Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (641) → Влюбиться в то, во что раньше только верил

Влюбиться в то, во что раньше только верил

№32 (641) / 22 августа ‘11

Светлана ЛадинаУ книжной полки

Заканчивается лето. А вместе с ним подходят к концу самые длинные школьные каникулы. Наверняка за это время вы не однажды собирались всей семьей, чтобы вместе с детьми почитать хорошую, добрую книгу. И, думается, среди них непременно были «Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса. А если нет – стоит исправить это досадное упущение и побывать в удивительном сказочном мире, наполненном евангельскими образами.

За последние несколько лет в наш кинопрокат вышли три более или менее удачные экранизации сказок Льюиса – «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Принц Каспиан» и «Покоритель зари». И все же ни один из этих фильмов не может заменить или, тем более, затмить собой литературный оригинал, создававшийся, в первую очередь, с целью проповеди о Христе. Профессор Оксфорда и Кембриджа, ревностный проповедник христианства Клайв Стейплз Льюис писал свои «Хроники Нарнии» «в обществе, где принято быть христианином… затем, чтобы человек влюбился в то, во что он раньше только верил».

«Хроники Нарнии» состоят из семи книг, в которых волшебная страна Нарния проходит путь от сотворения («Племянник чародея») до Апокалипсиса («Последняя битва»). Любая из этих книг, написанных замечательным языком и не лишенных знаменитого английского юмора, полна захватывающих приключений, интересных читателю любого возраста. Благородство и отвага, вероломство и предательство, покаяние и прощение, вера и верность, борьба добра и зла – все это встретит и переживет читатель в Нарнии. Ему предстоит радость узнавания христианской веры, о которой автор говорит без морализаторства, без тени занудства, – ему предстоит именно «влюбиться в то, во что он раньше только верил». То, ради чего писались эти произведения, не выставлено напоказ, но мудро скрыто. Причем при каждом новом прочтении открываются все новые и новые пласты библейских истин, о которых хотел напомнить автор.

Попытаюсь вкратце рассказать о каждой книге. Первая из них носит название «Племянник чародея». Дело происходит в Англии, накануне Второй мировой войны. Двое детей, Полли и Дигори, оказываются в некоем волшебном мире и становятся свидетелями сотворения страны Нарнии. Ее творит своей песней лев Аслан (Аслан в книге – образ Христа, однако, как предупреждает в статье «Закон Божий и «Хроники Нарнии» о. Андрей Кураев, «…читая «Хроники», полезно вспомнить о Евангелии. Но, читая Евангелие, было бы непозволительно вместо Христа вспоминать Аслана»). В страну, населенную разумными, говорящими животными, сотворенную для счастья и добра, в момент сотворения проникает зло (Белая Колдунья, которая в разных обличьях будет появляться в «Хрониках», олицетворение диавола). И происходит это «благодаря» детям, Полли и Дигори, «дочери Евы и сыну Адама», как величают их здесь. Но им дано и исправить происшедшее. Путь к победе над злом – преодоление искушений, награда – совесть, очищенная деятельным покаянием, и спасение не только самих детей. Вернувшись в свой мир, они приносят волшебное яблоко, которое исцеляет умирающую маму Дигори. Из семечка этого яблока вырастет дерево, которое затем срубят и сделают из него платяной шкаф. И этот шкаф станет «проводником» между нашим миром и Нарнией.

В следующей книге «Лев, колдунья и платяной шкаф» в Нарнию попадают братья и сестры Певенси: Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси. Один из братьев, Эдмунд, поначалу становится на сторону зла, и его последующее раскаяние покупается дорогой ценой: чтобы мальчик остался в живых, ни в чем неповинный Аслан отдает себя в руки Колдуньи, но, убитый ею, воскресает и побеждает зло. С помощью Аслана и других добрых персонажей дети освобождают захваченную Белой Колдуньей страну и становятся в ней королями и королевами. Став уже взрослыми, они неожиданно для себя снова детьми возвращаются в свой мир, где со времени их исчезновения не прошло и пятнадцати минут (время волшебное и реальное текут по-разному).

А о том, какие приключения пришлось пережить четверым правителям Нарнии за время пребывания в волшебной стране, мы узнаем из книги «Конь и его мальчик».

Четвертое по счету посещение Нарнии читатель совершит вновь вместе с Питером, Сьюзен, Эдмундом и Люси Певенси. Дети подросли и повзрослели. Но, если в нашем мире для них прошло несколько лет, в Нарнии минули столетия. За это время страна оказалась в руках коварных тельмаринов. Детям предстоит возвести на трон законного наследника престола, принца Каспиана, и навести в Нарнии порядок, заложенный еще при ее сотворении. Когда свершится все задуманное, дети вновь окажутся в своем мире.

Вернуться в Нарнию еще раз удастся теперь лишь двоим младшим – Эдмунду и Люси. Вместе с ними в волшебной стране окажется их двоюродный брат Юстас. Довольно долго читатель будет негодовать на этого мальчишку и сожалеть, что любимых героев автор наградил столь пренеприятным родственником. Однако после ряда событий и покаянной встречи с самим Асланом Юстас изменится настолько, что каждый сочтет за честь пожать его руку (а заодно и научится не позволять себе выносить суд даже над отъявленным мерзавцем).

Юстас окажется в центре событий шестой «Хроники» – «Серебряное кресло». У него будут достойные попутчики. Выполнить задание Аслана – разыскать и спасти заколдованного принца – им будут мешать враги не только внешние, но и внутренние. В самом конце пути им придется отстаивать и свою веру, знание, что Аслан есть, и свое право жить в соответствии с этим.

Какие бы испытания ни подстерегали героев Нарнии на страницах ее «Хроник», никогда им не доводилось пройти сквозь то, что ожидает их в «Последней битве». Эту битву они проиграют – каждый отдаст свою жизнь за Аслана, Нарнию и друг за друга. Но выиграют нечто большее – потому что в Стране Аслана, куда они попадут после смерти, будут важны не военные победы, но чистота душ, верность дружбы, искренность любви, постоянство веры.

К сожалению, этот краткий обзор «Хроник Нарнии» не отражает ни многогранности нарисованных Льюисом образов, ни увлекательности сюжетных линий, ни глубины смыслов, заложенных в этих семи книгах, которые, как пишет о.Андрей Кураев, «действенны тем, что они не сразу выдают свою тайну: они проповедуют, не наставляя. Читатель сначала влюбляется в автора, в мир его мыслей и героев, а лишь затем начинает догадываться, откуда же берет начало тот свет, который наполняет собою весь объем Lewisland’a. Они написаны с любовью о Книге Любви – о Евангелии».

Рекомендуем книгу

Клайв С.Льюис. Хроники Нарнии


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Духовное наследие

Сластолюбие. Чревоугодие

Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадского

Сластолюбец – человек, удовлетворяющий чувственности. (Церковно-славянский словарь) Сласть – сладость, сладкая пища, лакомство; Сладость – услада, наслаждение, нега. (Толковый словарь В.И.Даля)

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс