Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Дата рождения: 12 сентября 1953 г.
Дата хиротонии: 14 августа 2003 г.
Дата пострига: 27 мая 1977 г.
День ангела: 26 октября.
Образована 16/27 октября 1799 года как Саратовская и Пензенская. С 4 декабря 1803 года – Пензенская и Саратовская. 12 ноября 1828 года епархия выделена в самостоятельную с наименованием Пензенская и Саранская. С 1991 года, после образования самостоятельной Саранской и Мордовской епархии, – Пензенская и Кузнецкая. Объединяет приходы и монастыри Русской Православной Церкви в Пензенской области.
Троице-Сканов женский монастырь в Пензенской области, расположенный в 4 км от районного центра Наровчата, – памятник архитектуры переходного периода от барокко к классицизму.
Монастырь основан в середине XVII века как мужской. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. По одной из версий, название произошло от речки Скановой, якобы протекавшей недалеко от монастыря. По другой версии, по преданию, Скановым монастырем его назвали по фамилии боярина Исканского, местного землевладельца.
Пожар 26 апреля 1676 года уничтожил все деревянные строения монастыря. После пожара были вновь построены деревянная церковь в честь Святой Троицы, которая просуществовала до пожара 1785 года, и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, которая в 1802 году была разобрана в связи с ветхостью колокольни. В 1795 году на их месте был заложен новый каменный пятиглавный двухэтажный храм с наружной росписью. Первым строителем нового храма был настоятель монастыря иеромонах Арсений I, а после его смерти – игумен Корнилий, при нем собор расписан иеромонахом Парфентием, он же писал для собора иконы. В нижнем этаже храма был размещен престол в честь Успения Божией Матери, освященный настоятелем – строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме размещен престол в честь Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Вокруг храма были возведены многочисленные жилые, служебные и хозяйственные постройки. После 1917 года монастырь был закрыт.
С 1985 года постройки переданы в ведение Русской Православной Церкви, и монастырь возобновил свою деятельность уже как женский. Особо почитаемая святыня монастыря – икона Божией Матери, именуемая «Трубчевская».
Была пожалована царем Алексеем Михайловичем (1645–1676) городу Пензе при его основании в 1666 году. Притекавшие с верой к этой иконе всегда получали помощь в различных нуждах. Накануне 4 августа 1717 года во время нашествия ногайских татар (так называемый «кубанский погром»), когда не оставалось надежд на спасение города, все жители собрались в собор на бдение, которое не прерывалось всю ночь. Утром икону вынесли на крепостной вал и начали петь акафист. Когда ногайцы пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел, и святая икона отвернулась от врагов. Во время чтения молитвы в татарском стане произошло смятение, и они бежали. В конце ХIХ века этой иконе было установлено празднование на 4 августа. На Всенощном бдении положено величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой святый, имже избавихомся от поганых нашествия».
Особо почитаемая святыня в Троице-Скановом монастыре – икона Божией Матери, именуемая «Трубчевская», которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе.
Подробных сведений о том, как чудотворная икона Трубчевской Божией Матери оказалась в Троице-Скановом монастыре, не сохранилось. Эта икона числится в списках чудотворных икон России, хотя письменных свидетельств о чудотворениях не сохранилось в связи с пожаром 26 апреля 1676 года, при котором сгорели все документы о монастыре; остались воспоминания и рассказы старожилов о чудесной помощи этой иконы.
Страшное несчастье в конце XIX века дважды обрушивалось на Наровчат обвальной эпидемией холеры. Сотни жизней поглотила кладбищенская земля. Из поколения в поколение передается рассказ, как в один из этих тяжелых дней, переживаемых наровчатцами, при стечении множества народа духовенством был начат Крестный ход вокруг города с выносом иконы из Троице-Сканова монастыря. Как гласит летопись, благоговейные чтители этой иконы приписывали милосердию и покровительству Царицы Небесной скорое прекращение эпидемической болезни.
В знак особого почитания иконы прихожанами неподалеку от монастыря в 1853 году была построена кладбищенская церковь в честь Трубческой Божией Матери.
В 30-е годы, после разграбления и закрытия монастыря, икону взяли в Наровчатский краеведческий музей, где она пролежала в хранилище почти полстолетия в пыли и забвении. На грязную, истрепанную икону, с которой были сняты драгоценные камни, серебряная риза, не обращали внимания и использовали как стол для экспонатов. При очередной описи музейных ценностей против строки «Трубчевская икона Божией Матери» написали: «утеряна». Это было в 1975 году.
Но икона нашлась все в том же запаснике через 18 лет, когда возобновился поиск пропавших музейных ценностей. По дате ее написания, обнаруженной в нижнем углу, и по другим признакам компетентная комиссия признала в ней утерянную икону.
Вновь возвратившуюся в монастырь икону решили сфотографировать. Был хмурый день. Небо застилали черные тучи. Угол, где находилась икона, был совсем темным, только лампадка еле освящала лик Матери Божией. «Бесперспективное дело, – сказала посетительница, наводя объектив фотоаппарата на икону, – что ж, попробуем...». И вдруг сверху, из-под купола храма в решетчатое окно хлынул поток солнечного света. Икона осветилась, заиграв всеми красками. Вокруг головы Матери Божией и венца засиял нимб. Дважды щелкнул фотоаппарат, и снова тучи закрыли солнце, стало темно. Присутствующие были поражены и радостно удивлены: «Икона радуется своему возвращению...» (Из воспоминаний В. А. Полякова).
Пещерный монастырь находится в полутора километрах от Троицкого Сканова женского монастыря и представляет собой ходы, расположенные в три уровня (по некоторым свидетельствам – в пять), с небольшими кельями по сторонам, вырытыми монахами в горе, называемой Плотской (Пещерной или Городок). Общая протяженность пещерных ходов больше, чем в Киево-Печерской Лавре. Особенно много над устройством пещерного монастыря трудился настоятель Троицкого Сканова монастыря Арсений II, прослуживший в этой должности полтора года (1825–1826) и удалившийся затем в пещеры. У подножия горы находится источник, над которым раньше стояла деревянная часовня, другие часовни отмечали входы в пещеры. На горе в 1866–1880 годах был построен пятиглавый храм в честь Киево-Печерской Иконы Божией Матери и Святых Преподобных Антония и Феодосия, Печерских Чудотворцев (освящен в 1870 г.) с приделом во имя Св. Великомученицы Варвары. Он был выполнен в формах древнерусского зодчества и имел шатровую колокольню, В пещерах имелась также подземная церковь, а при пещерах – несколько деревянных флигелей. Ни одна из наземных построек не сохранилась. Сейчас наверх, ко входу в пещеры, ведет деревянная лестница, а сам вход обустроен в виде каменной часовни. Бывшая монашеская обитель начала возрождаться как Сканов пещерный мужской монастырь в честь Преподобных Антония и Феодосия Печерских, что было утверждено Священным Синодом Русской Православной Церкви 21 августа 2007 года.
Дни памяти: 31 мая, 6 августа по новому стилю
Считается наиболее почитаемым подвижником пензенской земли. За свою праведную жизнь был наделен даром исцеления и прозорливости.
В миру – Иван Васильевич Калинин. Родился 5 августа 1854 года.
Обладая слабым здоровьем, зарабатывал себе на хлеб мелким ремеслом – вязанием шарфов, варежек. Но главное, чему он отдавался со всем жаром души, были молитва и посещение местной церкви, где он помогал священнику как алтарник. С семи лет читал часослов и пел на клиросе. С малолетства ночами вставал на молитву, молился со слезами, ограничивал себя в еде. В возрасте 65 лет И.Калинин был рукоположен архиепископом Иоанном, будущим главой Латвийской Церкви, в сан диакона и служил в храмах сел Оленевки и Соловцовки Пензенского района, в 1946 году стал иереем. Жил в келье с 1930 по 1951 гг. 26 марта 1951 года старец был сильно избит неизвестными, а в 7 часов утра 24 июля (по старому стилю) 1951 года он умер – был похоронен на кладбище в Соловцовке, в 1996 г. было произведено перезахоронение гроба старца на территорию Троице-Сергиевского храма в селе Соловцовка.
27 декабря 2000 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви иерей Иоанн Калинин, Оленевский, причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских XX века.
Сейчас его святые мощи находятся в храме с. Соловцовки Пензенской обл., на кладбище соседнего с. Оленевки сохранилась могилка, место для которой батюшка Иоанн при жизни выбрал сам. В самой Оленевке сохранилась келья о. Иоанна.
День памяти: 23 октября по новому стилю
Родился в 1784 году в семье церковнослужителя. Ученый по призванию, он был человеком кротким, расположенным к молитвенному деланию и аскетической жизни.
Будучи профессором Санкт-Петербургской Духовной академии, он написал двухтомный труд под названием «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII века», который полстолетия служил руководством в церковных школах.
Владыка был дружен с митрополитом Филаретом (Дроздовым). Как деятельный противник модного тогда мистицизма, он был удален из Санкт-Петербурга на епископскую кафедру сначала в Уфу, а затем в Пензу. Народ его почитал за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству. Святитель скончался 10 октября 1819 года. Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Сейчас его святые мощи находятся в Успенском кафедральном соборе города Пензы.
Крупнейший в России подземный храм, находящийся на глубине пяти метров, был обнаружен краеведами в поселке Сазанье Сердобского района Пензенской области в 2009 году. Раскопки ученые и священнослужители начали зимой того же года. Точно под крестом открылся искателям вход в пещеры. Более 100 лет назад здесь поселился 70-летний старец Серафим после того, как во сне ему явилась Матерь Божия. Он прожил на Сазань-горе до 1918 года, неся послушание монаха-затворника.
В 1904 году рядом с кельей отца Серафима поселился сердобский мещанин Андрей Грузинцев. На собственные деньги в пещере он построил церковь во имя Николая Чудотворца. Здесь, под землей, в затворническом уединении жили впоследствии около 30 старцев-подвижников. За духовные подвиги Господь открывал им разум. Отец Андрей Грузинцев, к примеру, в пещерах обрел дар исцеления и предвидения.
Помолиться в подземный храм теперь приезжают верующие со всей России и даже дальнего зарубежья. Уже сейчас известны случаи чудесного излечения людей от тяжелых недугов. Целебной считается и вода в источнике, который прихожане обнаружили на дне оврага, очистив его от горы мусора.
Всего за год в Алексиево-Сергиевской Пустыни рядом с пещерами был построен и наземный храм. В нем собраны уникальные святыни. Например, иконы, найденные во время раскопок, образ и частицы мощей святых угодников. Есть и новоявленная икона Скорбящего спасителя. У нее молятся женщины, сделавшие аборт.
Web-сайт Пензенской и Кузнецкой епархии: http://penzaeparhia.ru
Беседа с настоятелем московского храма в честь Всемилостивого Спаса протоиереем Александром Ильяшенко в эфире телеканала «Союз» – В студии Александр Сергиенко. У нас в гостях настоятель храма в честь Всемилостивого Спаса протоиерей Александр Ильяшенко. Мы будем говорить о Божественном провидении на примере Отечественной войны 1812 года.
О Соборном Послании апостола Иакова рассказывает на телеканале «Союз» Константин Корепанов, преподаватель екатеринбургского миссионерского института. Этот отрывок достоин того, чтобы его изучать, я бы сказал, с увеличительным стеклом в руках
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.