Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (642) → Верить и помнить

Верить и помнить

№33 (642) / 29 августа ‘11

Люди церкви

«Сохранение культурной, исторической, духовно-нравственной преемственности поколений» – таковы основные цели Фонда Андрея Первозванного. В программе «Люди Церкви» – первый вице-президент этого фонда Михаил Ильич Якушев. Ведущий – Олег Петров.

Традиции паломничества продолжаются

– Михаил Ильич, с тех пор, как фонд был основан в 1992 году, когда были заявлены его цели – сохранение культурной, исторической, духовно-нравственной преемственности поколений, прошло уже столько лет. Изменились ли цели и задачи фонда?

– Я бы сказал: не изменились, но дополнились и значительно расширились, ведь все эти годы мы занимались еще и серьезной исследовательской работой. Она позволила выявить темы, которые еще вчера представлялись неактуальными. Поэтому спектр наших деяний значительно расширился, но основные задачи остались.

– Я знаю, что ваш фонд разрабатывает новые программы. Но хочется поговорить о тех, что реализуются, – «Благодатный Огонь» и его принесение в Россию, «Надвратная икона»: люди, которые наблюдают за деятельностью фонда, так или иначе участвуют в ней, знают о них только внешне, а что за этим стоит, какие труды, какие сложности, никто не знает.

– Международная программа «Просите мира Иерусалиму» началась официально в фонде в 2003 году, уже после того, как председателем Попечительского совета фонда стал наш руководитель Владимир Иванович Якунин, а я пришел через год после этого. Тема Благодатного Огня возникла из задач, о которых было заявлено после создания фонда. И надо сказать, опять же нам очень сильно помогла русская история, история русского паломнического движения: древнерусское государство приняло христианство православного толка (кстати, на следующий год мы планируем отметить 1150-летие русского государства, русской государственности – государства Российского, как говорится в Указе Президента страны). В истории мы для себя нашли очень важную опору – «Хождение игумена Даниила» во Святую Землю. 900 с лишним лет тому назад наш с вами соотечественник вышел из пределов того, что мы сейчас называем Россией, и пошел помолиться за князей, за духовенство, за себя, недостойного. Но он не просто пошел туда, а оставил описание того, что с ним происходило, – 150 списков. Надо сказать, что это описание было переведено фактически на все языки мира, его использовали историки, особенно зарубежные. У нас, по понятным причинам, в советское время такой работы не велось. Мы увидели, что традиция паломничества в начале 90-х годов ХХ столетия стала развиваться с новой силой, в обществе зародился большой духовный потенциал, и он стал все более укрепляться и расширяться. Люди, которые побывали на Святой Земле, приносили частичку Благодатного Огня в своих глазах, в сердцах. И этот огонек по традиции приносили люди, по примеру игумена Даниила, а до него был игумен Варлаам, на век раньше. А до Крещения Руси были богомольцы, которые принимали тайны христианства, и традиция приносить Благодатный Огонь перешла из века в век, дошла до советской эпохи, была заглушена, забыта. Фонд в 2003 году получил благословение Святейшего Патриарха на принесение Благодатного Огня и реализацию программы «Просите мира Иерусалиму», и с каждым годом мы убеждались, что интерес к этому проекту растет не только у российской общественности. Тут же подтянулись Армения, Беларусь, Украина, попросили сигналы у НТВ, на котором была прямая трансляция схождения Благодатного Огня. А потом стали вообще уже удивительные вещи происходить, когда представители каналов Би-би-си и Си-Эн-Эн со своими камерами стали появляться там. Казалось бы, что там делать католикам и протестантам, они, в XVI веке перейдя на григорианский календарь, как бы отрезали себя от этой благодати. Но интерес есть, теперь и Си-Эн-Эн, и Би-би-си, и Евроньюс показывают это, пусть и фрагментарно, потому что историческая память работает и у них. А если она работает даже у тех людей, которые отошли от православного календаря, то понимаете, как эта историческая память влияет на умы и сознание русских людей, которые прикованы к экрану телевидения, и, как говорят наши коллеги с канала НТВ, рейтинг самый высокий, даже выше, чем у футбольных матчей, – а это говорит о многом, хотя общество наше и рассматривается как светское. Восстановление этих традиций воскрешает и пробуждает силы, которые в нас дремлют. Мы это чувствуем на себе и стараемся эти чувства передать другим людям. Через сам факт принесения Благодатного Огня и настроения, которое царит в храме Гроба Господня после того, как эта церемония заканчивается, понимаешь и чувствуешь, что все люди, которые были там, уходят оттуда огненосцами. Этот огонь они несут в себе, и даже когда мы приезжаем сюда, то огонь в глазах, эту радость замечают все окружающие. Когда мы приезжаем, нас встречают в аэропорту тысячи человек, и с каждым годом число их множится. А когда мы передаем им Огонь, то видим, как они возжигают свои лампады, но этот Огонь передается и в их глаза и сердца – это ощущение не передать словами, – как не передать ощущение чуда, которое мы испытываем, когда везем Огонь по запруженным улицам, попадаем в «зеленую волну» и беспрепятственно проезжаем все светофоры. Мы соприкасаемся с чудом, и хотелось бы, чтобы это почувствовали и телезрители. Но еще раз говорю, то, что видят телезрители с экранов своих телевизоров – лишь вершина айсберга, подготовка этой программы занимает несколько месяцев. И она требует от нас от пяти до шести визитов в год, чтобы поддерживать контакты на должном уровне, начиная от Иерусалимского Патриархата, Армянской Апостольской Церкви, ордена францисканцев, коптов, израильской полиции, арабского населения – и православного, и мусульманского, и католического. Множество людей активно содействует телетрансляции, работает целая команда, и не только фонда нашего. Это международная программа.

И название «Просите мира Иерусалиму» будет очень актуальным, если внимательно посмотреть, что сейчас происходит на Ближнем Востоке.

Настоящее чудо

– А как работает программа «Надвратная икона»?

– Для тех, кто верит, понятно, что свершилось чудо. Но для тех, кто работает в фонде, это чудо продолжалось не один год. Первоначально никто не ожидал, что будет то, что случилось. Об этих событиях был снят документальный фильм, премьера состоялась в прошлом году 4 ноября, на Казанскую икону Божией Матери, тогда же состоялось освящение надвратной иконы на Никольской башне Московского Кремля. То, что эта тема появилась из-за рубежа, от потомков людей, которые более 90 лет назад покинули Россию, не случайно. Многие из нас, наверное, тысячи раз проходили мимо этих надвратных киотов, которые были закрашены белым цветом, и, может быть, задавались вопросом: а что там, в этих нишах на Спасской и Никольской башнях?

О надвратных иконах в фонде узнали в связи с другой программой, которая была начата раньше, в 2004 году, принесением частиц мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары в рамках подготовки реставрации и полного восстановления Марфо-Мариинской обители к 100-летию ее создания. Тогда информация от епископа Бостонского Михаила осталась для нас загадкой – какие могут быть иконы? Он прислал нам фотографии иконы Николая Чудотворца из книги эмигрантского издания. Но эта икона никому ни о чем не говорила. Она в фонде висела, и я всегда спрашивал наших гостей, что это за икона? Но никто не давал правильного ответа. Слава Богу, что у нас есть знающие друзья из зарубежья. И это чудо действительно потрясло нас всех.

– Михаил Ильич, напомним телезрителям, что это за чудо, потому что кто-то об этом знает, а кто-то нет.

– Если вы помните, накануне майских праздников вскрыли киоты сначала на Спасской, а затем на Никольской башне, и под штукатуркой была обнаружена сетка рабица, а за сеткой, на расстоянии 10-12 см, красочный слой образов, которые даже не были прописаны в советской историографии. Только Игорь Эммануилович Грабарь как-то в своих лекциях студентам упомянул, что существует на Никольской башне образ Николая Чудотворца. Но о находке заявили лишь 11 мая, это сделал Владимир Иванович Якунин, были комендант Кремля Хлебников, директор музеев Московского Кремля, представитель Росохранкультуры. СМИ активно эту тему развивали, и в обществе произошло оживление. Мы это почувствовали, и федеральная служба охраны разрешила полностью вскрыть киоты. 27 июня на Спасской башне произошло первое вскрытие – перед нами предстал Спас Смоленский. По преданию, Махмуд Гирей в 1520 году потребовал дани – Москва тогда платила ему дань. Был такой Вознесенский девичий монастырь, и старица слепая увидела во сне, как из Москвы уходят все московские святители. А уходили они за грехи жителей города. И вот Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский стали их упрашивать, чтобы они вернулись, не оставляли Москву без своей святости, иначе Москва падет. И свершилось чудо. Слепая старица рассказала о своем вещем сне, и на следующий день войска крымского хана покинули Москву, а образ Спаса Смоленского, который был в 1517 году на Смоленском кремле, был переписан на вратах Спасской башни, и у ног Спасителя мы видим Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, Печерского чудотворца, которые умоляют Христа Спасителя, – то есть Москва спасена, и сейчас мы можем ответственно заявить, что это не Спас Смоленский, а Спас Московский. В последующем была полностью открыта и икона Николая Чудотворца. И это, конечно, великое событие.

Вдохновляет пример предков

– Михаил Ильич, расскажите о программах, которые уже запускаются, но мало кому известны. Одна из них посвящена нашему замечательному полководцу Александру Васильевичу Суворову.

– У нас есть программы внутрироссийские, есть международные. Так, уже более четырех лет существует международная программа «Русский мир». Тем самым мы сигнализировали русскому зарубежью, что мы – часть русского мира, разделенного когда-то гражданской войной. Это было первым серьезным шагом после принесения частиц мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. Затем было восстановление мемориального кладбища в Галлиполи (там похоронены русские люди, беженцы и воины Белой армии, покинувшие Крым в 1920 году). Там были очень тяжелые условия, и умерло 343 человека. 16 июля отметили 90-летие создания памятника галлиполийского, который был разрушен землетрясением в 1949 году, а 17 мая 2008 года был открыт мемориальный комплекс-памятник тем, кто умер в Галлиполи, на чужбине, лелея надежду вернуться на Родину: потомки тех, кому пришлось навсегда покинуть Россию и уехать в европейские страны, а то и в Австралию, вместе с нами участвовали в открытии этого памятника 17 мая 2008 года, в первую годовщину воссоединения двух ветвей Русской Православной Церкви.

Эта программа продолжает развиваться, она включает в себя ряд проектов. Один из проектов предложил Георгий Вадимович Вилинбахов, историк, – это проект «Суворов в Швейцарии». Но тогда мы готовили наш морской поход, и эта тема для нас была неподъемной. Тем более что швейцарский поход достаточно был известен и в российской историографии, и российскому общественному мнению. А в прошлом году, после завершения похода, мы спросили Георгия Вадимовича, как бы рассказать о Суворове поподробнее и с учетом того, что стало известно, что 2011 год будет объявлен Годом России в Италии. Эту идею поддержали и Вилинбахов, и наш посол в Риме Мешков. И тогда Владимир Иванович Якунин, встречаясь с ним, предложил представить имя Суворова итальянскому общественному мнению. Надо сказать, что в нынешнем году отмечается 150-летие объединения италийских земель. До того Италия была поделена на различные королевства, княжества, области – то Франция, охваченная революционным угаром, то Австрия пытались оттяпать кусок земли у итальянцев. И возникла тема – переход Суворова через Альпы.

– О Суворове можно говорить много... Хотелось бы услышать о новых проектах, которые находятся в стадии разработки, хотя бы в общих чертах.

– Мы хотим сохранить тот вектор программ, который направлен на восстановление исторической памяти русского, российского общества. И на примерах истории искать возможности решения проблем, которые стоят перед нами сейчас: как только мы чувствуем, что нам тяжело и физически, и морально, и духовно, то всегда вспоминаем таких людей, как Суворов, например. Им было во сто крат труднее, чем нам, но они выстояли, и это делает нас сильнее. Не хотелось бы заранее раскрывать эти проекты, мы боимся, что так можем спугнуть благодать и наши программы будут менее интересны, чем были до того.

– Желаем Вам удачи в реализации этих новых проектов, спасибо за беседу.


Смотрите программу «Люди Церкви» на телеканале «Союз»: четверг 02.00, 12.00, пятница 16.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Епархия

Владимирская и Суздальская епархия

Архиепископ Владимирский и Суздальский ЕвлогийДата рождения: 13 января 1937 г. Дата хиротонии: 11 ноября 1990 г. Дата пострига: 15 марта 1965 г. День ангела: 18 мартаРодился в Кемерово в семье рабочих. В семье воспитывалось семь сыновей и три дочери (мать была награждена орденом «Мать-героиня»).

 
Духовное наставление

Сластолюбие. Чревоугодие

Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадского

Чревоугодник – пристрастный к лакомым яствам и напиткам, сластолюбец. (Церковно-славянский словарь) Сладкий – вкусный, услаждающий чувства; услаждающий, приятный, располагающий к неге. Сластный – чувственный, сладострастный. (Толковый словарь В.И. Даля)

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс