Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (651) → Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Задача миссионера – обратить людей к Богу»

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Задача миссионера – обратить людей к Богу»

№42 (651) / 7 ноября ‘11

Гость

Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Самая сильная проповедь – личный пример

– Здравствуйте, телерадиокомпания «Эхо» продолжает цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом», гость которых митрополит Рязанский и Михайловский Павел. Ведущий – Евгений Зызин. Владыка, в последнее время очень много говорится о миссионерской роли Церкви. Каким образом в современной светской стране Церковь может выполнять эту задачу?

– Прежде чем говорить о миссии Церкви в современном обществе, есть необходимость сказать, что само миссионерское служение сегодня приобрело, я бы сказал, какой-то нехороший оттенок: столько появилось пропагандистов, я бы так назвал, но каждый проповедует что-то свое. Миссия Церкви – сделать все,чтобы человек воссоединился с Богом.

Господь создал человека по Своей неизреченной Божественной любви. Это – всесовершеннейшая любовь, и Он хотел эту любовь изливать на какое-то Свое творение и создал человека. Создал, чтобы человек, прославляя Бога, участвовал в этой Божественной благодати и Божественной благости Божией, Божественной любви.

Но человек, искушенный врагом рода человеческого дьяволом, отошел от Бога, потерял связь с Ним. И чтобы восстановить общение с Богом, дать человеку возможность, вновь общаясь с Ним, участвовать в Его благости, Господь не пощадил Своего Возлюбленного Сына и направил Его, обратите внимание, с высочайшей миссией домостроительства человеческого рода. И Христос Спаситель эту миссию выполнил. Он сделал все, чтобы дать возможность человеку вновь вернуться к Богу. Он совершил Мессианское служение, которое объемлет все человечество, все живущее на Земле. А сегодняшние проповедники очень часто, как мы говорим, пропагандируют что-то. Они вроде проповедуют, но везде участвует личность человека. Давайте начнем с самих апостолов, которые вышли на проповедь Евангелия. Обратите внимание даже на само содержание Евангелий у всех четырех евангелистов – они написаны как бы от третьего лица, евангелисты не комментируют высказывания Христа Спасителя, нигде не вставляют свое «я» в Евангелие – евангелисты говорят только о Христе, о том, что Он сказал, что Он сделал, но нигде не вставляют свое «я».

А что делают сегодняшние миссионеры так называемые? Везде присутствует «я» – каждый проповедующий, выступающий на общественном служении, проповедует и рекламирует самого себя в качестве какого-то политического деятеля или лидера какой-то группы людей или какого-то общества. Те, кто выходят сегодня к нам в Русскую Церковь или на нашу Русскую землю с проповедью даже Евангелия, возьмите тех же западных миссионеров – католических, протестантских, различных тоталитарных сект, – у них везде присутствует «я». А возьмите апостолов, которые просто шли и проповедовали слово Божие. Как говорил Христос Спаситель: «Куда вы идете, в какой дом, там и оставайтесь; что предложат вам поесть, ешьте, пейте; проповедуйте Евангелие; будут изгонять вас, уходите». И эта миссия апостолов имела чрезвычайно плодотворные результаты.

Примерно так же поступали и наши миссионеры, которые проповедовали Евангелие в России – и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Я часто вспоминаю миссионеров, которые проповедовали на Аляске, потому что мне часто доводилось там бывать. Вот пришли миссионеры, монахи из Коневского, Валаамского монастырей, что они принесли с собой? Они принесли с собой Евангелие, молитвословы, только для своего пользования какие-то богослужебные книги, и они жили свято и праведно. Когда люди стали узнавать, что где-то какие-то монахи живут, они стали приходить к ним, общаться с ними. И их святая, праведная жизнь стала наглядным примером и проповедью Евангелия. Когда люди приходили, православные миссионеры давали очень хорошие советы нуждающимся, подсказывали, как надо праведно жить. А когда люди просили, чтобы они и их научили так же хорошо и праведно жить, вот тогда наши миссионеры говорили им о Боге, о Евангелии. Стали переводить Евангелие, богослужебные книги, Священное Писание на местный язык. И эта проповедь имела чрезвычайно большое значение и давала положительный результат.

А сегодня приходят к нам миссионеры с Запада, они привозят, прежде всего, гуманитарную помощь – в наши трудные 90-е годы они провозили гуманитарную помощь, раздавали ее, покупали души человеческие за чечевичную похлебку. Вот какая была миссионерская проповедь. И поэтому, когда сегодня говорят о миссионерском служении, у многих само слово «миссионерство» вызывает отторжение из-за того, что эти так называемые пропагандисты, так называемые миссионеры, проповедники западные извратили смысл этого слова.

А ведь миссионерское служение чрезвычайно важно. Оно в первую очередь призывает людей к духовному совершенству, к обоживанию. То есть человек – это Божие творение, и он должен стать Богоподобным, спасти свою душу, исполняя заповеди Господни, совершая дела добра и милосердия. Вот к чему призывает наша Православная Церковь.

И сегодня, надо сказать, очень сложно вести миссионерскую работу. И эта сложность связана, в первую очередь, с тем, что в течение многих десятилетий у нас идеологией государственной власти была богоборческая, атеистическая идеология, которая отвергала все, что было связано с Церковью и Богом. Если в предыдущие столетия постепенно возрастала и расширялась Церковь, то сегодня мы находимся в сложном и непонятном, труднообъяснимом положении. Нигде, ни в одной стране, ни в какие времена не происходило то, что происходит сейчас в России.

Множество людей были в детстве крещены в Православной вере, но в силу политической, социальной, экономической обстановки очень многие, даже в младенчестве крещенные, никогда не ходили в храм, они отторгнуты были от храма. И сегодня надо вновь возвращать их в лоно Церкви. И это чрезвычайно важное деяние должно совершаться на Руси. И, конечно, сегодня совершенно не случайно организован при Священном Синоде Миссионерский отдел, который возглавляет архиепископ, и делается все возможное, чтобы людей обратить к Богу.

И, конечно, на этом пути очень много сложностей. Сегодня очень пагубное влияние имеют средства массовой информации. Священник не имеет свободного доступа через телевидение обращаться к многомиллионной пастве или аудитории – священник проповедует в храме, но, в лучшем случае, сто, двести или пятьсот человек находится там. А один какой-нибудь сектант или оккультист, выступая на телевидении, может какую-то ересь или свое личное еретическое учение, личный взгляд сразу обратить к многомиллионной аудитории. И потом попробуй этих людей возвратить в лоно Православной Церкви.

Я знаю старшее поколение, со многими общаюсь и вижу, что особенно те, кто воспитывался в советский период, и к газетам, и к телевидению относятся как к эталону. И когда пожилой человек в преклонном возрасте мне говорит: «Ну что вы мне, Владыка, говорите? Ведь в газете-то написано совсем по-другому», я отвечаю: «Да что вы так верите газетам, ведь там все что угодно можно написать». А он возмущается: «Да вы что! Да это же газета!». Потому что старшее поколение воспитано на том, что в газете пишут только правду, на телевидении говорят только правду. Это молодежь сегодня подвергает критике (и правильно делает) все, что они видят или слышат, а старшее поколение по-другому было воспитано, и вот попробуй его теперь переубеди. Какой-нибудь Кашпировский или Чумак наговорит глупостей, а они верят.

Сегодня чрезвычайно сложно проповедовать Евангелие, и я думаю, что это тоже не случайно. Те, кто хочет слушать Слово Божие, слушают, кто это понимает, тот стремится к Богу. Думаю, в этом отношении и Господь будет учитывать при совершении Своего Страшного и нелицеприятного Суда все, что связано с жизнью человека. Господь не будет огульно принимать решения о душе каждого человека, Он, конечно, будет учитывать все: в каких условиях тот воспитывался, где жил, как жил.

Но еще раз хочу сказать, что сегодня чрезвычайно важная задача стоит перед Церковью – проповедовать слово Божие. И здесь, можно сказать, почти все методы хороши, но должны быть разумные методы. Привлекать надо молодежь, воспитывать молодежь и проповедью в храме, и в средствах массовой информации, может быть, организовывать какие-то кружки, клубы, проводить культурные, просветительские, спортивные, туристические мероприятия, фестивали, летние православные лагеря устраивать для детей. То есть людей с самого раннего возраста надо привлекать к этому святому, благому, спасительному делу.

Надо жить по Евангелию

– В продолжение темы – вопрос телезрительницы. Зинаида Павловна, 59 лет: «Церковь существует на Земле уже две тысячи лет, и столько времени она проповедует добро. Но на Земле до сих пор огромное количество неверующих людей, почему до них не доходит слово Церкви?».

– Мы только что об этом говорили. Церковь проповедует в меру своих возможностей. Но ей противоборствует, во-первых, враг рода человеческого дьявол. И, думаю, нужно прекрасно понимать, что, услышав слово Божие и осознав, что это действительно для нас важно, мы должны сразу же свою жизнь выстраивать, как учит Евангелие. А это означает, что придется от многого отказаться.

Хотя Евангелие и не нарушает нормальный образ и ритм жизни человека, но призывы Самого Христа Спасителя должны быть обращены и ко мне. А Церковь о чем говорит? Ешь – но не объедайся, пей – но не упивайся, не предавайся страстям. А как это бывает иногда тяжело! Вот я хочу жить так, как мне диктует мое тело, плоть моя, страсти мои. Вот если бы меня с самого раннего возраста воспитывали в Евангельском духе, тогда, конечно, мне было бы легче все это воспринимать. Тогда я, что называется, с молоком матери принял бы в себя понятия, что такое хорошо и что такое плохо. А когда, извините, я с раннего детства и, может быть, до зрелого возраста, воспитывался во вседозволенности, в страстях, которые бушуют в человеческой природе, жил как хотел, то потом изменить свою жизнь очень сложно. Для некоторых это просто невозможно. Я встречал таких людей, которые говорили: «Мы понимаем, что у нас, атеистов, нет такого твердого фундамента, какой есть у Церкви, но мы уже привыкли так жить, мы и дальше так будем жить».

Конечно, можно сказать, что Господь все видит, Он все знает, и, конечно, Он мог бы всех людей взять и направить к Царству Своему Небесному. Но Он этого не делает, потому что Ему рабы не нужны, Ему нужны только люди, свободно избравшие этот путь, те, кто осознанно идет к Богу. И Господь ждет добровольного решения каждого человека. И как бы вы меня ни заставляли, я вас любить не буду; если я полюблю Бога, то я должен полюбить Его и всем своим телом, и всей своей душой, и всей своей волей, и все я должен направить к Нему. А если я буду только под кнутом идти в этом направлении, то ничего хорошего из этого не выйдет. Как любой руководитель любой организации будет работать только с теми людьми, которые придут и добровольно будут с ними работать, правда? Представьте, что вы будете бегать по деревне или по городу и собирать с палкой людей к себе на работу. Что они вам наработают? Если все делается из-под палки, насильно, то результаты будут самыми минимальными, в лучшем случае, а то и будет просто отрицательный результат. Поэтому и в деле спасения человека, в просвещении должна быть только добровольность, свобода выбора самого человека. И сам человек, когда он будет добровольно выбирать этот путь, будет преданно служить Богу и спасению своей души.

– Тамара, 40 лет, Краснодар: «Слышала, что нельзя заказывать сорок обеден за здравие ребенка, который невоцерковлен, – якобы его душе от этого будет тяжело, а надо заказывать только молебны и чтение Псалтири. Так ли это?».

– В этом вопросе столько наплетено поверий и недомолвок! О живых мы можем молиться всегда, и должны молиться. Что касается сорока обеден, или сорокоуста, то есть такая добрая многовековая практика. Почему сорок обеден? Потому что заказывают их до сорокового дня после смерти человека. По Православному вероучению, на сороковой день после смерти человека Господь совершает малый Страшный Суд, и душе человека определяется место пребывания до второго Страшного Суда. И поэтому у нас сложилась традиция заказывать сорок обеден об упокоении. Но это не значит, что потом уже не надо молиться и заказывать службы, – можно и нужно это делать. Но это связано именно с покойником.

Что касается молитв о здравии, – не надо слушать тех людей, который ограничивают их конкретным числом. Молиться надо всегда, и чем больше будет молитвы, тем лучше, и никакой тяжести для души ни младенца, ни взрослого от молитвы не будет. Что значит молитва? Это наше обращение к Богу: «Господи, помоги мне!». Если будет больше совершаться молитв о младенце или о взрослом человеке, больше будет пристального внимания Бога к этому человеку. Как это может повредить? Наоборот, это значит, что об этом младенце или взрослом человеке Господь постоянно будет заботиться. Конечно, Господь и так не оставляет никого, но наше обращение к Богу, наша молитва будут удостоены более пристального внимания.

Есть люди, далекие от Церкви, шарлатаны какие-нибудь, очень много называющих себя экстрасенсами, которые пытаются обратить на себя внимание, не зная Православного вероучения, не живя в нем, а занимаясь только коммерцией. Они начинают придумывать какие-то ограничения, предлагают людям поставить сорок свечей, заказать сорок обеден – чего только ни напридумывают. Не слушайте, сходите лучше к священнику, и, я думаю, он вам скажет: «Чем больше будет молитвы, тем лучше будет и для вас, и для ребенка».

По плодам узнаете их

– Клавдия, 43 года, Омск. Живет во втором браке, имеет двух сыновей, один от первого брака. Свекровь всячески стремится развести ее с мужем. Муж стал пить, гулять и совсем ушел к матери, которая считает себя верующим человеком, ходит в храм. Как может христианин так поступать?

– Конечно, очень печально все, что происходит в жизни этой женщины. К сожалению, как я уже сказал, сейчас очень много людей, далеких от Церкви, очень много шарлатанов. А есть и такие, которые прочитают две-три книжки, пять-десять газет, и считают себя воцерковленным человеком. Вообще, слово «воцерковленный» у нас сейчас звучит иногда комически. И я бы старался не говорить о воцерковленности. Скажем, человек прочитал Евангелие один раз – и считает себя уже воцерковленным, десять раз сходил в храм – он уже воцерковленный, а вы пять раз сходили, значит, вы еще не воцерковлены.

Что значит «воцерковленный»? Воцерковление значит, что человек уже осознал смысл жизни, уже прошел, я бы сказал, систематический курс православного образования. Этот человек регулярно ходит в храм, постоянно молится, принимает участие в таинствах Церкви, но я бы даже такого человека не назвал воцерковленным. Потому что чем ближе человек к Богу, тем больше он осознает свои недостатки, свои грехи. И я думаю, что очень многие преподобные, находясь на высоте духовного совершенства, такие, как Антоний Великий, Макарий Великий, говорили: «Ой, я даже не знаю, сделал ли я хотя бы шаг к Богу в покаянии своем» – чем выше человек поднимается по лестнице духовного совершенства, тем больше он понимает свое недостоинство. А у нас он прочитал две газеты или три книжки и считает себя уже воцерковленным и начинает учить других.

Я недавно был на одном кладбище. Там на входе большие ворота и небольшая калитка. И вижу, что идут две женщины по направлению к этим воротам, а третья им кричит: «Не ходите туда, проходите через калитку». Они спрашивают: «А почему?». А она у них была, знаете, как пионервожатая раньше, она две газетки прочитала, считает себя уже воцерковленной и отвечает так: «Через эти ворота только покойников заносят». Ну откуда она взяла такое?

Вы правильно, Клавдия, сказали, что мать вашего мужа «считает себя верующим человеком». Но очень печально, что такие люди называют себя верующими. Может быть, они и верят в Бога, но живут ли они по Евангелию, живут ли так, как учит Господь?

Вспомним Евангелие: Господь ведь говорит, что и бесы веруют в Бога и трепещут, но, однако, они до сих пор остаются бесами. Почему? Верить – это одно, а жить по Евангелию и быть настоящим христианином – совершенно другое. Так что называть себе верующим можно, но нормального верующего человека очень легко определить, как говорил апостол Павел, по плодам, которые он приносит. А плоды духа, говорит апостол Павел, очень просты, и вы очень легко можете определить, христианин это или нет. Плоды духа – это любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, смирение, воздержание. И если от человека исходят эти плоды, значит, он христианин. А когда человек разлучает людей, разделяет семью, разве это христианин? Это очень печальное явление, но, к сожалению, очень часто встречается.

Дорогие друзья, я, как всегда, желаю вам всего только самого доброго, пусть благословение Божие пребывает со всеми вами.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Беседы с Владыкой Павлом» (Рязань): среда 12.30, суббота 20.00, воскресенье 04.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
У книжной полки

Ответ ищем вместе

Светлана Ладина

Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Александр Ткаченко. «Слезы, летящие к Небу» «Что происходит с человеком после смерти? Кто такие бесы и как к ним относиться? Почему Иуда предал Христа? Из какого ребра сотворена жена Адама? «Мастер и Маргарита» – за Христа или против? Творчество братьев Стругацких: возможно ли христианское прочтение?»

 
События

В День памяти Святой Параскевы Пятницы

Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 10 ноября, в престольный праздник храма во имя Святой Параскевы Пятницы села Савина Пышминского района, после праздничного богослужения, по традиции, приход устраивает благотворительный обед для прихожан храма, неимущих жителей села, а также детей из мало-обеспеченных семей.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс