Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (656) → Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «В возрождении казачества очень важна роль Православной Церкви»

Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «В возрождении казачества очень важна роль Православной Церкви»

№47 (656) / 12 декабря ‘11

Архипастырь

В эфире очередной выпуск программы «Архипастырь». В студии телеканала «Союз» в Екатеринбурге – епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. С Владыкой беседует игумен Димитрий (Байбаков)


– Владыка, Вы прибыли в Екатеринбург для участия в работе Президентского Совета по делам казачества, который прошел в Екатеринбурге. Что это за структура?

Если назвался казаком…

– С начала 90-х годов, когда стало ясно, что казачество сохранилось и что это серьезная сила в России, начали создаваться всевозможные структуры при государственных органах. И несколько лет назад был создан Совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации. Возглавляет Совет заместитель руководителя Администрации Президента РФ Александр Дмитриевич Беглов, членами его являются заместители федеральных министров, в том числе – начальник Генерального штаба Министерства обороны, заместитель министра образования, первый заместитель министра внутренних дел.

Помимо Президентского Совета казачеством занимается от правительства министерство регионального развития – непосредственно в регионах. Президентский Совет четыре раза в год, раз в квартал, проводит свои заседания в разных регионах – как правило, в начале года в Москве, подводя итоги прошедшего года и намечая планы на новый, и три раза в регионах. Первый раз заседание Президентского Совета проходит в Екатеринбурге.

– Владыка, Вам в Ставрополье, на Дону хорошо, там понимают, что такое казачество. Но на Урале, а тем более в Сибири, на Дальнем Востоке или на Камчатке у наших зрителей может возникнуть закономерный вопрос – что такое казачество? Класс, прослойка, общественная организация?

– Вчитываясь в историю казачества, понимаешь, что письменных свидетельств самих казаков о казачестве осталось очень мало. А то, что описывалось уже, скажем, в XVIII–XIX веках, полно противоречий. Однако все серьезные исследователи говорят, что казачество имеет очень большую историю. По крайней мере четыреста лет казаки служат России.

Начиналось все еще при Иване Грозном. До этого времени, и об этом есть письменные свидетельства, с казаками – с этим как бы отдельным государством, можно сказать, – работал Посольский приказ. Посольский приказ занимался взаимоотношениями только с отдельными государствами, государственными образованиями и отдельными народами. Значит, до этого времени казаки были совершенно самостоятельным народом. Когда они вошли в Российскую империю, стали служивым сословием, у них были совершенно иные формы управления, иные формы взаимоотношений с государством, нежели, например, у дворян. Им государство давало землю, и они должны были сами снабжать себя во время походов конями и оружием, могли сдавать в аренду часть земли – земля давалась не конкретному казаку, а войску, и войско уже наделяло землей определенного казака и членов его семьи. Управлялись они кругами, которые сегодня возрождаются. На круге все были равны, выбирали атамана, священник на круге был обязательно. Потому что всегда, насколько известно истории, казаки были православными. Все законы они выполняли, но (на уровне муниципалитетов, как бы мы сказали сегодня) на местах у них сохранилась система самоуправления.

Сегодня казаков только в Государственном реестре, с которым как раз и работает Президентский Совет, около 600 тысяч человек. С членами семей – это несколько миллионов. А если еще взять общественных казаков, то можно считать, что сегодня казачество – это 7-8 миллионов человек в России.

– Кто же такой казак?

– Казак по рождению. Представьте себе сто поколений врачей или сто поколений военных, или дворянская, или царская семья – безусловно, уже на генном и духовном уровне в данной семье возникает служение управлять государством или быть военным. То же самое у казаков.

А какие особенности родового казака? Их три. Первое – выполнение традиций казачьих, второе – Православная вера, почему и Церковь, и Святейший Патриарх под свое руководство взяли казачество, почему и создан Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Третье – служение Отечеству в условиях мира и готовность в этом служении отдать свою жизнь за Отечество, если будут какие-то военные действия. По этим трем основным показателям можно назвать человека казаком.

Конечно, некоторые, не являясь по рождению казаками, хотят ими стать. Но нужно, чтобы человек усвоил традиции, и сегодня казаки принимают таких людей, ведь столько было переломано казачества.

– Владыка, Вы упомянули о казачьих традициях – о чем идет речь?

– Во-первых, это семья. Конечно, многие семьи раньше были в России такими, как мы представляем казачью семью: когда в семье много детей, внутри семьи правильные отношения, отец и мать по отношению друг к другу имеют определенные обязательства, сын воспитывается изначально воином, и дочка супругой воина, которая должна будет утереть слезу, но, однако, проводить мужа в любое время дня и ночи на службу, на смерть. Это воспитание воина с самого детства.

Самоуправлением они жили всегда и сегодня пытаются его возрождать и жить на основании решений круга, выполняя, конечно, государственные законы. На круге решают многие вещи самостоятельно: кого ставить атаманом, о ком нужно особо заботиться и еще многие другие вопросы. Много есть и других традиций, обо всех не расскажешь.

Сейчас часто говорят о ряженых, – такие есть. И здесь все понятно, ведь в советское время власть уничтожала казачество, нельзя было даже называться казаком, уже не говоря о ношении формы. Конечно, есть люди, которые ведут себя непорядочно и называют себя казаками, оттого только, что просто надели форму... Я всегда привожу такой пример: из-за одного только внешнего исполнения традиций не станешь в сорокаградусную жару на Тереке, в Ставрополе, на Дону, на Кубани надевать черкеску, сапоги, папаху. Это о чем говорит? О том, что у людей на каком-то внутреннем, генном уровне существует это служение.

– Владыка, чего государство в современных условиях ждет от казачества? Казачество заменит армию, полицию? Ему будут отведены какие-то фольклорные, декоративные функции? Для чего казачество в XXI веке?

– С одной стороны, очень важно, что, возрождая свои традиции и имея крепкие многодетные семьи, они будут показывать пример высокого патриотизма – он сегодня так нужен нашему народу.

Второе. Сегодня 11 войск казачьих восстановлены: Кубанское, Донское, Терское, Оренбургское, на территории которого мы сегодня находимся здесь, в Екатеринбурге, Иркутское, Енисейское, Забайкальское, Уссурийское войска. Все они называются реестровыми войсками. Это значит, что казаки берут на себя государственную службу, они внесены в государственный реестр.

Существуют и общественные объединения казачества, они государственную службу не берут на себя. И поэтому там нередко можно встретить ряженых, непонятно в какую форму одетых.

Государство сегодня сказало казакам: нужна ваша служба. И поэтому заключают с казачьими войсками договоры Министерство обороны, министерства внутренних дел, природоохранное и многие другие. Допустим, на основании договора с Министерством внутренних дел казаки могут нести охрану общественного порядка вместе с полицией, при этом получая определенные деньги. Они несут службу на границе, небольшими группами, проходя специальное обучение, занимаются профилактикой оборота наркотиков совместно с Комитетом по госнаркоконтролю; несут охрану как экологическая полиция, работают с МЧС.

По большому счету, эти формирования могут составлять резервное войско, которое может решать вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями: Россия – огромная страна, и их у нас сейчас немало. А казаки, люди в форме, находятся в полном контакте с государственными структурами. И, я думаю, это замечательно.

В возрождении казачества очень важна роль Православной Церкви.

– Владыка, я как раз об этом хотел спросить. Если грубо выразиться, какое Церкви до них дело? Святейший Патриарх год-полтора назад на одной из первых встреч с атаманами произнес очень жесткую речь, может быть, где-то даже несвойственную Святейшему. Он всегда очень деликатный, интеллигентный человек, а там было в жесткой форме сказано, что надо приходить в чувство, надо упорядочиваться, надо иметь послушание Матери-Церкви. Почему такое внимание со стороны Церкви?

– Во-первых, почему жестко? Казаки без дисциплины и порядка – это разбойники. Из таких разбойников-казаков Емельян Пугачев, Стенька Разин и многие другие бунтари, которые были на Руси. Посмотрите, Екатерина Великая переселила запорожских казаков на Кубань, Тамань, а потом они расселились по всей территории сегодняшней Кубани. Переселила насильно, потому что они служили (кстати, за денежки) то на стороне поляков, то на стороне литовцев, то еще у кого-то против русского царя.

Почему Церковь сегодня занимается казачеством? По милости Божией, сегодня эта часть общества целиком называет себя православными. Но хотя большинство казаков – православные, небольшая часть, так традиционно в России еще до революции было, в Волжском войске – из татар-мусульман, в Забайкальском войске из бурят-буддистов, и калмыков-буддистов во Всевеликом войске Донском. Они были приписными казаками во время военных действий. Есть очень незначительная часть казаков-язычников, но 99% казаков называют себя православными, и они давно просили Святейшего Патриарха дать им духовное окормление, потому что без священника они не могут даже проводить круг. И, конечно, Святейший Патриарх взвалил на себя еще одну ношу, назвав себя духовным наставником всего казачества. Это он объявил на первом Президентском Совете по делам казачества в Новочеркасске, на территории самого великого казачьего войска – Донского, и после этого был создан Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, который я возглавляю.

Нужно понять, что если мы все приложим усилия, и государство, и Церковь, то казаки могут стать очень мощным авангардом патриотизма и жертвенного служения нашему Отечеству.

– Среди традиций (если я правильно понимаю, – а если нет, то поправьте меня) есть такая, когда человека за плохое поведение секут. И эти наказания, и вообще уклад и семьи, и жизни по принципам в общем-то Домостроя, – как они сочетаются с традициями либерализма, демократии, толерантности, прав человека? Допустим, парень что-то нецеломудренное сказал девушке, и его за это хорошенько высекли. Если можно, об этом...

– Вы знаете, что розги в свое время немало воспитали знаменитостей. И не только в русском народе секли – секли и в английской школе, и они никому еще не повредили. Это одно. Второе. Это не дети (детей казаки никогда не секли), это взрослые люди. Правда, лично я за два года еще ни разу не видел такого вразумления, как плеть. Знаю, что из казачества с позором выгоняют, это я слышал, несколько раз даже на одного из войсковых атаманов на Дальнем Востоке накладывал епитимью как епископ, как руководитель Синодального комитета, и серьезную епитимью. Но розог я пока еще не видел ни разу.

– Я об этом и спрашиваю: как дисциплина и возможность наказания сочетаются с прививаемыми сейчас либеральными, демократическими ценностями? Это в казачестве пугает многих людей, и в том числе молодежь.

– Пугает, значит, пускай не ходят в казачество, значит, у них другая судьба. В казачество должны идти те, кто по рождению казаки, или кому, по крайней мере, все понятно и ясно, и кто берет на себя обязательства. Мы говорим о розгах, мы говорим о кнутике, но есть и более серьезные вещи, есть просто смерть на войне, и все казаки берут на себя обязательство умереть за Отечество свое.

Что касается толерантности, я вообще это слово не переношу – это уловка негодяев, уловка людей, которые под этой маркой проводят очень нечистоплотные и очень непорядочные законы и правила, которые работают сейчас на меньшее количество людей против нормального большинства, но демократия же – это власть народа. А здесь казачье общество решает, что у нас будут такие и такие правила воспитания, у нас присяга есть, и во время принятия ее православный человек должен показать свой крестик, прочитать определенные молитвы, поклясться на Евангелии, поцеловать крест по православной и казачьей традиции, но, между тем, по нему могут пройтись и розги: «Он, взрослый человек, так решил? Пусть отвечает за свои поступки». Вот это демократия. Это нормально. Но я не выступаю за розги, слово и молитва – вот самое важное в мире оружие. А у них есть свои традиции, и пускай они живут по своим традициям.

– Владыка, Ваши наставления казачеству каковы?

– Братья казаки, братья и сестры, которые живут на Урале, потомки, в первую очередь, уральских и оренбургских казаков Оренбургского казачьего войска! Позвольте поприветствовать всех вас и сказать вам о том, о чем я, собственно говоря, уже сказал. Есть три главных составляющих казачества – это традиции, в первую очередь – многодетная, сильная, крепкая, трезвая семья; вера Православная, а значит, нужно много потрудиться над собой – для этого есть Православная Церковь и ваши батюшки, наставники, которые сегодня окормляют казачьи общества. И третья – это служение Отечеству. Назвался казаком, значит, бери на себя и обязательства, и труды по-настоящему.

Народ не пойдет к пустому колодцу

– Владыка, мы очень интересно поговорили с Вами о казачестве, но Вы еще Правящий Архиерей достаточно большой епархии – Ставропольской и Невинномысской. Можно несколько слов о тех святынях, которые у вас есть, и о местах паломничества?

– Епархия основана в конце XVIII столетия, первым епископом Ставропольским был Владыка Иеремия (Соловьев). Этот замечательный архиерей похоронен в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода, настоятелем которого я являлся. Вот какая удивительная связь: я был настоятелем монастыря и видел келью в сохранившемся здании, где Владыка доживал на покое свой век, и знал, где его могила, потом было перезахоронение Владыки Иеремии в этом же храме. И я к нему очень проникся, а потом, когда оказался на этой кафедре, все это неожиданно встало перед моими глазами.

Ставропольскую крепость строил Александр Васильевич Суворов с казаками. Ставрополь находится на возвышенности – 700 м над уровнем моря, примерно в 200 км от города Пятигорска, от района Кавказских Минеральных Вод, где сейчас начинается новая Пятигорско-Черкесская епархия, ну и примерно в 200 км от всех кавказских республик и Республики Калмыкия. Край граничит со всеми республиками Северного Кавказа.

На сегодня это хлеборобная епархия, немного совсем городов, в основном станицы, села и поселки. 250 зарегистрированных и приписных приходов сегодня в ней. Основные святыни и монастыри остались в епархиях, которые сейчас образованы, в Пятигорской и Владикавказской. Сегодня в Ставрополе находится некогда знаменитый на весь Кавказ Иоанно-Мариинский женский монастырь. К сожалению, он только начал возрождаться, там располагается психиатрическая больница, больные люди находятся в корпусах; только два небольших корпуса переданы монастырю, и в одном из них есть небольшой домовый храм. Люди даже на улице стоят, когда там идут службы.

Я могу назвать два святых места. Одно – на территории первого храма, Казанского собора, который когда-то был взорван. А сегодня он возрожден: эта крепостная горка – самое святое место для ставропольцев, где был первый деревянный храм, казачья станица, крепость, которую строил Суворов и казаки. 4 ноября, на празднование Казанской иконе Божией Матери, я провел малое освящение собора и первую Литургию, и Пояс Пресвятой Богородицы мы встречали как раз в этом соборе.

Второе место – где жил и служил святитель Игнатий (Брянчанинов), который был несколько лет нашим Архипастырем. Это два самых значительных места для нашей епархии. Есть Ставропольская Духовная семинария, которую открывал святитель Игнатий (Брянчанинов) и в которой обучались многие знаменитые сейчас наши архипастыри и пастыри.

– Владыка, Вы встречали Пояс Божией Матери на Ставрополье и были на торжествах в честь дня рождения Святейшего Патриарха в Храме Христа Спасителя, куда накануне был доставлен Пояс Божией Матери, – Вы видели, какое невероятное множество людей собиралось, чтобы поклониться этой величайшей Афонской святыне. В Россию и прежде прибывали великие христианские святыни, но такого поклонения им не было. Как бы Вы могли объяснить тот феномен, который мы наблюдаем сейчас, – пятнадцать городов посещает Пояс Пресвятой Богородицы, и везде совершенно необыкновенная встреча ждет эту святыню... С чем это связано?

– Я могу сказать только одно – это реальная благодать Божией Матери, которую Она даровала через Свой Пояс и которую чувствуют люди. Народ не пойдет к пустому колодцу. Посмотрите, в светской прессе почти нет информации о Поясе (что поражает – ведь такое огромное событие!). И вот, при отсутствии какой-либо рекламы, происходит такой внутренний подъем людей. Это благодать реальная, которую чувствуют люди, и многие еще будут нам рассказывать о действии этой благодати в их жизни.

Время соработничества

– Владыка, в завершение передачи ответьте на несколько вопросов наших телезрителей, которые к нам поступили за это время. Такая большая армия казачества будет финансироваться за счет государства?

– На сегодня государство не финансирует казачества, казачество должно построить свою экономику так, чтобы они сами смогли зарабатывать. Слава Богу, у этой армии есть руки, есть умные головы, которые смогут все это претворить в жизнь.

– Из Пензы Виталий спрашивает, черносотенцы и казаки – это одно и то же или нет?

– Здесь перепутаны термины, потому что черносотенцем можно назвать любого человека, в зависимости от того, как к нему относиться и что понимать под черносотенством. Конечно, это не одно и то же.

– Из Воронежа вопрос от Екатерины: какое отношение имеет к казачеству Надежда Бабкина?

– Надежда Бабкина заверяет, что она казачка по происхождению, и мы верим ей. На сегодня она член Президентского Совета по делам казачества в вопросах возрождения казачьего фольклора, она руководитель конкретного президентского проекта по проведению ежегодного смотра-конкурса на лучший казачий фольклорный ансамбль или группу.

– Владыка, благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры, дорогие отцы, позвольте сердечно поприветствовать вас на уральской земле, которая нас прекрасно встречает. Сегодня замечательное, прекрасное время для соработничества, для возрождения нашего Отечества. И поэтому давайте отложим все обиды, отложим все несовершенства и поймем, что у нас одна земля, одно Отечество, и будем трудиться вместе над его созиданием, с помощью Божией возрождая замечательные традиции русского народа, в том числе традиции казачества. Божией помощи всем вам. И хочу сердечно поблагодарить митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, который очень тепло принимает нас здесь, в этой замечательной епархии.


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 19.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.30, 20.30, среда 02.30

 
Церковный календарь

Важно сверять свою жизнь с заповедями Божиими

Протоиерей Евгений Попиченко

18 декабря – память преподобного Саввы Освященного Преподобный Савва Освященный родился в V веке в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Переехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь Святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Игорь Тарасов: Любовь только тогда действенна, когда жертвенна

Беседа с клириком Успенского кафедрального собора города Коломны протоиереем Игорем Тарасовым в эфире телеканала «Союз» – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», в студии Александр Сергиенко. Наш гость – клирик Успенского кафедрального собора города Коломны протоиерей Игорь Тарасов.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс