Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (646) → Неукротимый зверь

Неукротимый зверь

№37 (646) / 26 сентября ‘11

Светлана ЛадинаУ книжной полки

«Страсти – болезни души»: «Гордость»

Если горло болит, а нос заложен, носовой платок становится предметом первой необходимости, а рука все чаще тянется ко лбу, чтобы определить, нет ли температуры – значит, зловредная инфекция поселилась-таки в организме, и в ближайшие несколько дней нам обеспечены лекарства, согревающие компрессы, теплое питье и защитная маска, чтобы не заразить окружающих. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сделать такой прогноз на основании названных симптомов болезни телесной. Недуги душевные тоже часто свидетельствуют о себе теми или иными симптомами, проявляясь определенным образом.

Если нам свойственно колкое насмешничество, и себя, любимых, мы предпочитаем всем остальным (да и от других ждем того же), если в наших отношениях с ближними нет любви, если есть только два мнения – неправильное и наше, если грехи других людей кажутся нам серьезными, а свои собственные – малозначительными, если мы всегда готовы обидеться, – значит, в нашей душе прочно засела страсть гордости, которую святые отцы называют опаснейшей. Между тем мнение мира о гордости не таково: ее зачастую воспринимают как нечто положительное. Так в чем опасность гордости? Каковы ее свойства и признаки, какими средствами можно бороться с этой страстью? Лучше святых отцов об этом не сказал и не написал никто, поэтому авторы-составители серии «Страсти – болезни души», выпускаемой издательством «Сибирская благозвонница», в очередной книге вновь обратились к святоотеческим писаниям. Очередная книга этой серии называется «Гордость».

Основная часть сборника – труды преподобных Нила Синайского, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, святителя Игнатия (Брянчанинова) и других авторитетных духовных авторов. К выбранным святоотеческим текстам предлагаются пояснения с примерами, которые в духовном смысле соответствуют идеям подвижников благочестия. Изложены они современным, а потому более доступным и понятным языком, что, по мнению авторов-составителей, поможет читателю в усвоении темы.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин, фрагменты из творений которого представлены в первой части книги, называет предлежащую нам брань с духом гордости восьмой и последней и поясняет: «Страсть эта, хотя в порядке изображения борения со страстями полагается последнею, но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь, нападающий особенно на совершенных и с лютым грызением пожирающий их, когда они достигают почти уже самой вершины добродетелей». Святой Иоанн напоминает о падении ангела, за чрезмерность блеска и красоты названного Люцифером и низвергнутого с неба не за другое что, как за гордость. Одно помышление о равенстве Богу сделалось для него первою причиною пагубного падения. «Итак, – заключает святой отец, – если такую бесплотную силу, украшенную столь значительными преимуществами, одно возношение сердца могло низринуть с неба на землю, то с какой бдительностью надобно остерегаться сего нам, облеченным бренной плотью».

Святитель Игнатий (Брянчанинов), выдержки из чьих трудов тоже помещены в книге, сравнивая гордость с ехидной, объясняет, что ехидна – это змея малого размера, ее трудно заметить на земле среди камней, она слепа и ядовита настолько, что человек может умереть даже от прикосновения к ее коже. Пользуясь этой параллелью, авторы-составители книги рисуют довольно удручающую картину порочного круга, в который попадает человек: «Проявления гордости (особенно тонкие) непонятны для нас, поэтому и борьба с этой страстью очень сложна. Она живет в сердце и действует, а мы ее не замечаем, как змею, которая не видна среди камней. Как ехидна слепа, так и гордость ослепляет ум, а ум – это глаза души. Познает ли человек окружающий мир, имея физическую слепоту? Жизнь такого человека лишена солнечного света, ярких красок, он не видит окружающих его предметов, препятствий, получает невольные раны, вызывает сострадание и сочувствие. Так и ум, ослепший от гордости, теряет способность замечать грехи, относящиеся ко всем страстям. Но грехи, оставленные без раскаяния, подпитывают страсти, породившие их, а возрастающие страсти рождают все больше грехов».

Как родственное ей тщеславие, гордость, оказывается, многообразна. Она может и проявляться в грубой, вызывающей форме, и действовать исподволь, малозаметно. Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Нечистый дух высокоумия изворотлив и многообразен, и все усилия употребляет, чтобы возобладать над всеми: мудрого уловляет мудростью, крепкого крепостью, богатого богатством, красивого красотою, художника искусством. И ведущих духовную жизнь не пропускает он искушать подобным же образом и ставить свои сети – отрекшемуся от мира в отречении, воздержному – в воздержании, безмолвнику в безмолвии, нестяжательному в нестяжании, молитвеннику в молитве. Во всех старается он посеять свои плевелы».

Признаком того, что плевелы эти укоренились, преподобный Ефрем называет следующее: «Гордый не терпит превосходства над собою, и, встречая его, или завидует, или соперничает. Соперничество и зависть друг другом держатся, и в ком есть одна из сих страстей, в том обе они. В ком есть они, того мучит успех других; а в ком нет, того не печалит он. Этот, когда другому оказана честь, не смущается; когда другой возвышен, не тревожится, потому что всем отдает преимущество, всех предпочитает себе».

Возникает вопрос: как научиться всякого предпочитать себе, искренне радоваться успехам других, благодушно переносить упреки и поношения, все доброе относить на счет Божией благодати и помощи и любить ближнего своего, как самого себя? Преподобный Ефрем Сирин советует: «Как врачевство против гордости чаще прочитывай следующие и другие подобные места Писания, направленные против нее: «Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко рабы неключимы есьмы»; «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим», – говорит Господь; «смирихся, и спасе мя»; «нечист пред Господом всяк высокосердый» и другие изречения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) подчеркивает действенность для исцеления от гордости уничижений и скорбных обстоятельств жизни. Преподобный Нил Сорский оружием против гордости называет молитвенное прибегание к Господу и укорение себя. А святой Иоанн Лествичник замечает: «конь, когда бежит один, то ему кажется, что он скоро бежит; но когда находится в бегу с другими, тогда познает свою медленность» (сравнивай себя с лучшими, и избежишь самомнения, – поясняют издатели). И другие святоотеческие советы о борьбе с гордостью собраны на страницах книги, но гораздо больше внимания уделяется здесь обличению гордости и убеждению читателя в ее пагубности, что тоже немаловажно.

Преподобный Симеон Новый Богослов двумя главнейшими делами в настоящей жизни, одно из которых – величайшее добро, а другое – величайшее зло, считал смирение и гордость: «первое, яко духовное благо, возводит человека на небеса, а другое, как крайнее зло, низводит его в преисподнюю ада; то есть истина, а это – ложь; то есть великое упокоение, а это – скорбь безмерная; первое есть верх разумности, второе – край безумия; первое родственно и свойственно человеку, второе – враждебно и чуждо; первое есть прямота, второе – все кривость; первое – радость и веселие, второе – печаль и томление». Если применить каждое из этих утверждений святого отца к собственной жизни, никаких сомнений в их справедливости не останется. Сделать именно это – приложить святоотеческие писания к себе и попробовать руководствоваться ими, и помогает издание, представленное сегодня на нашей книжной полке.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Духовное наследие

О необходимости бороться и побеждать свои страсти

Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадского

Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Как противостоять плотским страстям и похотям? (практические советы) Помни, всякий человек, что твое естество растлено грехом, нечисто, мерзко, чуждо Бога – Источника жизни

 
Люди церкви

Главное – жить с Богом

Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Она родилась во Франции, но живет в России, ее назвали Сесиль, но в Крещении она Анна. Играет в театре и кино и занимается социальным служением в Марфо-Мариинской обители. Сесиль-Анна Свердлова – в программе «Люди Церкви».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс