Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (640) → Акафист святой великомученице Анастасии, именуемой Узорешительницей

Акафист святой великомученице Анастасии, именуемой Узорешительницей

№31 (640) / 15 августа ‘11

Светлана ЛадинаУ книжной полки

Сегодня нас с вами ждет знакомство с очередным изданием санкт-петербургского Общества памяти игумении Таисии – думаю, многим запомнилась выпускаемая этим замечательным издательством серия акафистов. Книга, о которой сегодня пойдет речь, относится именно к ней. «Акафист святой великомученице Анастасии Узорешительнице» содержит и вдохновенное церковное песнопение, и житие святой. Праведница, сохранившая девство ценой мучений, посвятившая жизнь помощи заключенным в темницы христианам и принявшая страдания и смерть за верность Христу, предстает перед нами на страницах этой книги, собравшей и свидетельства церковного Предания, и многочисленные иконописные образы, и молитвы.

Святая Анастасия родилась в Риме во времена гонений на христиан. Ситуацию в ее семье можно назвать классической: отец Анастасии был язычником, мать – христианкой. В вере Анастасию наставлял христианский учитель Хрисогон, и в этом учении девушка преуспевала: «И стала она прилежно читать христианские книги, поучаясь в законе Господнем день и ночь и утверждая свое сердце в любви к Богу. Закончив обучение у Хрисогона, Анастасия стала мудрой и прекрасной девой». После смерти матери отец выдал Анастасию замуж против ее воли за некоего Помплия, происходившего из сенаторского рода и исповедавшего эллинскую веру. Однако Анастасия и в этом «замужестве по принуждению» стремилась остаться невестой Христовой и сохранить девство, и Господь ей в этом помог. За эту стойкость девушка регулярно переносила от мужа-язычника различные истязания.

Дело усугубилось, когда Помплию стало известно, что Анастасия тайно посещает в темнице заключенных христиан и облегчает их страдания. Жестокий домашний арест лишил Анастасию этой возможности, и самым горьким было здесь то, что она оказалась оторванной от своего учителя, который уже два года содержался в темнице и которого она посещала: девушка, как могла, облегчала страдания Хрисогона, он давал ей духовные наставления. Когда Анастасия оказалась в домашнем заточении, им все же удавалось обмениваться письмами. И вот одно из этих писем: «Исповеднику Христову Хрисогону от Анастасии. Помяни меня и помолись за меня, чтобы Господь, ради Которого я терплю муки, принял мою душу. Старица, посланная тебе, расскажет о мучениях моих».

Святой отвечал ей: «Хрисогон – Анастасии. Как свету всегда предшествует тьма и после болезней часто возвращается здоровье, так и после смерти обещана нам жизнь. Чтобы тобой в твоей скорби не овладело отчаяние, ты, непорочная служительница Христова, прилепись всею мыслию ко Кресту Христову и приготовь себя к делу Господню. И когда ты послужишь Христу по собственному своему желанию, то от мучений с торжеством перейдешь в блаженную жизнь ко Христу. Одно море, на котором пускаются в путь челны жизней наших, и с единым Кормчим души наши совершают свое плавание. Корабли одних более крепки и без вреда проходят через волнения, а у других – утлые челны, которые и в затишье близки к потоплению. Близко время гибели тех, которые не думают прийти к спасительному пристанищу».

Этим письмом святой Хрисогон пророчествовал о скорой гибели жестокого мужа Анастасии. И действительно, тот вскоре был отправлен послом к персидскому царю, и морское путешествие в Персию закончилось для него смертью во время бури. Анастасия же получила свободу и могла теперь беспрепятственно посещать в тюрьмах исповедников Христовых и служить им. Вскоре за веру во Христа был замучен учитель Анастасии Хрисогон. Святая была свидетельницей его подвига.

Она продолжала свое служение и, чтобы приносить заключенным как можно большее облегчение, «выучилась врачебному искусству и сама лечила раненых. Не гнушалась она носить на руках тех, которые не могли владеть ни руками, ни ногами, перебитыми или изъязвленными за Христа, – и сама кормила и поила их, омывала их гнойные раны, обвязывала струпья». Примечательно, что, читая это описание, мы обращаем внимание на то, о чем обычно редко задумываемся. Подвиг христианских исповедников заключался не только в том, чтобы принять мучения или смерть на глазах всего народа и остаться верными Христу. Была и такая составляющая этого подвига, как мало кому заметные, но изматывающие повседневные страдания в темницах, когда раны, нанесенные мучителями, болят и гниют, когда не хватает свежего воздуха и просто свободы, когда нападает уныние, одолевают сомнения – все это нашло наиболее полное отражение именно в житии святой Анастасии.

И еще одна особенность подвига мучеников подчеркивается здесь: возможность выбора между спасением души и благами мира сего, которые изощренно и настойчиво предлагают во всем изобилии. Перед этим выбором оказались и сама Анастасия, и вдова-христианка Феодотия, с которой святая Узорешительница познакомилась в Македонии (Анастасия к тому времени побывала во многих городах и странах, где так же, как в Риме, страдали христиане). Феодотия, не прельщенная ни богатством, ни выгодным замужеством, ни даже самой возможностью сохранения жизни, была убита вместе с тремя сыновьями, которые осознанно разделили выбор матери. Анастасия после продолжительных мучений тоже была казнена и с честью погребена христианами. Когда гонения на Церковь прекратились, над могилой мученицы воздвигли храм. Много лет спустя честные мощи святой Анастасии были торжественно перенесены в Константинополь, а в дальнейшем частицы святыни разошлись по всему миру. В частности, пребывают они в Греции на Халкидике, в монастыре у подножия Баварских Альп, на Святой Гор Афон, в хорватском городе Задар.

...Красивая, знатная, богатая девушка могла все эти дарования счесть своими и распорядиться ими так, как принято в мире сем. А она потратила все, что у нее было, на помощь узникам. Слова Христа «в темнице был, и посетили» она исполняла практически всю свою сознательную жизнь, мало того – за возможность исполнения их она принимала тяжкие страдания. Кто-то назовет это фанатизмом и безумием, но для христиан на многие века святая Анастасия, именуемая Узорешительницей, стала примером.


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Духовное наследие

Пьянство

Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадского

Пьянство – винопийство, пропойство, неумеренное питие вина, хмельных напитков. (Толковый словарь В.И. Даля) Пресыщение и пьянство – добровольно налагаемые оковы, которых не замечаешь, как одеваешь: по причине приятности пищи и питья, – но которые тяжело сказываются, когда уже одеты.

 
Юбилей

Две пятерки отца Иоанна

Материал подготовила Лидия Ежкова

Знаменательный юбилей отметил клирик Иоанно-Предтеченского храма города Екатеринбурга, духовник Екатеринбургской епархии митрофорный протоиерей Иоанн Осипович – 55 лет служения Церкви. За плечами батюшки долгая, трудная, интересная жизнь, насыщенная многими событиями, как радостными, богоугодными, так и печальными...

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс