен по заранее созданному плану, где подразумевалось и гражданское, и военное поселение, и, конечно же, монастыри и церкви. С первого же дня существования Свияжска здесь было подворье Троице-Сергиевой Лавры – Троицкий монастырь, который просуществовал до конца XVIII века...

Все больше и больше на первый план выходило новое значение города Свияжска – духовного центра огромного покоренного края. И именно монастыри, а не собор и приходские церкви становились главными центрами света Христова.

– Потом основывается Успенский монастырь, – рассказывает отец Силуан, – в 1555 году, как раз когда была учреждена Казанская епархия. И задачей Успенского монастыря была миссионерская деятельность. Это сейчас для нас странно думать, что когда-то эти территории были не российские. Но в ту пору, когда сюда пришло Московское царство, эти земли были исконной территорией мордвы, чувашей, марийцев, татар. Эти народы надо было просвещать, образовывать, и задача Успенского монастыря заключалась именно в миссионерской деятельности, для этого он и учреждается...

Успенскому Богородицкому монастырю не было равных, его великолепные белокаменные сооружения выделялись посреди сплошь деревянного города-крепости. Город все больше начинал казаться лишь большим посадом при этом знаменитом монастыре. Свияжск стал городом монастырей и церквей и таким оставался на протяжении всех последующих веков своей истории.

– Храмов в разные времена в Свияжске было по-разному, – рассказывает игумен Силуан.– Если посчитать все храмы, то 16 церквей и 3 монастыря – это с учетом кафедрального собора, приходских храмов и монастырских. То есть Свияжск, расположенный на 62 гектарах, имел довольно много храмов.

Сегодня из всех многочисленных храмов сохранились всего шесть – остальные были снесены и разрушены в начале 30-х годов ХХ века, как собор Рождества Пресвятой Богородицы – в честь него названы были и улица, и главная площадь города. Места, на которых высились храмы, определить нетрудно: кладку взорванных храмов никто не разбирал, и со временем она поросла бурьяном, образуя на пустырях небольшие горки… Здесь «похоронены» Благовещенская церковь, построенная в 1755 году в модном тогда барочном стиле; Софийская церковь; Никольская приходская церковь, где самой почитаемой иконой был святой образ Николая Чудотворца, привезенный стрельцами из Москвы.

Среди уцелевших святынь Свияжска древнейший православный храм Казанской епархии – деревянная Троицкая церковь XVI века, в которой стоял на молебне царь Иоанн Грозный перед штурмом Казани в октябре 1551 года. Время и пожары пощадили Троицкую церковь, а отсутствие металлических деталей и древний способ обработки дерева простым топором обеспечили сохранность сруба на протяжении четырех с половиной столетий...

В 1604 году на личные средства Бориса Годунова вместо деревянной церкви псковские мастера возвели двухэтажный каменный храм во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Главная святыня храма – чудотворная икона Сергия Радонежского, принесенная в Свияжск в 1551 году, ныне хранится в Казани.

В честь еще одной чудотворной иконы Божией Матери, «Всех скорбящих Радость», был сооружен огромный собор новой эпохи – 1898–1906 гг. Эти три храма разных эпох составляют гордость монастыря, всего Свияжска, да и всей земли казанской.

Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами…


Смотрите программу «По святым местам» на телеканале «Союз»: вторник 08.00, четверг 16.45, пятница 01.45, суббота 12.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 
Исследуйте писания

Апостол Петр: условия христианской святости

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

В ПЕРВОЙ главе своего послания апостол Петр определяет цель христианской жизни как стяжание, или можно сказать по-другому, достижение святости.

 
Крещеный мир

В Дюссельдорфе тоже мечтают о соборе

Андрей Полушин

Святые равноапостольные Константин и Елена имели непосредственное отношение к истории старинного города Кельна. Император Константин возводил его крепостные стены, а царица Елена, по Преданию, основала церковь во имя Святого Воина Гереона. Сорок лет назад в этой средневековой часовне разрешили молиться православным

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс