Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (646) → Священник Андрей Алексеев: Человек должен задуматься о смысле жизни

Священник Андрей Алексеев: Человек должен задуматься о смысле жизни

№37 (646) / 26 сентября ‘11

Беседы с батюшкой

Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Беседа с кандидатом богословия, кандидатом исторических наук священником Андреем Алексеевым в эфире телекомпании «Союз»

– Здравствуйте, уважаемые телезрители. В студии Александр Сергиенко. Наш гость – кандидат богословия, кандидат исторических наук священник Андрей Алексеев. Батюшка, хочется поговорить о работе Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете города Москвы.

Надо заставить задуматься

– Уже несколько лет мы проводим анкетирование в воскресных школах, общаемся с педагогами, преподавателями, с родителями. В результате определились реально востребованные направления, формы работы с молодежью. Их три: культурно-просветительская, патриотическая работа и спортивное направление.

– Что предпочитает молодежь в культурно-просветительском направлении?

– Это творческие встречи, всевозможные вечера и клубы по интересам, различные фестивали и форумы. Это и возможность диалога со сцены, когда ставятся мини-спектакли или серьезные и основательные постановки.

Дело в том, что в сегодняшнем мире очень важна глубокая внутренняя составляющая, предполагающая, что человек задумается о главных моментах в жизни – ее смысле, цели; для христианина это спасение в вечности, вхождение в Небесное Царство, подготовка к этому дню здесь, на земле. Это не предполагает произнесение со сцены цитат из Священного Писания. Важно сделать так, чтобы наши действия нашли отклик в сердцах человеческих.

Мы проводим фестивали воскресных и духовных школ, совместно пишем сценарии к этим мероприятиям, в том числе и в стихотворной форме. Так что серьезные вопросы, над которыми думает человек, он воспринимает в форме весьма доступной. Должен быть диалог, и это приносит реальные плоды.

– А какие темы можно поднять в общении с человеком именно в этой форме?

– Расскажу о конкретном мероприятии, которое проходило в прошлом учебном году. Мы проводили первый фестиваль духовных школ – духовных семинарий и академий, в котором участвовали представители преимущественно Московских Духовных школ. И здесь, в частности, был представлен спектакль, поставленный в Московской Духовной академии, – сказка «Пиноккио, или Как стать настоящим человеком». Замечательная сказка, и сделано было прекрасно. Причем, заметьте, на сцене не артисты, а студенты духовной академии, те, кто выбрал путь служения Богу. И, пропуская через себя те понятия, по которым живут, они делают их доступными массовому зрителю.

Или, допустим, спектакль-сказка «Про Ивана-царевича, Иванушку-дурачка и гвардии рядового Ивана Иванова», где были подняты темы, связанные с патриотизмом. Спектакль был посвящен Рождеству Христову и юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Засыпает солдат на сцене, и выходят на сцену те, с кем Россия воевала в течение всей своей истории, рассуждая о внутренних проблемах России. Это и немецкий рыцарь, и татарский хан, и поляк, и швед, и Наполеон, и Гитлер, и японец. И рассуждения эти предлагаются для самых разных людей, и церковных, и не церковных, а в зале было более тысячи человек.

Допустим, монолог Наполеона: «Мы – просвещенная Европа, изысканный и тонкий вкус, вы нам должны все время хлопать, ведь кто такой для вас француз? Кумир, установитель правил, законодатель, друг, судья, давно он в сердце вашем правил, поэтому явился я. Но, видно, время не приспело, опомнились, очнулись? Да. Теперь могу сказать я точно смело: борись с Россией лишь тогда, когда она в духовной лени предаст традиции свои, тогда поставим на колени ее народ. Друзья мои, однако рано огорчаться, ведь время продолжает счет, мы вам поможем просвещаться – еще посмотрим, чья возьмет».

И каждый выход на сцену какого-то героя сопровождается анализом того, что он сказал, из уст двух ведущих, двух Иванов, дурачка и царевича. Зритель имеет возможность проанализировать и выход, и уход героя под музыку; очень большой объем классической музыки использовался, нам помогали известные композиторы, которые соединяли разные мелодии и давали возможность прочувствовать происходящее еще и через музыку. Все действие заставляло задуматься о причинах духовно-нравственного оскудения, о том, что, возрождая человека, мы возрождаем Отечество, а что способствует падению человека в различные периоды истории. Ведущие давали зрителю возможность посмотреть на себя со стороны. Допустим, швед говорит: «Свое родное погуби, окно в Европу проруби и там у нас возьми такое: дурное, гадкое, гнилое. Ты этим душу загрузи, страстями сердце зарази и язву раненой души ты вольнодумством расчеши. А через пару сотен лет узнаешь правильный ответ – ты победитель или нет?».

– То есть посредством подобных диалогов не только анализируется политическая деятельность, но и воспитывается православное мировоззрение?

– Мы очень осторожны в отношении политики, и я скажу, как важно духовно стараться осмысливать все, что мы в нашей жизни имеем, через призму духовного восприятия смотреть на все происходящее, иначе мы ничего не поймем. Не сбиться на критику, нет-нет, у нас другая задача – все происходившее на сцене должно было призвать человека к необходимости работать над собой в первую очередь.

В Священном Писании есть замечательные слова, что тогда Господь дает испытания избранному и благословленному им народу, когда этот народ отвергает своего Бога, когда он утрачивает духовно-нравственные идеалы, которые Господь предлагает всем добровольно принять. Хотим ли мы жить по этому Закону, и кто виноват, что Господь, преподавая нам урок, предает нас в руки иных народов? Мы виноваты. И выйти из этого состояния можно, начав с духовного преображения человека – с малого: молился ли я сегодня утром, лег ли я спать вчера вечером с молитвой, открываю ли я – заметьте, каждодневно – Евангелие, посещаю ли воскресную службу, исповедуюсь ли, причащаюсь ли, участвую в таинствах или же нет, или мое участие формально? Зачем мы живем? И то, что сегодня нам вверено в этом земном мире – наша Родина: каков вклад мой в дело жизни этой Родины, заметьте, по Божию Закону.

Вот монолог немецкого рыцаря: «Равнины, горы и поля – вся эта Русская земля должна быть нашей. Мы хотим, и мы свободу вам дадим. Товар – купцам, корону – князю, а дальше всех смешаем с грязью. Холопам и рабам – ярмо, оно наденется само – глаза ослепнут, глохнут уши, ведь мы идем по ваши души. И это – вечная война, нет, не закончится она, и должен ты определиться, за что и с кем придется биться – хватило б духа и ума, чтоб распознать, где свет, где тьма». Разве это не вопрос к сердцу человека, как вы считаете?

– Батюшка, такая форма работы обращена к людям взрослым и предлагает пересмотреть, исправить собственную жизнь. Но ведь с детьми все по-другому – они еще не загружены отрицательным, они еще как чистый лист бумаги.

– В сознание человека с юного возраста входят различные образы, и очень важно окружать ребенка тем, что созидает в нем чистую душу. Замечательная мысль есть у святителя Иннокентия Московского: если вкладывать с юного возраста, то к непростому переходному возрасту уже будет запас, можно будет на чем-то строить.

От малого знания – к большому

– Когда мы говорим про катехизацию, просвещение, по-моему, детям нужно рассказать то, чего они еще не знают, что-то новое, особенное. Но если брать сказку, о которой Вы упомянули, можно сказать, что, основываясь на собственном опыте, все же важно понять историю, о которой идет речь. А человек юный, не имея теоретической базы, возможно, не все поймет?

– Когда человек учится в школе, то постепенно переходит от малого знания к большему, идет процесс формирования личности. Но часто даже в начальной школе мы сталкиваемся с тем, что детям дают неправильные ориентиры. Ведь можно в самом начале поставить палочку, которая держит дерево, не прямо, и оно начнет расти в сторону, начнет потихонечку искривляться, и со временем исправить его очень тяжело и даже невозможно. Вот почему о серьезных вопросах важно говорить с детьми. Да, мы адаптируем что-то. Но вот святые отцы, писавшие о воспитании детей, говорили, что детям нужно читать Священное Писание и Евангелие так, как они написаны – как писал апостол Павел, «живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит намерения и помышления сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его, Ему дадим отчет».

Можно использовать и другую литературу. Допустим, катехизис в стихах. Сейчас переиздан сборник, который сложился в бытность преподавания моего в детском саду, в других дошкольных и школьных учебных заведениях, как светских, так и церковных. Так вот, те стихи, рассчитанные на юных, и сегодня востребованы. Это тоже часть диалога, который мы ведем с молодыми.

– Какие вопросы поднимаются в катехизисе?

– Основы веры. Ну, к примеру: «Прежде, чем за дело браться, нужно к Богу обращаться. Вот Небесному Царю я молитовку творю. Душе истинный, вселися и избави нас от бед, сердце правде научися у Того, Чье имя – Свет». Вот совсем недавно я крестил младенцев, пришли крестные, и мы стали разговаривать с ними. Как-то они готовились, чтобы стать восприемниками, но обнаружилось, что самых элементарных вещей не знают. Появилась возможность с ними пообщаться. Не ногой топнуть на этих людей – нет-нет, они пришли в храм Божий, – а постучав в их сердце, призвать задуматься, что они будут отвечать перед Богом за этого маленького человека. И они должны научить его тому, чем они владеют. И вот тут пригодится стихотворение про крестик. «Крестик маленький нательный не сниму я никогда – в дождь ли, в снег, в жару, в метели будет он на мне всегда. На Кресте Христос Спаситель смерть попрал, грехи распял, мира Царь, Небес Правитель, жизньСвою за нас отдал. Он пожертвовал Собою, узы ада разрушил, Он Воскрес и нам с тобою Царство Божие открыл. В дивном таинстве Крещения батюшка мне крест надел, и я обрел грехов прощение и благодать для добрых дел. Крестик маленький на шее – символ жизни неземной, я его снимать не смею: он на мне – Господь со мной. Нужно каждому с терпением крест за Господом нести, чтобы обрести смирение, душу чтоб свою спасти. Крестик маленький нательный не сниму я никогда: не словами, а на деле буду с Господом всегда».

Умение вести диалог необходимо в повседневной жизни: и в кабинете официальных лиц, и в общении с теми творческими людьми, которые, включаясь в важный процесс воспитания, помогают нам кто костюмами, кто съемкой, делая фильмы о наших мероприятиях, и с теми, кто помогает добрым словом или копеечкой.

– В подобном просвещении на кого правильнее воздействовать – на родителей или на детей?

– Опять обращусь к святоотеческой традиции. Основа воспитания – семья. Говоря о воспитании детей, нужно отметить, что мы общаемся с ними ограниченное время и стараемся хоть что-то дать. Но как важно, чтобы родители не просто привели в воскресную школу или на какое-то мероприятие, которое под эгидой Церкви проводится, а сами вошли в эту воду духовного делания. И очень важно, чтобы внутри семьи была готовность начать этот путь. Начать с малого. Как писали преподобные Оптинские старцы, «постепенность и постоянство» – потихонечку, понемножечку. Та же воскресная служба, – кстати, из того же катехизиса: «В воскресное утро все вместе, втроем, я, папа и мама в храм Божий идем. Там ждет нас Господь, наш Небесный Отец, Он Врач наших душ и Целитель сердец. Невидимо в храме Господь пребывает, Он всех приходящих с любовью встречает, нас, грешников, Он к покаянью зовет и силы, чтоб зло победить, нам дает. Я тихо-претихо на службе стою, бывает, негромко за хором пою – я Бога молю, я Бога прошу, со службы уйти никогда не спешу. И, сердцем согревшись, я чувствую в нем, как будто мы встретились с Богом вдвоем. Его я не вижу, но знаю, Он здесь, и я наполняюся радостью весь. Кто может меня со Христом разлучить? Никто, если буду себя я учить, как жить, выполняя заветы Его. Нет в мире сильнее Христа никого. И Он мне поможет, меня Он спасет, и в Царство Свое Он меня вознесет. Мне нужно довериться только Христу и быть часовым у Него на посту. И в слякоть, и в дождь, и в мороз, и в жару, в любую погоду всегда поутру спешить в воскресенье ко Господу в храм, там к Богу воззвать, и ответит Он нам. Он в сердце как будто бы свечку зажжет, от зла сохранит и от бед сбережет. Мы с Господом выйдем из храма вдвоем, и будет во мне Он, и я буду в Нем. А если Он с нами, то кто против нас? Весь мир от греха и от смерти Он спас. Давайте ко Господу будем спешить, чтоб Бога и ближних учиться любить».

Важны правильные ориентиры

– Батюшка, люди часто задают вопрос, почему нельзя в храме проповедь и службу вести на русском языке, а не использовать старославянский. Может, как раз-таки можно было вести и в стихотворной форме – все понятно и доступно?

– Сейчас ведется диалог на эту тему, и мнения самые разные. Лично я разделяю мнение тех, кто считает, что церковно-славянский язык – это словесная икона, данная нам. Язык общения с Богом священен, он предполагает необходимость человеку подняться от мирской суеты и войти в иное состояние. Вижу, насколько важно, чтобы человек заинтересовался тем, что пока непонятно. Только отчасти непонятно, заметьте. В храмы, где внятно произносят, где четко читают, где учатся молиться и приучают молиться, приходят люди, которые, соприкоснувшись с тем, что не всегда и сразу понятно, в большинстве случаев понимают все. И совсем немножко нужно, чтобы начать разбираться в этом. Церковно-славянский язык – высота, к которой мы призваны. Нужно потрудиться. А тот, кто начинает труд, очень быстро понимает все, но для этого нужно захотеть. А тому, кто не хочет, хоть на русском, хоть на каком другом языке говори – ему все равно.

– Батюшка, а нет ли опасности впасть в религиозное блаженство от стихотворений – тут ведь все понятно, все легко, все здорово, да и использовать только этот метод духовного роста?

– Опасность нас может подстерегать на каждом повороте жизненной дороги. Вот почему время своей жизни мы сверяем с традициями Церкви. Вот почему, когда возникают вопросы, мы идем к тем, кому доверяем. Мы исповедуем наши грехи, мы, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), должны учиться иметь в жизни правильные духовные ориентиры.

– Видимо, стоит для себя разделить, что есть творчество со знаком плюс, что творчество со знаком минус, а что – жизнь православного христианина.

– Есть сфера духовная – это молитва, а есть сфера душевная, эстетическая. Мы призываем человека к большему обратиться, дальше пойти. Если вернуться к тому же спектаклю о рядовом Иване Иванове, Иване-царевиче и Иванушке-дурачке, посмотрим, чем завершается спектакль. Он завершается призывом к каждому человеку: «Знамен кровавых тени плыли, декрет, еще один декрет. Нам тут недавно объявили, что вера – ложь и Бога нет. И марши бравые играли, и новый царь взошел на трон, костры до неба запылали мощей святых, святых икон. И, закрывая двери храмов, среди поруганных крестов, мы облачались в ризы хамов, отвергнув дерзко свет Христов. Насильно можно ли заставить забыть посты, молитвы, храм? Нам предлагалось все ославить, но каждый выбор делал сам. И нас, во тьме несущих бремя, Небесный не забыл Отец, для покаянья дав нам время, для очищения сердец. Ведь кто из нас не оступался, не падал во греховный хлев, – и Петр трижды отрекался, апостольство свое презрев. И, обращаясь снова к Богу, пройдя трясину лживых грез, мы возвращались на дорогу, а там встречал нас Сам Христос. С Его любовью что сравнится? Она дороже всех наград; кто со Христом соединится, войдет в Его Небесный град. Благословение дорогам, могущим к храму приводить! Вставай, страна моя, – и с Богом сумеешь, выжив, победить».

Мы призываем к этой победе внутри себя, и если мы ее одерживаем с Божией помощью, идя в направлении воцерковления, просвещения, – выражаясь богословским языком, обоживания, – то встречаемся с Богом в нашем сердце.

Рассуждая о патриотизме, мы должны понимать, что слово «патриотизм» безусловно связано с понятием о Небесном Отце. Мы говорим о том Небесном Отце, Который дал нам земную Родину – место, где мы готовимся ко встрече с Ним в Небесном Царстве. Вот почему эти понятия нужно правильно преподнести тем, кто сегодня рассуждает о патриотизме, чтобы это не вылилось в уродливое, не привело к искажению этого священного для человека понятия.

И как важно, чтобы рядом с теми, кто учится высоте жизни по этому Закону, были помощники. Надо вложить эти понятия с раннего детства – вот роль семьи, родителей. Кстати, на одном из фестивалей меня попросили написать стихотворение о Родине. «Мы знаем, Родина нам Господом дана, нам дороги и честь ее и слава, на все века такая ты одна – Святая Русь, Российская держава. Возможно ли Россию не любить? Мы, праведному следуя примеру, готовы так же души положить за землю Русскую, за други и за веру. Мы верим, Бог Россию возродит, она на страх врагам своим восстанет. Господь тогда народ наш укрепит, когда он жить без Бога перестанет. И видимы над Родиной опять победные знамена Воскресения – Христос Воскрес, чтоб нам не умирать, Пасхальным звоном Он зовет нас ко спасению. Русь-Матушка поднимется с колен, с Христовой помощью, молитвой всенародной она сумеет лжи отвергнуть плен и в Боге обрести себя свободной».

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Церковный календарь

Сделай хоть малое усилие ради ближнего...

Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 9 октября – память апостола и евангелиста Иоанна БогословаИоанн Богослов – один из четырех учеников Христовых, записавших жизнь и слова своего Божественного Учителя, апостол, который был самым юным из призванных Христом, которого Сам Господь любил более всех за его искренность, за его ответную любовь.

 
Гость

Протоиерей Алексий Ладыгин: Приоритетом семейной жизни должна быть любовь

Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Беседа с настоятелем храма Преподобной Евфросинии, Великой Княгини Московской, в Котловке протоиереем Алексием Ладыгиным в эфире телекомпании «Союз» – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий – Александр Сергиенко.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс