Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Беседа с настоятелем храма Преподобной Евфросинии, Великой Княгини Московской, в Котловке протоиереем Алексием Ладыгиным в эфире телекомпании «Союз»
– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий – Александр Сергиенко. Сегодня у нас в гостях настоятель храма Преподобной Евфросинии, Великой Княгини Московской, в Котловке протоиерей Алексий Ладыгин. Наш разговор сегодня пойдет о семье, о ее благополучии.
– Батюшка, первый вопрос: для чего образуется семья?
– Семья образуется для продолжения рода человеческого. Семья играет огромную роль в воспроизведении и правильном воспитании, передаче неких традиций, особых духовных и нравственных начал формирования личности.
Каждый из родителей несет свое особое предназначение, воспитывая ребенка. Мать – устроительница домашнего очага, хранительница веры Христовой Православной. Она передает самое лучшее, самое нежное, самое теплое детям. И дети в семье, конечно, любят и особо почитают мать, прислушиваются к ней. Более целостное восприятие суровости особенностей жизни, любви к труду уже исходит от отца, который своим личным примером показывает, как нужно добывать хлеб. И где бы, на какой бы ниве ни трудился человек, видно, что хлеб этот добывается в поте лица и что мужчина посвящает большое количество времени, массу своих сил, талантов, способностей, чтобы прокормить свою семью.
Дети видят, как каждый родитель вкладывает определенную лепту в развитие нашего общества, в устройство земной, материальной жизни. В устойчивой полноценной семье родители особое внимание посвящают молитве, духовным вопросам, обсуждают те или иные моменты духовной жизни, рассказывают о праздниках, о каких-то церковных событиях, о традициях церковной жизни. Ведь полностью почувствовать даже такие великие праздники, как Пасха, Рождество, Троица, Успение можно только в семье.
Не случайно семья – это Малая Церковь. Как Церковь играет огромное значение в жизни каждого человека, так и семья имеет огромное значение в жизни общества. И эта глубочайшая сильнейшая связь между родителями и детьми должна быть такой же, как у Христа и самой Церкви, – глубочайшая связь и единение особое.
– Батюшка, а можно ли назвать семьей супругов, у которых нет детей?
– Можно, но это особая семья. Ведь наше понимание семьи – это семь «я»: семь таких, как я. Семья – когда в ней не один, не два ребенка, а семь и больше детей, и вот это уже настоящая, полная семья, которая готова жить и воспитывать детей, приучая их к жизни в обществе. А когда в семье один ребенок, мы, конечно, не можем научить его общественной жизни. Когда же много детей, они учатся общаться между собой, сосуществовать в такой семье.
Семья, где нет детей, – это особое крестоношение. Конечно, не случайно есть сугубые молитвы, когда мы обращаемся за помощью к Богу, к святым угодникам Божиим, чтобы появились дети. Ну, а если нет детей, то Господь дает особый крест служения ближнему в такой семье, или можно взять чужого ребенка из детского дома или у родственников, если он остается без попечения, и воспитать его. Это тоже подвиг, и подвиг, может быть, даже больший. Если мы воспитываем своих детей, независимо от того, сколько их есть, мы получим одну награду, потому что мы воспитываем собственных детей, а это естественно по природе, по закону не только духовному, но и по закону нашей земной жизни. А вот если ты воспитываешь чужого ребенка, то за это Господь дает особую награду. Наши предки так говорили: нет больше доброго дела, как храм Божий построить да сироту воспитать. Вот чужого ребенка воспитать, отдать ему свое сердце, свою душу, свои труды, посвятить самого себя на воспитание этого ребенка – это великое дело и большая заслуга перед Богом, за которую человек и удостоится награды Царствия Небесного.
– У нас звонок из Белгородской области, послушаем вопрос.
– Батюшка, не считаете ли Вы, что эта наша нестабильность в семьях образовывается от того, что мы отошли от посланий апостола Павла о домостроительстве, где так четко прописано все? И если не командовать в семье так же, как в армии, будет развал...
– Конечно, в семье должно быть правильное устроение, где глава семейства, конечно же, отец. Но в то же время приоритет семейной жизни – любовь, а любовь рождает согласие. У древних отцов было такое выражение – консенсус, так вот согласие, или консенсус, в семейной жизни обязательно должно присутствовать. Особенно в среде неофитов, которые только воцерковляются, любят приводить слова апостола Павла о том, что муж глава семьи, жена да убоится своего мужа. И муж начинает роптать: «я вот глава семьи, я зарабатываю, а вы все никто, и вы все должны мне подчиняться». Это, конечно, неправильный подход, потому что здесь отсутствует основное, что существует в семье и что связывает семью, – это любовь. А любовь же никогда не превозносится, как говорит нам тот же апостол Павел, не гордится, своего не ищет, не раздражается, а все приемлет и все прощает. И здесь обязательно, если я глава семьи, я должен подходить с любовью к своей семье и искать согласия.
В то же время, порой женщина не хочет слушать мужа. В любом случае гордыня несогласия или желания достичь своего, не прислушиваясь к другим, всегда становится той причиной, которая разрушает семью и дружные, теплые отношения семейной жизни. Один старец очень хорошо говорил, что в семейной жизни мы должны быть немного глухие, немного слепые и немного немые – ради мира, счастья, крепости семейной жизни мы должны порой что-то не видеть, что-то не слышать, а где-то и промолчать. Не так, как маленький ребенок, который увидел какой-то недостаток у своего брата, бежит и на ушко шепчет маме, что Вася сделал то, а Петя сделал это… И начинаются какие-то выяснения отношений. Так вот, если мы видим, что кто-то немножко неправильно что-то сделал, то надо, конечно, сделать вид, что мы не заметили. Порой про таких мудрых женщин, которые «не замечают» шалости своих детей, в жизни говорят: надо же, она как будто надела глухую шапку и ничего не слышат. А потому что по-другому нельзя – нельзя от ребенка требовать, чтобы он сидел спокойно, нельзя от жены требовать бескомпромиссного подчинения, и так далее. Еще раз хочу сказать, что приоритетом семейной жизни должна быть любовь.
– Следующий звонок, Тамбов на связи, – здравствуйте, Вы в эфире, задавайте вопрос.
– Как известно, бремя грехов родителей ложится на детей, а при усыновлении грехи каких родителей унаследует ребенок, кровных или приемных?
– Это очень глубокий вопрос. Мы будем говорить о том, что существует в Церкви чин усыновления, когда старые духовные связи, или нити духовные, прежними родителями нарушаются и объединяются такими духовными нитями с родителями, которые усыновили или удочерили ребенка по чину усыновления. Это такой насыщенный, полный чин, и здесь те родители, которые усыновили, считаются подлинными родителями, значит, и духовная связь уже с ними полностью существует. Но здесь нужно помнить, что точкой отсчета будет этот чин, когда он будет совершен над ребенком именно приемными родителями. Но нужно помнить и что если вы будете жить христианской жизнью, то Господь ради этого подвига многое покроет, и, наверное, та ответственность прежних, так скажем, плотских родителей, не будет ложиться на ребенка.
– Батюшка, вопрос от Ирины Викторовны: есть ли молитва о здоровье детей после 14 лет?
– Молитв очень много, и в первую очередь есть молитва родителей за своих детей, возраст там не определяется. Одна очень благочестивая женщина стала наказывать своего сына, когда ему исполнился 51 год. Она сняла тапочек и им стала наказывать его за какой-то проступок, – жена его ей пожаловалась. Он ей говорит: «что ж ты делаешь, почему ты мои седые волосы позоришь, мне уже столько лет, а ты меня при детях, при внуках охаживаешь тапочком?». А она говорит: «ну и что, что тебе 51 год, ты и в сто лет будешь моим сыном».
Мы не можем отделить детей по признаку, что до восьми лет одна молитва родителей за детей, потом другая молитва, потом третья. Всякая молитва – обращение к Богу за помощью, чтобы было счастье и благополучие детей. Но здесь нужно помнить о том, что после 14 лет, наверное, молитва должна быть такой, что ею будет пот пробивать на нашем лбу, и, конечно же, это будет сугубая слезная молитва. Потому что это возраст особый, очень опасный, возраст, когда дети могут наклониться в любую сторону. И здесь нужно помнить, что мы должны воспитывать детей не с юности – начинать их воспитывать, пока они поперек лавки лежат, а когда они вдоль лавки лягут, уже воспитывать поздно; все лучшее нужно закладывать с младенческого возраста, почему батюшки и говорят неустанно: приводите детей в храм, воспитывайте их на примере церковной духовной жизни – это крепкое основание, тот базис, на котором потом будет строиться их дальнейшая земная и духовная жизнь. А если мы к этому не прислушиваемся, то после 14-ти мы начинаем пожинать плоды и спрашивать, что нам делать? А здесь уже трудно что-то сделать, здесь ребенок уже не будет тебя слушаться, он уже делает свои дела, потому что раньше мы их не воспитывали, ждали времени, что «когда они вырастут, то сами выберут, что им надо». Очень прискорбно слышать от родителей: «батюшка, ну когда же нам водить в храм ребенка? У них шестидневка, они очень устают, в воскресенье им надо отоспаться, отъесться, телевизор насмотреться вдоволь...». А потом мы начинаем терять детей.
Скажу на примере собственных детей, детей наших прихожан – не отсыпаются они в воскресный день, они идут все в храм Божий. И что самое главное, они вырастают все трудолюбивыми, потому что мы не учим их лениться и спать до обеда – спать до обеда это очень плохо: когда потом дети вырастают, они начинают просыпать в институт, привыкнув допоздна смотреть телевизор, играть в компьютер, ходить в ночной клуб или еще заниматься какими-то развлечениями, и они уже не хотят в институт. Затем с горем пополам они оканчивают его, идут на работу, им там тяжело: их так же, как дома не встречают, в кровать им еду не носят, за ними одежду не складывают. И потом они не могут найти себе места в этой жизни и говорят, какие они одинокие, обездоленные, у них постоянная тоска и уныние на сердце. И они начинают пить, курить, колоться, и мы начинаем терять собственных детей.
Но виной всему наше неправильное воспитание. Лелеяние дитяти в юности накажет тебя в старости, мы получим самое страшное от своих детей, – говорит нам Священное Писание: «наказуй дитя в юности, и оно упокоит тебя в старости», то есть мы должны правильно воспитывать своих детей и обращать на это самое пристальное внимание. И не только детям – и самим надо не лениться, ходить в храм Божий. В последнее время я почти за каждой службой вопрошаю своих прихожан: где ваши дети? Приходят либо уже подростки, либо приносят на руках еще младенцев, а детей старше трех-пяти лет нет. А где они? «А они не хотят идти в церковь», – отвечают люди. Надо совсем забыть это слово – как может ребенок чего-то не хотеть? И правильное воспитание заключается именно в том, чтобы не было такого «хочу-не хочу». Для наших православных детей это слово вообще запрещено, есть слова «можно» или «нельзя», и родители должны к этому приучать детей своих: можно – значит, можно, нельзя – значит, нельзя. А хочу-не хочу – это уже только тогда, когда они вырастут, когда начнут сами зарабатывать средства.
– У нас звонок, Подольск на связи; здравствуйте, слушаем вас.
– В Священном Писании есть фраза: «кто жалеет розги для сына своего, тот не любит его» – батюшка, как бы Вы прокомментировали эти слова, особенно в свете предстоящей нам, по всей видимости, ювенальной системы?
– Ювенальная система, конечно, очень нехороша, она опасна. Но в то же время ювенальная юстиция страшна именно тогда и тому человеку, который ребенка с детства не воспитывал, а когда он начинает шалить после 12-14 лет, начинает применять розги. Вот здесь эта тенденция очень опасная, потому что ребенок, конечно же, начинает бунтовать против такого метода воспитания: «Меня родители никогда не наказывали, всегда все было хорошо, всегда относились ко мне замечательно, всегда давали гостинцы, делали подарки, а сейчас вдруг решили наказывать?!» – конечно, это неправильное воспитание. Наказывать можно ребенка, а избивать нельзя, это великий грех – поднять на ребенка руку, избить его до синяков, а наказание – это наш метод воспитания, и каждый нормальный ребенок скажет, что мы не делаем зла детям, не хотим сделать им больно. Но мы говорим, что наказанием, строгим подходом к воспитанию детей мы хотим избавить их от тех ошибок, которые они могут совершить в своей жизни. И дети хорошо это понимают.
Мы ведь не порем их с утра до вечера ремнем, но когда они заслуживают, мы их можем и должны наказать; и они спокойно воспринимают это и никогда не осуждают своих родителей. Но опять-таки, такое воспитание должно быть с детства. А уже после десяти лет наказывать ребенка розгами как-то физически, конечно, уже неправильно, потому что здесь должно уже вступать наше дипломатическое воспитание – это словесное убеждение, это, наверное, лишение какого-то излишества, которое имеют наши дети, и так далее. Методы, конечно, разные и в разных семьях применяют свои и получают хорошие результаты. А наказывать надо детей, конечно, это бесспорно, воспитывать их в строгости.
А самое главное, на что я хочу обратить особое внимание, – в воспитании детей большую роль играет личный пример родителей. Многие родители, и мои прихожане, спрашивают, как поступать, когда дети начинают говорить какие-то плохие слова? Поговорите с ребенком: «Сынок, но я же не говорю таких слов, и мама такие слова не говорит, значит, и ты не имеешь никакого права говорить таких слов». И дети это понимают: в моем доме это не принято, и я никогда не буду говорить таких слов. И если родители не курят, если они не пьянствуют, они же могут поставить себя в качестве положительного примера своим детям. Для детей это серьезный аргумент, и им сразу становится стыдно. Если мы не строги к себе, а строги только к своим детям, тогда они могут нам сказать: «Пап, а ты посмотри, как ты живешь, – ты дома не бываешь, ты маме изменяешь, ты куришь, ты постоянно пьяный приходишь, ты материшься в доме, ты полуголый здесь ходишь перед нами, не стесняясь. Ты так живешь, тебе это нравится, и мы так будем жить».
– Батюшка, у нас звонок из Тульской области. Здравствуйте, Вы в эфире, пожалуйста, задавайте вопрос.
– Батюшка сказал, что у нас с левой стороны демон, а с правой – ангел-хранитель. Я левша, так где у меня кто из них находится?
– Это ничего не значит, что вы левша, левая рука у нас не делает никакого зла. По левую сторону у нас стоит ангел-губитель, и если мы говорим, что левые нехороши дела, то имеем в виду, что это дьявол попустил, а не то, что это левой рукой было сделано. И левая, и правая рука человека призваны творить добро – мы же не делаем так, что правой рукой мы только добро делаем, а левой творим неправильные дела. Нет. И даже когда мы в храме молимся, мы говорим: «Господи, дела рук наших исправи», чтобы Господь исправил дела нашей и левой и правой руки, чтобы они делали только добрые дела. Иные и правой рукой творят очень нехорошие, скверные, греховные дела.
– Вопрос о самореализации. Если говорить про главу семьи, то, наверное, когда он работает, зарабатывает деньги, как-то развиваясь, здесь вопрос о самореализации не стоит, если, конечно, есть любимая работа. А если для жены самореализацией не является воспитание детей и содержание домашнего очага, как тогда быть?
– Тогда это, наверное, не женщина. Ведь Божие благословение было получено для женщины в муках рожать детей, а мужчине в поте лица зарабатывать пропитание, то есть возделывать землю в поте лица. Это предназначение. Сейчас очень модно говорить о равноправии, женщина хочет быть мужчиной… Да никогда она не будет мужчиной, и мужчина не будет женщиной: женщина рожает детей, а мужчина не может рожать детей. Показывают, что мужчины работают и домработницами, и домохозяйками бывают, но это пародия, конечно, на тот замысел Божий, который Господь вложил при творении человека. Ведь надо четко понимать, что женщина призвана быть матерью, а если женщина не рожает детей и говорит, что она занимается карьерой, то она чужую рубашку примеряет на себя, чужое одеяло на себя тащит. Женщина может только тогда реализоваться полностью, когда она мать, или, приняв монашество, служит Богу, но это уже немножко другое служение. Конечно, можно женщине достигать карьеры, но при этом она должна быть матерью, она должна любить детей, любить семью, любить домашний очаг! В этом ее реализация. Я на примере многих наших православных женщин скажу, что они очень счастливы, что могут быть дома, находиться с детьми. Они счастливы, что они провожают своих детей в школу, встречают их из школы, учат с ними уроки, готовят пищу для собственных детей, встречают мужа с работы. Многие православные женщины не работают, и они совершенно счастливы, ведь любовь матери к детям – это высочайшая добродетель. И дети могут быть добрыми только тогда, когда они видят эту любовь матери, ничто не может заменить эту любовь. Проводили социологические опросы, спрашивали у людей, которые попали в тюрьмы, совершив жестокие преступления: вам родители говорили, что они любят вас, они обнимали вас, прижимали вас к себе? И почти 100% сказали, что от своих родителей они этого не слышали. Это очень страшно, когда они не увидели и не познали, что такое родительская любовь, что такое любовь матери. Забота, попечение, лишние деньги на карманные расходы, забитый холодильник – не это главное, это все изжога, больные внутренние органы, это пиво и водка. А любовь матери воспитывает самого добродетельного человека, который может искренне любить, который увидит жертвенность матери – ради детей она жертвует даже этой «светской жизнью», чтобы ее ребенок был счастлив. Где дети находятся с матерью, где матери стараются не отдавать детей в детские сады, там они воспитываются нормальными. Это как залог, как закон.
– Следующий звонок – из Московской области; здравствуйте, Вы в эфире, задавайте вопрос.
– Батюшка, у меня такой пример. Мать сделала все, чтобы дочь сразу повенчалась, а через полгода молодожены разошлись. Дочь второй раз выходит замуж, мать опять заставляет венчаться, но второму мужу не понравилось, что его теща часто болеет, он ушел из семьи, и они развелись. Два раза венчалась, два раза разводилась, и я не понимаю теперь, кто в этом виноват?
– Здесь все понятно. С одной стороны, девушка воспитывалась правильно, а с другой – неправильно. Отношение-то к браку откуда идет? Мы не готовим детей к семейной жизни, к той ответственности, которую они должны нести. Семейная жизнь – как эксперимент, еще в советское время широко распространено было такое церковное выражение: «Без венца живут святого, как скоты меняют жен». Разве это подход к жизни? Мы детям должны с юности объяснять, что брак – единый, что браки венчаются и записываются на Небесах, а не в ЗАГСе, и на всю жизнь, что Господь спросит по первому браку о твоей семейной жизни, второй брак – это уже брак не от Бога. Давайте почитаем своим детям жития святых, давайте вместе с ними посмотрим, как и Великие княгини, и царицы, и простые русские женщины отправляли мужей своих на фронт, на войну, на битву от татар до фашистов. А когда мужей убивали на войне, они принимали монашество, чтобы сохранить этот брак до конца своей жизни. А мы сейчас очень легкомысленно относимся к браку, мы никогда не объясняем своим детям, что такое семейная жизнь и вообще жизнь эта земная, какую мы ответственность несем перед Отцом Небесным, что наша жизнь будет иметь продолжение. Наши дети не слышат слов о вечности, а сейчас что мы должны от них требовать? Ах, они повенчаются, а потом снова разведутся? За брак нужно биться. Мне рассказывали прихожане, что в одной семье они все воспитывались в вере, и никто из них не развелся, а когда-то кто-то из дальних родственников решил развестись, собрались все родственники, бойкот объявили, условие поставили: если он не будет жить со своей семьей, они с ним общаться не будут. И это его убедило. Человек должен перебороть то, что с ним происходит, он должен разобраться, что такое семья. Видите ли, не понравилась, что теща очень много болеет, – это, конечно, очень плохо: не было христианского, церковного воспитания. И мы опять пришли к вопросу, с которого начали: мы не воспитываем детей своих во Христе, не учим жить со Христом и ходить перед Христом, – вот это мы и получаем. А потом начинаем скорбеть, переживать и получать вот такие неправильности нашей жизни.
– Батюшка, последний звонок – из Республики Коми.
– Раньше церкви были закрыты, и детей моих крестили бабушки, читали молитвы, надевали крестик. Это Крещение действительно или нет?
– Это Крещение действительное, но опять-таки надо докрестить этого человека. Потому что произошло таинство Крещения, но вместе с таинством Крещения священник совершает еще и таинство Миропомазания, когда благодать Духа Святого передается крещаемому через помазание его святым миром. Вам необходимо прийти к священнику, объяснить ситуацию, и священник прочтет необходимые молитвы, сотворит определенный чин, а потом уже сотворит над вашими детьми таинство Миропомазания. И тогда Крещение будет действительным и будет возможно приступать ко всем таинствам Церкви.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Беседа с кандидатом богословия, кандидатом исторических наук священником Андреем Алексеевым в эфире телекомпании «Союз» – Здравствуйте, уважаемые телезрители. В студии Александр Сергиенко.
Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Архиепископ Владикавказский и Махачкалинский ЗосимаДата рождения: 12 июля 1950 г.Дата хиротонии: 24 декабря 1995 г.Дата пострига: 21 августа 1987 г.День ангела: 21 августа
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.