Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (650) → С высот афонской мудрости

С высот афонской мудрости

№41 (650) / 31 октября ‘11

Духовная жизнь

Екатеринбург, 31 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем поделился своими мыслями и чувствами с уральским духовенсвом

– Наверное, излишне говорить, как мы рады, что все мы здесь собрались под Покровом Госпожи Пресвятой Богородицы. Из моего маленького опыта по выносу святого Пояса со Святой Горы в мир скажу, что у святого Пояса именно во время путешествий больше благоухания, что является доказательством особой расположенности Богородицы к народу Божию. Богородица – первая Монахиня после первого Монаха Христа. Она – Покровительница единственного монашеского государства на Святой Горе. Мы видим множество Ее чудес. Она совершает чудеса и здесь, и свидетелем тому является Владыка.

Богородица умягчает сердца людей. Вы, как священники, служащие Престолу Божию, находитесь всегда под Покровом Богородицы. Богородица не имела благодати священства, но была единственной среди всех людей, Которая постигла во всей глубине смысл духовного закона. И тайна Воплощения совершилась через Нее. Помните, что до Пятидесятницы Она Сама, согласно святым отцам, не знала до конца, Кто Тот, Кого Она родила, хотя Архангел сказал Ей, что Она непорочно родит Сына Божия от Духа Святого. Но Она не могла постичь до конца, что Сын, Которого Она родила, является Вторым Лицом Святой Троицы. И это несмотря на то, что Она как Мать Богочеловека видела много чудесных событий в жизни – в Библии написано, что все эти события Она наблюдала и сохраняла в Своем сердце.

Мне очень понравился один рассказ из так называемых апокрифических Евангелий – там есть очень интересные моменты. Играл маленький Иисус в Назарете с другими детьми, и из глины дети делали разных животных. То же самое делал и Иисус, и Он дунул на этих животных глиняных, и ожили они. Еще рассказывается, что играл Он с детьми соседскими. Один из них был на верхнем этаже дома, во время игры другой мальчик его столкнул, и он упал и умер. Дети со страха разбежались, остался Иисус и мертвый ребенок. И все говорили, что Иисус его столкнул. И тут говорит Иисус Своему мертвому другу: «Я тебя столкнул?», а мертвый воскрес и ответил: «Нет, Господи, Ты меня не столкнул, Ты меня воскресил». И много было таких чудес, которые наблюдала и сохранила в Своем сердце Богородица. Однажды Его мнимый отец обрезал дерево намного больше, чем было нужно, и чтобы не огорчался отец, Иисус растягивал дерево до нужных размеров. Много было чудесных событий, но все-таки Богородица не знала, что Сын, как сказали, Второе Лицо, единосущное Отцу.

Однажды, возвращаясь в Назарет с праздника в Иерусалиме, когда 12 лет было Господу, Мать по дороге заметила, что Иисуса нет с ними. Вернулись, нашли Иисуса через три дня. И помните, что сказала Мать после трехдневной разлуки? «Мы, – говорит, – искали Тебя в большом беспокойстве». Если бы Богородица знала, что Тот, Которого родила Она, это Тот, Который везде и все исполняет, разве бы Она так беспокоилась о Нем?

Но, несмотря на это, полное, так скажем, незнание до Пятидесятницы, Она знала духовную жизнь, как никто другой. Поэтому мы особенно Ее будем просить, чтобы Она помогла нам, священникам, обладающим благодатью священства. Знайте, что эта благодать ни с какой другой благодатью не сравняется. Это обязывает нас делать все, чтобы сердца наши были всегда чистыми. Мы должны осознавать, что самое большое превращение произошло с нами при хиротонии, когда получили мы Божественную благодать.

Один очень благоговейный архиерей приехал к нам в Ватопед и говорит: «Что-то случается со мной каждый раз во время хиротонии священников. Хотел бы твое мнение узнать об этом. Когда я кладу руки на главу кандидата и говорю: «Божественная благодать, все немощное врачующая и оскудевающее восполняющая», то всегда чувствую очень сильное жжение сердца. И это пламя в моем сердце как бы выходит из моей правой руки, и у меня такое чувство, что горит и сама рука, и я чувствую, как этот жар переходит на главу рукополагаемого». Я ему ответил, что то, что он переживает, случается при каждой хиротонии с каждым архиереем, но не все это чувствуют. Это благодать Божия.

И еще архиерей тот сказал мне одну очень важную деталь: «Если человек, которого я рукополагаю, человек чистый и особенно целомудренный, я чувствую жжение как бы вдвое больше».

Почему я вам все это говорю? Всегда помните, что вы получили очень большую силу, большую власть, даже у Божией Матери не было такой власти. Наша грешная рука получает такую благодать, что иной хлеб превращает в Тело Христово. И мы должны подготавливаться к этому служению с тем же рвением, как должны все подготавливаться к Престолу Божию. Мы должны иметь чувство совершаемого тайнодействия. Я знал одного иеромонаха на Святой Горе и монахов и иеромонахов, которые испытывали очень большие чувства на Божественных литургиях. В этом ряду святых отцов – старец Ефрем Катунакский, которого я часто встречал, потому что он был братом нашего старца Иосифа Ватопедского. Старец Ефрем мне говорил, что на каждой Литургии он видел благодать превращения хлеба и вина в Тело и Кровь, и я в это время так сильно плакал, что у меня промокала вся одежда, как платок, который мы кладем в стакан воды, – таким был антиминс, на котором служил старец Ефрем. Однажды Владыка говорил, что после освящения Святых Даров он вместо Хлеба увидел Христа Таким, Каким Он изображен на Плащанице. И когда он должен был раздроблять Хлеб, он видел то Христа, то Хлеб, и когда он разламывал Хлеб, видел, что он должен был отрывать у Христа ноги, и просто не мог сдерживаться – останавливался, долго плакал, а потом продолжал службу. Он же говорил, что часто с обеих сторон святого престола он видел тела Херувимов. Нашего старца Иосифа я причащал 25 лет и ни разу не видел, чтобы в это время он не плакал. Как-то я осмелился и спросил, почему он так много плачет? Он ответил: «Как только Царствие Небесное открывается для меня, на меня свыше сходит какая-то благодатная сила, открывается мой ум и толкует мне великое таинство самого моления. И все эти чувства потом переходят в слезы». И я не раз замечал, что у него лицо менялось после Причастия – как будто каким-то светом озарялось.

Я рассказал вам об этом, чтобы помочь вам осознать ответственность, духовное и великое назначение ваше. Оно намного выше того, чем представляете вы сами. Я думаю, что сегодня такая ситуация в мире, что люди ищут людей благодатных, которые имеют опыт жизни со Святым Духом. Сегодня многие задают себе вопрос, применяемо ли Евангелие в наше время. А мы будем отвечать не только нашим молчанием, но и нашим опытом, мы только два слова будем говорить: «Прииди и виждь».

Поэтому-то так необходимо сегодня, чтобы священники наши стали благодатными. Сейчас Церковь распространяется везде, и, несмотря на то, что перенесла много гонений, все-таки она всегда побеждает. Но знаете, где встает на колени и проигрывает Церковь? Там, где ее представители не имеют правильной жизни. Говорят о том, что клирики получают образование, получают дипломы академий и так далее, это все хорошо, но это меня не очень вдохновляет. Мне нравится, когда люди живут со страхом Божиим, по заповедям Божиим, осознают свою ответственность, и тогда они становятся светом для прихода. Такой священник очень многих людей к себе притягивает, а этим прославляется Церковь.

Я не буду много говорить, чтобы дать вам возможность задать интересующие вас вопросы.

Далее уральские священники получили уникальную возможность задать свои вопросы Афонскому молитвеннику.

– Отец Ефрем, что нам советовать прихожанам и самим себе, чего особенно надо остерегаться, от чего бежать, какие опасности на нашем пути есть в наше время?

– Как священники вы должны всегда быть на высоте. Приведу один пример, и вы поймете. Приехал к нам один священник-грек с тремя паломниками. И один из них, мирянин, пришел исповедоваться. Я ему между прочим говорю, что надо поститься. Была среда, а он мне отвечает, что, когда они плыли к нам на корабле, батюшка, который их сопровождал, ел очень вкусный сыр. «А он, – говорит, –для нас пример». Что я могу этому человеку сказать? Буду осуждать священника? Во-первых, всегда сами будьте на высоте, и даже когда у священника какие-то проблемы со здоровьем, он никогда в среду не будет скоромного есть. К этому священники должны быть очень внимательны. Очень важно, чтобы священники не становились соблазном для паствы.

Есть другая проблема: священники снисходят ко всему и во всем. Если поступаешь с точки зрения икономии по своему благоговению, это хорошо; но другое дело, когда принимаешь решение, исходя из икономии, и снисходишь к другим – этим самым ты делаешь хуже и другим, и самому себе. Есть другая крайность: священники очень часто кладут очень трудные епитимии, которые не по силам пастве. Ко мне как-то приехал знакомый и говорит, что его духовник на десять лет отлучил от святого Причастия. Думаю, что таких случаев очень много.

Мы должны представлять Евангелие людям так: оно не может полностью решать современные проблемы, и епитимия – не условие прощения грехов. А некоторые думают, к сожалению, что чем больше будет епитимия, тем легче будет прощаться их грех. Епитимия имеет воспитательный характер; раз человек пришел и встал на колени и ему прочитали разрешительную молитву, его грехи уже прощаются.

Вот еще на что нужно обращать внимание. К нам приезжают многие, которые не состоят в церковном браке, и пока они не обвенчаются, я их не причащаю. Все, кому я так сказал, повенчались сразу. Потому что раньше, из-за бича коммунизма, их даже невенчанных причащали. Это – икономия, а сейчас нам не нужно этого делать, потому что Церковь свободная и храмы на каждом шагу.

Мы должны обращать особое внимание на свою собственную молитву, на духовное воспитание прихожан, приучать их к тому, чтобы каждый день хотя бы по полчаса они молились. Монахи занимаются молитвенным правилом по два-три часа в день. Но взглянем реально, не монашествующий хотя бы 20-30 минут должен всецело посвящать себя молитве – пусть Иисусова молитва будет вашим светочем. Даже если вы просто идете куда-то пешком, умом говорите Иисусову молитву, это очень вам поможет. Ведь священник – это тот, кто берет дьявола прямо за рога, и из-за этого его дьявол будет бороть очень сильно. Поэтому вы должны иметь внутреннюю силу не только чтобы выдержать его натиск, но и для того, чтобы сопротивляться ему.

Старец Паисий мне говорил одну интересную вещь: «Священник, если не сребролюбивый и нравственно чистый, уже преуспел на семьдесят процентов. А если при этом у него есть еще и добродетель, то на все сто».

– Как Церковь должна относиться к политике и партиям?

– Что значит «партии»? Это части населения. Священник должен быть со всеми. Церковь всегда помогала отдельным праведным и правильным людям, которые занимаются самыми разными делами, в том числе и политикой. Если они имеют серьезное глубокое мировоззрение, мироощущение, совершают праведные дела, то Церковь их поддерживает. Но никогда Церковь не выступает за ту или иную партию, поэтому будьте очень внимательны. Вы как люди, может быть, имеете политические предпочтения, но пусть это всегда остается чисто вашим, личным. Священник интересуется политикой настолько, насколько это касается жизни всей страны, но чтобы вмешиваться или какой-то интерес иметь к политике, это уже не позволяется.

– Евросоюз очень много внимания уделяет Афону с точки зрения оказания материальной помощи. Каково состояние монастырей на Афоне, могут ли они в какой-то степени соблазниться и принять большую помощь? Но ведь политики потом могут потребовать и что-то от вас, допустим, разрешение на посещение монастырей для женщин.

– Европейское сообщество не так помогает Святой Горе, как об этом говорят. И никаких подобных соглашений и договоренностей Святая Гора не заключает. То есть если нам помогают, это чистая помощь, а никакого давления нет.

– Скажите, пожалуйста, полезно ли воспитанникам духовной семинарии иметь сотовые телефоны?

– Не запрещено, главное – правильно и рассудительно ими пользоваться. Через телефон сегодня можно и скверные вещи получать, это плохо, а если он используется для общения с человеком, это хорошо. Но неприемлемо, когда на службе после Херувимской видишь, что в алтаре батюшка начинает звонить по мобильнику. Это еда такая, которую переварить нельзя. Я видел, как один священник в левой руке кадильницу держал, а другой рукой искал в кармане звонящий телефон, который он не выключал на Литургию, чтобы ответить на звонок. Такое недопустимо.

– Отец Ефрем, чего надо остерегаться молодым священникам, ведь не все из нас становятся священниками в зрелом возрасте?

– Молодым священникам надо остерегаться того же, что и старым. Исповедуя женщин, будьте очень внимательны, неженатые особенно. Если у женщины нет любви мужа, она этой любви ищут у духовника, знайте. И еще очень многие благоговейные – не совсем здравомыслящие, и для них духовник – это последнее прибежище. Будьте очень внимательны. Когда у вас просят помощи, то подавайте свой посох, а не руку. Потому что, когда вас будут тянуть к себе, отдавайте свой посох, и пусть они падают – это лучше, нежели чтобы вы упали вместе с ними.

И еще: не исповедуйте супружеские пары вместе. Один молодой человек в монастыре рассказывал, что у них с женой были очень хорошие отношения. А он очень серьезный бизнесмен и на одной Исповеди признался, что у него есть помыcлы по отношению к секретарше. Ну кто его за язык тянул? На следующий день жена его буквально переехала к нему в офис. И пока секретаршу не уволили, дела не успокоились в семье. Женщины мнительны, у них ревности больше, чем у мужчин. Может быть, у мужчин возникают какие-то помыслы, но это не значит, что мы соглашаемся на них или исполняем их на деле. Развращение, искажение нашей падшей природы есть у всех нас. К счастью, еще не изобрели механизм, который будет показывать все наши помыслы, потому что те помыслы, которые рождаются от непросвещенного ума, не отождествляются с человеком.

– На протяжении многих веков в Греческой, Русской и в других Православных Церквах создавались великолепные иконостасы, шились облачения золотые. Батюшка, на Ваш взгляд, достаточно, чтобы была скромная ризница – или она должна быть богатой, достаточно скромного храма – или он должен быть богатый? Являются ли грехом излишества в красоте храмов и священнического облачения?

– Если что-то для богослужений используется, строится и вышивается, неплохо, что это будет выглядеть величественно. На Святой Горе благоговение монахов выражалось часто в убранстве церкви, но никогда в кельях. Видите, какая разница. То, что мы делаем в храмах, это для Небесного Царствия, но в наших комнатах все максимально просто.

– Я духовно окормляю тюремный храм, и там многие осужденные преступники приходят к вере, молятся, исповедуются. Хотелось бы узнать Ваше мнение, после убийства как допускать их в храм?

– Готовых рецептов нет. Каждый человек – это особый разговор. Хотя в правилах Церкви есть определенные законы, но помните, что среди этих прочих законов есть в Церкви закон, который дает право священнику каждое дело разбирать отдельно. Был один духовник, у которого всегда рядом была книга Никодима Святогорца с церковными правилами. И когда он слушал Исповедь, говорил: «Подожди» и листал перед исповедующимся эту книгу. А потом делал вывод: «То, что ты сказал, исконный блуд, вот тебе семь лет». Это не Исповедь, а суд. Во-первых, смотрите, насколько сильно и чистосердечно покаяние людей. Приходит человек, который совершил очень страшные грехи в жизни, но он с очень большим покаянием пришел на Святую Гору. Говорю ему, что он причастится через год, он ушел, а я продолжал молиться о нем. И я через час зову его опять, говорю, чтобы он приготовился, потому что завтра будет причащаться. Он отвечает, что очень сильно хотел причаститься, но не смел об этом говорить, не то что просить. И он пошел к иконе «Всецарица», которая находится у нас в соборе, и долго молился у этой иконы. Он говорил ей: «Ты Сама знаешь, как я сейчас желаю Тела и Крови Христа, Сына Твоего». И я допустил его до Причастия, сейчас он находится на высокой ступени благочестия. Отцы, когда вы исповедуете, всегда слушайте людей с молитвой, молитесь, и Бог будет вас просвещать, какой ответ дать. Вы сами увидите, какие хорошие советы будете давать людям, сами будете удивляться этому. «Не заботьтесь о том, – говорит Господь, – что скажете, а в тот час даст Дух вам, все поймете». Это сказано не только для тех, кого на мученичество ведут, но и для всех служителей и тружеников Евангелия.

– Отец Ефрем, насколько приветствуется духовное образование монашествующих в Греции?

– Не отвергается образование монахов. Недавно я был в Фонде «Семейная келья», и там ответственный за прием гостей говорил, что среди приглашенных есть профессора, доктора наук, и все их титулы перечислял. Я тоже потом зашел на трибуну и говорю: «Вы меня простите, у меня и докторской диссертации нет, я не ученый, но я студент университета пустыни». Может быть, монах не имеет никакого образования, но не забывайте, что монастырь – это тоже университет. Если есть у монаха образование, хорошо, но если этого нет, мы ничего не теряем.

– Отец Ефрем, сейчас в России трудная ситуация. С одной стороны, идет возрождение, с другой – наблюдается демографическая катастрофа, и поэтому активизировались сектанты. Некоторые говорят, что нужно только молиться, а другие говорят, что надо воевать с сектами. Как бы Вы посоветовали священникам в России себя вести в такой ситуации?

– И то делать, и другое не оставлять. И научная дискуссия не отвергается, и молитва не отвергается. Искусственное оплодотворение не отвергается Церковью, но христианин – и врач, и тот, кто идет на это, должны обращать внимание на то, чтобы не сеяли, скажем, десять эмбрионов, и если оплодотворятся все десять, потом не выбрасывали остальные как ненужные. Допустимо только три, и чтобы потом эти три оплодотворенных эмбриона отправляли в утробу женщины. Сейчас мы привезли вам Пояс Пречистой Богородицы, который помогает в зачатии и рождении здоровых детей. Я губернатору сказал, что вы должны дать нам орден за демографические заслуги в регионе. Но и вы как духовники всегда поощряйте своих духовных чад, чтобы они заводили больше детей.

Но и здесь рассуждение должно быть. Пришла одна женщина ко мне в Афинах, у нее пятеро детей, она была и физически очень худой и слабой, и психологически не очень сильной, и не хотела больше рожать. Она пошла к своему духовнику, а тот ей говорит: «Если не будешь заводить детей и жить с мужем, никогда в жизни больше не будешь причащаться». Это не решение. Сегодня иметь пятерых детей – это как в старину пятнадцать, и Церковь на таких женщин с большим снисхождением должна смотреть.


Заключил встречу митрополит Кирилл:

«Братья, я думаю, что нам нужно проявить христианское милосердие к батюшке, поблагодарить его сердечно за беседу. И все его наставления для нас еще раз повторить в уме и сердце. И постараться сделать так, как велит наша священническая совесть».

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Михаил Зазвонов: Чадородие – величайшее чудо Божие

Екатеринбург, 31 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Беседа с руководителем Христианского православного центра детства и родовспоможения Нижегородской епархии протоиереем Михаилом Зазвоновым в эфире телеканала «Союз» Главное событие – В студии Александр Сергиенко.

 
Крещеный мир

Духовный подвиг

Андрей Полушин

Екатеринбург, 31 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Крест в небе над Европой увидел Римский император Константин в начале своей государственной и полководческой деятельности. При его правлении прекратились, наконец, гонения на христиан. Мало кто знает, что мощи святого императора Константина сохранились.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс