Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (641) → Сластолюбие. Чревоугодие

Сластолюбие. Чревоугодие

№32 (641) / 22 августа ‘11

Из трудов святого праведного Иоанна КронштадскогоДуховное наследие

Сластолюбец – человек, удовлетворяющий чувственности.

(Церковно-славянский словарь)

Сласть – сладость, сладкая пища, лакомство;
Сладость – услада, наслаждение, нега.

(Толковый словарь В.И.Даля)


  • Что залепило и ослепило наши сердечные очи? Что сделало нас хладными к Господу Богу, хладными, гордыми, презрительными, безучастными к ближнему? Что делает нас лицемерными, злыми, раздражительными, мерзкими прелюбодеями в сердце? – Чревоугодие, жадность к пище и питью, сласти. Это испытано.
  • Что возбуждает и питает сладострастие плотское и все страсти? – Сласти вкуса, приятная пища и питие, также и табак.
  • Отчего развивается порок сладострастия? – От невоздержанности в пище и питии; от несоблюдения постов.
  • Откуду брани и свары в вас? Не отсюду ли, от сластей ваших, воюющих во удех ваших? (Иак. 4, 1) – Поистине, сласти, особенно сахар, воюют во удех наших. Сахар – это большое искушение для христиан. Это – идол для многих христиан и прежде всех для меня. Мне жалко его большой траты; я готов бы стеречь его, как богач свои сундуки с деньгами, и боюсь за него, как бы его не похитили или лишнее не взяли и не съели, как сребролюбец боится за свои деньги, как бы не украли их. Вот какова прелесть сластей! Если бы не жизнь в обществе, если б не домашние мои, я, кажется, оставил бы сахар и изгнал его из употребления – или же я стал бы сам чрез меру лакомиться им и был бы до него очень жаден. О сласти, сласти! О страсти, страсти! Как вы от Бога отвлекаете сердце! Как вы опутываете и проникаете сердце! – Прилепившись к одному, сердце не может любить другого! Так сласти воюют во удех наших!
  • Беда как сласти воюют во удех наших (ср.: Иак. 4, 1) и как они оскверняют и связывают нас! Меньше как можно надо и есть и пить, и без сласти.
  • Сласти воюют во удех наших (ср.: Иак. 4, 1) страшно. Сам испытал. Сердце чрезвычайно прилепляется к ним, болит ими; жизнь, наслаждение полагает в них; от Бога отвращается, от ближнего, пренебрегает Господом и ближним; не радит о своем спасении и спасении ближних.
  • Враг ежедневно издевается над нами чрез наше глупое пристрастие к земным вещам – к пышному одеянию, лакомым яствам и напиткам, к деньгам, к земному блеску, и отвращает нас, сердца наши, помышления наши от Отца нашего Небесного, от света Его, от любви Его... Мы зарываемся в навоз, как черви, и бежим от Света; прилепляемся к тому, что томит наше сердце, и удаляемся от того, что делает его мирным, блаженным, – или что на время утешает плоть, и потом повергает дух в томление и печаль. Любовь к земному и небесному никогда не могут жить в одном сердце, как любовь к велиалу и Христу, к Богу и мамоне.
  • Сладость плотская и сладость духовная несовместимы в человеке. Потому желающий сердечной, духовной сладости боится вкушать плотских сладостей, чтоб они не изгнали сладости Духа Святого.
  • Если мы усладили себя сластию плотскою в изобилии – то сладость духовная уже не пристанет к сердцу до того времени, как мы несколько умертвим плоть и погасим плотскую сласть. Ибо не может человек двема господинома работати (а в нас эти два господина): или единаго возлюбит (плоть и плотские сладости), а другаго возненавидит (предметы духовные), или единаго держится, о друзем же нерадети начнет. Не можете Богу работати и мамоне (чреву или богатству) (Мф. 6, 24).
  • Если душа свята, то и тело свято, проникаемое душою, как раскаленное железо – огнем. – Душа, оскверненная грехами, сквернит и тело.
  • Замечательно, что любящий обильную и вкусную пищу делается равнодушным и холодным к пище духовной – к чтению духовных, поучительно-назидательных книг, и с развитием вкуса материального вообще теряется вкус духовный; при употреблении множества пищи материальной всего меньше имеешь охоты употреблять пищу духовную, то есть слово Божие, писания святых отцов и молитву. Когда сильна телесная сторона человека, тогда бессильна духовная.
  • Сердце чревоугодника не способно чувствовать силы или истины слов молитвы и Священного Писания или службы Божией: потому что сила и истина слов молитвы и Священного Писания есть Дух Святой, а сердце чревоугодника – плотяно. Не имать Дух Мой <обитати в человецех сих, зане суть плоть> (Быт. 6, 3). Чревоугодники, надеясь больше всего на пищу, лишают себя Духа Божия.
  • Сласти питают и усиливают самолюбие (а не братолюбие) и пристрастие к плоти, леность, изнеженность, неохоту служить Богу и людям. – Опыт.
  • Сласти и пресыщение съедают веру и благочестие или страх Божий и делают сердце грубым и бесчувственным, лживым и непостоянным.
  • Сласти – блуд: избегай их.
  • Сласти, вообще – пища, питье, деньги, одежда, вечера, пляски, театры, журналы – хворост, дрова, огонь, какими диавол разжигает печь плоти нашей, печь нечистых страстей плотских.
  • Чем больше будем любить сласти, чем больше до них будем жадны, тем больше будем холодны к людям и к Самому Богу. Я с боязнию смотрю на того человека, который жаден до сластей и вообще до питья и во время стола ни с кем не говорит, ни на кого не смотрит, – потому что для него приятнее и дороже всех пища и питье: его сердце не к людям обращено, а к пище и питью; он похож на хищного зверя, который косится на подходящих к нему, в то время как он ест, которого не тронь во время терзания им жертвы, у коего не тронь лакомого куска, а то – озлится и, пожалуй, самого тебя растерзает. Так, жадные до пищи и питья обыкновенно бывают скупы и из-за куска, особенно сладенького, косо смотрят на ближнего, сердятся и ссорятся.
  • Чрез жадное наслаждение пищею и питьем входит в душу отвращение от Бога; жадное до лакомств сердце хладно к Богу и к ближнему и дичится Начальника живота своего. – Чтоб душа стала опять чувствовать любовь к Богу, надо растерзать, взбороздить сердце каким-либо великим огорчением: ибо грех, входя сладостию в душу нашу, выходит из нее горечью. (Опыт.) Для того и болезни, разные скорби, беды (пожары), напасти.
  • Сласти и все приятное – огонь плоти. А кто огня желает? Кто к огню прилепляется? – Не бежит ли скорее от него? Так и от сластей надо бежать: ибо они сильно воспламеняют плоть, и диавол чрез них сильно воюет на душу, прилепляя сердце и плоть к земному, все страсти воспламеняя и отревая сердце от Бога и небесного. Стремись к сладостям духовным, в Боге и в богомыслии, в чтении слова Божия, в посте и молитве обретаемым, презирая сладости плотские, приятно щекочущие плоть, но теснящие и попаляющие душу, которая вечно враждебна плоти и которая имеет свои совсем особенные сладости, ощущаемые в самых злостраданиях плоти, и за злострадания, за горести ее многоразличные, даруемые Богом. Якоже избыточествуют страдания Христовы в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше (2 Кор. 1, 5). Егда немощствую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10).
  • Чтобы отучить нашу растленную природу прельщаться временною греха сладостию (Евр. 11, 25), Господь устроил так, что самые приятные чувственные удовольствия, на которые мы с жадностию бросаемся, бывают непременно всегда вредны и по самому свойству их и по причине нашей жадности и неумеренности: таковы все почти лакомые кушания, все приятные напитки; таковы удовольствия сладострастия. Слава благости и премудрости Отца Небесного, всеми способами отклоняющего нас от ниспадения в чувственность или в грубые удовольствия чувственности! – Имеющий душевные очи видети и уши слышати (ср.: Мф. 11, 15; Мк. 8, 18) – да видит все это и слышит. Так, христианин, самый вред от чувственных наслаждений, разрушительных для нашего тела, показывает, что мы не для них сотворены и живем на земле, а для наслаждений высших, духовных, вечных! – Так, в Боге покойся и наслаждайся, душа моя! Вот твое совершенное, безвредное – истинное вечное наслаждение! Ты испытала уже его много раз. А все земные наслаждения прелестны, вредны, преходящи и носят в самом начале своем зародыши тления, лишь только мы коснемся их. Боли и болезни от них служат тому доказательством.
  • Сладости вкуса и чрева непременно отзываются горечью в душе; кратко бывает наслаждение телесное – продолжительна горечь душевная. Почему? По очень простой причине: грех входит быстро и легко, а выходит медленно и туго; входит сладостью, а выходит горечью. Потому-то не нужно прельщаться сладостями чувственными, какие бы они ни были, даже позволенными.
  • Удовольствия чувственные ничтожны тем, что чрезвычайно скоро преходят: несколько минут, положим, даже несколько часов удовольствия – и вдруг нет его; например, удовольствия пищи и пития, и прочее. Ничем так не доказывает ничтожности всего видимого святой апостол Иоанн, как пре-хождением его: и мир, говорит он, преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки (1 Ин. 2, 17). – Апостол Павел говорит: не смотрящим нам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же – вечна (2 Кор. 4, 18). – Итак, не безрассудно ли прельщаться тем, что скоро, скоро пройдет бесследно?
  • Кратковременно, несколько минут продолжается только сласть пищи и питья, а сколько потом мучений терпеть приходится сластолюбцу и именно – мне: много часов, а иногда, пожалуй, и не один день! Какие тяжелые последствия сластей; – а между тем все сласти да сласти ем и пью – и прилепляюсь к ним, и Господа из-за них отвращаюсь сердцем, и ближнего, и души своей. О безумие!
  • Ах! Как страшно и сильно замедляют сласти душевные стопы мои и как затрудняют и останавливают мое путешествие ко Христу, на небо! Сласти – болезнь моя сердечная! Разум и слово Божие требуют, чтоб я презирал их, – а простой, насущный хлеб, укрепляющий сердце человека, считал выше всех сластей. – Замечательно, что чем выше, лучше, приятнее сласть, тем больше привязывается к ней сердце и тем больше жаль ее другим, и тем больше уязвляемся мы от врага, когда пожалеем ее ближнему. Все сласти надо считать за полынь – ради Христа – не потому чтобы они были худы: ибо всяко создание Божие добро, и ничтоже отметно, со благодарением приемлемо (1 Тим. 4, 4), а потому что чрез них сильно прельщает нас враг наш. Они – сети вражии крепкие.
  • Сласти – ложь и дебелость сердца. Доселе меня дурачила привязанность к сластям: и к Богу я был хладен, и к ближнему – враждовал на ближнего за сласти. – Отныне помоги, Господи, этого лестного врага презреть и ни за что считать всякие сладости и ценность их и угождать ими с радостию ближнему. – Даруй мне, Господи, возлюбить неизреченный свет и неизреченную сладость Твоего лицезрения и будущих благ и от тли страстей очиститься. – Буди, буди! (Пс. 40, 14). – Даждь мне неуклонно стремиться к этой цели – к почести горняго звания (ср.: Флп. 3, 14).
  • Холостым людям или и женатым, но ревнующим о жизни целомудренной, надо оставить сласти или как можно меньше употреблять их – для избежания плотской нечистоты или сладострастия и особенно ночных грез. – В противном случае мы сами будем возбуждать в себе огнь сладострастия. Сласти предоставим женатым да детям первых возрастов, но и они должны знать меру.
  • Сласти, умащающие внутренности и приятно их раздражающие, должно в самом ограниченном количестве употреблять: в противном случае они сделают сердце грубым, бесчувственным и недоступным для Божией благодати, которая сама есть духовная масть, умащающая душу. – Почему и преподается новокрещеным под видом мира. Вообще надо бегать чревоугодия и пресыщения.
  • Пищу и питье надо есть и пить только для укрепления своих сил, а не для лакомства, и не есть, когда природа не требует того: многие из нас – и я первый – если не покаются (ср.: Лк. 13, 3, 5; Откр. 2, 5, 22) и не исправятся, будут осуждены за то, что не вовремя ели и пили и таким образом при разуме жили как неразумные животные и омрачали свое неразумное сердце.
  • Не смотри на аппетит или сильное, продолжающееся желание кушать и пить, когда ты уже достаточно ел и пил, – природа наша растлена вся грехом: и вкус, и чрево, и способность к деторождению, и желание соития; и зрение, и слух, и осязание – все, и не надо без размышления во всем следовать ей. Но переставай кушать и пить прежде, чем прекратился аппетит: когда еще хочется есть и пить. Тогда не обременишь себя, своего желудка и сердца, и будешь здрав духом и телом и дольше проживешь. – А с жадностию не имей ничего общего: ешь и пей не с увлечением, а оставляя свободу уму и сердцу призывать или славить имя Господне, или благодарить Господа за Его дары, или размышлению о чем-нибудь полезном или душеспасительном и разговору с сидящими вместе за столом. Пища и питье – не дело, не занятие, а поделье.

Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московском)

 
Епархия

Иваново-Вознесенская и Кинешемская епархия

Епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский ИосифДата рождения: 11 сентября 1964 г. Дата хиротонии: 8 сентября 1998 г. Дата пострига: 1 августа 1991 г.Родился в Рязани в семье рабочих. В 1979 г. окончил восьмилетнюю школу и в том же году поступил в Рязанский техникум электронных приборов, который окончил в 1983 г.

 
У книжной полки

Влюбиться в то, во что раньше только верил

Светлана Ладина

Заканчивается лето. А вместе с ним подходят к концу самые длинные школьные каникулы. Наверняка за это время вы не однажды собирались всей семьей, чтобы вместе с детьми почитать хорошую, добрую книгу. И, думается, среди них непременно были «Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс