Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 12 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
«Страсти – болезни души: «Тщеславие»
Недавно на нашей книжной полке был представлен сборник «Избранные места из творений святых отцов» из серии «Страсти – болезни души»; книга, выпущенная в свет издательством «Сибирская Благозвонница», стала, можно сказать, первой ласточкой изданий, составивших серию «Страсти – болезни души». Очередная книга серии посвящена борьбе с одним из восьми смертных грехов, тщеславием.
Но что такое тщеславие? И почему этот грех – смертный? От чего рождается эта страсть в душе человека и как ей противостоять? Книга включает труды и изречения святых Иоанна Кассиана Римлянина, Нила Синайского, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Нила Сорского, Игнатия (Брянчанинова); ее можно уподобить учебнику, по которому удобно учиться не только обнаруживать данную страсть, но и бороться с нею. Сущность тщеславия здесь раскрывают святые отцы Церкви, а для удобства и простоты усвоения темы в приложении автором-составителем приводятся примеры из современной жизни и перечень грехов – следствий страсти тщеславия.
В предисловии мы прочтем: «Учителя Церкви разделяют все грехи на восемь частей. У каждой части свои особые проявления, как и у болезни телесной свои особые симптомы, поэтому в церковно-славянском языке болезнь души названа страстью, т. е. страданием души. По способу взаимодействия между собой страсти разделены отцами на две группы: одна объединяет чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние; к другой отнесены тщеславие и гордость. Как внутри первой, так и внутри второй группы страсть предыдущая усиливает последующую.
Например, если человек не следит за режимом питания, объедается, употребляет разнообразные напитки без меры, не соблюдает постов (все перечисленное относится к страсти чревоугодия) – то у него обязательно будет подпитываться и блудная страсть, которая может сразу не проявляться, но, постепенно окрепнув, неожиданно нанесет удар. Невнимательно относясь к чревоугодию, блуду и сребролюбию, мы создаем условия для развития гнева, потому что для удовлетворения указанных страстей необходимо употреблять усилие, а желаемый результат не всегда удается достигнуть. При этом, естественно, возникают раздражение, осуждение и гнев, – так постепенно формируется следующая страсть. Если гнев не привел к удовлетворению предыдущих страстей, то присоединится печаль как мрачное расстройство от несбывшейся мечты и неисполнившегося желания. Во второй группе страстей между тщеславием и гордостью есть такая же взаимная связь: сильно развитое тщеславие является началом гордости».
Но, как отмечает автор, если мы начнем бороться со страстями, каждая побежденная ранее будет ослаблять последующую. Это знание облегчает нам борьбу. Однако против опытного и коварного врага должна применяться грамотная тактика, как на войне, иначе никогда не победить. И добрыми соратниками в этих духовных сражениях могут стать для нас святые отцы, исследователи души человеческой.
Так, например, святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «Седьмая брань предлежит нам с духом тщеславия, – разновидным, изменчивым и тонким, так что с самыми острозоркими глазами едва можно не только предостеречься от него, но его рассмотреть и узнать. Прочие страсти просты и однообразны, а эта многочастна и многообразна, и отовсюду и со всех сторон встречает воина, и когда он еще борется, и когда уже является победителем. Ибо она покушается уязвить воина Христова и одеждою, и статностью, и походкой, и голосом, и работою, и бдениями, и постами, и молитвою, и уединением, и чтением, и познаниями, и молчаливостью, и повиновением, и смирением, и благодушием. – И, как некий опаснейший камень подводный, покрытый вздымающимися волнами, в то время как не опасаются, причиняет внезапно бедственное кораблекрушение плывущим при благоприятном ветре».
А вот что пишет об этой страсти прп. Иоанн Лествичник: «Тщеславие ко всему льнет. Тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, так же тщеславлюсь. Стану говорить – побеждаюсь тщеславием, замолчу – опять им же побежден бываю. Как ни брось сей трезубец, все он станет вверх острием».
У свт. Игнатия (Брянчанинова) мы находим определение этой страсти: «Тщеславие есть суетное желание и искание временной похвалы человеческой. Тщеславие является от глубокого неведения Бога или от глубокого забвения Бога, от забвения вечности и небесной славы, и потому оно в омрачении своем ненасытно стремится к приобретению земной временной славы».
Таким образом, от неведения основных понятий веры (о Боге – Творце, о предназначении человека, грехопадении, Суде Божием, аде и рае) рождается эта опаснейшая болезнь души и быстро прогрессирует – при нашем активном участии. В книге подробно рассматривается, откуда появилась эта страсть, как она развивалась в истории человечества. На страницах сборника мы найдем убедительные примеры, как в наши дни культивируется этот зловредный сорняк и как им засоряются человеческие души – иногда с самых первых дней жизни. И напоследок – для тех, кто желает проверить себя на страсть тщеславия и начать борьбу с ней, – в конце книги приведен примерный список грехов, с которыми нам и предлагается бороться на основе конкретных советов.
…Огонь, вода и медные трубы – какое из этих испытаний пройти сложнее всего? Вспомним хотя бы одноименную киносказку замечательного режиссера Александра Роу – вот уж действительно, сказка ложь, да в ней намек. Если огонь и вода представляют собой явную опасность, которая безотлагательно подвигает к усиленной борьбе, то медные трубы оказываются столь приятны, что началу серьезной борьбы должно еще предшествовать осознание ее необходимости. И, если уж мы заговорили о кинематографических штрихах к портрету тщеславия, можно вспомнить фильм «Адвокат дьявола» (на этот раз совсем не детский, да и взрослым лучше поостеречься – слишком запечатлеваются в сознании яркие и порой далеко не полезные образы). Но концовку фильма стоит помнить: пройдя через жуткие испытания и, казалось бы, освободившись от власти нечистого, главный герой попадает в те же сети, пойманный на крючок лестью своего врага; а тот, видя, что человек снова подконтролен ему, довольно произносит: «Тщеславие – мой самый любимый из грехов». Вот так, ни больше ни меньше. Так радовать врага или бороться? И если бороться, то какими средствами? На эти вопросы и отвечает книга, представленная сегодня в нашей рубрике.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Екатеринбург, 12 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Блудодеяние – беззаконное совокупление вне брака. Прелюбодейство – беззаконный союз мужа с чужою женою, или жены с чужим мужем
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.