Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (646) → О необходимости бороться и побеждать свои страсти

О необходимости бороться и побеждать свои страсти

№37 (646) / 26 сентября ‘11

Из трудов святого праведного Иоанна КронштадскогоДуховное наследие

Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Как противостоять плотским страстям и похотям?
(практические советы)

  • Помни, всякий человек, что твое естество растлено грехом, нечисто, мерзко, чуждо Бога – Источника жизни (ср.: Пс. 35, 10), подвержено непрестанной смерти и что оно обновлено и обновляется Божественным Спасителем нашим Господом Иисусом Христом чрез святые таинства Церкви, чрез богослужение, и поучения, и управление церковное. Долг всякого христианина – заботиться об отложении всего ветхого, греховного в его природе, именно страстей и похотей многоразличных, и обновлении себя, своего сердца по образу Христову или по образу апостолов, святителей, мучеников, преподобных и прочих святых – этого не надобно забывать. А то и христианину можно сделаться скоро язычником по жизни своей, как это и есть. Час уже нам от сна восстати.
  • Человек приходит, то есть рождается в мир и живет в нем, и тут – с одной стороны, приемлет и окружает его бесконечная любовь Божия, с другой – невыразимая злоба диавольская со множеством козней, и это нахождение человека между двух сил продолжается во всю жизнь при непрестанной борьбе его с силами противными и злыми, при молитве его к Отцу Светов (Иак. 1, 17), чтоб Он простил его прегрешения и принял в общение с Собою – Источником жизни (ср.: Пс. 35, 10), любви и мира.
  • Жизнь христианина в Евангелии уподобляется воинской страже – первой, второй и третьей, и этим внушается постоянное бодрствование христианина над своими помыслами, чувствами, движениями воли, бодрствование относительно врагов бесплотных, непрестанно нападающих на нас и ищущих поглотить нас до конца. Святые угодники день и ночь бывали на страже духовной – непрестанно молились, постились, трудились, – ведя созерцательную и деятельную жизнь. Вся жизнь наша должна быть поистине стражей: кратка она, задачу приходится решать великую и сложную, а врагов, нападающих злобно, коварно и сильно – крайне много. Будем мудры яко змия, и цели как голуби (ср.: Мф. 10, 16).
  • Вся мудрость христианина, как я дознал опытом, заключается в воздержании, или в отсечении различных похотей плоти, похотей относительно пищи, питья, одежды, жилища, убранства, – и все неразумие, вся беда, вся гибель заключается в невоздержании, или в удовлетворении различным похотям плоти. Когда воздерживаешься от похотей – душа ясна, не связана, легка, чиста, спокойна и к Богу удобно прилепляется, – к Этому Первоначалу своему; а когда предаешься невоздержанию – она бывает нечиста, помрачается, связывается и опутывается как бы какими вервиями и сетями, бывает в тесноте, тягости от пристрастия к земному и обременения земными вещами и беспокойна.
  • Распять плоть со страстьми и похотьми (ср.: Гал. 5, 24) – не легкое дело, а претрудное и прескорбное. Не напрасно сказано – распята. Как распятие на Кресте соединено с великими мучениями душевными и телесными, – так и распятие плоти с ее страстями, вкоренившимися глубоко в существо человека и составляющими, так сказать, его существо.
  • Трудность борьбы со грехом состоит в том, что помыслы и греховные движения сердца, движения страстей очень тонки, быстры, увлекательны, и надо много усиленного внимания, чтобы замечать их и не поддаваться им; много внимания к Закону Божию, отречения от себя.
  • Борьба с грехом научает человека духовной опытности, духовной войне и победе о имени Господнем, укрепляет душу в вере и добродетели, в любви к Богу и ближним, просвещает и возвышает ее, очищает, освящает, обожает и делает ее достойною венцов небесных, нетленных и вечного блаженства. Благословен Господь, научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань (Пс. 143, 1). Поэтому не изнемогай и не унывай, человек христианин, в борьбе со страстями и различными искушениями, но мужайся и побеждай их благодатию Христовою. Докажи и делом свою любовь к Богу Всетворцу и Спасителю твоему, претерпевшему ради тебя Крест и смерть, и не увлекайся временною сладостию греха; иди путем тесным и прискорбным к широте райской, веди и других за собой.
  • <...> ты должен непременно употреблять свои усилия к достижению блаженного и вечного наследия Небесного; ты должен знать и всегда помнить, что ты падшее существо – и как пал, имея разум и свободу, волею своею, то при том же разуме, просвещаемом светом Слова Божия и озарениями Духа Святого, при той же свободной воле, подкрепляемой благодатию Святого Духа во Христе Иисусе, – восставай от своего падения и иди безостановочно к Небесному, бесконечному животу, презирая все земное как тленное и скоропреходящее, особенно же не привязываясь к сребру и злату, к пище и питию, к этой яди, из-за которой в такую глубину зол пал весь род человеческий.
  • Не бойся борьбы и не бегай ее: где нет борьбы, там нет и добродетели; где нет искушения верности и любви, там неизвестно, есть ли верность и любовь ко Господу. Вера, упование и любовь наша познаются в противностях – то есть в трудных и тяжких обстоятельствах – внешних или внутренних: в болезнях, в скорбях, в лишениях.
  • Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Почему многими скорбьми? – Потому что сердце наше нечисто и недугует многоразличными страстями. А чтобы исцелить сердце от страстей, которые проникли его, как елей кости (ср.: Пс. 108, 18), – надо употреблять много духовных прижиганий или отсечений; а все это соединено с сильными внутренними болями; все это отражается и на теле соответственным образом, по тесной связи души с телом. Так, надо иногда и горечи бесчестия вкусить, чтобы исцелить от гордости; так, надо нести прегорькое, преострое, претяжкое, претесное, огненное наказание за злобу – и за одно мгновение ее терпеть адскую скорбь в продолжение нескольких часов, чтобы исцелить от злобы; так и за другие страсти всякий раз как какая-либо из них хотя на малейшую долю минуты падет на сердце: ибо всякий грех носит в себе самом соответствующее тяжкое наказание, по закону правды Божией. Поэтому никакой благоразумный человек, знающий великое растление человеческой природы и необходимость – отсекать гнилость сердечную острыми духовными средствами, не будет малодушествовать, унывать и отчаиваться в скорбях, будучи уверен, что Бог есть Всеблагой и Премудрый Врач наших душ и не попустит нам искуситися паче, еже можем, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи нам понести (ср.: 1 Кор. 10, 13). Итак, вот почему Всеблагий Отец Небесный попускает нам обуреваться страстями и терпеть внутренние скорби или наказания, в них самих заключающиеся, то есть для нашего очищения, вразумления и исправления. – Потому хотя больно и тяжко, но терпи, молись и кайся; кайся и исправляйся, и знай, что скорби отнимают от сердца ржавчину (тлю) страстей.
  • Борьбою или гимнастикою плотскою укрепляется тело; борьбою душевною со страстьми укрепляется душа, силы ее, добродетель ее.
  • Борьбою со страстями укрепляется душа в вере и добродетели, например, в терпении, целомудрии, воздержании, смирении, доброжелательстве, кротости, незлобии и прочем. – Без борьбы нет твердости, без терпения нет добродетели.
  • Невозможно, – говорите, – победить грех. Неправда: возможно, – нет только у нас охоты, решимости вступить в решительную борьбу с ним; нам жаль расстаться с ним, мы щадим, ласкаем грех, как чадо любезное, а оттого он и осиливает всегда нас. Слово Божие уверяет нас, что все возможно верующему (Мк. 9, 23). Если мы не можем одолеть грех с помощью благодати Божией, то, значит, мы неверующие или маловерующие. Но что за христианин тот, кто не вступает в решительную борьбу со грехом? Христианин – отъявленный враг греха и друг добродетели.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московском)

 
Епархия

Владикавказская и Махачкалинская епархия

Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Архиепископ Владикавказский и Махачкалинский ЗосимаДата рождения: 12 июля 1950 г.Дата хиротонии: 24 декабря 1995 г.Дата пострига: 21 августа 1987 г.День ангела: 21 августа

 
У книжной полки

Неукротимый зверь

Светлана Ладина

«Страсти – болезни души»: «Гордость» Если горло болит, а нос заложен, носовой платок становится предметом первой необходимости, а рука все чаще тянется ко лбу, чтобы определить, нет ли температуры – значит, зловредная инфекция поселилась-таки в организме

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс