Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 4 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Икона над входом. Нет, это не храмовые врата, это агрохолдинг «Русское молоко». Его президент ввел для своих подчиненных православный дресс-код, а сотрудников, которые живут в невенчанном браке, он увольняет. В программе «Люди Церкви» – президент агрохолдинга «Русское молоко» Василий Вадимович Бойко-Великий. Ведущий Олег Петров.
– Василий Вадимович, с чего начинался Ваш церковный путь, когда и как это было?
– Вообще, как и у любого христианина, церковный путь у меня начинался с рождения. Ведь у нас в России с давних времен все наши предки были крещеными, за редким исключением, все были воцерковленные, и поэтому, конечно, они молятся за нас. Но, естественно, в период богоборчества многое было запрещено и забыто, и я сподобился святого Крещения только в 1989 году, 22 года назад.
– С Крещения сразу начался Ваш церковный путь?
– Конечно, он начался еще до Крещения, в первый раз в церковь я попал в 11 лет, когда хоронили мою двоюродную прабабушку. И пока копали могилу для нее, а это было зимой, я несколько часов провел в церкви в Завидове. И для меня это были самые, наверное, счастливые моменты в жизни моей, и они запомнились. А потом был достаточно сложный и непростой путь к Богу. Еще в 1984 году меня собирались исключить из комсомола за веру в Бога, и тогда уже вполне сознательно я пришел к Крещению и к вере в Господа нашего Иисуса Христа.
– А в сложные 90-е годы, когда менялось все в стране, когда предпринимательство было в состоянии становления, честным путем удержаться на плаву было очень сложно – удалось ли Вам тогда совместить праведность христианина с предприимчивостью бизнесмена?
– Во-первых, я хочу сказать, что здесь не надо думать, что каждый христианин – это идеальный человек, который не совершает грехи, это противоестественно. Первородный грех совершили Адам и Ева, и, к сожалению, на всем роде человеческом лежит тяжесть первородного греха, и все грешники, нет человека безгрешного. Поэтому представление, что христианин, священник или даже епископ люди безгрешные, антицерковное и нехристианское.
Поэтому, конечно, и я грешен, и сейчас совершаю какие-то грехи. Другое дело – совершение сознательного греха и грех нераскаянный. Но весь бизнес свой мы строили, конечно, по-христиански, в тех условиях, которые тогда были. Поэтому бизнес рос небыстро, никаких особых знакомств в чиновничьих кругах или каких-то иных у меня не было, все зарабатывалось простым и честным трудом. Где-то, может быть, конечно, как и любой бизнесмен, я, попадая в тяжелые ситуации, не вовремя исполнял договора и обязательства, но все-таки всегда исполнял после. Где-то немножко задержки у нас были по зарплате сотрудникам, – тоже, конечно, грех, но все-таки всегда всю зарплату выплачивали, пусть и с задержками.
Поэтому здесь надо понимать, что наш бизнес построен на совершенно ясных, прозрачных основаниях – мы с начала 90-х годов вкладывали в акции различных приватизированных предприятий, в том числе и алюминиевых. Где-то эти вложения не окупились, не оправдались, – например, в гостиницу «Космос», в предприятие «Красный Октябрь», – а где-то они оправдались. Вот мы купили большой пакет акций Братского завода, достаточно недорого по ценам, которые тогда были, потом были достаточно серьезные противостояния с другими акционерами на этом заводе. А закончилось тем, что мы достаточно успешно продали этот пакет, и в то же время Братский завод встал на ноги во многом благодаря тому, что мы заявляли в свое время, что он тоже должен развиваться нормально, по закону.
– Противостояния в бизнесе всегда вызывают, по крайней мере у меня, ассоциацию непременно с каким-то силовым моментом. Присутствовало ли это в Вашей карьере хоть отчасти?
– Силовым было то, что я выходил на собрание акционеров Братского завода и честно говорил, что наши права нарушаются, не стесняясь этого. И когда нам представители банков, которые возглавлял тогда Ходорковский, предлагали не участвовать в конкурсах продажи акции, а определенные организации предлагали уехать из Москвы на это время, то есть явная была угроза, мы спокойно и мужественно шли и участвовали.
Но в смысле бандитских разборок – у нас этого не было и не могло быть по определению. Именно поэтому, когда у меня потом, уже в конце 90-х спрашивали: «алюминиевый бизнес – он ведь такой криминальный, как вы вообще остались живы?», мы отвечали: «а именно потому, что у нас все было честно, во-первых, мы действовали всегда публично, а во-вторых, у нас все было по закону». И всегда все вопросы свои мы решали в судах, и вполне успешно, по-честному и по закону. Поэтому мы и остались живы, в нас стрелять не надо было, потому что и мы ни в кого не стреляли.
– Рецепт успешного, но честного бизнеса от Василия Бойко каков?
– Жить по христианским законам, и все.
– И успешность будет?
– Если будет на то воля Божия, то будет, а если не будет воли Божией, значит, это и не надо было человеку.
– Вы готовы пожертвовать успешностью своего бизнеса в случае, если встанет дилемма – праведность или успешность?
– Это ложная дилемма. Я хочу сказать, что я готов пожертвовать не только бизнесом, но и своей жизнью ради Христа. Когда в тюрьме мне предлагали снимать крест, я говорил, что крест вы мой возьмете только вместе с моей жизнью. И охранников это вразумляло, и они отступали.
– Расскажите о самых трудных моментах в своей жизни, может быть, не очень подробно, связанных как раз с заключением. Как так случилось, и как Вам удалось это пройти в жизни?
– По клевете было возбуждено уголовное дело, меня оклеветали, причем в открытую, что якобы мы украли землю у шести тысяч крестьян в Рузском районе. При этом мы подавляющему большинству акционеров сельхозпредприятий заплатили деньги за их акции, доли, заплатили рыночную цену, которая была выше, чем в соседних районах, прилегающих к Рузскому, оформили все договора по закону, с нотариусами, и подавляющее большинство людей не имеет к нам никаких претензий. Но нашлась кучка людей, которые, в основном, не продавали, которые сначала стали вымогать у нас себе какие-то совершенно нерыночные преференции, а потом были наняты какие-то конкуренты, которых я до сих пор не знаю, чтобы обвинить нас, что мы что-то похитили.
Наша защита была такая же, как и всегда, то есть упование на Бога в первую очередь, второе – действие по закону, по правде Божией. То есть мы обращались в суды, и в гражданских и в арбитражных судах мы выиграли более ста дел по вопросам права собственности: правильно ли оформлены в собственность на юридические лица сельхозпредприятия. И Верховный Суд, и Высший Суд подтвердили, что правильно. Во-вторых, находясь в тюрьме, я тоже жаловался на те противоправные действия следствия, которые были, и уже в тюрьме прошел сорок уголовных процессов по жалобам на следствие, на незаконное задержание, и в конце концов был услышан Верховным Судом, который принял решение о моем освобождении под залог почти три года назад. Вот такой рецепт, если вы об этом спрашивали. Плюс, конечно, конкретное упование на Бога: 3-4 часа в день я в камере молился.
– Сложный, нелегкий Ваш путь в бизнесе, но это был путь осознанно христианский. Скажите, только честно, ропот у Вас был в то время?
– У меня лично ропота не было, потому что такие испытания даруются человеку как бы по грехам его, – не обязательно по тем грехам, за которые меня следователи посадили, как в моем случае. Конечно, Господь подверг меня таким испытаниям по грехам моим, но не в том, в чем следователи обвиняют, и не в отношении крестьян, а по каким-то личным грехам. А, во-вторых, так сказать, даже если человек страдает безвинно, это тоже дано ему, чтобы правильно перенести все испытания и страдания, чтобы не возроптать на Бога. Ропота как такового не было, но, конечно, я молился, чтобы меня Господь освободил.
– О Вашей церковности буквально легенды ходят, и весь интернет пестрит различными мнениями и гипотезами, кто, как и почему вводит дресс-коды в Вашей корпорации, какие требования Вы выдвигаете к подчиненным, как Вы относитесь к духовным персонажам нашей истории… Все говорят и пишут совершенно по-разному. Что Вы сами можете сказать о своей церковности?
– Я в своей жизни стараюсь следовать Евангельским заповедям. Господь говорит: «Кто Мое имя исповедует перед людьми, того и Я исповедую перед Отцом Моим, а кто постыдится Меня и не исповедует, того и Я постыжусь, тоже не заступлюсь перед Отцом Моим». Поэтому это не показное какое-то, а совершенно нормальное отношение к жизни любого православного человека, в том числе купца и бизнесмена. То есть заниматься бизнесом и в это время не быть христианином, а приходить домой или в церковь и быть христианином – такое невозможно. Невозможно и до революции было, невозможно и сейчас. Если ты исповедуешь Христа, то должен исповедовать его каждую секунду своей жизни. По крайней мере, стараться, потому что это очень трудно и почти невозможно.
Поэтому когда мы какие-то определенные требования к сотрудникам нашей компании выдвигаем, это не эпатаж или еще что-то, это нормальная честная христианская позиция. Мы говорим, что у нас могут работать только те, пусть даже не церковные, люди, кто явно стараются стать таковыми, по крайней мере, они не люди греха, они не стараются исповедовать грех открыто. Это, соответственно, не те, кто делает аборты и занимается блудом, не те, которые имеют так называемую иную сексуальную направленность, а те, кто по факту живут по заповедям Божиим или стремятся к этому.
Понятно, что каждый человек грешен, понятно, что каждому может быть что-то не по силам и человек может не выдержать и отступить, но надо стремиться к доброму. Люди, которые не стремятся к доброму, доброму с христианских позиций, – это не наши люди; об этом очень широко известно, много лет назад, практически с самого начала основания компании, мы говорили, что мы к этому стремимся, и к этому шли. В прошлом году вопрос встал достаточно серьезно – когда явным было наказание Божие за все наши грехи, мы призвали всех сотрудников к покаянию и стремлению жить по заповедям Божиим.
– Если возможно, скажите, о каком наказании Божием Вы говорите?
– Ну, жара, пожары – это же наказание за грехи всех людей. Человеческая память все быстро забывает, но прошлое лето, эта дикая жара аномальная, которой, похоже, никогда не было в России. Это можно сравнивать только с пожаром в Москве в связи с нашествием Наполеона. И погибло – просто умерло, не выдержало – очень много людей, и молодых, и старых. И сейчас мы молимся, чтобы такого не повторилось. Нынешним летом тоже было жарко, но не до той степени, как-то терпимо.
– Хорошо, молить Бога о прощении, совершать какие-то церковные действия, чтобы быть на высоком нравственном, этическом уровне – это одно. Другое – делать это в корпорации неосознанно, потому что так, мол, велят ее правила, в принципе, Вами установленные... Вы же понимаете, что сегодня мы живем не в то время и не в той ситуации, которая была до революции. Общество наше все же светское в большей части, и даже те 75% людей, которые себя заявляют православными христианами, таковыми не являются, это условная православность. Люди, которые к Вам приходят на работу, может быть, чисто внешне эти условия соблюдают. Не во вред ли это?
– Мы не подходим к этому формально, скажем, пришел в нормальной одежде – плюс, не пришел – минус. У нас не формалистический подход, мы людям указываем правильный путь и людей подвигаем к этому. Мы не требуем, как в армии, полного соблюдения формы одежды или правил поведения, но когда мы видим, что человек явно выбивается из этого пути, явно для него это неестественно, мы внимательно присматриваемся к этому человеку и, как правило, и его моральный облик нас тоже не устраивает, нас не устраивает, что он нечестен внутри. Ведь у нас нет сейчас проблем с безработицей ни в Москве, ни в Рузском районе, и человек может найти себе другую компанию, если его у нас что-то не устраивает. Но в связи с этим от нас ушли единицы, а когда люди приходят к нам устраиваться на работу, мы тоже обо всем их предупреждаем в открытую.
Но лицемерие человека рано или поздно проявляется. А лицемерные люди нам не нужны, потому что если человек обманывает в чем-то одном Бога или нас, то он и в другом может в чем-то обмануть. А зачем нам работник-обманщик? Такой ни одному работодателю не будет нужен.
– В Церкви есть много праздников, которые предполагают неучастие в производственном процессе, так уж сложилось. А не сказывается ли это на деятельности Вашего предприятия? Если быть последовательными, нужно идти дальше и не работать в праздничные дни.
– Мы стараемся делать, по мере наших скромных очень сил, – у нас есть собственные выходные. Сначала мы не работали в Страстную Пятницу, на следующий год Страстная Пятница и Страстной Четверг будут нерабочими днями, а Светлый Понедельник будет праздничным днем. При этом, естественно, чтобы как-то компенсировать эту ситуацию, в богоборческие праздники 23 февраля и 8 марта у нас рабочие дни. Понятно, что 23 февраля – это день подписания Брестского мира, позорного для России, когда большевики приняли все условия и ультиматумы германского штаба, и никакого радостного события для армии в этот день быть не может; это позорный день России. Ну, и 8 марта – без комментариев, это и так понятно всем.
Есть ведь у нас и другие светлые праздники. Женский праздник – это неделя святых жен-мироносиц по Пасхе, мы стараемся в это время дарить нашим женщинам цветы. А День защитника Отечества у нас – это 6 мая, день прославления святого защитника Георгия Победоносца, когда фактически окончилась Великая Отечественная война, и 9 мая, которое празднуется всеми. А 12 сентября мы планируем праздновать, правда, не на своих рабочих местах, – день принесения святых мощей благоверного князя Александра Невского в Петербург. И одновременно это день окончания 20-летней войны со Швецией, и до революции именно этот день был праздником защитников Отечества.
– На территории предприятии есть храм, в нем систематически совершается богослужение? Работающие у вас люди приобщаются там к церковной жизни?
– Он построен уже давно, и мы сейчас заканчиваем его благоукрашение, сейчас там пока нет иконостаса, но мы уже планируем его освящение, и я думаю, что очень скоро там будут проходить регулярные богослужения. Но регулярно проводятся молебны в соседних храмах, которые находятся у нас на территории, на которые все приглашаются. Офис закрывается, но те, кто не хочет идти, не идет, никто не стоит и не записывает: кто пришел, а кто не пришел. Но большинство приходят – это раз. А, во-вторых, так сказать, люди потом благодарят. Многих корреспондентов волнует вопрос: как же вы можете кого-то что-то заставлять делать? Вы знаете, я благодарностей получил гораздо больше, чем нареканий, ко мне часто приходят сотрудники и благодарят. Вот, например, одна сотрудница рассказывала: «У меня мама была очень церковная; когда она умерла, я даже растерялась: кто же меня сейчас на пути к Богу будет наставлять? Спасибо, что я попала в вашу компанию, спасибо за то, что я здесь наставляюсь». И многие так говорят. Проблема не в том, что мы кого-то заставляем, а в том, что наше сегодняшнее взрослое поколение было насильно лишено возможности приобщиться к Богу, изучить Священное Писание. Почему-то изучение математики считалось нормальным, а изучение древнейшей и мудрейшей книги человечества, благословенной Библии считалось ненужным для человека. Хотя вся наша европейская цивилизация – христианская, и американская цивилизация тоже. И преподавание Закона Божия обязательно в Великобритании, в большинстве штатов США, в Германии – вы не получите аттестата зрелости, если вы не знаете Священное Писание. Это нормально.
– Вы много занимаетесь благотворительностью, много помогаете людям, но как Вы делаете выбор, кому помогать, а кому – нет? Вопрос о критериях.
– Могу честно признаться, мы мало занимаемся благотворительностью – у нас мало денег: до сих пор у нас ведется уголовное дело, земли наши арестованы, и у нас не такое хорошее финансовое благополучие. Поэтому мы вынуждены, как говорится, со слезами на глазах, отказывать многим людям, у нас не хватает на всех денег. Но главное направление, которое мы выбрали, это культурно-просветительное. У нас работает издательство, которое издает различные книги по истории России, по Православию. И главная цель наша именно просветительская, потому что средства требуются не такие большие, как на строительство храмов, а просветительская деятельность имеет достаточно большое значение для людей. Но я вам честно могу сказать, что это – одна из наших самых главных проблем: когда к нам приходит письмо о помощи, а я ничем помочь не могу, потому что нет финансов на это. А по заповедям Божиим мы должны всем помогать, и я молю Бога, чтобы Господь дал нам такую возможность – помочь всем обращающимся. Но пока не удается.
– А каково Ваше восприятие закона, который уже есть и действует, о благотворительности, согласно которому человек, который занимается благотворительностью, в каких-то соотношениях не платит налоги? Можно ли извлечь правильную выгоду из этого закона, на Ваш взгляд?
– Мы этим законом не пользуемся. Я даже не знаю его деталей, они все обусловлены какими-то вещами, которыми мы не пользуемся. Может, кто-то извлекает выгоду, кто-то не извлекает, но мы не делаем уменьшения налогов только потому, что мы оказываем кому-то благотворительность, и если бы мы не оказывали благотворительность, мы бы платили те же самые налоги.
– Ваше видение развития Вашего предприятия? Ведь экономическая ситуация сейчас все-таки нестабильна, и многое зависит от того, как будут жить и Америка, не упадет ли она в дефолте, и Европа. Ваше видение экономической ситуации в России, и роль Вашего предприятия, и роль церковности Вашей и Вашего коллектива в успешности этого предприятия?
– Могу честно сказать, что экономика Америки и Западной Европы меня почти не волнует, что там у них будет – это их проблемы. И Россия, с моей точки зрения, должна прежде всего опираться на собственные силы. Я понимаю, что нас связывает, что мы как-то завязаны во взаимодействии с другими странами, но я молюсь о процветании России прежде всего. Россия обладает всеми необходимыми возможностями, чтобы самостоятельно жить счастливо и благополучно – есть все ресурсы, есть земля, есть возможность производить нормальные продукты питания и все остальное, и строить жилье. Поэтому меньше надо уповать на Запад, а больше на свои собственные силы. Это что касается масштабов России.
А главное, надо побольше молиться и уповать на Бога, и если народ российский придет к покаянию, осознает свое грехопадение в дни февраля 1917-го года, именно февраля, а не октября, хотя октябрь – это тоже грехопадение, но это уже последствия предательства Императора, предательства Дома Романовых, которое совершил практически весь российский народ, в том числе и дворянство, которое предало Государя. Хотя в большевистское время нас и убеждали в том, что дворянство было за Царя, нет, в том-то и проблема, что большинство дворян предали Государя. Военные предали, его Генеральный штаб и многие другие. К сожалению, и Священный Синод не выступил в поддержку Государя. Это страшное грехопадение. И если народ российский покается, Россия будет жить счастливо и долго, вне зависимости от того, что случится за пределами ее границы. Потому что у России для этого все есть.
– А если нет?
– А если нет, то будут большие скорби и война, потому что это покажет слабость России, а слабую Россию будут рвать на куски. Но, я надеюсь, что Господь этого не попустит и Россия возродится. Вопрос, в каком виде и в каких масштабах. А что касается нашего предприятия, то мы стараемся честно работать и приносить пользу людям. Мы выпускаем замечательные молочные продукты натуральные и планируем расширять ассортимент. Мы строим атомные электростанции и надеемся, что на тех электростанциях, которые будут построены, не будет никаких аварий, потому что мы все делаем честно и на совесть, с молитвой, как и во всех других наших проектах мы тоже стараемся, чтобы от них была не только польза какая-то материальная, выгода, но чтобы за них люди нас тоже благодарили или благодарили за то, что мы делаем.
– Успехов Вам и помощи Божией в Вашем деле.
– Спасибо большое, всего всем доброго.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Екатеринбург, 4 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». П.С. Лебединский. «Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира» Книга, о которой сегодня пойдет речь, вне всякого сомнения, обратит на себя внимание посетителей любой книжной лавки, в которой будет выставлена – это прекрасное подарочное издание
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.