Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (640) → Пьянство

Пьянство

№31 (640) / 15 августа ‘11

Из трудов святого праведного Иоанна КронштадскогоДуховное наследие

В этой теме:

Духовное наследие
Винопитие
Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадского

Пьянство – винопийство, пропойство, неумеренное питие вина, хмельных напитков.

(Толковый словарь В.И. Даля)


  • Пресыщение и пьянство – добровольно налагаемые оковы, которых не замечаешь, как одеваешь: по причине приятности пищи и питья, – но которые тяжело сказываются, когда уже одеты.
  • С пресыщением и пьянством враг бесплотный входит в сердце человека: это каждый внимательный может ощущать, особенно при благочестивых занятиях. И вот причина, почему с возрастающим пьянством усиливается так страшно наклонность к пьянству (от того, что восстает сила врага над человеком), отчего заметна у пьяниц такая сила, влекущая их невольно к удовлетворению страсти, или внутреннего стремления к вину. У этих несчастных враг в сердце. Чем же изгнать беса пьянства? – Молитвою и постом (Мк. 9, 29). Входит оттого, что люди предаются плотскому образу жизни, чревоугодливости и не молятся; естественно, что может выйти из них от противоположных причин: поста и молитвы.
  • Братия, пьянство – диавольская сеть, диавольская отрава: ибо пьянство губит души человеческие, а вместе с душами и тела.
  • Нет зла столь великого и гибельного, нет врага сильнейшего, как народное пьянство.
  • Пьянство не только есть непотребство, оно рождает массу других пороков и преступлений; оно развращает целые деревни, села, города!
  • Ребенок-идиот оказывается у отца, пившего запоем. Дитя хронически больное, оказывается, было зашиблено в пьяном виде нянькой. Юноша-пьяница оказывается сыном пропойцы-отца, жестоко бившего детей во хмелю... Чахоточная мать – жертва пьяных оргий мужа. Расслабленный «25-летний старец» – герой бесшабашных кутежей. «Нищий-миллионер» – часто бывший мот и кутила, спустивший наследство разгулом...
  • Что еще сказать о пьяной горячке, или о бешенстве пьянства? Пьяница все готов превратить в любимую им водку, все бы продал, променял на водку, а в случае недостатка ее не брезгает всяким, даже прямо ядовитым, смертельным напитком: один пьяница за недостатком водки употребил керосин, и, конечно, умер от него. Боже! Помилуй нас, падших и поруганных ужасно от диавола и от собственного невнимания, маловерия, неверия, лености.
  • Никто еще не родился пьяницей, а сделался им в жизни. Конечно, часто наследственное предрасположение играет роль, но корень и причина зла кроется внутри, в нас самих. Если сила веры властна настолько, чтобы поднять нас со смертного одра, то она имеет достаточно мощи заставить нас пить умеренно, то есть остановиться на той рюмке, после которой мы перестаем носить образ и подобие Божие, приближаемся к животному.
  • Участь пьяниц, застигнутых внезапной смертью:

    Растешет его полма, и часть его с неверными положит (Мф. 24, 51). О пьянстве. Сказать. Пополам растешет, как дерево; две половины в человеке: одна – тело, а другая – душа. Вдруг дому Владыка пошлет ангела немилостивого, как Он и Сам не был к Себе милостив, и будет он [ангел] немилосердо истязывать его душу: хочешь не хочешь – иди вон из грешного нечистого тела. Да куда иди – хотя бы на упокоение от мук пьянства при жизни: нет – на новые, ужасные муки с неверными. Часть его с неверными положит.

    О! Как я изображу состояние пьяниц и прелюбодеев, застигнутых смертию без покаяния! Их души захотели бы воротиться в свое тело, чтоб пожить в нем трезво и целомудренно и заслужить милость Божию исправлением жизни, но не возмогут, страшно стеня будут оплакивать свое безрассудство и злонравие, но позде! А какими очами будет смотреть тогда душа на свое тело, смердящее нечистотою распутства! В жизни настоящей они не видели всего безобразия и отвратительности своего порока, а там он представится как есть, во всем чудовищном своем виде.
  • Если подумаешь, отчего люди часто пресыщаются и опиваются, то невольно овладевает сердцем жалость и скорбь: многие пресыщаются от лакомой пищи, которую они очень любят и которою дольше хотят насладиться, так же как и напиваются свыше меры от пристрастия к известному напитку: приятность напитка подстрекает пить больше, сверх потребности; и вот жадный до удовольствий тянет или быстро осушает чаши и стаканы с приятным питьем, между тем как вскоре чувствует или опьянение или тяжесть всего тела и сердечное окаменение, а впоследствии – боли в желудке, приливы к голове, тупость способностей, особенную тупость и окаменение сердца; многие пресыщаются от того, что не хотят бросить даром или отдать бедным или животным остатков пищи и питья, которые, например, куплены в известном месте и тут же надо их съесть или которых нельзя есть и пить завтра, например, если завтра пост; другие, заготовив много на день кушанья или заварив много чаю, боятся, чтоб все это, оставшись, не испортилось или не пропало даром, как стоящее денег, или купили вина, пива – да много, – стараются выпить разом – нельзя, думают, ведь пришли повеселиться, или угостить других, – так надо пить, не оставлять же, – и вот стараются (уж и старание!) набивать как можно туже в свой желудок, как в какой ящик, или чемодан, или в бочку, или ведро, – как будто набивать таким образом желудок есть приобретение или жизнь для человека! О безумие человеческое! О жизнь не человеческая, а бессловесная и хуже бессловесных! Где разум? Где совесть? Где вера? Где Евангелие? Где сознание благородства и святости своей природы, обновленной Богочеловеком и принятой в единство Божества, или в причастие Божескаго естества (2 Петр. 1, 4)? Где памятование о Пречистых и Животворящих Таинах, которые принимаем мы внутрь себя и соединяемся с Самим Богом? Где памятование о обетах Крещения, о отрицании от сатаны и всех дел его, между коими не последнее место занимают объедение и пьянство (ср.: Лк. 21, 34)? Да помним обеты Крещения... Братия! Будем чаще взирать мысленно на Господа нашего Иисуса Христа, нас ради постившегося в пустыне и не вкушавшего ни пищи, ни питья в продолжение сорока дней и ночей (см.: Мф. 4, 2), и поревнуем о воздержании и посте. Воздержание и пост есть великая христианская добродетель. От всего греховного удержим себя, не от одной пищи и питья.
  • Бегайте пьянства: оно расстраивает телесные силы и душевные способности.
  • Людие Господни, немедленно перестаньте пьянствовать и разорять себя и свои семейства, чтобы не погубить свои души и тела. Именем Господним умоляю вас – бросьте пьянство, и особенно по воскресным и праздничным дням. Дни Господни надо святить воздержанием, молитвою и добродетелью, а не осквернять пьянством, буйством, сквернословием и другими непотребными делами. Не растлевайте же себя пьянством: помните, что ваши тела – нерукотворенные храмы Святаго Духа (ср.: 1 Кор. 6, 19): но аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 3, 17), то есть здесь подвергнет болезням и при кончине самому смрадному тлению, а в будущем веке – вечному тлению в вечном огне. Не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Еф. 5, 18-19). Аминь.

Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московском)

 
Духовное наследие

Винопитие

Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадского

Вина и сикера не имать пити, и Духа Святаго исполнится... (Лк. 1, 15.) Как много значит не пить вина и сикера ! Непитие тесно связано с вселением Духа Святого. Вино, не в меру принятое, человекоубийственная вещь; а человек жаден; это его природная немощь, наследованная от первых людей.

 
У книжной полки

Акафист святой великомученице Анастасии, именуемой Узорешительницей

Светлана Ладина

Сегодня нас с вами ждет знакомство с очередным изданием санкт-петербургского Общества памяти игумении Таисии – думаю, многим запомнилась выпускаемая этим замечательным издательством серия акафистов. Книга, о которой сегодня пойдет речь, относится именно к ней.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс