Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 19 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
– Здравствуйте, мы продолжаем цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом», гость которых – архиепископ Рязанский и Касимовский Павел.
По традиции, нашу беседу начинаем с вопроса ведущего. Владыка, по результатам исследования, проведенного социологической службой «Среда», 39% россиян принимают участие в благотворительных мероприятиях и безвозмездно помогают нуждающимся, – каждый второй верующий и один из пяти неверующих граждан России. Большинство россиян считают благотворительность полезной, однако 14% опрошенных считают, что она приносит больше вреда, чем пользы. Как Вы можете оценить состояние этой старинной духовной русской традиции – благотворительности?
Не для себя – для Бога
– Я думаю, что эти 14%, которые относятся отрицательно к благотворительности, или недопонимают смысл и значение этого слова и этой деятельности, или им не совсем правильно был задан вопрос. Относиться к благотворительности отрицательно неправильно. И эти 14%, вполне возможно, могли понять благотворительность как подачу милостыни. А сегодня, вы знаете, возле храмов, монастырей собираются такие люди, о которых в народе говорят – опустившиеся: те, кто имеет пристрастие к алкоголю, табаку, к наркотикам, к нечестному образу жизни. И если люди под благотворительностью понимают подачу милостыни пьянице, алкоголику или наркоману, конечно, это приносит вред. И мало того, я бы напомнил слова святителя Иоанна Златоуста, который говорил, что если вы знаете, что этот человек употребит вашу милостыню на потребление алкоголя и выпьет, то знайте, что вы соучастник этой пьянки. Если вы хотите оказать милость, то творите милостыню тем, кто в этом действительно нуждается.
Что касается благотворительности, слово говорит само за себя – «благо творить». Разве это плохо – творить благо, творить добро? Творить добро можно разными способами. Кто-то строит храм, кто-то помогает восстанавливать храм, кто-то помогает людям приобрести смысл жизни, кто-то идет в дом престарелых, трудится в госпиталях, кто-то приходит помогать нуждающимся, больным, которые не могут что-то сами себе сделать, натопить печку или убрать в доме, где живет престарелый больной человек – разве это плохо? Это здорово, этим вы действительно творите благо – благо Богу. Если вы помогаете восстанавливать или строить храм – святыни наши, вы помогаете людям и, служа людям, тем самым делаете благо Богу – Господь Спаситель сказал: «то, что вы сделали доброе и хорошее людям, то вы сделали Мне». Творить благо людям – это возвышенное деяние человека.
Вы сказали, что большой процент наших людей не верят в Бога. В таких случаях я всегда говорю, что это те люди, которые находятся на пути к Богу, на пути к Церкви. Неверующих людей вообще нет на земле, люди все верят. Но кто-то не только верит, но еще и живет в соответствии со своей верой. И то, что люди относятся к этому положительно, это очень правильно. И если этим 14% правильно объяснить, что такое благотворительность, думаю, что они бы согласились с тем, что нужно делать добро. А с точки зрения православного вероучения – это благо, которое я делаю кому-то, но тем самым Господь мне возвращает это. Мое благое дело дает мне лично огромный духовный багаж, с которым я отправлюсь на Страшный Суд. Господь ведь совершенно не случайно говорил Своим ученикам – апостолам, а через них и всем нам о том, что будут спрашивать у нас на Страшном Суде. Господь не будет спрашивать, какого вы образования, какого социального положения, какое учебное заведение вы окончили, какой пост занимали в государстве или в обществе – Он спрашивать будет, приютили ли вы странника, накормили ли голодного, напоили ли жаждущего, посетили ли вы человека, находящегося в темнице или в больнице? Вот о чем будет спрашивать Господь. Это все дела милосердия, и я думаю, что это чрезвычайно важно и полезно в первую очередь для нас самих. Ну и, конечно, от избытка своих чувств, от избытка возможностей своих, мы стремимся помочь людям, чтобы и им тоже было хорошо.
– Переходим к ответам на вопросы наших зрителей. Татьяна, 65 лет: «В Евангелии сказано: блаженны нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное». Как это понимать?
– Есть несколько вариантов понимания этого текста. В первую очередь, большинство подвижников благочестия и толкователей Священного Писания говорят о том, что блаженны нищие духом, то есть люди, смиренные сердцем. Обратите внимание, как ведут себя в обществе люди богатые, зажиточные, которые имеют все материальные блага, и те, которые ничего не имеют, – и нормальной одежки нет, и условия жизнь стесненные? Те, которые имеют все в избытке, ведут себя с чувством так называемого достоинства и еще, как сейчас принято говорить, пальцы веером разводят. А те, кто ничего не имеют или живут в недостатке, у них и настроение-то не горделивое, а нормальное смиренное состояние. Они понимают, что они такие, какие есть.
Но есть еще другой взгляд, он связан с переводом этого текста на русский язык. Есть другой перевод: блаженны нищие ради Духа. Осознайте, как сразу совершенно по-другому воспринимается этот текст – то есть ради того, чтобы стяжать в себе благодать Святого Духа: человек начинает понимать, что все блага, все ценности мира этого – ничто по сравнению с той благодатью, которую Господь дает смиренному человеку, верующему в Бога. Я могу привести такой яркий пример. Возьмите святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Этот человек родился в очень богатой семье, а смотрите, что он сделал? Он обнищал ради Духа, раздал свое имение тем людям, которые действительно в этом нуждались. И он приобрел величайший дар Божий, благодать Святого Духа. И многие наши подвижники поступали так же. А возьмите наших Христа ради юродивых – они, как правило, все были из очень богатых семей и это богатство просто считали за сор, если им пользоваться в свое личное благо. И поэтому старались его раздавать, помогать нуждающимся, восстанавливать или строить храмы. Они ни во что не ставили эти ценности и эти богатства, и они приобрели величайший дар – Божию благодать.
Поэтому это можно и так понять, а можно понять и как смирение. Человек, который, может быть, не имел материального блага и богатств земных, но он осознает свое состояние духа, он понимает смысл жизни. И он никогда не превозносится ни над кем, он понимает, зачем живет на земле. И поэтому ради Христа он себя ведет очень смиренно, возвышая Бога, возвышая других людей и унижая себя.
– Евдокия, 81 год, спрашивает, виноват ли Патриарх Никон в расколе?
– Здесь однозначно, во-первых, сказать нельзя. Во-вторых, я не берусь судить ни Патриарха Никона, ни кого из других людей – не судите, да не судимы будете, наверное, это будет правильно. А чтобы понять, что произошло в то время у нас на Руси, наверное, надо все-таки познакомиться с обстановкой, с ситуацией в те годы, во времена управления Патриарха Никона Русской Церковью. Надо сказать, что в то время назрела очень серьезная необходимость провести книжную реформу. Это сегодня у нас таких мыслей не возникает, потому что у каждого есть компьютер. Напечатали на компьютере, да еще включили корректор, он подкорректирует, исправит ошибки. А ведь в те годы не было ни компьютеров, ни печатных машин, да и печатных станков практические не было, они только начинали зарождаться. А Священное Писание переписывалось от руки, то есть каждая книга была результатом колоссального труда, в единственном экземпляре. И переписчики не всегда соблюдали орфографию. Я думаю, что это было не умышленно, может быть, по малограмотности, может быть, по невнимательности, – но постепенно в текстах богослужебных накапливались ошибки. И иногда эти ошибки были очень серьезные. И человек, который потом читает эту книгу или богослужебный текст, волей или неволей не благословляет Бога, а, может быть, даже и хулит Его, не осознавая, что это происходит. Как написано, он так и читает.
Надо учитывать, что и враг рода человеческого сыграл свою коварную злую роль в этом деле. И были люди, которые были не согласны с действиями Патриарха Никона, с его твердостью, с его прямотой и в других вопросах. И постепенно сложилась такая ситуация, которая привела к к церковному расколу. Я не могу винить Патриарха Никона, но мне думается, что руководители любых уровней, прежде чем принимать решение, должны все очень серьезно и вдумчиво взвешивать. И я думаю, что совершенно не случайно у нас при Патриархе существуют Священный Синод, Архиерейский Собор, при епархиальных архиереях существует и действует епархиальный совет, который в принципиальных вопросах коллегиально принимает решения. Так что судить я Патриарха Никона не могу, но результат такого руководства привел к расколу, который, к сожалению, все еще не уврачеван.
Храмы восстанавливать будем обязательно
– Светлана, 46 лет, находится с мужем в разводе, «но, говорят, чтобы дети были счастливы, с ним все равно нужно обвенчаться, правда ли это?»
– Нет, неправда. Почему мы говорим, что надо венчаться тогда, когда вы начинаете совместную жизнь? Потому что люди, которые заключают семейный союз, должны получить благословение Божие. А если вы не получите этого благословения, то знайте, что вы сами себя лишаете Божественного дара, который подается очень обильно в таинстве Бракосочетания. Отсюда нестроения и распад семьи, плохое воспитание детей. Но в данном случае, если вы в разводе, зачем же венчаться?
– Надежда из Томска, 50 лет, спрашивает, что делать, когда муж изменяет, терпеть или прогнать?
– Прямой ответ я, наверное, не дам. Я иногда говорю, что если бы моя сестренка обратилась ко мне с таким вопросом, я бы, зная особенности ее жизни, дал бы совет, но в данном случае, думается, и муж, и жена должны делать все возможное, чтобы сохранить семейный союз, если вы действительно любите и уважаете друг друга и у вас есть дети. Я очень часто даю такой совет: муж и жена или жених и невеста, которые вступают в брак, запомните, что в жизни очень часто бывает недопонимание, размолвки и проблемы, научитесь просить друг у друга прощения. И не обязательно его должен просить только тот, кто явился источником этой ссоры, а тот, кто сильнее духом, попроси прощения. Супругу станет стыдно, и он ответит: и ты меня прости. Но люди есть люди. Есть очень интересный пример из жизни святых благоверных князей Петра и Февронии. Когда Петр и Феврония плыли на корабле после их изгнания из Мурома, то один из тех, кто их сопровождал, соблазнился красотой княгини Февронии и попытался овладеть ею. И она тогда дала ему очень дельный совет: почерпни, говорит, воду с левой стороны нашего корабля. Тот почерпнул, выпил. А теперь, говорит, почерпни воды с правой стороны. Тот почерпнул, выпил. И какая вода вкуснее? Тот отвечает: да она вся одинаковая. И тогда княгиня сказала: так вот, женское естество у всех одинаковое, так зачем же ты свою жену оставляешь и пытаешься овладеть мной? То есть рассудительность должна быть. И, к сожалению, враг рода человеческого искушает каждого человека и внешней красотой, и пытается сделать все возможное, чтобы человек споткнулся и упал. И, если есть возможность, надо дать понять своему супругу, что он глубоко ошибается, что он спотыкается. Что, имея какую-то связь на стороне, он тем самым разрушает свою семью. Если он одумается, исправится, то знайте, что вы приобрели душу этого человека – и мужа в своей семье, и отца своих детей. Ну, а если он будет продолжать жить вне семьи, то я бы своей сестренке, например, посоветовал от этого человека отдалиться. Вам – не знаю, вам виднее ваши взаимоотношения. Но должен сказать, что во времена жизни на земле Христа Спасителя Его тоже ведь искушали и книжники, и фарисеи, которые спрашивали, а можно ли разводиться со своей женой? А Христос Спаситель сказал: «то, что Бог сочетал, то человек не разрушает». Они говорили, «ну, как же, вот пророк Моисей дал такую возможность нам и сказал, что можно давать жене разводное письмо». И Христос Спаситель сказал: «это он дал вам по вашему жестокосердию, но этого не должно быть». И распад семьи возможен, сказал Христос Спаситель, только если произошло прелюбодеяние. Это единственный повод.
– Вера, 60 лет, спрашивает, могут ли муж и жена быть крестными одного ребенка?
– Восприемник и восприемница во время таинства Крещения младенца входят в духовное родство. И существовала такая практика, что им как духовным родственникам нельзя соединяться семейными узами. Поэтому мужу и жене нет смысла быть восприемниками. Просто не будет достигнута цель восприемничества – с разных позиций помогать родителям воспитывать ребенка. Когда вы одна семья, вы же не сможете с разных позиций воспитывать, вы будете воспитывать в одном направлении духа, и, кроме того, вы вступаете в духовное родство.
– Иван Григорьевич из Нижнего Новгорода родился в Костромской области в селе Семенск Пронского района, интересуется, есть ли в селе храм, как живет приход?
– Там есть полуразрушенный храм, прихода пока нет. Но в связи с тем, что последний Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял очень важное решение, Святейший Патриарх Кирилл дал указание всем епархиальным архиереям во всех населенных пунктах, где живут люди, организовывать приходы, строить храмы или часовни, приходские дома открывать с тем, чтобы была шаговая доступность к храму. Конечно, столько священников мы не найдем сегодня-завтра, но будем закреплять за несколькими селами или несколькими молитвенными домами одного священника, и он будет по графику посещать своих прихожан. Так что в этом селе, я думаю, мы в ближайшие годы организуем и приход, и возможно, будем восстанавливать храм.
– Вячеслав, 50 лет: нынче было очень жаркое лето, рано созрели яблоки, но говорят, что до Яблочного Спаса эти плоды есть нельзя. Правда ли это?
– Вы знаете, это только у нас праздник Преображения Господня называется Яблочным Спасом. И поскольку мы взяли вероучение из Константинополя, то есть из южных стран, где плоды созревали гораздо раньше, там к Преображению созревает виноград, и виноград освящают. У нас в северных широтах виноград вообще не растет, поэтому была принята такая традиция – освящать груши, яблоки, сливы, которые мы выращиваем в наших садах. Это еще одна форма нашего воздержания. Там воздерживаются от винограда, у нас воздерживаются от вырастающих у нас плодов. Я знаю, что в Алма-Ате или в Ташкенте яблоки и груши созревают значительно раньше, и я с детства помню, что там на праздник Петра и Павла совершают их освящение, потому что к Преображению практически уже ничего не остается или остаются только поздние сорта. Если у вас есть какие-то очень ранние сорта фруктов, придите, попросите священника, он их вам освятит и, я думаю, никаких проблем не будет.
Любить ближнего – значит любить Бога
– Александр Иванович, 50 лет: почему все телепередачи с участием духовенства проходят в режиме монолога, а не обсуждения проблемы, ведь в споре рождается истина?
– Я бы не сказал, что у нас везде монологи, есть и дискуссионные передачи и программы. Но в этом вопросе есть очень интересная мысль. Ведь когда приглашают священника на какую-то передачу, они ведь не пытаются переубедить в чем-то священника, к нему обращаются: «а скажите, как учит Православная Церковь, какая традиция существует в Православной Церкви?». Я думаю, что такие монологи связаны с нашей главной целью – помочь тем, кто не может прийти в храм или воскресные школы, принести какую-то новость или весть, через телевизор ответить на какие-то их вопросы, что-то рассказать об учении Православной Церкви. Я считаю, что дискуссия действительно важна. Но когда мы беседуем со священником и говорим о том, чему учит Православная Церковь, то какая здесь может быть дискуссия? Тут дискуссии быть не должно. Священник должен рассказать о том, как учит Русская Православная Церковь.
– Марина, 34 года, интересуется, что первичнее: любовь к Богу или любовь к ближнему?
– Наверное, у меня недостаточно времени, чтобы подробно ответить на этот вопрос. Но хочу сказать кратко. Апостол и евангелист Иоанн Богослов очень четко ответил на этот вопрос: как мы можем любить Бога, которого не видим, а ближнего, которого видим, мы не любим или ненавидим? Христос Спаситель принес новое Учение о любви к Богу, о любви к человеку. В начале передачи я говорил слова Христа Спасителя – если что вы сделаете для ближнего, знайте, то вы сделали для Меня. Поэтому мы говорим, что любить Бога можно и нужно через любовь к ближнему, к тем людям, которые окружают нас. Если вы любите людей, значит вы любите Бога. Господь заповедовал нам любить всех, и не только любить, но и благословлять проклинающих, и молиться даже за врагов. Конечно, мы должны любить Бога, даже если мы Его и не видим, но мы должны знать, что эта любовь к Богу будет проявляться через нашу любовь к ближнему. Потому что каждый человек, с которым мы встречаемся на своем жизненном пути, – это образ Божий. Поэтому давайте в каждом человеке видеть этот образ Божий и любить его, – то есть помогать ему. А если мы не можем человеку чем-то помочь, то, по крайней мере, давайте воздержимся от чего-то недоброго, злого, нехорошего.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Екатеринбург, 19 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». «Мужчина и женщина». Иеромонах Макарий (Маркиш) «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их», – читаем мы в первой главе Книги Бытие.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.