Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (657) → Протоиерей Александр Ильяшенко: Человек может оставаться верным Богу при любых обстоятельствах

Протоиерей Александр Ильяшенко: Человек может оставаться верным Богу при любых обстоятельствах

№48 (657) / 19 декабря ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа с настоятелем московского храма в честь Всемилостивого Спаса протоиереем Александром Ильяшенко в эфире телеканала «Союз»


– В студии Александр Сергиенко. У нас в гостях настоятель храма в честь Всемилостивого Спаса протоиерей Александр Ильяшенко. Мы будем говорить о Божественном провидении на примере Отечественной войны 1812 года. Батюшка, скажите, случайность ли победа в Отечественной войне?

Защитить родное

– Я думаю, что в таких масштабных явлениях, как Отечественная война 1812 года или Великая Отечественная война, несомненно, виден Перст Божий. Господь дает победу достойнейшему в Его Божественных Очах, а не в очах человеческих. Блистательная победа в Отечественной войне 1812 года – это явление милости Божией к христолюбивому народу русскому и православной Российской империи.

– А может ли Бог наказывать не одного человека, а целый народ?

– Уточним смысл слова «наказание». В нашем понимании «наказание» – это кара. Но это слово славянское и происходит от слова «указ, наказ», то есть наказание – это научение со строгостью. Да, конечно, Господь может в этом смысле наказывать не только отдельного человека, но и целые народы, и получается, что за грехи одних страдают другие. Все люди братья, и тем больше ответственность на некоторых людях, например, на Наполеоне, который вверг огромные страны, множество людей, целые народы в братоубийственную войну. И вот за такое озлобление, страшное кровопролитие, умножение зла, конечно, ответственность на нем страшная.

– Патриотизм – это результат духовной работы?

– Не обязательно. Потому что патриотизм – это понятие в какой-то мере врожденное, любовь к Родине (неважно, какую веру исповедует в данный момент народ) никогда не проходит. Патриотизм призывал людей грудью защищать свое родное: Родину, семьи, детей, жен, свою культуру. А христианство приняло все под такой церковный омофор, можно сказать.

– А как может сказаться бездуховность на состоянии народа?

– Самым трагическим образом. Например, французский народ, совершивший революцию и впавший в страшное безбожие, слепо увлеченный вождями, которые всех иных ведут в страшную пропасть. И хотя были провозглашены такие демократические лозунги, как «свобода, равенство и братство» – они все формальные. Свобода от чего? От совести? Действительно, Наполеон и правящая французская элита себя от совести освободили, поставили себя над людьми: какое может быть братство, когда они шли убивать? Какое же равенство, когда наживались за счет других? Так что это чистая пропаганда. Восприняв эти лозунги и поднявшись против христианской веры, которая во Франции существовала более тысячи лет, они уничтожили множество священников, монахов, верующих людей. И этот народ, утративший христианскую нравственность, стал источником страданий других народов.

– Сложно поверить, что один человек мог создать такие условия. Может быть, существует какое-то мировое зло?

– Мировое зло существует, потому что есть сатана, который активно действует. И в какой-то момент он получает страшную свободу и начинает действовать в сердцах множества людей. Когда какие-то внутренние печати снимаются, зло становится волеизъявлением значительной части народа, тогда оно приносит неисчислимые беды. И нашелся такой человек, как Наполеон, который мог эту гибельную, бездуховную идеологию объявить высшим идеалом и с ужасающей энергией, жестокостью, талантом проводить в жизнь.

– Какого вождя народ почитает больше – движимого злом или добром?

– А это зависит от народа и от пропаганды: во Франции Наполеон очень почитаем, может быть, не всем народом, но многими, а в России один из самых почитаемых вождей – Александр Васильевич Суворов, который всю свою жизнь служил Богу и никогда не обнажал оружия за неправое дело. И даже командуя огромной численности войсками, как он сам отмечает, ни одного приговора на смертную казнь не подписал.

– При бездуховном руководстве могут ли подчиненные оставаться верными Богу?

– Человек может оставаться верным Богу при любых обстоятельствах. Конечно, при бездуховном руководстве это будет сделать труднее, но он должен понимать, что есть предел, дальше которого он подчиняться не может. Это и в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано: если от верующего требуется нечто противное его совести, то он вправе оказать гражданское неповиновение. И я думаю, что и на войне, если, например, требуют расстреливать мирных жителей или сжигать села, что, кстати, и делали солдаты французской армии без всякого приказа и запрета (это даже поощрялось), человек нравственный так поступать не должен.

– Но при этом часто человек оказывается перед выбором: что для него важнее – жить своей жизнью или отдать ее за свою верность Богу.

– Этот выбор очень трудный, но были, есть и будут люди, для которых такого выбора не существует вообще. Они с радостью отдадут жизнь за Христа и будут почитать это для себя счастьем. Мученики первых веков и новые мученики и исповедники Российские явили удивительную силу духа и не покорились внешней силе, которая пыталась их отлучить от Христа.

– Какие примеры боголюбивых людей дает нам Отечественная война 1812 года?

– Воинский подвиг происходит, как правило, тогда, когда сердце человека наполнено любовью. Хотя формально, может быть, нельзя сказать, что вот, человек поступил боголюбиво. Например, князь Багратион, который пожертвовал своей жизнью на Бородинском поле, не прятался за спины солдат, а был всегда впереди. И его неукротимая энергия, его талант, полное презрение к смерти воодушевляли солдат. И пока он был на поле боя, французы ничего не могли сделать. И лишь с его ранением русские войска отступили, потому что на какое-то время потеряли командование, и, самое главное, потеряли такого вождя, которому беззаветно верили.

Накануне сражения перед армией возили Смоленскую икону Божией Матери, и вся армия преклоняла колени и молила Владычицу Небесную заступить, вдохновить и благословить оружие. В результате Бородинское поле стало местом особого героизма и особого стояния русских людей за Родину, правду и веру.

Если будем со Христом…

– Послушаем звонок – Московская область на связи.

– Как священники смотрят на то, что в войну 1812 года все вставали на защиту Родины, а сейчас Родину распродают чиновники и своих детей отмазывают от армии, а на войну в Чечне, допустим, отправляют обыкновенных ребят?

– Да, сегодня мы переживаем трагическую страницу своей истории, будем надеяться, что за ней последуют и другие страницы, но есть основания в этом сомневаться. И именно потому, о чем сказала наша телезрительница. Действительно, наша страна сейчас находится в системном кризисе. Пишут на плакатах: «Есть такая профессия – Родину защищать», но есть и такая профессия – Родину продавать. Она очень востребована и хорошо оплачивается. К сожалению, это так, но зависит-то это на самом деле от нашего общего устроения. Если мы будем со Христом, тогда появится совершенно особый дух, особый строй всей народной жизни, и тогда Сам Господь, не сомневаюсь, явит Свою всемогущую силу. Появятся и люди, за кем народ с готовностью, радостью и доверием пойдет и будет стремиться послужить и Родине, и тому, кого Господь поставит его возглавлять. В противном случае будут продолжаться те негативные процессы, которые размывают нашу страну, наши устои. И дай Бог, чтобы вера в нашем народе проявилась, как она проявлялась в 1812 году. То воодушевление духовное, которое мы наблюдали, когда столько паломников, богомольцев шли приложиться к святому Поясу Божией Матери, который сорок дней находился в России, – это удивительное явление, и будем надеяться, что это проявление возрождения религиозного духа нашего народа.

– Кстати говоря, а что плохого в желании родителей защитить своего ребенка, не дать ему умереть и, может быть, даже не пустить на войну?

– Как говорят, война – это продолжение политики, только иными средствами. Если родители не согласны с той политикой, которая проводится нашим государством, они таким образом это несогласие и проявляют. Это одно. Во-вторых, армия должна быть семьей. Так, как ее формировали те славные вожди и воины, которые возглавляли народ в войну 1812 года, ученики Суворова, Румянцева, Потемкина – великих людей, которые ставили перед собой эту задачу и находили средства ее решить. Надо бы очень серьезно задуматься: а за что их всех так солдаты любили? Это тема отдельного и очень серьезного разговора.

Но Суворов – действительно раб Божий, который проявлял удивительно нежную отеческую заботу о своих солдатах, даже в мелочах, это факт. Он обладал удивительной, несокрушимой верой. Господь наделил его, конечно, грандиозными военными и многими другими талантами. И все это вызывало и вызывает любовь народную к Александру Васильевичу.

– Батюшка, еще звонок, послушаем вопрос из Балашихи.

– Могла ли наша Русская Православная Церковь того времени выпросить у Господа сделать так, чтобы Наполеон стал не врагом, а нашим союзником?

– Мне кажется, нельзя у Господа просить невозможного.

Человек – существо свободное. Наполеон жил в среде верующих христиан, но он сознательно отверг веру во Христа, сознательно встал на путь богоборчества. И если человек, обладающий свободой выбора, делает выбор против Бога, Господь ему предоставляет возможность идти своим путем, стараясь его вернуть на путь правый.

Когда Наполеон потерпел поражение в России, он мог бы подумать, что здесь, несомненно, явился Перст Божий. Но он не сделал этого даже тогда, когда испытал горечь такого поражения – хочу специально отметить, чтобы почувствовать масштаб того, что произошло: с Наполеоном пересекло границу Российской империи 610 тысяч человек, а вернулось обратно 58. Русская империя могла противопоставить армию численностью всего лишь в 240 тысяч человек, в два с половиной раза меньше, а смогла разгромить неслыханную силу, возглавляемую признанным военным гением. Такого разгрома история не знает! И менее чем за год его империя рухнула, он уже не смог оправиться от этого страшного поражения. Но, несмотря на то, что он загубил столько солдат, загубил величие своей родины, в нем ничего не дрогнуло, он так и остался страшно самодовольным и, в этом отношении, ограниченным человеком. Так что думать, что кто-то мог бы вымолить, чтобы враг Божий стал другом Церкви, да еще и Православной, все-таки нереально.

Выбор всегда есть

– Быть воином, солдатом – это благословение Божие?

– Если ты борешься за правое дело.

– А как не ошибиться?

– Трудно. Солдат, конечно, лицо подневольное, но опять-таки это зависит от духовного устроения всего народа. Если народ и его лучшие представители стремятся жить по воле Божией, им явит Господь Свою волю. Может быть, от войны избавит, умудрит, как вести политику, чтобы избежать военного столкновения, Богу не угодного. Тут можно сказать: «А неужели есть военные столкновения, которые Богу угодны?» А когда защищают Церковь, защищают веру, Родину и своих близких? Разве Богу угодно, чтобы их уничтожали? Нет. Тот же, кто покушается на веру, Церковь и Отечество, – враг не только этого народа, а получается, что он враг Божий. И очень важно, чтобы народ не ошибся: за правое дело он борется или нет? И если за правое, то Бог благословляет оружие. Неугодна была Богу наполеоновская богоборческая, атеистическая армия, неугодна гитлеровская фашистская армия, жестокая и беспощадная и тоже богоборческая. Конечно, Богу не угодно, чтобы зло торжествовало, и иногда приходится брать в руки оружие, чтобы это зло пресечь вовремя, иначе оно принесет зло неисчислимое. И за это должна отвечать, скажем так, коллективная совесть народа.

– Но кто определяет, правое это дело или нет, угодно оно Богу или нет – сам народ, или руководство государства, или, может быть, еще и Церковь способствует?

– Конечно, Церковь способствует. Хорошо, если государство православное и прислушивается к голосу Церкви, само стремится жить и действовать по совести и вести такую политику, которая не становится причиной войны, а наоборот, пресекает зло, которое может такие страсти накапливать. Это и есть христианская православная монархия, то, что называется «симфония» – гармония, единомыслие государства и Церкви, что бывало в истории Византийской империи и при русских царях и императорах, но что утрачено с революцией, к сожалению.

Тут дело совести каждого человека. С одной стороны, защищать Родину необходимо, а с другой – участие в агрессивной грабительской войне противоречит совести христианина.

Замечательно, когда Церковь, народ и правительство единодушны. И очень страшно для Церкви, когда правители не разделяют ее идеалов и ведут страну гибельным путем, как было, например, с Наполеоном.

– Какова роль священника в армии?

– Священник в армии способствует смягчению нравов, но дух армии зависит от ее вождей. Такие вожди, как Александр Васильевич Суворов, Михаил Иларионович Кутузов, князь Петр Багратион были люди верующие, самоотверженные, люди чести – тогда и армия была и доблестной, и мужественной, и победоносной, и стойкой во всевозможных лишениях. А если идеалы, которым служит руководство армии, – всего лишь удовлетворение идеологических схем или честолюбия отдельных людей, тогда такие успехи будут непрочными. Посмотрите, Наполеон стал императором в самом начале XIX века, а потерпел сокрушительное поражение и вынужден был отречься от престола в 1814 году – всего лишь лет десять. Примерно столько же просуществовал и фашистский рейх. Так что те идеалы, которые становятся основными для данного общества, сказываются и в армии. И если они высоки, то и священнику очень легко нести свое послушание в войсковой среде. И поэтому очень важно, чтобы во всех слоях нашего общества основной идеей стало Православие, и главное – на самом высоком властном уровне.

Почему в жизни есть страдания

– Самара на связи.

– Может ли воинский подвиг и гибель в такой войне, как Отечественная 1812 года или Великая Отечественная, спасти человека неверующего?

– Во время войны многие приходят к Богу. Что касается войны 1812 года, то тогда практически весь народ был верующим. Но если обстоятельства вынуждают человека совершить мужественный, самоотверженный поступок, то, конечно, это или проявление его веры, или дается Господом для укрепления его веры, то есть для спасения его души. Что касается Великой Отечественной войны, тогда в силу исторических условий, в силу пропаганды многие отошли от Церкви и утратили веру, но, как говорят, на войне атеистов не бывает. И сохранились свидетельства, когда солдаты или простые офицеры видели, как и комиссары начинали молиться. Конечно, такие особые условия многим помогают обрести веру.

– Что означает для страны появление таких агрессоров, как Наполеон или Гитлер? Может быть, в этом есть какой-то духовный смысл?

– Я об этом как-то не задумывался, скорее, приходит в голову тот ужас, который с такой агрессией, с такой злобой совершают люди в отношении целого народа. Когда идет война, страдают все – слабые страдают, женщины, дети погибают, лишаются крова, страдают от холода, голода, лишений, умирают в каких-то особых страданиях. Конечно, ужасны те люди, которые такие бедствия развязывают. Есть ли какой-то смысл в страданиях? Конечно, есть, но это некая тайна – почему в жизни есть страдания. Как же так, Господь милостив, а страдания есть? Да, но такова жизнь, и совместить это может только глубоко верующий человек, который верует, что Господь всеблагой, и значит все, что происходит, все нам во благо. И тогда Господь Своей милующей и исцеляющей десницей прикоснется к нашему сердцу, исцелит раны нашей души, и придет внутреннее понимание, что это все было просто необходимо и послано Господом для душевного роста и совершенствования. Об этом, с одной стороны, говорить сравнительно легко, а с другой, если человек страдает, а ему надо какие-то лекции при этом читать, это немножечко странно. Но укрепления веры и силы Божией, конечно, такому человеку можно пожелать.

– Какова сила молитвы во время военных действий?

– Мне покойный протоиерей Глеб Каледа, который прошел всю Великую Отечественную войну, рассказывал, что он так пламенно молился, что осознавал, что ему никакие окопы не нужны, что его Бог хранит. Он говорил: «Все копали, и я копал, чтобы людей не смущать, а на самом деле я знал, что мне этого не надо, я верил, что Господь меня сохранит». Конечно, вера укрепляет силы, не дает терять оптимизм, а радостный человек лишения и невзгоды переносит легче и в смертный бой идет, не дрогнув. Такое духовное величие наших предков и послужило основой того, что наша Родина вышла победительницей из двух страшных кровопролитных войн, во время которых тогдашние враги подняли против нас практически всю Европу.

– Каково значение победы в Отечественной войне 1812 года?

– Мне кажется, что война 1812 года – это звездный час нашей истории, когда были явлены всем народом во всей его полноте, начиная от государя и до простых крестьян, единодушие, обращенное ко Христу, и верность Православной вере, Православной Церкви. Эти идеалы были столь высоки, что позволили сокрушить силы объединенной Наполеоном Европы. Так что это совершенно уникальный исторический факт единства – пример того, ради чего Господь и создает народы и государства – чтобы они явили такое единство в Очах Божиих и в очах окружающих народов. И опять-таки, это призыв Божий полностью осознать себя и помочь измениться другим. Приняли или не приняли этот призыв, это уже другой вопрос... Господь да благословит всех нас.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Люди церкви

Протоиерей Всеволод Чаплин: Церковь должна и будет говорить о том, что человек должен бороться с грехом

 
Епархия

Пензенская и Кузнецкая епархия

Епископ Пензенский и Кузнецкий ВениаминДата рождения: 12 сентября 1953 г. Дата хиротонии: 14 августа 2003 г. Дата пострига: 27 мая 1977 г. День ангела: 26 октября.Родился в с. Стодульцы Жмеринского р-на Винницкой обл. (Украина), в семье рабочего.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс