Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (646) → Главное – жить с Богом

Главное – жить с Богом

№37 (646) / 26 сентября ‘11

Люди церкви

Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Она родилась во Франции, но живет в России, ее назвали Сесиль, но в Крещении она Анна. Играет в театре и кино и занимается социальным служением в Марфо-Мариинской обители. Сесиль-Анна Свердлова – в программе «Люди Церкви». Ведущий – Олег Петров.

Выбор есть всегда

– Вы с какого возраста находитесь в Церкви?

– С рождения.

– А актрисой решили стать когда?

– Я не могу сказать, что это было мое огромное желание с раннего детства, решение пришло намного позднее. Я занималась балетом достаточно серьезно и думала, что стану балериной. Потом это желание прошло, но я продолжала заниматься танцами, хотя понимала, что мне еще что-то нужно. В классе 8-9-м поняла, что моя стезя – актерство.

– Выбор актерского пути достаточно сложен для человека, у которого основной жизненный путь – в Церкви. Почему так получилось? Вы почувствовали призвание актерское?

– Да, есть такое слово – призвание, и мне кажется, что очень важно оказаться на своем месте и заниматься любимым делом. Потому что цель жизни каждого православного христианина – это спасение, а пути к нему могут быть у всех разные. И Господь всех наградил разными талантами, у кого-то более прямой путь, у кого-то более обходной.

– Хорошо, одно дело – воплотить образ Елены Прекрасной или Наташи Ростовой, их пути как-то можно соотнести с Православием, а путь Клеопатры уж точно никак. Как Вам удалось, и удалось ли, отслоить грешное от праведного в этом образе?

– Я думаю, что на самом деле у каждого человека в жизни, особенно у того, кто пытается с Богом жить, всегда есть выбор. И он каждодневный, и даже ежеминутный – поступить так или иначе. И не каждому удается отслоить праведное от грешного. Как сказал мой духовник, в этой профессии все гораздо яснее видно. Например, в жизни человек бывает один, на работе другой, в семье третий, то есть очень разный. А в этой профессии все предельно ясно – это так, а вот это так. Здесь нет ничего между – это либо белое, либо черное. Есть определенный вектор, который тянет либо вниз, либо вверх. Бывает что-то очень талантливое, но ты видишь, что это вниз тянет, и тогда я стараюсь к этому не прикасаться, потому что это оставляет некоторый отпечаток.

– А с Клеопатрой остался такой отпечаток?

– С Клеопатрой нет. Это было в то время, когда я еще училась, у нас был удивительный курс: не было ничего пошлого, настолько все было одухотворенно и нравственно. Мне кажется, что больше я нигде не встречала настолько однозначно хорошего. И даже моя мама, которая была решительно против моего выбора профессии, посмотрев несколько спектаклей, сказала: «Ну, если такое можно делать в театре, я поменяю свое мнение». Сложнее было, когда начали ставить «Антоний и Клеопатра» Шекспира; во-первых – это Шекспир, это поэзия. К тому же очень важно, если ты играешь роль отрицательного человека, чтобы зрителю было понятно, что он плохой, чтобы это не было подменой и обманом.

– Но Вам, привнося честность в этот образ, в его отрицательность, нужно вживаться в эту роль, извлекать из себя что-то, простите, грязное?

– Есть разные подходы к каждой роли. С одной стороны, мы перевоплощаемся, но это только перевоплощение, все равно я остаюсь собой. Актер – немножко адвокат своего персонажа. Он, конечно, не оправдывает его плохие поступки, но все равно учится осуждать поступок, а не человека. И должен понимать, что он в таких же обстоятельствах мог бы поступить так же. Мы ведь находимся в более стерильных условиях: можем пойти в храм, исповедаться, а Клеопатра не могла, она не знала вообще Православной веры, Бога. И даже имея сейчас то, что мы имеем, все равно очень часто поступаем не так, как нам бы даже хотелось. А потом оглядываемся назад и понимаем, в чем согрешили. Есть такой закон духовной жизни: если ты не сделал что-то плохое, это Бог тебя в этот момент удержал от какого-то зла.

– Другими словами, если Вы делаете что-то плохое, играя плохого человека, вы совершаете жертвенный шаг, чтобы донести людям реальность этого образа. А где для Вас граница этой жертвенности, готовы ли Вы пожертвовать чистотой своей жизни православной ради того, чтобы сыграть отрицательную героиню, к примеру, распутную женщину?

– Во мне всегда есть такие пороги, которые я не переступаю. Если Вы говорите про распутную женщину, там нужно посмотреть, что и как играть.

– А вот Марию Египетскую Вы могли бы сыграть? У нее же в жизни были периоды «до» и «после».

– Я думаю, что любую святую играть – одно удовольствие. Дело в том, что я никогда не участвую ни в каких постельных сценах, никогда не целуюсь в кадре или на сцене, о чем всегда предупреждаю режиссеров. В общем, у меня есть ограничения.

– Но такие ограничения накладывают жесткие рамки на Вашу творческую деятельность, а Вы готовы на невостребованность?

– Да, накладывают, но Вы знаете, если ты во имя Господне хотя бы чем-то маленьким пожертвуешь, Он никогда не оставит тебя без ответа. К примеру, ты сегодня от чего-то отказался, а на следующий день тебе предложили какую-то крутую роль... Конечно, иногда долго ждешь, даже сомнения посещают. Но думаешь – нет, обязательно все будет, и будет лучше. Сначала Господь дает силу, чтобы отказаться, а потом приходит, правда, лучшее.

– Где играть сложнее православной актрисе – в кино или в театре?

– Мне кажется, что в современном кино очень мало искусства. Есть, конечно, очень хорошие фильмы, но это исключение. У каждого, конечно, свои индивидуальные роли и случаи, но в общем и целом, мне кажется, что работа в кино проще. В театре ты играешь всю роль от начала и до конца, проживаешь ее на сцене вместе со зрителями. И бывает так, что если что-то не задается в течение первых 5-10 минут, очень трудно потом переступать барьер, между тобой и зрителем какая-то дистанция появляется.

А в кино ведь работают дублями, отсняли – отрезали, выбрали лучший дубль. И в этом смысле ты учишься работать как бы на короткую дистанцию, для меня это гораздо проще. Театр – это что-то гораздо более высокое. Другое дело, что есть то великое, редкое, где очень трудная роль в кино, но все-таки в театре сложнее. А что касается работы именно православного человека, все зависит опять же от того, какая роль.

– Сесиль Свердлова, Анна Свердлова – православная актриса, о Вас уже знают, Вас уже узнают, на Вас ходят на спектакли, с Вами смотрят кино. А вот для православного зрителя – актриса Сесиль Свердлова, та самая, игравшая Наташу Ростову, Елену Прекрасную, – и вдруг в фильме «Профиль убийц». Как-то уж мрачно…

– Да, бывают такие этапы и повороты в биографии творческой. Наташу Ростову и Елену Прекрасную я играла, когда еще училась в ГИТИСе и у меня были стерильные условия. Когда закончила институт, пришло понимание, что тебе надо выбрать. Присылалось очень много сценариев, некоторые из которых даже невозможно было читать, так они были сделаны некачественно. Долгое время я вообще отказывалась от всего, советовалась со своим духовным отцом, что-то он мне рекомендовал, что-то отпускал на мой выбор, но он никогда ни на чем не настаивал. Я помню, как-то пришла к нему и сказала, что мне не очень нравится новый сценарий. А он ответил: «Почему? Это может быть даже интересно, посмотри, попробуй». «Профиль убийц» – это просто название, оно неприятное, режет слух, я согласна. А сам фильм снят для НТВ, и там должен быть соответствующий формат. Конечно, это не самое приятное из того, что я делала, но я в других фильмах играла маленькие роли. И мне бы, конечно, не хотелось, чтобы какая-то ассоциация была именно с этим фильмом. Это все – вещи проходные, но тоже очень полезный опыт.

Духовный пример очень помогает

– А есть ли у Вас какие-то отправные образы в кино или в духовной жизни, которые помогают Вам соединять эти пути? Ну, например, какая-то святая или актриса, ставшие для Вас ориентирами, или таких нет?

– Есть, конечно. Я очень люблю святую великомученицу Елисавету Феодоровну Романову. Мне кажется, что она соединила путь духовной и мирской жизни. Чем больше изучаешь ее биографию, тем больше понимаешь, что практически нет того, к чему бы она не имела отношения в ту пору, когда она жила. И это правильный подход, она участвовала во всем. Уже когда я окончила ГИТИС, я узнала, что Елисавета Феодоровна, оказывается, была Августейшей попечительницей Филармонического общества, в прошлом это старое название ГИТИСа. Она лично подписывала дипломы актерам и актрисам. И я подумала, что все это не случайно. Она и сама играла нередко в спектаклях. Все знают, что Станиславский с Немировичем-Данченко организовали театр МХАТ. Но есть такой малоизвестный факт, что автором идеи, как бы сейчас об этом сказали, была Великая княгиня. И более того, она спонсировала это, регулярно ходила на спектакли, не пропускала ни одной премьеры ни оперы, ни балета. Это был человек, глубоко погруженный в культурную жизнь, и в то же время это была Великая княгиня, которая потом пожертвовала своей жизнью ради своего народа. Для меня это, конечно, образ, на который очень хочется равняться. Я понимаю, что все это просто невозможно постигнуть. В чем святость человека, где начинается святость его? Умение быть святым среди окружающего зла, уметь не соединяться со злом, оказывать противление злу просто тем, что ты – другой. Вот она была другой, и все вокруг нее менялись.

– А почему именно она?

– Когда-то давным-давно она мне понравилась, в том числе и внешне. В какой-то момент, когда я училась в институте, пришла в Марфо-Мариинскую обитель на службу. И так получилось, что это было накануне престольного праздника. И я подошла на Исповедь к батюшке, а он мне вдруг говорит: «А ты знаешь, тебе надо с кем-то подружиться, с какой-то святой. Вот ты подойди к ней и скажи: стань моей подружкой. Ну, например, с Великой княгиней». А мне она и до этого уже была близка. Я слова батюшки очень серьезно восприняла, подошла к ее иконе, к ее мощам и попросила ее стать моей подружкой. Может быть, это очень смело, но я действительно во всех жизненных ситуациях всегда прошу ее помочь, подбодрить меня.

– В Марфо-Мариинскую обитель Вы ходите только на службу или Вас связывает с ней еще что-то?

– Я работаю в доме-музее, который находится на территории обители Великой княгини, провожу там экскурсии. А история такая. Как-то мой духовник говорит: «тебе надо съездить в Марфо-Мариинскую обитель», хотя он ничего не знал о моей связи с ней. Очень интересно, что в этой обители Исповедь происходит прямо у иконы Великой княгини. Там в то время вела экскурсии другая девушка, а мой батюшка мне сказал: «ты познакомишься с ней, и что-то из этого должно быть». Так сказал, и ничего больше. Но учеба занимала все время, и мне не до того было. Прошло полгода, я окончила учебу, выдался свободный день, и решила съездить. Послушала экскурсию, познакомилась с девушкой-экскурсоводом, мы с ней разговорились. Вскоре получилось так, что она собралась уходить оттуда, и экскурсии проводить некому. Матушки, конечно, могли бы проводить, но у них же есть особое попечение внутреннего монастырского устройства, они еще очень много помогают людям за пределами монастыря. Благотворительность, социальное служение – все то, что было при Великой княгине. И они попросили меня помочь, так вот все и случилось.

– Сколько лет уже Вы водите экскурсии?

– Меньше года, на самом деле, но я это уже всей душой полюбила. Сначала просто так в музей приходила, а когда меня попросили там поработать, в душе уже было такое чувство, что так оно и должно быть.

В жизни можно успеть все

– Итак, Марфо-Мариинская обитель, театр, кино, воскресная школа – что еще есть в Вашей жизни?

– Воскресная школа уже в прошлом, я училась в обители, помню, что Закон Божий у меня вела матушка, супруга Артемия Владимирова, и до сих пор вспоминаю многие вещи, которые рассказывала матушка Елена. Она очень интересная и образованная женщина, очень много дала нам по литературе и русскому языку. В воскресной школе сейчас я у себя в храме иногда ставлю спектакли. Это тоже была просьба моего духовного отца. В школе очень много детей, но я бы хотела, чтобы это были не только детские, но и взрослые спектакли, чтобы люди приходили и смотрели не только потому, что в спектакле заняты их дети.

– Кстати, Вы снимаетесь в кино, а ГИТИС закончили ведь на режиссерском факультете.

– Факультет режиссерский, но там есть режиссерская и актерская группы, которые учатся вместе. Я была в актерской группе, но, конечно, это обучение мне очень много дало не только в актерской профессии. Как режиссер я, конечно же, выступать не стала бы, потому что режиссура сложное дело, здесь нужно иметь жесткий мужской характер.

– Кого хотелось бы сыграть?

– Сыграть мне, конечно, хотелось бы какую-нибудь святую, может быть, даже Великую княгиню. Но если есть роли, о которых ты мечтаешь, чтобы вложить в них все, что у тебя есть, то, может быть, это когда-нибудь и произойдет.

– Почему бы Вы хотели сыграть Великую княгиню? Есть какая-то мотивация, или эмоциональное?

– Это очень интересно, если только абстрагироваться от того, что она святая. Просто масштаб этой фигуры очень интересен для актера. Конечно, я ни в коем случае не хочу сказать, что считаю свой путь каким-то образом схожим с ее путем.

– Вы тоже приехали из-за границы.

– В этом смысле да. И, может быть, еще любовь к России. Бывает, что люди приезжают из других стран и любят Россию, а иногда встречаешься с людьми, которые здесь живут, и видишь, что они не так относятся к своей Родине. Но мне не хотелось бы такие параллели проводить. Она – мученица, она – святая.

– Остается ли у Вас время на личную жизнь?

– Конечно, остается. Я не могу сказать, что слишком много, потому что помимо этого есть еще и какие-то бытовые заботы, есть родственники, родные люди, которым тоже нужно внимание.

– Перед многими актрисами встает рано или поздно выбор: либо личное счастье и забота о детях, либо карьера. Что выберет Сесиль Свердлова?

– Для меня однозначно, что семья – это намного важнее. Другое дело, что мне не всегда понятно, когда этот вопрос задают, потому что я понимаю, что всегда можно сочетать и то, и другое. Конечно, детям нужна мама, нужен папа. А с другой стороны, детям нужно уважать родителей и видеть, что они делают. Сейчас, к сожалению, я вижу, как мама оставляет карьеру, работу ради маленьких детей, которых пять-шесть человек, а потом дети говорят: вот папа у нас работает, а мама бездельница. А представьте, что это такое – пятеро детей, это какой там папа смог бы с ними управиться – на них всю жизнь надо положить.

– Уверен, что Ваши дети точно не скажут Вам такого, уверен, что Ваша карьера и в дальнейшем будет успешной. Успехов Вам и творческих, и жизненных, всего доброго.

– Спасибо большое.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «Люди Церкви» на телеканале «Союз»: четверг 02.00, 12.00, пятница 16.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
У книжной полки

Неукротимый зверь

Светлана Ладина

«Страсти – болезни души»: «Гордость» Если горло болит, а нос заложен, носовой платок становится предметом первой необходимости, а рука все чаще тянется ко лбу, чтобы определить, нет ли температуры – значит, зловредная инфекция поселилась-таки в организме

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс