Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Угрожают ли европейские псевдоценности православным устоям Молдовы – об этом в программе «Люди Церкви» с митрополитом Кишиневским и всея Молдавии Владимиром.
Владыка, жизнь в Молдове сегодня достаточно непростая. Удается ли вам в этих нестабильных условиях удерживать стабильность церковной жизни?
Добрые всходы
– В Молдове Православная вера посеяна еще в I веке. Когда святой апостол Андрей поднялся по Днепру вверх до Киева, он прошел близ Молдовы и посеял семена Православной веры.
Археологические раскопки и древние пещеры, которые сохранились на территории нынешней Молдовы, говорят о присутствии Православия на нашей земле с древних времен. Но нашей митрополии через год исполнится всего двести лет. На протяжении веков земля молдавская принадлежала то княжествам румынским, то Российской империи. Но еще раз повторю, что несмотря ни на какие трудности в истории, Молдавия всегда была православной.
Даже в советское время, когда большинство монастырей и церквей было закрыто, в Молдавии осуществляли все обряды и церковные таинства. И крестили, и венчали, и дома освящали. Недавний социологический опрос, который прошел в ноябре 2011 года, показал, что люди больше всего в стране доверяют Православию – если говорить в процентном отношении, то это 80%.
– Эти 80% все воцерковленные люди? Ведь когда человек просто говорит, что он православный – это одно, а когда он действительно живет церковной, Евхаристической жизнью – это другое.
– Думаю, если взять в процентном отношении, то тех, кто живет в ограде Церкви, будет 60-65%. Дело в том, что в последнее время не только старшее и среднее поколение посещает церковь – очень много детей дошкольного возраста, школьников. Мы стараемся прививать детям любовь к Церкви.
Они получают вдохновение и благословение дома, у своих родителей. А мы стараемся только помочь им укрепиться в вере – через преподавание религии в школе, через встречи со студентами университетов, институтов. У нас имеется даже в госуниверситете церковь, где православный священнослужитель раз-два в месяц обязательно встречается со всеми студентами – не менее 700-800 студентов бывает на этих лекциях.
– Как с преподаванием религиозным в Молдове? Практикуется ли это в светских учебных заведениях?
– Буквально два года назад мы вышли с инициативой узаконить преподавание основ православной культуры. Хотя Европа не очень благосклонно относится к этому, нам разрешили преподавать религию в школе. Православные священнослужители бывают в дошкольных учреждениях, в школах, вузах. Мы имеем уже специальную программу в 1–4 классах, потом 5–12 классы, есть и необходимые пособия. Надеюсь, что мы добьемся успеха.
Словом и делом
– А как складывается сегодня жизнь на приходах? Удается ли удерживать светскую молодежь, которая приходит по праздникам в церковь, в церковном лоне, совершаются ли для этого какие-то миссионерские действия?
– В сельской местности народ еще более религиозен. В селе все друг друга знают, и, конечно, там существует какой-то стыд, если, допустим, дети и молодые люди не умеют молиться или не умеют креститься. Начиная с самого детства, по селам всегда дети были в церкви, молились дома, молились с бабушкой, дедушкой, с родителями. Тем более в нынешнее время. И я очень горжусь нашей молодежью, потому что в большинстве своем она православная, и мне очень нравится, что они искренне верят. Приходят, например, в церковь молодая девушка или парень, смотришь, по-современному одеты, и думаешь, что они очень далеки от Церкви. И, к радости моей, очень часто бывает, что все наоборот, – они приходят и даже вступают в диалог с нашими священнослужителями, задают очень глубокие религиозные вопросы.
Трудный диалог
– Сказывается ли на положении Православной Церкви в Молдове то обстоятельство, что нынешние власти ориентированы на вступление в Евросоюз? В Евросоюзе же есть свои ценности, которые никак не совпадают с Православием.
– Конечно, нынешние времена немного изменяют положение и нашего народа, и нашей Святой Православной Церкви в Молдове. В последнее время к власти пришли либералы. Но и они вынуждены считаться с тем, что Молдова – очень религиозная страна, очень трудолюбивая. К сожалению, у нас нет никаких полезных ископаемых, никаких других богатств, кроме садов, виноградников, а главное богатство – трудолюбивый народ. К сожалению, сложились такие обстоятельства, что народ Молдовы не находит работы у себя дома. А человеку надо жить. Поэтому он вынужден выезжать работать куда-то за рубеж – в Россию, в Европу. К тому же Евросоюз постоянно предлагает свои услуги. На первый взгляд, это очень хорошо, потому что они как бы заботятся о народе, но вместе с тем, они предлагают нашему руководству другие формы управления, предлагают принять новые законы, скажем, законы о культах изменить, законы по отношению к верующим людям.
Мы стараемся всегда, по мере возможности, вступать в диалог, создавать своеобразные комиссии для дискуссии с руководством правительства, с руководством парламента. Чтобы принимаемые законы были на пользу нашим верующим.
– Удается вам их убеждать? Все-таки приоритеты-то мирские.
– Чтобы их имя не было записано, так скажем, черными чернилами в истории, мы стараемся их убедить, чтобы они все-таки шли навстречу православным верующим.
Во всяком монастыре свой устав…
– Православное образование, развитие приходов, миссионерская деятельность – все это требует средств. Как с финансированием обстоят дела, достаточно ли светских и православных людей, готовых поддерживать Церковь?
– Когда я возглавил Кишиневско-Молдавскую епархию в 1989 году, у нас не было ни одной духовной школы. Мы совершаем богослужения на молдавском языке, используя книги Православной Церкви Румынии. Тем более, что и молдавский язык перешел с кириллицы на латиницу. Но образование наши будущие священнослужители получали, как и я получил в свое время, или в Сергиевом Посаде, или в Санкт-Петербургской, тогда Ленинградской, Духовной академии или семинарии, и, конечно же, в Одесской, потому что самая близкая к нам Одесса. Но, обучаясь на церковно-славянском, на русском языке, они вынуждены были по возвращении совершать богослужения на молдавском языке. Тогда и встал вопрос об образовании в Молдове духовных школ. Вначале мы открыли пастырские курсы, школу для псаломщиков, для регентов. Через пять лет открыли духовную семинарию, спустя еще некоторое время – духовную академию. Сегодня имеем восемь духовных школ. Это школа, семинария-лицей для девушек, семинария-лицей для мальчиков и, конечно, духовная семинария, духовная академия, регентские курсы, псаломнические курсы – все это у нас сейчас есть. Мы издаем литературу, у нас хорошие подготовленные кадры для преподавания в духовных семинариях и в духовной академии. Наши студенты обучались и в Румынии на богословских факультетах, и в Греции, и в Болгарии, и в Америке. И, конечно, мы стараемся, чтобы эти молодые люди (некоторые из них уже приняли священный сан) преподавали в наших духовных школах. Нам это удается, очень много желающих, несмотря на то, что мы не можем рукоположить всех, – каждый год очень большой набор. Кстати, в этом учебном году у нас поступило в духовную семинарию 54 человека, а в духовную академию 76. Конечно, они учатся на контрактной основе, но есть некоторые бизнесмены, которые стараются поддержать. Мы обратились к нашему правительству, чтобы помогли с оборудованием, с компьютерами, с мебелью. Нам пошли навстречу, все это у нас есть. Единственная проблема в том, что мы не имеем своих помещений. Нам дали их просто в бессрочное пользование. Хотим все же нашу духовную школу перевести со временем в один из монастырей Молдовы, с Божией помощью и с помощью наших руководителей надеемся, что это у нас получится, как, скажем, в том же Сергиевом Посаде – и монастырь, и школа.
– Как развивается в Молдове монашеская жизнь, идут люди в монастыри?
– В последнее время идут меньше. В самом начале, в 90-х годах, когда мы массово открывали церкви и монастыри, случалось, что за неделю открывали до двадцати церквей, в монастыри шло больше людей. Но я горжусь тем, что наша молодежь пошла не только в монастыри Молдовы, но и в монастыри России, Украины, Беларуси, в соседней Румынии и в странах дальнего зарубежья их немало. Конечно, хотелось бы, чтобы больше молодежи оставалось в Молдове, но, слава Богу, у нас в каждом монастыре от 20 до 50 человек. Мы никогда не открывали монастырь, пока не собиралось там самое меньшее человек двенадцать, чтобы костяк уже был. Нынче больше идут в общежительные монастыри, но на территории Молдовы имеются еще и коштные монастыри. Это как в Румынии: церковь посреди села, и все село – монашеская община. Они живут в своих домах, поддерживают какое-то хозяйство, но и утром, и вечером идут в церковь на общую молитву. Но мы настраиваемся сейчас больше на общежительные монастыри, и в коштных монастырях стараемся строить новые кельи и жить настоящей монашеской жизнью.
– Богослужебные традиции в монастырях везде одинаковы или разнятся? Есть монастырь в селе Каприяны, и там старцы после Литургии каждый день ходят Крестным ходом. Это очень необычно, я не встречал нигде, чтобы каждый день ходили.
– Дело в том, что в Молдове в монастырях имеются свои обычаи, своя форма одежды, особенно в женских. Монашествующие различаются по головным уборам – с древности такие традиции сохранились. И обходить монастырь принято в большинстве обителей Молдовы. Когда начали монастыри открываться в 90-х годах, чтобы защитить духовно каждый, вечером особенно, обходят весь монастырь с кадилами, с иконами, окропляют святой водичкой, чтобы Господь их сохранил.
– Помощи Вам Божией в Ваших нелегких трудах, пусть Бог хранит Вас и помогает.
– Спаси Господи за нашу сегодняшнюю встречу, и вам Бог в помощь.
Беседа с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Димитрием Смирновым в эфире телеканала «Союз» – Здравствуйте, уважаемые телезрители.
Бог стремится возродить человека семенем слова, семенем жизни. И долг человека – в ответ изменить свою жизнь по образцу Бога Слова, по образцу жизни Иисуса Христа. Если человек следует своему долгу, он начинает отвергать страстные помыслы, страстные движения, начинает ум свой привязывать к словам молитвы, Священного Писания.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.