Из трудов святого праведного Иоанна КронштадскогоДуховное наставление Екатеринбург, 5 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Сладострастие — наклонность к чувственным наслажденьям, плотоугодие, плотская страсть
(Толковый словарь В.И.Даля)
Вожделение — сильное желание.
Вожделевати — сильно желать, похотствовать.
Блазнение — соблазн, обман.
(Церковно-славянский словарь)
- Сладострастие или прельщение женскими лицами есть также ложь бесовская в действии: мы повинуемся прелести вражией — желая наслаждаться игрою и приятным раздражением плоти. Но всякое лицо человеческое, всякая плоть человеческая есть земля, вода, воздух и теплота: всякий человек чрез недолгое время обращается в землю и разлагается на те стихии, из коих составлен. Значит, всякое сладострастие греховное, всякая страсть к человеческим лицам есть прелесть вражия.
- Внешность прельщает наши чувства по причине чувственной нашей жизни, — а внутренние достоинства, сокрытые под грубою корою тела, слова, одежды — не привлекают нас оттого, что по причине страстей стали далеки от них.
- О плоть моя вселукавая, нечистая, окаянная! Прекрасными лицами прельщаюсь и, как на лакомство какое, готов разжигаться на них огнем нечистой похоти, хотя и противлюсь ей о имени Господни; а от неблагообразных лиц, особенно если они в одежде неблагообразной и бедной, отвращаюсь и готов воспламеняться против них огнем непонятной слепой злобы! А все это, как думаю, от того, что поставляю свое удовольствие в том, чтобы приятно поесть да попить, да одеться изящно, словом — от того, что привык смотреть и ценить человека больше по внешности и что сам разжигаю плоть свою сластями плотскими, которые воюют во удех моих (cр.: Иак. 4, 1)! Господи! Помилуй мя. Даждь мне познать лукавство окаянной плоти и одинаково смотреть на всякое лицо, прекрасное ли оно или неблагообразное, хорошо ли одето или худо, потому что внешность ничего не значит, — но всегда смотреть на внутреннего человека, который во всех одинаково есть образ Божий (Быт. 1, 27). Потаенный сердца человек (1 Петр. 3, 4) — вот что велико и неоцененно во всех!
- Какая тьма, какое безумие, какая немощь и какое насилие ужасное, смертоносное — грех! Прелюбодействуем внутренно, взирая на лица, потому что лица прекрасны; ненавидим человека, потому что он не по нашему нраву, не по нашим страстям, не по нашему настроению духа, часто очень не безгрешному, страстному, порочному.
- О глупейшая, греховнейшая, скареднейшая плоть! От одного воззрения на женское обнаженное тело, как лен от огня воспламеняется нечистым огнем вдруг! О греховная простота! О скорость греха! О как скоро, решительно, твердо — надо противиться всякому греху! О назойливость греха! О насилие! — О вихрь крутящий!.. О огнь ярящийся! — Надо быстро сопротивляться всякому греху, решительно, смело, твердо, сильно.
- Мерзкий зверь — диавол — красивых мальчиков и девиц — этих ангелов — делает желательными, а от некрасивых и безобразных отвращает и делает ненавистными. О мерзкий плотоугодник! И все чрез плоть! Распинать плоть со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Замечать нелепости его! Мраки его! — К прекрасным и нежным лицам заставляет, как к сахару, льнуть, а от безобразных и грубых отвращаться: а лесть и то и другое, ибо и прекрасное — земля и пепел (Быт. 18, 27; Иов. 30,19), и безобразное тоже; драгоценен же в человеке образ Божий, по коему он сотворен (Быт. 1, 27). Так диавол и к лакомствам приковывает сердце, и к деньгам, и к одеждам, и к прекрасному жилищу и его обстановке — вообще старается погрузить нас в земное, занимать земным, сквернить плотию, чтобы оскверненных отдалить нас от любви Божией и ввергнуть в погибель вечную. — Но душа наша есть дыхание Божие (см.: Быт. 2, 7) и к Богу должна стремиться, презирая все сладости плотские — все земное, ибо все — земля, хотя премудростию и всемогуществом Божиим и создано все благолепно. Презирати убо плоть: преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней.
- Спаситель нам сказал: всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем (Мф. 5, 28). А многие из людей нынешнего времени, называющиеся христианами, как бы действуя наперекор словам Господа, намеренно бросают бесстыдные взгляды на лица другого пола и, часто недовольствуясь живыми лицами, приобретают — иногда за высокие цены — вышедшие из-под кисти растленных умом и сердцем художников растленного народа живописные венерические картины; или напоказ всем выставляют такие же изображения на стенах домов своих, бесстыдно зрят на них нечистыми глазами и другим дают зреть, или — лучше — нечистым сердцем, и таким образом постоянно питают растленные мысли и чувства и в один день многократно преступают заповедь Спасителя, Который Крестом и Смертию стяжал нас Себе, купив нас ценою Крови Своей, во еже не человеческим похотем, но воли Божией прочее во плоти жити время (1 Петр. 4, 2). Не весте ли, погибающая братия, яко телеса ваша — храм живущаго в вас Святаго Духа, Егоже имате от Бога, и несте свои? Куплени бо есте ценою (1 Кор. 6, 19-20). — Вы уды Христовы. Вземь ли убо уды Христовы, сотворю уды блудничи; да не будет (1 Кор. 6, 15). Блуд творящым... часть им в езере горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая (Откр. 21, 8). Братия! Убойтесь же этой второй, вечной смерти.
- Все создания Божии чисты, прекрасны, неблазненны, благотворны и никому из разумных существ не следует соблазняться ими, или какими-либо членами их (детородными), потому что это — безумно, лукаво, дерзко, грешно, пагубно, хульно; ибо все дела Божии благословенны. Взирающий блазненно на какое-либо творение бесчестит, хулит Творца и подлежит праведному Суду Божию и муке за свое блазнение, зломыслие, гаждение и злоупотребление чистыми и благотворными делами Божиими, если не обратится и не покается.
- Блазнение греха бывает столь велико, что самые простые вещи, например, глаза, лицо, нос, брови, всякое движение тела, походка, взгляд, — блазнят человека грешного, с нечистым расположением сердца, помыслов, влечений <...>, все враг окутывает своим нечистым, смрадным туманом и сообщает человеку с нечистым сердцем свое зрение нечистое, ложное, мрачное, хульное; все представляет человеку в виде извращенном, нечистом, богохульном.
- Чем только, каким созданием бесплотный враг наш и Божий не старается блазнить нас и представлять все твари Божий чистые и прекрасные — в виде извращенном, нечистом и нелепом! <...> всякому животному ругается: птице, рыбе, четвероногим, насекомым, всяким растениям, небу и земле, а как ругается одушевленному храму Божию — человеку, его душе и телу, в бесчисленных похотях и прихотях, особенно в бывающих тайно, о нихже срамно есть и глаголати (Ср.: Еф. 5, 12)! Как он ругается в чувствах, в вожделениях, в воспоминаниях, в воображении, в нелепых словоизвержениях и всяких нелепых и глупых поступках, в растлении всяческом <...>!
- Нет ничего в мысли человеческой, в сердце и в воле или произволении человека — столь нечистого, скверного, лукавого, безобразного, — чего не внушил и не вложил бы обезумевший от злобы, гордости, лукавства — диавол; нет ничего самого святого, чего он не похулил бы, нет ни одного члена в теле человеческом, над которым он не поругался бы, не внушил бы о нем самых нелепых, скверных, хульных мыслей; нет предмета, животного, растения, ткани, металла или минерала, к которым он не породил бы пристрастия, самого нелепого, чтобы только отвлечь, отчуждить, удалить мысль и сердце человека от Бога и привлечь к себе — осквернить, растлить душу и тело человека! Примером тому служит древнее и новое идолопоклонство и идолопоклонствующее различно современное христианство, с его зрелищами, изящными искусствами, в которых нагота человеческая, особенно женская, пластическая, играет первую роль, — и чем богаче, выше, знатнее человек стоит в гражданском отношении, тем он больше ставит пред глазами своими и своих товарищей, друзей и домашних слуг — этих идолов изящного — и поклоняется им. О, блудное человечество, употребляющее изящество, красоту и совершенство творения Божия в повод к удовлетворению своих страстей, а не во славу Божию! Увы, близорукость человеческая, не видящая дальше своего носа ничего! Ибо что делается не сегодня, так завтра с этой красотой человеческого тела? Она делается смрадным, безобразным трупом и пищею червей, — землею и прахом. А где душа, служившая прелести, осквернившаяся прелестью? — Ничто ведь скверное и нечистое не внидет в Царство Божие (ср.: Откр. 21, 27).
- Познай однажды навсегда, что красотою плоти и желанием плоти прельщает и смущает нас диавол, поджигая нас к блуду, прелюбодеянию и мужеложеству, употребляя в орудие к возжжению нечистой похоти различные сласти пищи и питья; потому считай за прелесть сладость пищи и питья и всевозможно удаляйся от разгорячения ими.
- Когда враг будет тебя соблазнять красотою плоти, говори в сердце: всяка плоть — сено и всяка слава человеча (красота лица, драгоценных украшений, одежд, знатность, богатство) яко цвет травный (1 Петр. 1, 24; Ис. 40, 6).
- Когда какая-либо страсть нудит тебя прилепляться к какой-либо живой плоти или бездушной вещи, говори с твердостию в сердце своем: мне прилеплятися Богови благо есть (Пс. 72, 28) — и тотчас крепче соединись с Богом сердцем.
- Когда при беседе с прекрасным полом явится во плоти твоей преступная похоть и как поток будет увлекать твое сердце и распалять твои чресла, скажи себе тогда с твердостию: плоть и кровь да не прельстят меня и земля и пепел (Быт. 18, 27) да не оскверняют души моей. Се, Спасе мой! Страсть вожделения борет меня, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой, Сам потуши во мне плотское вожделение — тело мое Твоею страстию безстрастною сохрани.
- Когда увидишь прекрасную девицу или женщину, или прекрасного юношу, немедленно вознесись к Верховной, Святейшей Красоте, Виновнице всякой красоты земной и Небесной, то есть к Богу, и прославь Его за то, что Он из земли делает такую красоту; подивись в человеке красоте образа Божия (Быт. 1, 27), сияющего даже в поврежденном нашем состоянии; вообрази, каков же будет наш образ в состоянии нашего прославления, если мы его удостоимся; вообрази, какова красота святых Божиих, святых ангелов, Божией Матери, украшенной Божественною Славою; вообрази неизреченную доброту Лица Божия, которое мы узрим, и не прельщайся земною красотою, этою плотию и кровию. Сладостна похоть, но греховна и противна Богу. Не прилепляйся сердцем к девической или женской красоте, а к единому Господу Богу, создавшему всякую красоту Себе ради, и говори: мне прилеплятися Богови, единому Богу, благо есть (Пс. 72, 28), а не к плотской красоте, преходящей.
- Когда красота человеческая будет прельщать сердце твое, устреми немедленно очи сердечные ко Господу и скажи Ему: Ты, мой Господи, — Красота красот, несозданная бесконечная Красота всех созданных от Тебе конечных красот! Помилуй мя. Да прилепляется к Тебе единому сердце мое.
- Хотя сладострастие и приятно для плоти нашей и приятность сладострастия разливается по всему телу — так, что нет ни малейшего желания в душе помолиться Господу об отъятии этого греха, но надо возбудить это желание, надо произвести в себе покаянные чувства. Кто знает, не виноваты ли мы были бы на самом деле наяву, если бы мы увидели такой соблазнительный вид, который только один диавол может представить? Наяву мы обыкновенно не видим соблазнительных видов: в это время все прикрыто благовидностию и приличием: значит, нет и случаев к соблазну. Но будь такие виды — едва ли бы мы не пали. Потому нужно слезно умолять Господа по пробуждении, чтобы Он очистил грех осквернения, происшедший от соблазнителя ночью, и стараться впредь не смотреть днем с услаждением на женское лицо.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московском)
В других номерах:
Духовное наставлениеНосители духа Святителя Игнатия Духовное наставлениеИз трудов святого праведного Иоанна Кронштадского