Из трудов святого праведного Иоанна КронштадскогоДуховное наследие В этой теме:
Духовное наследиеИз трудов святого праведного Иоанна Кронштадского Екатеринбург, 12 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Блудодеяние – беззаконное совокупление вне брака.
Прелюбодейство – беззаконный союз мужа с чужою женою, или жены с чужим мужем; грех против седьмой заповеди, под чем разумеются не только срамные действа, но и скверные помыслы.
Прелюбодей – осквернитель чужого ложа.
(Церковно-славянский словарь)
- Блуд, во всех его скаредных видах, растлевая тело, растлевает преимущественно сердце, растлевает целость веры и любви. Величайшее зло блуд! – Он – причина неуважения к лицу человека и охлаждения к нему.
- Чрез блуд, прелюбодеяние, рукоблудие и мужеложество теряется всякое уважение к человеческой природе и в особенности к телу, которое есть прекрасный, художественный, величественный храм Духа Божия, дело пречистых рук Божиих и скиния бессмертного духа человеческого, созданного по образу и подобию Божию (Быт. 1, 26, 27).
- О, в какое унижение повергают нас страсти, как мы прогневляем чрез них Бога, создавшего нас по образу Своему и по подобию (ср.: Быт. 1, 26, 27)! Они делают нас образом сатаны. А как нелепа страсть блудная! Рассвирепевший блудник также не знает родства, ни матери, ни сестры; он свирепеет на мужеский пол и женский. Его соблазняет то, он нечистыми очами сердца, лукаво смотрит на то, что должно быть предметом благоговения, на что надо смотреть чистыми, светлыми очами. Его соблазняет прекрасное дело Пречистых рук Творца; он, как диавол, смотрит на все лукаво, презорливо, нечисто! А как скверним мы страстями своими, особенно блудною, храм тела своего, храм Духа Святого! После этого имей пристрастие к земным благам, особенно к сластям и деньгам! – Да они прямо отвращают от Бога.
- Грех спешит каждую минуту и всякий час извращать в мыслях и чувствах или вожделениях наших цели и намерения Божии в нас и в тварях, нас окружающих и, по возможности, злоупотребляет всяким созданием Божиим, словесным или бессловесным, все приносит в жертву многострастной плоти нашей; так, он извратил и извращает природу мужчины и женщины и ищет женского в мужчине и мужского в женщине, или же прилепляется к скотам несмысленным; все чистое, святое, высокое, честное, благородное – старается извратить мысленно и представить нечистым, скверным, низким, неблагородным и зловредным; так что нечистому человеку все кажется нечистым, потому что у него осквернены ум и совесть. Но у Бога вся добра зело (ср.: Быт. 1, 31), все чисто, прекрасно, безвредно. Когда человек к человеку, один пол к другому чувствует или питает скотское вожделение или плотскую любовь, тогда исчезает в сердце человека любодеющего истинная любовь и человек как бы обращается в бездушную, лакомую вещь, в сласть – нечистую, мерзкую, богопротивную, в его сердце исчезает любовь Божия и поселяется вожделение диавольское.
- Все чистое, законное, святое, нечистый демон старается осквернить или представить, вообразить в нечистом, превратном, извращенном виде.
О, сколь он лукав, нечист, нагл, неусыпен, деятелен в своем лукавстве, в своей злобе, в своей мерзости! - Там, где начинается плотская любовь, кончается истинная духовная любовь и начинается действительная вражда на Бога и людей, даже самых близких; муж, полюбивший другую женщину, делается врагом и неприятелем своей жены, да и преступницу любит только по-скотски, ради наслаждения гнусного.
- Бесплотный враг в своих пагубных действиях на людей старается лукаво подражать Господу и заменить его действия и блага своими мнимыми; так, вместо сладости Божией благодати он измыслил свои сласти – сласти плотские в самом усиленном виде, вместо Божественной, сладчайшей, нетленной, духовной любви, измыслил плотскую, нечистую, растлевающую душу и тело и от Бога разлучающую, к Богу охлаждающую, какова блудная страсть.
- Враг губитель, пленив человека плотским вожделением, вожделением чрева и Божеского знания, насадил в его душе и теле бесчисленные семена страстей, пленив сердце человека пристрастием к видимому миру, отвратив его сердечные очи от Бога и от созерцания красоты невидимого мира и разных добродетелей, – так что человек как бы привязан к здешнему миру тысячами крепких вервий, или цепей, разорвать которые не может, без особенного содействия благодати Божией, которая приобрета-ется покаянием, молитвою веры и многими слезами.
- Первый сотворенный дух, начальствовавший над всеми духами и первый, который внес растление и скверну греха в мир Божий, бывший Денница мысленного Солнца Бога, а потом ставший диаволом и сатаною, <...> усиливается вот уже около 8000 лет всячески растлевать разумно-словесное создание Божие – человека, ставшего непрестанною его мишенью, в которую он направляет все свои вражеские огненные стрелы, и прежде всего он старается растлить его ум и сердце превратным, искаженным понятием о Боге, или совершенным неверием или безбожием, или многобожием и идолопоклонством <...>; а затем он крайне усиливается осквернить и растлить в организме человеческого тела те (бытейские) органы, посредством которых бывает сеяние и восприемлемость человеческого семени и развитие и возрастание его в человеческий организм, заключающий в себе его бессмертную душу. Эти органы он всячески старается чрез скверные помыслы и дела унизить, поругать, осквернить, растлить, сделать хуже всякой нечистоты и грязи – чрез неразумное, незаконное, прелестное, страстное влечение одного пола к другому или – мужчины к мужчине и женщины к женщине, или – тайным, ручным, тлящим, сладострастным действием над детородными членами.
- Враг Бога и рода человеческого (сатана), растливший и осквернивший себя измышленным им грехом многообразным, непрестанно усиливается растлевать человечество больше и больше всяким образом: чрез скверные, лукавые, хульные, гордые, злые помыслы, чрез плотские и мирские суетные вожделения <...> – и особенно чрез растление (бытейских) жизнородящих членов человеческого тела у мужчины и женщины, и в этом последнем его действии он особенно вредит человечеству, пользуясь естественными половыми побуждениями и наклонностию нашею к сладострастию и неге, и дружбою к плоти, которую Господь заповедал нам распинать с ее страстями и похотями (cр.: Гал. 5, 24). Здесь враг старается всеми силами распалить воображение и плоть человека, представляя ему грех в самых прекрасных, заманчивых и сладострастных образах, или чрез представление взору картин сладострастия в материальных художественных образах – скульптуры и живописи, или отлитых из металла образах женщины с ее обнаженными формами. И ныне современный человек боготворит эти формы ваяния, живописи, пластики и ставит их на виду в своем жилище, или восхищается ими на подмостках театральных и рукоплещет им в страстном увлечении.
- Двойственность нашей природы, состоящей из души и тела, диавол усиливается всеми мерами употребить во зло; чрез плоть он прилепляет нас к земному, удаляя душу от Бога и ввергая ее в разные плотские страсти, внушая употреблять во зло – посредством чрезмерности и незаконности самые естественные потребности пищи, питья, соития, жилища, украшений, разных житейских вещей или естественные побуждения к умножению рода.
- Мы все жизнь обратили в детскую забаву, все извратив у Творца нашего в самих себе и поставив вверх дном; мы играем – о, горе и ужас – самыми органами деторождения, этими священными органами жизни, которые Творец сделал орудиями нашего бытия и жизни; мы посмеваемся над величайшим бесценным даром жизни, мы, дерзкие твари, обессмыслевшие твари, посмеваемся Творцу своему, жизни Подателю, сказавшему: не прелюбодействуй (Исх. 20, 14) и угрожающему прелюбодеям лишением Царствия и мучениями (cм.: Откр. 21, 8; 22, 15) в огне неугасимом (Мф. 3, 12).
- Прелюбодеи! Какими глазами вы будете смотреть на своих родителей, ругаясь над тем семенем, из которого вы сами выросли, и над тою дверью жизни, которою вы сами вступили в свет – на поругание Божией святости, премудрости и благости и на попрание законов Вечного, Вседержавного Бога? (Прелюбодеяние – в тесной связи с несоблюдением постов, с объядением и пиянством.)
- Пред чем надо удивляться и благоговеть (например, пред детородными членами мужчины и женщины) – на то мы, по научению диавольскому, смотрим нечистыми очами; что должно быть для нас свято, то мы обращаем мысленно, а иногда и делом в мерзость. О, горе нам, нечистым, мерзким и скверным! Горе нам, что мы мечты бесовские принимаем за что-то действительное и внимаем этим мечтам. Горе нам, что мы творим беззаконие, зная, что это беззаконие! Ибо когда надо соединяться? – Когда Бог благословит. И благослови я Бог, глаголя: раститеся и множитеся... (Быт. 1, 28.)
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московском)