Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Дата рождения: 12 июля 1950 г.
Дата хиротонии: 24 декабря 1995 г.
Дата пострига: 21 августа 1987 г.
День ангела: 21 августа
Награды
Его история началась задолго до Крещения Руси. Этнические и политические границы Северного Кавказа не раз менялись, но светильник Православной веры не угасал здесь со времен апостолов.
В I веке от Рождества Христова, когда апостолы разошлись по разным концам земли с Благой Вестью, Кавказ был ареной соперничества Рима и Парфии. Конечно, влияние империй распространялось в основном на Закавказье, но и земли к северу от Кавказских гор не оставались в стороне от событий мировой истории. По Преданию, со стороны Черного моря на Кавказ могли приходить апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, а со стороны Каспия – Варфоломей. Существует легенда, что апостол Варфоломей встретил мученическую смерть в окрестностях ныне дагестанского города Дербента. В IV веке христианство укоренилось в Грузии, Армении и Кавказской Албании (государстве на территории современного Азербайджана). Тогда же появляются первые, полулегендарные сведения о монастырях в Алании. Важной вехой в истории христианства на Северном Кавказе стали миссии византийского императора Юстиниана на черноморском побережье в середине VI века среди абхазо-адыгских народов. По-видимому, тогда сеть православных епархий, подчиненных Константинополю, охватила территории от моря до нынешней Северной Осетии.
В VII веке византийцы отступили с Кавказа под ударами зороастрийской Персии. Разрушительная война между императором Ираклием и шахом Хосровом опустошила земли от Черного моря до Персидского залива, и вскоре на обезлюдевших землях воцарилась третья сила – ислам. В эти годы северокавказские епархии временно переподчинились Патриарху Грузии. В Х веке возникает формально подчиненная Константинополю Аланская митрополия, так или иначе окормлявшая народы от Черного моря до Каспия. Ее центр, по данным археологов, находился в долине реки Зеленчук в нынешней Карачаево-Черкесии. В X-XI веках большинство современных народов Северного Кавказа, от адыгов до дагестанцев, были крещены… Так называемое «великое Крещение алан» относят к 916 году. Но в это же время с юга начал распространяться ислам, тюрки-мусульмане заселяют Азербайдажан.
Аланское государство было сокрушено монгольскими ордами в XIII веке. В XIV веке по предгорьям прокатилось нашествие Тамерлана. Цивилизация пришла в упадок, от многих цветущих городов не осталось даже руин. Аланы (предки осетин) и адыги (предки адыгейцев, кабардинцев и черкесов) уходят с равнин в горы, часть аланов переселяется в Закавказье. В предгорья отступает также часть половецких кочевых племен – будущие карачаевцы и балкарцы. Наиболее сильно пострадал Дагестан, где через Дербентские ворота постоянно проходили орды кочевников. Там Православие уступает исламу уже в XIV-XV веках.
На Северном Кавказе возникает проблема, которая будет тяготеть над здешним христианством еще долгие века. Дело в том, что христианская церковь очень уязвима. Таинства, в том числе и главное из них – Евхаристию, – может совершать только священник. Священник может быть рукоположен только епископом, а епископ – другими епископами, ведущими свою преемственность от Христа и апостолов. Поэтому физическое уничтожение или географическое удаление епископата оставляет народ без пастырей. Когда войны захлестнули Кавказ и прервались прежние связи, христианство начало медленно угасать. В это время ситуацией пытаются воспользоваться католики – из генуэзских колоний Крыма отправляются миссионеры-францисканцы. Несмотря на конечный провал этой миссии, они сыграли не последнюю роль в поддержке гаснущей веры.
Все-таки в Осетии и частично в Кабарде – наиболее развитых княжествах Северного Кавказа – Православие сумело пережить темные времена. Оставались православными и многие роды Адыгеи, Черкесии и Чечни. А с начала XVI века устанавливаются первые контакты с Россией. В 1561 году русский царь Иван Грозный женился на кабардинской княжне Марии Кученей. Памятник Марии Кабардинской и сейчас украшает центральную площадь Нальчика. Однако, судя по всему, до приезда в Россию Мария была язычницей, а Крещение приняла уже в Москве.
В 1602 году была основана Астраханская епархия, в которую входили и земли дружественных России народов Кавказа. Однако дальнейшее продвижение русских было на продолжительное время остановлено войнами с Крымским ханством и Турцией (на западе) и с Персией (на востоке). В XVII веке начинается широкое проникновение на Кавказ ислама.
В 1744 году Синод Русской Православной Церкви, ввиду невозможности постоянного окормления Кабарды и Осетии, решает временно передать эти земли под омофор Грузинской Церкви. В 1759 году происходит исход православных кабардинцев на северо-восток, они принимают русское подданство и основывают город Моздок (ныне в Северной Осетии). В 1774 году, по мирному договору с Турцией, вся Осетия и Кабарда окончательно входят в состав России.
Россия утвердилась на Северном Кавказе, а вскоре начала продвижение на юг от Кавказского хребта. Но адыги на западе и чеченцы на востоке оказали сопротивление централизаторской политике. Началась Кавказская война, важную роль на первом этапе которой сыграл чеченец шейх Мансур, предшественник знаменитого Шамиля. Он объявил России священную войну – джихад, и многие недовольные Россией, но колеблющиеся в религиозном отношении вожди Чечни, Кабарды и Адыгеи приняли ислам. В борьбе с протурецкими мусульманами шейха Мансура правительство императрицы Екатерины решило опереться на лояльных Петербургу мусульман Поволжья. Эта политика продолжилась и при ее преемниках.
В 1840 году секретарь Кабардинского временного суда просил командующего русскими войсками генерала Граббе прислать на Кавказ «просвещенных и благонамеренных мулл», преимущественно уроженцев Казани и Бухары, «дабы на месте и открыто в мечетях могли они уличить Шамиля и его последователей в лживом толковании Алкорана». Начали создаваться духовные управления мусульман. В конце XVII – начале XIX веков христианство окончательно исчезает в Чечне, православными остаются лишь Осетия и отчасти Кабарда.
В 1880 году при содействии Святейшего Синода было основано Общество восстановления православного христианства на Северном Кавказе. В 1885 году организована Владикавказская епархия (до 1894 года – в составе Грузинского экзархата).
Когда Российская империя распалась, на территории Северного Кавказа делались попытки организовать Горскую республику (1917-1918 годы). Флаг Горской республики, элементы которого сейчас можно увидеть на государственном флаге Абхазии, состоял из чередующихся трех белых и четырех зеленых полос. Три белые полосы – это православные Абхазия, Кабарда и Осетия, а четыре зеленых – мусульманские Адыгея, Карачаево-Балкария, Чечня и Дагестан. Как видим, сто лет назад, хотя большинство кабардинцев в то время исповедовали ислам, самими горцами-сепаратистами Кабарда воспринималась как страна православной традиции.
Сейчас, за исключением Осетии, Православие в российских республиках Северного Кавказа остается преимущественно религией русского меньшинства. Однако растущий интерес к истории предков может подтолкнуть к новым духовным поискам и тех северокавказцев, которые пока не выбрали свою веру.
В 1887 году, по инициативе Преосвященного епископа Владикавказского Владимира (Сеньковского), из Моздока во Владикавказ было переведено духовное училище. Это училище было основано в Моздоке в 1834 году и долгое время служило не только проводником Православия в крае, но и одним из основных очагов культуры и распространения грамотности среди местного населения.
Так как к этому времени Моздок уже утратил былой статус важного административного центра на Тереке, а Владикавказ все больше становился главным городом в Терской области, назрела необходимость перевести сюда духовное училище.
Для нужд училища за 2 тысячи рублей было куплено здание, принадлежавшее Еникалову (угол улиц Воронцовской и Георгиевской, ныне Бутырина и Бородинской), бывшему адъютанту начальника Терской области генерала М.Т. Лорис-Меликова. Дом этот был построен руками строителей-персов в 1871 году.
Во Владикавказе училище разместилось в доме Мамулова на улице Вревской (ныне Армянская) так как в доме Еникалова, согласно контракту, находилось областное правление. Кроме этого здание было слишком мало для училище. Поэтому рядом с ним началось строительство нового корпуса.
В 1895 году новое здание было сооружено. В нем разместились классы, зал, столовая, библиотека, канцелярия, учительская и квартиры трех преподавателей, а в старом корпусе были спальни и квартиры смотрителя и помощника. В здании училище также находилась домовая церковь Свв. Кирилла и Мефодия.
С 1 января 1896 года Владикавказское Духовное училище перешло в новое помещение, переехав из дома Мамулова. 13 января состоялось его торжественное открытие.
Владикавказское Духовное училище представляло собой низшее учебное заведение для первоначального образования и подготовления детей к служению Православной Церкви. Оно состояло из четырех классов с годичным курсом обучения в каждом и одного приготовительного класса. В училище принимались дети всех сословий православного исповедания, причем дети духовенства зачислялись бесплатно, а все остальные платили 35 рублей в год. В первый класс зачислялись дети от 10 до 12 лет, знающие Символ веры, заповеди, первые два действия арифметики, таблицу умножения.
Окончившие с успехом полный курс училища без экзаменов переводились в духовную семинарию. А при поступлении на государственную службу они имели право на производство в первый классный чин без испытания.
Здесь учились в большинстве дети духовенства Владикавказской епархии: Михаил Накусов, Евграф, Владимир и Александр Церетели, Александр Токаев, Георгий Агладзе, Яков и Сергей Бабиевы, Александр и Михаил Орлинские, Александр Богоявленский, Валентин Космиади, Михаил и Николай Гадиевы, Петр Кардашевский и многие другие. Не все они в дальнейшем стали священниками. Например, Михаил (Цомак) Гадиев – известный поэт, государственный и научный деятель, Петр Кардашевский и Сергей Бабиевы стали офицерами, кто-то выбрал профессию учителя.
В советское время училище закрыли.
6 октября 2010 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принято решение открыть в Республике Северная Осетия-Алания духовное училище с целью ускоренной подготовки церковно- и священнослужителей из осетин для дальнейшего служения в осетиноязычных приходах.
18 марта 2004 года Указом Преосвященнейшего Феофана, тогдашнего епископа Ставропольского и Владикавказского, православное сестричество Свято-Успенского скита города Алагир Республики Северная Осетия – Алания было преобразовано в Богоявленский Аланский женский монастырь.
По ходатайству Владыки Феофана, правительством РСО – Алания и Рескомом профсоюзов монастырю были переданы 15 га земли и полуразрушенные помещения бывшего пионерлагеря «Восход».
Определением Священного Синода от 29 декабря 2004 года старшая сестра Богоявленского Аланского монастыря – монахиня Нонна (Багаева) была назначена настоятельницей, с возложением наперсного креста по должности. Матушка Нонна приняла постриг в 2002 году. Постригал ее игумен Антоний (Данилов) – наместник Свято-Успенского Аланского мужского монастыря. Будучи в миру, Наталья Багаева окончила исторический факультет СОГУ, режиссерский факультет ИПК ТВ и РВ. Работая режиссером на ГТРК «Алания», параллельно поступила в аспирантуру того же института на кафедру искусствоведения. Один из ее репортажей, а именно репортаж о старце Ипполите – настоятеле Свято-Николаевского мужского монастыря в г. Рыльске, полностью изменил ее жизнь. В 2011 году была возведена в сан игумении с вручением игуменского жезла. Возвел ее в сан игумении архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима.
С создания монастыря число сестер увеличилось втрое. Благодаря трудам и чаяниям Владыки Феофана новая обитель отстраивалась небывалыми темпами – за год в монастыре построили храм, корпус для паломников, отдельный корпус под монастырские мастерские, частично отреставрирован сестрический корпус, проведены на территорию газ, электричество, телефон, но еще многое предстоит сделать.
С первого дня монастырь был призван на служение людям. Поэтому весной 2005 года в монастыре организовали реабилитационный центр для детей, пострадавших в Беслане.
На территории монастыря построен храм, освященный в честь Преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и Инокини Варвары.
Православный монастырь рядом с поселком Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии).
Монастырь создан в апреле 2000 года в бывшей гостинице для машинистов поездов (Беслан – крупный железнодорожный узел на линии Ростов-Баку). В первый год в монастыре было всего два монаха. Монахи проходили духовную подготовку в Курской епархии, в Свято-Николаевском монастыре у архимандрита Ипполита.
Со временем монастырь переехал в Куртатинское ущелье, где восстановлен храм XIX века и строится новый, более просторный. В Беслане осталось монастырское подворье.
Отмечается большой рост посещения монастыря верующими Осетии и ближайших регионов.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Осетинской горке – старейший православный храм Владикавказа.Основана в 1815 году Осетинской Духовной консисторией, и более 50 лет ее прихожанами были все православные жители Владикавказской крепости. В 1823 году вместо деревянного строения церкви было построено каменное, 24 марта 1824 года освящено. Церковь является единственным сохранившемся зданием из располагавшихся на территории крепости.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы чуть не постигла участь многих храмов и монастырей. В 1929 году храм решили разрушить, но прихожане с настоятелем и клириками встали в оборону. Церковь разрушить не удалось, и на два года прекратились покушения на это, но в 1931 году опять возобновились. В итоге, в 1931 году храм был закрыт и передан горисполкому. С 1940 по 1993 являлся литературным музеем им. К. Л. Хетагурова.
Когда в 1993 году церковь передали верующим, началась масштабная реставрация. Ныне храм действует, регулярно совершаются богослужения. Чтимая святыня храма – Икона Божьей Матери «Моздокская». В некрополе вокруг церкви могилы выдающихся жителей Владикавказа и Северной Осетии, в том числе Коста Хетагурова, Гаппо Баева, Васо Абаева.
Церковь Михаила Архангела в Грозном (обиходные названия – Архангельская церковь, Михаилоархангельская церковь, Михайловская церковь) – православный храм, находящийся в городе Грозном, в Чечне.
Храм основан в конце XIX веке терскими казаками. До начала первой чеченской войны был одним из двух действующих православных храмов в Чечено-Ингушской АССР.
В ходе чеченского конфликта храм в 1995 году был разрушен. Восстановление Михайло-Архангельского храма активно началось в конце 2004 года; открыт в 2006 году, освящение состоялось в 2009 году.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Беседа с настоятелем храма Преподобной Евфросинии, Великой Княгини Московской, в Котловке протоиереем Алексием Ладыгиным в эфире телекомпании «Союз» – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий – Александр Сергиенко.
Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Как противостоять плотским страстям и похотям? (практические советы) Помни, всякий человек, что твое естество растлено грехом, нечисто, мерзко, чуждо Бога – Источника жизни
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.