Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (651) → Ответ ищем вместе

Ответ ищем вместе

№42 (651) / 7 ноября ‘11

Светлана ЛадинаУ книжной полки

Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Александр Ткаченко. «Слезы, летящие к Небу»

«Что происходит с человеком после смерти? Кто такие бесы и как к ним относиться? Почему Иуда предал Христа? Из какого ребра сотворена жена Адама? «Мастер и Маргарита» – за Христа или против? Творчество братьев Стругацких: возможно ли христианское прочтение?» – как видите, на обложку книги, о которой пойдет сегодня речь, вынесены вопросы насколько интересные, настолько же и сложные. Поразмыслить над ними приглашает читателя Александр Ткаченко – известный публицист, обозреватель журнала «Фома». Многие наверняка вспомнят замечательную книгу Александра Ткаченко «Бабочка в ладони» – в подзаголовок был вынесен вопрос: зачем современному человеку христианство? Ту же проблематику автор раскрывает и в своей новой книге «Слезы, летящие к Небу».

Дизайн обложки нового издания оригинален, как и у «Бабочки в ладони»: помните ее желтые крылья, которые раскрывались вместе с книжкой? А здесь на небесно-голубом фоне – рука, держащая два пушистых одуванчика, и улетающие в небо легкие белые парашютики.

Знакомство с книгой начнем с предисловия. Здесь мы находим более развернутые варианты вопросов, помещенных на обложке. Ну, например, «почему Иуда сначала предал Христа ради денег, а после казни Учителя вдруг вернул эти деньги и повесился? Как понимать слова Библии о сотворении жены из ребра Адама? Что происходит с нашими близкими после смерти, и можем ли мы как-то поучаствовать в их посмертной судьбе?» Раскрытие этих тем ждет нас на страницах книги. Кроме того, здесь представлены размышления о путях развития современной культуры, о христианском прочтении литературного наследия таких, казалось бы, далеких от веры авторов, как братья Стругацкие, и о подлинных обстоятельствах отлучения Льва Николаевича Толстого от Церкви. «Христианам покажутся интересными одни статьи, людям светским, но интересующимся религией, другие», – издатели вполне обоснованно выражают уверенность в том, что равнодушным эта книга не оставит никого.

Ее несомненным достоинством авторы предисловия называют язык, которым беседует с читателями Александр Ткаченко. Об этом профессор МДА Алексей Ильич Осипов говорит так: «Александр Ткаченко обладает счастливой способностью говорить о сложных вещах просто и доходчиво, иллюстрируя свои мысли яркими образами и сравнениями. Серьезность изложения материала он сочетает с тонким юмором, которым удачно растворяет свое повествование. Благодаря такой подаче серьезная книга не становится скучной, читается легко и интересно» (справедливости ради стоит признаться, что эти слова профессора Осипова уже публиковались в предисловии к «Бабочке в ладони», но в полной мере их можно отнести и к «Слезам, летящим к Небу»).

Так что же это за слезы? В первой главе книги автор рассматривает вопрос, ставший камнем преткновения для многих женщин: «Почему женщина обречена на подчиненное положение? Неужели Господь создал ее лишь как некое приложение к мужчине, не имеющее самостоятельной ценности?». На эту тему Александр Ткаченко, в частности, пишет: «В европейской культуре традиционно принято называть женщин «прекрасной половиной человечества». Мужчина, представляя незнакомым людям свою жену, говорит: знакомьтесь – моя половина. Да и само слово «пол» (в смысле: мужской – женский) прямо указывает на его этимологическое родство с однокоренным ему словом «половина». Но может ли одна половина быть больше другой? Этот вопрос даже звучит как-то странно, ведь половина – это, по определению, результат деления чего-либо пополам, то есть поровну. Поэтому, говоря об истоках подчиненного положения жены в христианстве, было бы неверно рассматривать эту подчиненность как следствие онтологического превосходства мужа. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Хотя и подчинена нам жена, но вместе с тем она свободна и равна нам по чести».

В этой связи А.Ткаченко вспоминает фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» и знаменитого товарища Сухова: «Организовав из гарема Абдуллы первое общежитие освобожденных женщин Востока, Сухов написал на куске кумача революционный лозунг: «Долой предрассудки! Женщина – она тоже человек». И хотя эти слова сегодня выглядят комично, при всей своей наивности они вполне соответствуют отношению к женщине, которое существует в христианской традиции и имеет основание в Священном Писании: «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их». Женщина равна по чести мужчине – прежде всего в силу этого общего для них благословения Божия, полученного при сотворении. Поэтому любое рассуждение на тему женской неполноценности и мужского превосходства смело можно считать нехристианским и небиблейским. <...> Но если все это действительно так, если Церковь учит о тождестве естества и равенстве чести женщины и мужчины, тогда еще более непонятным и несправедливым может показаться определение Божие о подчиненности жены мужу. Однако такое впечатление возникает, как правило, от незнания одного очень важного обстоятельства. Дело в том, что определение это прозвучало отнюдь не при сотворении первых людей, но после их грехопадения. А первая попытка возвыситься в браке над своей половиной, как это ни странно, была сделана... самой женщиной». Это лишь небольшая часть главы «Ребро Адама». Познакомиться с размышлениями автора на эту тему предоставим читателям...

Перейдем к следующей главе – «Рога и копыта»: «Что имеет в виду современный неверующий человек, когда говорит «я был взбешен» или «меня это бесит»? Наверное, в большинстве случаев просто крайнюю степень раздражения. И хотя корневая основа подобных слов ясно указывает на их происхождение от слова «бес», сегодня это мало кого может смутить. В рецензии на новый спектакль пресса восторженно сообщает, что премьера прошла «с бешеным успехом», тинэйджеры пишут в своих сетевых дневниках, как они «классно побесились» на рок-концерте, а ветеринары делают домашним животным прививки «от бешенства». Столь безразличное отношение к употребляемым словам легко объясняется простым, но печальным фактом: к сожалению, люди сегодня очень плохо представляют себе, кто такие бесы. Откуда они взялись, какими качествами обладают, и стоит ли отождествлять себя и окружающих с этими существами, пусть даже всего лишь на уровне фигуры речи?». Александр Ткаченко рассматривает этот вопрос на примерах из Евангелия, художественной и духовной литературы и простых житейских историй.

Глава «Откуда берутся люди» заставляет всерьез задуматься о нашем отношении к детям и их появлению на свет. Ткаченко пишет: «Откуда берутся дети? Сегодня этот «детский» вопрос может показаться наивным и даже смешным. В наше продвинутое время физиологию зачатия и рождения человека подробнейшим образом можно изучить даже по обыкновенным школьным учебникам биологии. А ведь есть еще и специализированные издания, есть рубрики в газетах и журналах, телепередачи, посвященные этой теме, есть интернет, в конце концов. В общем, информации о деторождении в современном мире полным-полно, и, казалось бы, с этим вопросом всем все давно уже должно быть ясно и понятно. Но это обманчивое впечатление. Вся ясность мгновенно улетучивается, когда подросшее чадо (прекрасно знающее, что нашли его не в капусте) во время очередного выяснения отношений с родителями вдруг бросает им в лицо: « А зачем вы меня рожали? Я вас об этом не просил». На самом интересном месте цитату придется прервать: вопросы в этой главе поднимаются серьезнейшие, требующие не отрывочного, но неторопливого, вдумчивого чтения.

За рамками нашего разговора остались не менее интересные главы – «Дальше можно только лететь», «Восполнение любви», «Семь недель без наркоза» (это – о посте), «Апокалипсис начинается в полдень», «Иуда. Хроника одного предательства», «Неоконченная книга отца Андрея Кураева» – об оценке с точки зрения христианства романа «Мастер и Маргарита», «Проклятье, которого не было» – о мнимой анафеме Льву Толстому, и другие. Думается, сказанного вполне достаточно, чтобы обратить на эту книгу внимание читателей.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Духовное наследие

Что нам делать? Как противостоять плотским страстям и похотям?

Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадского

Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». С согласием (внутренним) человека на ложное слово (внушение) диавола входит в душу сам диавол, который есть ложь (или отрицание истины) и умное зло.

 
Гость

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Задача миссионера – обратить людей к Богу»

Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Самая сильная проповедь – личный пример – Здравствуйте, телерадиокомпания «Эхо» продолжает цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом», гость которых митрополит Рязанский и Михайловский Павел.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс