Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Дата рождения: 22 сентября 1935 г.
Дата хиротонии: 26 декабря 1965 г.
Дата пострига: 10 октября 1959 г.
День ангела: 15 июля.
Ученые степени, звания:
Образование:
Награды
Предшественницей Крутицкой митрополии была епископия Сарская и Подонская, наследница епископии Сарайской. Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл III (†1281 г.) в 1261 году учредил в столице Золотой Орды епископскую кафедру, первым иерархом Сарайским был епископ Митрофан. Епископы Сарайские пребывали постоянно при ханах: и в их столице, и во время кочевья по степи. Эти епископы духовно окормляли тысячи русских – и пленных, и приезжавших в Орду по делам. Хан дозволял им обращать в христианство татар. Вскоре епископам Сарайским была передана в управление епископия Переяславская. В 1269 году митрополит Кирилл поставил преемником епископу Митрофану епископа Переяславского и Сарайского Феогноста, который был духовным писателем и послом от хана Мангу-Темира в Византии. Епископы Сарайские имели исключительно важное дипломатическое значение для митрополитов Всероссийских и для Великих князей. На протяжении около 150 лет они служили на благо своего Отечества, порабощенного татаро-монголами.
При наличии своей постоянной резиденции в Сарае епископы Сарайские издревле (имеются известия, что это было от времен Московского князя Даниила Александровича) имели подворье в Москве на Крутицах, месте на крутом берегу Москвы-реки. Подворье епископов Сарайских в Москве было расположено в Крутицком монастыре, основанном в 1272 году князем Московским Даниилом Александровичем, канонизированным Русской Православной Церковью.
Считается, что в период между 1459–1461 годами епархия была переименована в Сарскую и Подонскую, по омывавшим Крутицы небольшим рекам Сара и Подон. Однако исторические данные говорят, что уже во второй половине XIV века епископы Сарайские стали именоваться Сарскими и Подонскими. Последнее подтверждает переезд епископов из Сарая в Москву во второй половине XIV века. Поселившись в Крутицком монастыре, епископы Сарские и Подонские стали ближайшими помощниками митрополитов Всероссийских.
В 1589 году в Русской Православной Церкви было учреждено Патриаршество. Одновременно в Москве была учреждена Крутицкая митрополия, имеющая обширнейшую территорию с резиденцией митрополита в Крутицком монастыре. Митрополит Крутицкий стал первым помощником Патриарха Московского и всея Руси.
Митрополия носила наименование Крутицкой, но сохраняла также и наименование Сарской и Подонской. В 1764 году была учреждена епархия Крутицкая и Можайская. Эта епархия просуществовала до 1788 года, когда в связи с образованием губерний в России и реорганизацией епархиального управления в соответствии с новым административным делением она была упразднена вместе с Крутицким монастырем.
Кафедра митрополитов Крутицких была восстановлена Святейшим Патриархом Тихоном в 1918 году.
В соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью», принятом Поместным Собором Русской Православной Церкви 31 января 1945 года, митрополит Крутицкий является постоянным членом Священного Синода и осуществляет функцию викария Патриарха по управлению Московской епархией.
11 июня 1977 года митрополитом Крутицким и Коломенским назначен митрополит Тульский и Белевский Ювеналий (Поярков).
Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988 года принял новый «Устав об управлении Русской Православной Церковью», согласно которому: «Патриарх состоит епархиальным архиереем Московской епархии. Для облегчения Патриарха в его попечениях об общецерковных делах Московской епархией управляет по указанию Патриарха, на правах епархиального архиерея Патриарший наместник с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского» и является постоянным членом Священного Синода по кафедре.
С 1977 года управляющим Московской епархией, ее Правящим Архиереем (в границах Московской области, за исключением города Москвы) является митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, резиденция которого находится в Новодевичьем монастыре города Москвы.
Подобно празднованию трем Вселенским учителям и святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, совершаемому и порознь каждому, и всем вместе в один день, Русская Церковь, каждого порознь и всех вместе, чтит и воспевает святителей Московских: митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа и Ермогена – заступников, предстателей и хранителей Церкви и Отечества.
После монгольского нашествия вставала обновленная Русь, когда Архипастырем ее Господь избрал «смиренного богомудрого Петра» и открыл его духовному взору грядущий жребий Москвы – Первопрестольного града, сердца православной России. Уроженец далекой Волыни, носитель традиционного титула митрополита Киевского и всея Руси, святитель Петр (†1326 г.) завещал похоронить его в заложенном его честными руками Успенском соборе Московского Кремля, и рака святых мощей его сделалась краеугольным камнем, благословением великого дела – собирания Русской земли.
Подвиг его продолжил святитель Алексий (†1378 г.) –духовный отец и воспитатель Великого князя Димитрия Донского. Родом из черниговских бояр, постриженник Московского Богоявленского монастыря, святой митрополит всю свою жизнь отдал служению единству раздираемой междоусобными бранями Руси. Многие годы при юном князе Димитрии он стоял у кормила гражданского правления, мужественно предстательствовал за родную землю пред ордынскими ханами и исцеленной им ханшей Тайдулой. Он не дожил до великой победы на поле Куликовом, но победа эта стала возможной лишь благодаря его неустанным трудам и первосвятительскому молитвенному предстоянию перед Господом Сил.
Прославлением чудотворных мощей святителя Алексия начал свое первосвятительское служение Русской Церкви святой митрополит Иона (†1461 г.). Уроженец костромских пределов, с 12 лет вручивший свою жизнь монастырским старцам, он подвизался, восходя по лестнице добродетелей, в Московском Симоновом монастыре, где послушанием его было «Божественных книг списание». Посвященный в архиерейское достоинство святым митрополитом Фотием (†1431 г.), он по смерти последнего должен был стать его преемником, но Господь послал в эти годы Русской Православной Церкви великие испытания: митрополитом поставлен был в Царьграде (в 1439 году) латинствующий Исидор. Святитель Иона, поборник истинного почитания Святой Троицы, потерпел много трудов и скорбей в обличении лжепастыря во имя веры и благочестия. Милость Божия была ему наградой – он сподобился чести стать в 1448 году первым Предстоятелем Автокефальной Русской Церкви.
Служением правды и милости был недолгий первосвятительский подвиг святого митрополита Филиппа (†1570 г.). В прошлом московский боярин, он сменил придворные одежды на рубище странника, покинул богатый свой дом, возревновав о пустынножительстве. Много лет подвизался он в Соловецкой обители, удостоился быть в ней игуменом; иноческий остров среди Студеного моря преобразил в цветущий сад. Возведенный по воле Иоанна Грозного на Русскую митрополию, святитель Филипп, «Христова смирения ревнитель», взывал к милосердию, мужественно обличал царя в пролитии невинной крови, напоминал, что «начало мудрости есть любовь». Ярость властителя разбивалась о необоримую кротость святителя, пребывавшего верным заповедям любви до своей мученической смерти.
Святитель Ермоген (†1612 г.), родом из донских казаков, в годы правления Иоанна Грозного был приходским священником в одном из храмов новопросвещенной Казани. В 1579 году по воле Божией он участвовал в прославлении чудотворной Казанской иконы Божией Матери, позже – в сане митрополита Казанского – составил Сказание о ее обретении и службу. В Смутное время, «среди ночи нечестия и вражеского состояния», когда с помощью самозванцев и польского нашествия иезуиты надеялись подчинить себе Русскую Церковь, Господь привел святого Ермогена на Патриарший престол. Духоносный старец-Патриарх стал поистине ангелом-хранителем истерзанной врагами Москвы, вдохновителем всенародной борьбы за освобождение столицы и всей Русской земли от «нахождения иноплеменных».
Мученическая кончина достойно увенчала святую жизнь Патриархов.
Празднование в один день в честь Московских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено Патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 году, по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского (память 31 марта и 23 сентября), а святитель Ермоген – в 1913 году.
Память святителей также совершается: свт. Петра – 21 декабря/3 января, свт. Алексия – 12/25 февраля, свт. Ионы – 31 марта/13 апреля, свт. Филиппа – 9/22 января, свт. Ермогена – 17 февраля/1 марта.
Web-сайт Московской епархии (областной): www.mepar.ru
О вере в Бога, судьбах России и ее миссии в мире, о боговдохновенной природе творчества и многом другом – в беседе корреспондента «Нижегородских епархиальных ведомостей» Светланы Высоцкой и артиста Игоря Растеряева.
В святые дни, когда весь православный мир празднует Рождество Христово и, кажется, полон духовной радости, подвижник благочестия архимандрит Ефрем продолжает подвергаться гонениям за веру.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.