Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (650) → Писатель Алексей Иванов: Грозный царь – грозное время

Писатель Алексей Иванов: Грозный царь – грозное время

№41 (650) / 31 октября ‘11

Беседовала Ксения КирилловаТворчество

Екатеринбург, 31 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Интервью с автором сценария фильма «Царь» Алексеем Ивановым

Алексей Иванов называет себя «российским писателем, живущим в Перми», и это не случайно. Этого автора действительно знают далеко за пределами родного Урала, а его произведение «Сердце Пармы» выдержало уже два столичных издания. Алексей Викторович – лауреат премий имени Д.Н.Мамина-Сибиряка и П.П.Бажова, «Ясная поляна», «Портал», «Книга года» и нескольких других; по итогам 2006 года он стал обладателем премии «Выбор пермской прессы» в номинации «Персона года. Культура».

Тем же, кто не знаком с литературным творчеством А.Иванова, он известен как автор сценария фильма знаменитого режиссера Павла Лунгина «Царь». Посвящен этот фильм одной из самых одиозных личностей российской истории – Ивану Грозному.

Казалось бы, в последнее время и в кинематографе, и в прессе уже изрядно перемыли косточки этому русскому самодержцу. Статей и книг о Грозном вышло немало: кто-то обличал его кровавые преступления, кто-то требовал его канонизации. Однако в фильме Павла Лунгина основной акцент сделан не на фигуре одиозного монарха, а на противостоянии двух личностей – Ивана IV и митрополита Филиппа. Верный друг детства Ивана Грозного, митрополит оказался единственным, кто возвысил свой голос против царской воли и опричных злодейств. Сосланный в Отрочь Успенский монастырь в Твери, он был задушен главой опричников Малютой Скуратовым, предположительно, по приказу Ивана Грозного. О том, какой смысл несет фильм и каким его создатели видят образ главного героя, мы поговорили с автором сценария фильма «Царь» Алексеем Ивановым.

– Алексей Викторович, насколько Вы при создании сценария старались придерживаться исторической достоверности?

– Скажу честно, историческая достоверность в этой работе мне была не так уж и важна. Я считаю, что эта история, в общем, вневременная. Это история, в первую очередь, о праведной и неправедной вере, о взаимоотношении подлинного и мнимого в России, взаимоотношениях человека власти и человека веры, вообще об архетипе русской власти. Словом, тем, кому нужна история, я посоветовал бы обратиться к учебникам, кому нужна сакральность – к житиям святых, а кому нужен компромисс между тем и другим, я порекомендовал бы свою книгу.

– Вы считаете, что личность Ивана Грозного являет собой некий типаж русского правителя?

– Мне кажется, что в конфликте митрополита с царем выражаются очень яркие тенденции развития русской власти, притом именно русской, а не власти вообще. В той версии, которую я даю, суть русского правителя в том, что он требует от своих подчиненных веры в себя. Царь говорит: «Вера – чудотворна. Если вы будете в меня верить, я буду чудотворцем».

– Некое самообожествление?

– Даже не столько самообожествление. Царь уверен, что это нужно на благо государства: вроде того, что если народ будет в него верить, сам собой вырастет хлеб и сами собой погибнут враги. Если же люди не будут верить в него, автоматически начнутся мор, чума, голод и так далее. Митрополит же, как человек верующий, не может верить ни в кого, кроме Христа. В этом и скрыта суть их конфликта. Далее между Иваном Грозным и Филиппом начинаются выяснения того, Кто же такой Христос. Нужно учитывать, что в то время, когда митрополит был во главе Русской Церкви, была распространена ересь, что через два-три года наступит конец света, а с концом света Христос сходит на землю. Поэтому в моей версии Иван Грозный говорит, что сошедший Христос – это он и есть.

– Существуют ли какие-то исторические факты, свидетельствующие, что Иван Грозный действительно так говорил?

– Исторических подтверждений того, что он объявлял себя Мессией, разумеется, нет, но подтверждений того, что этими эсхатологическими мотивами было охвачено все в государстве, огромное количество. Тот же самый опричный дворец, выстроенный Иваном Грозным возле Кремля, – это и есть своеобразный «Ноев ковчег», построенный для того, чтобы пережить в нем конец света.

– Некоторые исследователи сравнивают опричнину с католическим орденом. Например, Александр Дворкин считает, что царь создал ее по образцу доминиканского ордена. По его словам, доминиканцы заведовали инквизицией, и Грозный создал монашеский орден со своеобразной инквизицией, а игуменом этого ордена был сам. Вы с этим согласны?

– Я думаю, Иван Грозный как личность в первую очередь был охвачен гордыней, и ему не было никакого дела до католичества. Конечно, определенное сходство есть, но считать, что католики воздействовали на сознание Грозного, это, на мой взгляд, неверно с художественной точки зрения. Я считаю, что Иван Грозный до всех этих вещей дошел собственным умом. Он создал опричнину как орден охраны престола. Чтобы народ верил в царя, нужны были хаотические, никоим образом не мотивированные наказания.

– В Вашей трактовке митрополиту Филиппу удается хоть как-то влиять на сознание Грозного? Порождает ли он хоть какие-то сомнения в его душе?

– Он только усугубляет манию царя. В моей трактовке Иван Грозный призывает митрополита Филиппа в Москву, чтобы тот стал его «небесным Малютой», обеспечил ему небесную легитимность. Филипп, как человек верующий, конечно, на это не соглашается.

– В одном из интервью с Павлом Лунгиным митрополита Филиппа называют первым «диссидентским святым» в России. В нашей истории святой, как обличитель совести правителя, к сожалению, очень редок. Как вам кажется, насколько трудно ему далось это решение – пойти против царя?

– Именно здесь и находятся наши главные разногласия с Павлом Семеновичем (Лунгиным. – К.К.). Лично я считаю, что митрополиту это решение далось без всякого труда, то есть это было абсолютно естественное, органичное для него решение. Можно сказать, что Филипп приспособлен для веры в Бога, а не в царя. То, что он делает, – это не подвиг. Это норма. Все, что делают остальные, это сумасшествие и преступление, а то, что делает Филипп, это норма.

– Но почему-то у нас в России норма всегда остается подвигом…

– Да, у нас, к сожалению, норма всегда является исключением.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Пути к Богу

Можно ли заставить человека пойти в храм Божий?

Екатерина Аблицова

Екатеринбург, 31 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В храме часто можно встретить мужа с женой, мать с сыном, бабушку с внучкой, некоторые ходят в церковь целыми семьями. Это очень радует! Но каждый ли из членов семьи пришел сюда по своей воле, по своему желанию?

 
Творчество

В работе над проектом «Верхотурье – духовный центр Урала» принимает участие писатель Алексей Иванов

Екатеринбург, 31 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Сейчас Алексей Иванов работает над книгой об Урале. Соответствующий контракт летом 2011 года был подписан с министром культуры и туризма Свердловской области Алексеем Бадаевым.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс