Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (651) → Что нам делать? Как противостоять плотским страстям и похотям?

Что нам делать? Как противостоять плотским страстям и похотям?

№42 (651) / 7 ноября ‘11

Из трудов святого праведного Иоанна КронштадскогоДуховное наследие

Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

  • С согласием (внутренним) человека на ложное слово (внушение) диавола входит в душу сам диавол, который есть ложь (или отрицание истины) и умное зло. Так случилось с первыми людьми, которые, согласившись с ложными словами диавола, приняли в себя, так сказать, его существо, или соединились с его существом. Поэтому, согрешивши в чем-нибудь мысленно и сердечно, то есть принявши в себя стихию диавола, который есть зло и ложь, нужно также внутренно, сердечными усилиями изгнать извнутри себя принятое зло болезнованием, печалию, вздохами о грехе, признанием его лжи, нелепости, а лучше всего – потоками слез, скверны сердечные очищающими по опыту благочестивых людей, ныне подвизающихся, и многих святых, засвидетельствовавших о том в своих житиях.
  • Когда вам предстоит искушение на грех, тогда представляйте, возлюбленные, живо, что грех сильно прогневляет Господа, Который ненавидит беззаконие. Яко Бог не хотяй беззакония Ты ecи (пс. 5, 5). А чтобы вам живее представить это, представьте праведного, строгого, любящего свое семейство отца, который всеми мерами старается сделать детей своих благонравными и честными, чтобы за их благонравие наградить их великими своими богатствами, которые он приготовил для них с великим трудом; и который, между тем, видит, к прискорбию своему, что дети его за такую любовь отца не любят его, не обращают внимания на приготовленное любовию отца наследие, живут беспутно, стремительно несутся к погибели. А каждый грех, заметьте, есть смерть для души, потому что он убивает душу, потому что он делает нас рабами диавола – человекоубийцы (Ин. 8, 44); и чем больше мы работаем греху, тем труднее наше обращение, тем вернее наша погибель. Убойтесь же всем сердцем всякого греха.
  • На грех мастера нет, – всякий, даже ребенок умеет быстро согрешать и скоро научается греху, особенно когда явится еще и учитель на грех; так без Бога ни до порога; и на всяком шагу, на всякий час и минуту нужна нам помощь Божия, чтобы избавиться от грехов, чтобы познать их безумство, нелепость, гибельность, чтобы возлюбить искренно добродетель, держаться ее, стоять за нее, чтобы устоять в борьбе со страстями, искушениями, соблазнами. А без живой, крепкой веры в Бога, в Его близость, в Его благость, скоропослушество, всемогущество, – без искреннего покаяния во грехах – нельзя получить помощи свыше. Просите, – сказано, – и дастся вам: ищите и обрящете: стучите, и отворят вам (Лк. 11, 9). Како призовут, в Негоже не вероваша? Како услышат без проповедующаго (Римл. 10, 14). Итак, всякому нужна помощь Божия, нужна вера в Господа, нужна молитва непрестанная, потому что грех непрестанно льстит, влечет к себе, насилует душу, губит всякий час.
  • Если диавол нападает на меня с верою и надеждою, что одолеет меня и измучит меня, и во всяком случае нападает на меня, одолеет или нет, – то я ли потеряю веру и надежду на милость Господа своего, я ли отчаюсь в Его милосердии и прощении? Ибо милосердие Господа моего бесконечно больше злобы диавольской! – Итак, возуповаю я на Господа моего и никогда не отчаюсь в милосердии Его.
  • Если диавол чрез один помысл вселяется в сердце, то не паче ли Господь чрез единый помысл праведный?
  • О, как ужасно воюет враг на рабов Божиих! Постигнуть невозможно! Какую бурю зла он воздвигает пред самым Причастием Божественных Таин! Опытный и всякий христианин да крепится и мужается в державе крепости Господней (Еф. 6, 10) и да не надеется на свое искусство и силу, но на единого Господа.
  • Постоянно тебя погружает враг разными страстями: постоянно возникай, крепись и мужайся и не поддавайся в державе крепости Господа Иисуса (Еф. 6, 10).
  • Не устрашайся напастей бесовских в сердце, но презирай их; Бог видит, что тебя обидит сатана: – не унывай, но уповай, хотя и согрешаешь невольно.
  • Когда начнется в душе действие страсти, действие диавола, то постарайся скорее ввести верою Христа в сердце твое (Еф. 3,17): и страсть, как дым, исчезнет (ср.: пс. 36, 20; 67, 3). – Опыт.
  • Если диавол наведет свою нечистую, мерзкую и огненную бурю, терпи: и это крест. – Не малодушествуй и не ропщи, если Господь призываемый не вдруг явится на помощь. Иные мученики долго терпели. Иов терпел долговременное насилие от диавола (см.: Книгу Иова), как и ныне есть многие, терпящие от него долговременные козни. – Но главное – будь бодр и трезвен на всякое время и не даждь во смятение ноги твоея (пс. 120, 3). Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Петр. 5, 8).
  • Иногда вдруг диавол такую кашу сделает внутри тебя, без всякой видимой причины, что только удивляешься своей крайней немощи, как ты вдруг изменился к худшему и весь стал зло невольное. В это время надо помнить, от кого это, и простым помыслом изгонять врага с помощию Божиею, ибо без Бога ничего не можем. Надо любить всякого без различия состояния, не оказывая предпочтения никому, не так, чтобы уважали одного и пренебрегали другого пришедшего к нам человека: все одно и все – образ Божий и члены Христовы: верую во едину Святую Церковь, – говорится... Не слушать клеветы диавола многоразличной; например, он клевещет так: такой-то пьет, такой-то подлец, лицемер, скупец, гордец; такой-то переводит все, что видит и слышит, и на всякого учит озлобляться. А ты люби и люби, презирая грехи других, зная, что и сам грешник первый, но сам любишь себя и хочешь быть любим другими.
  • Помни, что как ты, так и ближний твой имеет с собою всегда злобного, неумолимого врага – плоть свою, страстьми люте бесящуюся, и как ты желаешь, чтобы к тебе имели снисхождение, когда находит на тебя внутреннее бесчестие и поношение страстей, когда, как пленника, они увлекают тебя в позорный плен свой, так имей, непременно имей снисхождение и к брату своему, к сестре своей и не раздражайся на них. Все мы часто находимся в плену и омрачении и великой внутренней злобе и в бесчестии. Если бы не долготерпел Владыка о наших собственных согрешениях – давно бы нас не было на лице земли, давно были бы мы во аде.
  • Какие благовидные предлоги не приводит диавол ко греху, а плоды его в сердце показывают, что эти предлоги – от него. Ах, как он волнует и смущает нас! – Но как Господь умиротворяет нас!
  • Диавол усиливается разрушить любовь между людьми бесчисленными способами, но большею частию через страсти человеческие, через проказы, промахи, забвения людские, которые он же учит делать. Средство победить его козни – спокойствие и терпение и любовь к насилуемому и уродуемому диаволом человечеству. Что был бы человек, какой совершенный, если бы не было злой причины, злого существа – диавола? – Ведь он был чистый образ Пречистого Бога. – Итак, терпением и долготерпением надо побеждать всякое зло (ср.: Римл. 12, 21). Любы долготерпит (1 Кор. 13, 4). Кроме того – надо внимать себе, своему сердцу и не давать в нем возникать и усиливаться никакой вражде, злобе, зависти, нечистоте. Но без терпения – беда: злодей может тотчас ввергнуть тебя во множество зол и чрез тебя соблазнить многих, например, раздражить, смутить и прочее.
  • Лукавый обдержит нашу душу часто: не хочешь лукавить сердцем, мыслию, глазами, языком, но тебя нудит, неволит лукавый – и все изменяет тебе: и сердце, и мысль, и язык, и очи, и лицо. – Господи! Избави нас от лукаваго (Мф. 6, 13).
  • Диавол насилует смертное наше тело, нудя его к страстям. А наше дело бороться с оружием слова Божия в руках, а в устах, во уме и сердце – сладчайшего имени Спасителя.
  • Боже мой! Как снуют бесы: то бесы сребролюбия, то злобы, гордости и презорства, то сомнения, хулы, смущения, уныния, то блуда, то чревоугодия, жадности и скупости, то лукавства, бесчувствия к Божиим благодеяниям и к бедствиям ближнего – так и снуют, так и лезут в душу – жечь ее, смущать ее, теснить ее, делать ее сумасшедшею и удалять ее от Господа Бога.
  • Подвергаясь злобному и яростному насилию многоразличных страстей и грызению диавола при совершении различных дел Божиих, принимай эти страдания как страдания за имя Христово и радуйся во страданиях своих, благодаря Бога: ибо диавол уготовляет тебе, сам того не зная, – блистательнейшие венцы от Господа! (Аминь.) Противься диаволу неотложно (Иак. 4, 7).
  • Бесплотные враги наши оказывают в людях свою пагубную деятельность с крайнею настойчивостию и насилием в бесчисленных страстях человеческих. Так как грех во всяких видах назойлив и насильствен, то невозможно христианину не принуждать себя ко всякой добродетели и крайнему противлению грехам, и нужно руки свои ежедневно приобучать на ополчение духовное и персты своя на брань (ср.: пс. 143, 1), чтобы быть искусным в духовной брани и побеждать свои страсти.
  • Всякого греха берегись как самого диавола; имей к нему омерзение как к самому диаволу, виновнику и учителю всего полчища грехов и страстей. – Избегай чревоугодиия и лакомства и невоздержания, пролагающего диаволу в сердце наше путь – ко всяким грехам.
  • Крайне быстро и сильно, как вихорь и буря нападают на нас грехи, и волнуют нашу душу, смущают и влекут ко греху, но и Спаситель может всегда быстро и гораздо сильнее защищать и спасать нас, и всегда Он близ нас (ср.: Флп. 4, 5), гораздо ближе, чем враг-диавол, если только мы люди верующие и кающиеся, умеющие призывать Его, нашего Господа и Спасителя; а между тем живой и твердой веры в Господа у многих не обретается, и они бывают бессильны в борьбе с грехом и легко поддаются ему и творят грех и живут во грехах. Вот где беда – в маловерии и неверии и в лености призывать Господа, сопротивляться греху, хотя бы и до крови, и – в любви ко греху, в навыке ко греху, тогда как у них, христиан, должны быть всегда сильнее навык к добру и победа добра над злом, правды над грехом; ибо мы всегда должны бы быть сильны против всякого греха – сильны своим Всесильным Спасителем. Между тем как выходит наоборот – мы сильны на зло сильным в нас, живущим в нас и борющим нас диаволом.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Крещеный мир

Человек живет, пока верит

Андрей Полушин

Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Православие на польской земле Город Белосток называют центром польского Православия. Польша – традиционно католическая страна, и тем не менее примерно полмиллиона человек, живущих здесь, называют себя православными.

 
У книжной полки

Ответ ищем вместе

Светлана Ладина

Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Александр Ткаченко. «Слезы, летящие к Небу» «Что происходит с человеком после смерти? Кто такие бесы и как к ним относиться? Почему Иуда предал Христа? Из какого ребра сотворена жена Адама? «Мастер и Маргарита» – за Христа или против? Творчество братьев Стругацких: возможно ли христианское прочтение?»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс