Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (642) → Сластолюбие. Чревоугодие

Сластолюбие. Чревоугодие

№33 (642) / 29 августа ‘11

Из трудов святого праведного Иоанна КронштадскогоДуховное наставление

Чревоугодник – пристрастный к лакомым яствам и напиткам, сластолюбец.

(Церковно-славянский словарь)

Сладкий – вкусный, услаждающий чувства; услаждающий, приятный, располагающий к неге.

Сластный – чувственный, сладострастный.

(Толковый словарь В.И. Даля)


  • Есть люди жадные, завистливые, которые едят много и готовы все съесть для того только, чтобы не осталось от них пищи другому, пьют много – готовы все выпить, только чтобы другим не осталось. О скоты бессмысленные! О рабы тления! Как они высоко ставят свое удовольствие, грубое, низкое, брюшное – свиньи, настоящие свиньи. Как они бездушны! Ибо скажите: где душа у таких людей? Не вижу. Надо презирать пищу и питие и сверх меры никогда не пить, не есть – пусть остаются остатки, хотя бы они превкусные и предорогие; душа моя дороже их – я не хочу обременять ее излишним употреблением тленной пищи и пития; не хочу быть рабом праха, хотя бы драгоценного, и страдать от него душой и телом; я – христианин: я хочу быть послушным словам моего Господа: внемлите себе, да не когда отягчают... (Лк. 21, 34) и принесу в жертву Ему благоугодную и свою волю, и свое чрево, да призрит Он, Владыка живота моего, милостиво на меня, недостойного раба Своего, жертвующего Ему своим плотским удовольствием; не хочу служить диаволу, который прельщает меня и доныне ядию, как прельстил Адама и Еву; не буду обременять и затмевать ясности души моей множеством пищи и пития – этого тления земного.
  • Не будь жаден до сладкого и вообще приятного кушанья: а то сердце наше, как муха, доберется до сладкого да и прилепится к нему и от Господа своего – Источника живота (Пс. 35, 10) своего, отщетится и охладеет к Нему и сладости в Нем чувствовать не станет: ибо жадность к плотским сладостям непременно уничтожает вкус к духовным сладостям. – Чрез сладости земные враг сильно воюет на наше сердце.
  • Лакомая пища – большая прелесть: ешь и ешь все и незаметно наедаешься много – так и поджигает аппетит. И делаешься, тоже незаметно, рабом чрева, и к Богу хладеешь и к ближнему, делаясь жадным самолюбцем, – и здравие души и тела расстраиваешь. – Как усиливается плотский, ветхий человек от чревоугодия и многоядения? Он растет и крепнет исполински, страсти все усиливаются: гордость, презорство , злоба, зависть, ненависть, скупость, любостяжание, блуд, скверные, лукавые, маловерные и хульные помышления, раздражительность, одичалость душевная, отвращение от Бога и Церкви Божией, от молитвы, вообще от дел благочестия.
  • Вместе с жадностию при употреблении пищи и питья, особенно если они лакомы, – входит в сердце дух (диавол) жадности, неги и бессилия сердечного и телесного и остается в нем дотоле, пока усердною молитвою не будет выгнан. О, как лакомая пища и питье нежат плоть, расслабляют и убивают дух, делая его не способным к духовным делам: к составлению духовных сочинений, например, проповедей, рассуждений о духовных предметах, к учительству, к молитве сердечной, к чтению слова Божия, к составлению писем. Отчего духовное дело из рук валится у многих? – От плотской изнеженности.
  • Лакомство и пресыщение ожесточают сердце человека, делают его чуждым Богу, полагая преграду между ним и Господом и между ближним, производят в нем пренебрежение к духовному, делают его мерзким, дерзким и своевольным. Не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6, 24). – Рабу Божию надо пренебрегать пищею и питьем.
  • Скоромная, масляная и мясная пища, особенно с вином, опустошает душу и делает ее как трость, ветром колеблемую (Мф. 11, 7). Злые духи удобно овладевают ею.
  • Хорошая на вид и приятная на вкус пища и питье – такая же прелесть, как и красивое, белое и румяное лицо, или только белое; и жадный к пище и питью, к лакомствам, жаден бывает и до красивой плоти; сладострастное сердце его готово бы было всякую прекрасную плоть употребить в средство к удовлетворению сладострастия плоти, если бы не удерживало его Евангелие и совесть и мнение других.
  • Смотри: не нежь внутренности, то есть чрево, а укрепляй, то есть не изнеживающую, а укрепляющую пищу и питье употребляй.
  • Не нежь чрева своего и с ним всей плоти своей и души своей сластями и долгим сном, особенно сном в продолжение дня.
  • Не прельщайся сладостями вкуса и не кушай их – от сластей легко рождается сладострастие плотское, и враг легко запинает во сне и наяву сладко вкушающих и пиющих. – С тех пор, как плоть стала воевать на дух (ср.: Гал. 5, 17), ей с большою осторожностию нужно позволять сладости: иначе усилим грех, в нас живущий, сладострастие или похоть плоти.
  • О! Если бы знали сладко и пространно (многоразличными яствами) питающиеся, что сладость, тучность и обилие пищи, ими вкушаемой, есть задаток их нечистого сладострастия наяву и во сне, что они сами себе приготовляют жестокую и утомительную, нечистую, не без падений войну с духами похотения; если бы знали они, как прогневляют они своим чревоугодием Господа, то они не стали бы пространно и сладко питаться, особенно в пост, и тем помогать духам похотей и многострастной плоти своей одолевать себя и ввергать в кал греховный!
  • Вред для духовной жизни от скоромной пищи. Она располагает к ночным нечистым грезам и излияниям семени и днем распаляет чресла и детородные органы. Сытому человеку – монаху или священнику и мирянину – опасно иметь беседу с прекрасным полом: сытый человек чрезвычайно склонен к соитию.
  • Сласти на чресла садятся блудом, или блудным огнем, блудным раздражением.
  • Сласти пищи и питья возбуждают и питают страсть сладострастия или страсть блудную. Это дознано опытом. Сласти реже и умеренно надо употреблять, а если можно, – и вовсе их избегать.
  • Не наполняй лакомствами чрева своего, особенно в Великий пост: ей, ты наполняешь его бесами, если лакомишься. – Вообще не пекись об этом мешке (разумею желудок) и не лелей его сладостями, презирай его: и приобретешь себе этим великое спокойствие. – Чрево – сатана. По хлебе вниде в Иуду сатана (Ин. 13, 27)! Чрево – льстивый и коварный друг. Ешь, говорит, приятно и сытно: на то Бог дал нам все обильно в наслаждение; а как поешь, так вскоре и почуешь смерть в душе и козни вражии в сердце. Чрево – домашняя ловушка, в которую сатана уловляет моего бедного птенца – душу.
  • Диавол чрез плоть нашу и вообще чрез вещественность действует на нас как на плотоносных. – Так, чрез вино, чай, кофе, чрез лакомства вообще, чрез деньги, одежду и прочее он разжигает наши страсти. Потому надо крепко беречься пить много вина, чаю или кофе и есть лакомства особенно – без другой, существенной, крепкой и здоровой вещи [пищи]. Эти лакомства надо употреблять уже после всего, в самом умеренном количестве.
  • Не разгорячай своих внутренностей вином или чаем с употреблением довольного приема пищи, да не поможешь сам сатане возжечь во внутренностях твоих убийственный адский огонь. – Опыт.
  • Диавол, как вода <...>. – Поэтому чрез излишество в питье входит в пьющего излишне – диавол. Истина – опыт.
  • Беда пить много чаю, да и даже мало: чай нежит, расслабляет душу и тело, делает ее гордою, презорливою, злою, блудною, хульною, злобною, завистливою.
  • Чай расслабляет сердце и не дает ему сокрушаться о грехах, вообще – нежит плоть. Христианину прямо не следует пить чай, как и курить табак!
  • Чай раздражает внутренние нервы: он большое пособие врага бесплотного.
  • Вред от употребления сладкого чая (липкость, сахаристость): расслабление, нега внутренностей и половых органов, излияние частое семени. В пост особенно не надо пить сладкий чай: кто пьет сладкий чай, тот делает не лучше того, кто ест в пост скоромное, – хотя чай не обременяет тела, как мясная и молочная и масляная пища, но зато нежит сильно плоть и погружает часто в кал блуда и прелюбодейства. Кажется, причина ничтожная, а между тем сколько она делает вреда для чистоты нашей: не будь сладкого чаю, не было бы таких частых ночных излияний, для сатаны меньше было бы поводов к осквернению нас сладострастными картинами: он видит расположение нашего тела к извержению семени и пользуется этим расположением для своих мрачных видов!
  • Не радуйся легкости плоти своей по извержении семени во сне или после употребления в пищу различных сладостных брашен и пития: это легкость плотского человека, легкость мечтательная, бесовская. Когда плоти легко, тогда душе скоро будет тяжело; когда плоть радуется – душа бедствует; когда плоть цветет – душа смердит; когда тело сыто и крепко, тогда душа голодна и немощна. Все напротив. Егда немощствую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10), – говорит апостол о себе.
  • Питая пространно плоть, покоя ее долгим сном, одевая ее мягкими, прекрасными и дорогими одеждами, веселя ее прекрасным и просторным жилищем, мы нежим ее и усиливаем ее страсти. Напротив, чем более отнимаем у ней лакомств, чем меньше ее питаем, покоим сном – и беспокоим ранним вставанием, чем проще одеваемся и чем проще живем – в простенькой квартире с простою мебелью, чем более утруждаем свою плоть и душу – беспокоим их, – тем для нас лучше; тем мы делаемся смиреннее, терпеливее и добрее. Итак, меньше и проще ешь-пей, меньше спи, проще одевайся, проще квартиру украшай. Меньше стяжаний имей – и будешь Христа иметь в сердце, и будешь силен.
  • Когда плоть и диавол склоняют сладостию греха, тогда представь, что эта сладость совершенно противна, мерзка Человеколюбцу – и Он говорит тебе: если любишь Меня, то соблюди заповедь Мою (ср.: Ин. 14, 15), возбраняющую тебе делать это зло, на которое ты склоняешься.

Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московском)

 

В других номерах:

№36 (597) / 22 сентября ‘10

Духовное наставление

Любовь Божия

Носители духа Святителя Игнатия

№34 (643) / 5 сентября ‘11

Духовное наставление

Сладострастие, плотское вожделение

Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадского

 
Люди церкви

Верить и помнить

«Сохранение культурной, исторической, духовно-нравственной преемственности поколений» – таковы основные цели Фонда Андрея Первозванного. В программе «Люди Церкви» – первый вице-президент этого фонда Михаил Ильич Якушев. Ведущий – Олег Петров.

 
У книжной полки

«Жизнеописание схимонахини Рахили»

Светлана Ладина

Подвиг старчества. Традиционно его носителями представляются нам монахи. О старицах мы слышим гораздо реже. И потому хочется обратить особое внимание на книгу, знакомящую нас именно со старицей.Схимонахиня Рахиль – местночтимая святая Московской епархии.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс