Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (660) → Разговор по-русски

Разговор по-русски

№3 (660) / 16 января ‘12

Интервью с артистом Игорем РастеряевымИнтервью

О вере в Бога, судьбах России и ее миссии в мире, о боговдохновенной природе творчества и многом другом – в беседе корреспондента «Нижегородских епархиальных ведомостей» Светланы Высоцкой и артиста Игоря Растеряева.


– Игорь, Вы рифмуете в своих песнях «дорога – Бога». А как Вы относитесь к религиозной стороне жизни, в том числе исходя из традиций казаков, к которым Вы себя причисляете? Кто и что для Вас – Бог?

– Сам я, мои мама и папа – люди мирские, а вот младшая сестра с мужем – воцерковленные. Причем на самом серьезном уровне, даже в среду и пятницу постятся.

Однажды к сестре пришли подруги – тоже, соответственно, воцерковленные девушки. Стал с ними разговаривать на религиозные темы, в частности – о других религиях, о реинкарнации, о том, что Бог один на всех…

А потом спросил у юной девушки Ирины, как она относится к разводам. И эта девочка мне говорит вдруг: «А я вообще считаю, что смысл брака, в конечном итоге, не в счастье для человека, а в рождении большого количества детей, в их православном воспитании и смирении». Я просто онемел…

Эта девочка одной фразой, одним своим существованием отменила все попытки НАТОвских провокаторов сделать из ее души потребительскую корзину. И такая сила была за ней, так она была спокойна, и достойна, и некичливо естественна в своей вере, что я просто от души восхитился ею, и мне стало спокойно за Православную веру. Потому что я воочию увидел, что вера эта продолжает жить в сердцах людей, которые, кстати, намного младше меня.

Родители после этого тоже меня спросили, как я отношусь к неожиданному воцерковлению сестры, не перегиб ли это, не фанатизм ли. А я отлично отношусь – даже со всеми перегибами. Потому что на сегодняшний день на нашу Родину навалился такой гнет пошлости и бездуховности, что, возможно, единственным противовесом может служить только Церковь. Единственное, что может противостоять центральному телевидению, – это девочка Ира, которая считает, что человек на земле не обязательно живет для счастья.

И чем больше у нас таких девочек будет, тем больше шансов жить. А то мы просто исчезнем.

А коль разговор зашел о казаках, то скажу так. Казаки присягу принимать не хотели не только потому, что не хотели волю терять. Хотя, конечно, если честно, то, по-моему, только поэтому. Но считали примерно так: мы людей убиваем, наша жизнь – война и набеги, мы грешные люди – нам негоже святой крест целовать, значит. То есть люди, за спинами которых окрепла Православная вера, считали себя недостойными целовать крест. Это ж какого благородства люди были, я сейчас думаю.

А в церкви стояли – и шашки из ножен чуть вынимали, чтоб клинок слушал праведное слово. Вот и я как-то так всю жизнь – чуть в стороне от воцерковления, все больше так, напрямую с Богом общался, хотя меня, конечно, мои верующие родственники за это порицают. Но у каждого своя дорога – у одних в церкви, у других на мирском поприще.

Что до рифмы «дорога – Бога», то были и другие варианты, могло бы быть «главная защита и подмога – русская дорога», например. Просто «дорога – Бога» больше понравилось.

– Отталкиваясь от давних споров западников и славянофилов и опираясь на свой опыт человека, живущего в двух культурах – города и деревни, – как Вы ощущаете Россию?

– Да как я ощущаю… Вышибают деревню нашу. Недавно ехал по степи из Раковки на хутор Растеряев, точнее – на место, где он был (мы там с родней два креста поставили в память о нем: это наш родовой хутор, где несколько веков жили наши предки). Верите – нет, слезами обмывался, никого не стесняясь, ибо некого там уже стесняться.

На хуторе Кашулин три двора, на Зеленовском – семь. Поговорил с фермером, который из Фролова приехал работать туда – фермерить. «Я, – говорит, – иностранных тракторов купил, они все сами делают, а наша задача в идеале – втроем все площади обрабатывать на этих машинах». То есть уже сейчас человек-землепашец в России строит свою работу в расчете на отсутствие помощников, как будто он не в центре огромной державы, а на луне или в Антарктиде.

– Есть мнение, что с утратой памяти о Великой Отечественной войне исчезнет и единство духа русской нации. Как вы к этому относитесь?

– Не разделяю таких мнений. Неужели единство духа должно все время крепиться жуткими трагедиями? Я бы, например, хотел, чтобы единство нации крепила какая-нибудь очень мирная идея. Нормальная человеческая жизнь.

– В последние годы в России участились межэтнические конфликты, по сути своей криминальные (иногда – социальные). Напряжение в обществе растет, ксенофобия тоже. Вы как человек, который знает изнутри жизнь российского юга, где исторически перемешаны представители разных этносов, в чем видите причины этих конфликтов?

– Не так давно я был на гастролях в Георгиевске, это Ставропольский край. Перед концертом устроителей вызвали в соответствующие органы и спросили: «Что это еще за «Русская дорога»? Что вы там собрались делать? Почему русская? Это что, нацистское сборище какое-то? Кто такой, этот Растеряев? Он что, фашист?» Организаторам пришлось оправдываться, что-то органам объяснять… И это, заметьте, даже не в кавказской республике, это на Ставрополье такой разговор был! В России-матушке, фигурально выражаясь. Едем по Георгиевску, идет День молодежи на площади. Русская, кстати, все молодежь. Спонсор – пивная компания, все с какими-то банками, бутылками.

Организаторы говорят: «Если бы у национальных диаспор только намек на это был, да с этими пивными товарищами знаешь что было бы!» Много чего порассказали…

На русского выделяют 4 тысячи рублей из бюджета, на кавказца около 50 тысяч. Плюс коммуналку они не платят. Все при этом законно, все одобрено сверху. Чего после этого удивляться-то? Кто себя должен чувствовать хозяином? Кто в итоге выиграл? Кто проиграл? Кто кому платит контрибуцию? Так что удивляться не надо. Какие настроения еще могут быть?

– Загадочный тактический прием из «Русской дороги» – это поэтическое озарение или старинная казачья мудрость?

– Это так придумалось. Сначала была мысль, а потом пошли всякие фонетические варианты. В итоге фраза звучит так.

– Раньше писали музыку и стихи в кабинетах или на природе. Вы говорите, что Ваши мелодии часто рождаются в дороге, во время езды на машине. Ваша муза любит шум дороги и города?

– Да нет. Просто едешь и поешь всякую чушь, всякую тарабарщину – голова отключается, контроля никакого, ты ж один в кабине. Видимо, музыка любит в чуши жить. А бывает, просто сел и сыграл новую музыку. Просто так – без подготовки взял гармонь и сыграл. От начала и до конца. А откуда берется – не знаю. Со стихами гораздо сложнее. Это действительно тяжело.

– Всегда ли Вы чувствуете, что рождается настоящая песня, или приходится «отбраковывать» материал?

– Если мелодия нравится – это первый показатель. Если на нее чувствуешь тему – второй. Если на эмоции выскочили две-три концовки куплета или слово какое-нибудь правильное – третий. Потом примерно прикидываешь план песни – чтобы не утонуть в переживаниях и красивостях, а так, попроще, о чем мысль-то будет, о чем сказать хочешь конкретно. А потом начинается работа над текстом. И вот это действительно сложно.

– В конце ХХ века в России было много самобытных рок-групп и исполнителей, масштаб дарования которых до сих пор не превзойден. В чем Вы видите причину дефицита таких талантов сегодня?

– Дети мало гуляют во дворах, мало опыта необычного у них. С пеленок все общее – компьютер, интернет, шоколадные батончики. Что неожиданного, нестандартного может рассказать один цыпленок из инкубатора другому цыпленку из инкубатора? Событий мало. Осведомленность большая, а знаний нет. Телевизор и социум диктуют одинаковые и агрессивные критерии успеха и нормы. Формат – с младенчества.

Жизни-то многие не видели настоящей – все в компьютере выросли. И темперамент на уровне севшего мобильника. Наверное, поэтому. Хотя я вместе с тем уверен, что сейчас дети умнее, чем я, например, и толковее. И очень много они еще наворотят – уж не сомневайтесь. Поэтому дефицита никакого не будет. И сегодняшний день нужно не сейчас оценивать.

– Что Вас вдохновило на создание такой очень церковной по тематике песни, как «Звонарь»?

– Вначале, как всегда, была мелодия. Притом придумалась она внезапно – в антракте эстрадной программы в театре «Буфф», где я служу. Кругом полуобнаженные балерины, парни в блестящих жилетках – в общем, ничего церковного. А мелодия раз – и появилась в голове. Видимо, мелодиям все равно, когда появляться.

И я быстренько взял у коллеги мобильник и напел эту мелодию на диктофон, а потом забыл про нее вообще на полгода. А позже вспомнил, что записывал, и попросил товарища включить. Вначале я думал, что это музыка для симфонического оркестра. А потом подобрал ее на гармошке и понял, что песня – про мечту.

Когда меня спрашивают, кем бы я стал, если б в артисты не пошел, я всегда говорю, что две профессии мне еще нравятся: звонарь и ловец карманников. Так что про себя писал, получается. Не могу сказать, что песня очень церковная. Она скорее лирично-обобщающая, что ли. И еще понял сразу, что там должна петь девочка. А текст писался года полтора – вообще самая тяжелая песня этот «Звонарь». И самая нехарактерная, что ли, для меня пока.

– Какие чувства вызывает у Вас праздник Рождества Христова?

– Если честно, праздник Рождества у меня особых чувств не вызывает, потому что я, как и все советские дети, никогда его не отмечал. К тому же Рождество идет за новогодними праздниками, и на этом фоне как бы теряется. В детстве мы ходили в Раковке христославить по домам: пели колядки, а конфеты и денежки кидали в большой красный мешок. Но это просто ассоциации детства – скорее прогулочные, но уж точно не религиозные.

А вот Пасху у нас в семье (да и во всей стране) отмечали всегда. Поэтому для меня это большой праздник. Помню, как-то на Пасху мы ехали к прабабушке в метро, и у меня пошла кровь из носа. Мне лет шесть было. На станции «Гражданский проспект» меня вынесли из вагона и вызвали «скорую». Помню, врач пытался остановить кровь и приговаривал: «Держись, казак, атаманом будешь».А я все думал: «А откуда он знает, что я казак?»

Поздравляю всех с Рождеством Христовым! Желаю, чтобы с каждым последующим поколением этот праздник становился все более значимым. Всем – добра и Божия присутствия!

 
Мысли о прекрасном

Не просто профессия…

Василий Нестеренко

Мы продолжаем цикл бесед «Мысли о прекрасном». Их ведет народный художник Российской Федерации Василий Нестеренко– Я приветствую в моей студии гостя, замечательного художника-реставратора и ученого Александра Анатольевича Горматюка.

 
Епархия

Московская епархия (областная)

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархииДата рождения: 22 сентября 1935 г. Дата хиротонии: 26 декабря 1965 г. Дата пострига: 10 октября 1959 г. День ангела: 15 июля.Родился в городе Ярославле в семье служащих. С 1946 года состоял в числе прислуживающих в алтаре

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс