Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (637) → Священник Владимир Стасюк: Особая мера наказания – особая ответственность

Священник Владимир Стасюк: Особая мера наказания – особая ответственность

№28 (637) / 18 июля ‘11

Гость

Беседа с проректором Перервинской духовной семинарии кандидатом богословия священником Владимиром Стасюком в эфире телеканала «Союз»

– Здравствуйте, уважаемые телезрители. В студии Александр Сергиенко. Сегодня у нас в гостях проректор Перервинской Духовной семинарии кандидат богословия священник Владимир Стасюк. Тема нашей беседы – смертная казнь.

За и против

Батюшка, скажите, почему Церковь так обеспокоена этой, в общем-то, социальной проблемой?

– Церковь является Богочеловеческим организмом, и в своей земной части она, безусловно, полностью участвует в бытии этого мира. Поэтому Церковь никак не может удаляться от тех животрепещущих проблем, которые стоят перед обществом и государством. Во все времена Церковь была цементирующим звеном в любом обществе и в любом государстве. Поэтому такой вопрос, как смертная казнь, ее отмена, или, наоборот, продолжение ее применения, безусловно, интересует Церковь.

– А как сейчас обстоит дело с применением смертной казни?

– Известно, что в 1996 году, при вступлении в Совет Европы, от России потребовали отменить смертную казнь на законодательном уровне, и тогда Россия приняла мораторий на исполнение смертной казни, и в течение 15 лет ни одной смертной казни не было совершено в нашей стране; преступников, которых раньше приговаривали к смертной казни, сейчас приговаривают к пожизненному заключению или к заключению сроком на 25 лет.

В ноябре 2009 года Конституционный Суд Российской Федерации высказал свое мнение по поводу того, что с 1 января 2010 года смертная казнь должна быть полностью отменена в связи с тем, что были введены суды присяжных и в последнем субъекте Российской Федерации – в Чеченской Республике. Так что Россия на практике уже 15 лет не применяет смертную казнь. В течение 70-80-х годов прошлого столетия почти все страны Европы отказались от смертной казни; насколько мне известно, единственной европейской страной, в которой сохраняется смертная казнь, является Беларусь. Кроме того, известно, что наибольшее количество смертных казней ежегодно совершается в Китайской Народной Республике. Но эти данные закрыты, и такая организация, как Международная амнистия, в своих ежегодных докладах высказывает лишь предположения о масштабах расстрелов в этой стране. Кроме того, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, некоторые африканские страны сохранили у себя смертную казнь. США – вроде бы, оплот демократии, но здесь есть штаты, где до сих пор сохраняется смертная казнь, и, насколько я знаю из данных Международной амнистии, в прошлом году там казнено 16 человек; в прошлом году два штата отказались от смертной казни. Поэтому, в общем-то, страны мира идут к тому, чтобы отказаться от смертной казни. Согласно документам Международной амнистии за 2010 год, не применяют смертную казнь за все преступления 96 стран, не применяют смертной казни за обычные преступления, но применяют за военные – 9 стран, не применяют смертную казнь на практике 34 страны. Итого, в 139 странах смертная казнь не применяется на практике и за гражданские преступления; применяется смертная казнь в 58 странах.

Здесь надо сказать об отношении современного гуманистического общества, которое считает смертную казнь пережитком прошлого, дикостью, варварством, к этой проблеме. Смертная казнь нарушает право на жизнь, провозглашенное во Всеобщей декларации прав человека.

Как же смотрит на это Православная Церковь? В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был принят документ под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». И одна из его глав посвящена вопросам преступности и исполнения наказания, и три абзаца посвящены вопросу о смертной казни. Интересно, что при обсуждении этого вопроса комиссия во главе с тогдашним митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне Святейшим Патриархом, собралась, и Патриарх зафиксировал тот факт, что необходимо установить учение Церкви, учение Ветхого и Нового Завета, учение Священного Писания по этому вопросу, а не выражать какие-то свои эмоции; потому что изначально всем казалось, что это пережиток прошлого и от этого надо отказаться. И комиссия пришла к выводу, который был сформулирован в тексте этого документа: «Особая мера наказания – смертная казнь признавалась в Ветхом Завете. Указания на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей и отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью, именно поэтому Церковь не оставляет душепопечение о приговоренных к высшей мере наказания. Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике, помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести. Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем, она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительных судебных систем, а наипаче соображения охраны жизни благонамеренных членов общества».

Таким образом, с одной стороны, никаких указаний на отмену смертной казни в Священном Писании и Предании нет, и вся история православных государств, той же Византии, Российской империи, говорит о том, что смертная казнь была всегда. Но, с другой стороны, необходимо все-таки осторожными быть в этом вопросе, потому что могут быть и судебные ошибки.

Государство призвано ограничивать зло

– Батюшка, звонок из Санкт-Петербурга.

– У нас сейчас нет смертной казни, это да, но у нас казнят врачи каждый день, хотя об этом никто не говорит; почему Церковь ничего не предпринимает и молчит о том, что творится в стране?

– В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» есть отдельная глава, посвященная вопросам здравоохранения и медицинской этики. И Церковь напрямую говорит, что необходимо заниматься не только воцерковлением больных, но очень важно и необходимо работать и с медицинскими работниками. Известно, что среди медиков очень много атеистов. Безусловно, Церковь призывает к тому, и сама делает это, чтобы заниматься и с медицинскими работниками, напоминать им о врачебном долге, о том, что есть Бог, Который будет всех судить. А аборты – это разве не смертная казнь? Цинизм и ужас происходящего заключаются в том, что сама мать приговаривает собственное дитя к смертной казни.

Хотел бы более подробно рассмотреть, как Священное Писание Ветхого и Нового Завета относится к смертной казни. В 2007 году в Московском институте управления проходил «круглый стол» по смертной казни, на котором выступали специалисты в области юриспруденции, федеральной службы исполнения наказания, историки, юристы и так далее. Выступали и богословы, были представители Русской Православной Церкви, ислама. Удивительно, что когда в кулуарах было обсуждение, все зафиксировали, что в каждой из этих групп имеются разногласия: одни выступают за смертную казнь, другие против. Разделились и богословы – условно на теоретиков и практиков. Теоретики, в частности преподаватель Московской Духовной академии известный профессор Осипов, говорят о том, что ни в коем случае нельзя отменять смертную казнь, потому что она имеет огромное воспитательное значение и многие преступники признавались, что впервые задуматься о смысле жизни их заставил именно приговор к смертной казни, который они услышали в зале суда. Прекрасным примером является Федор Михайлович Достоевский, который был фактически революционером и которому смертную казнь сменили на каторгу непосредственно перед исполнением смертного приговора. Произошел такой переворот в душе человека, что он стал великим русским писателем и философом, который показал глубину православной идеи и говорил о смысле жизни человека на Земле.

Действительно, если мы посмотрим на библейское повествование, то увидим, что смертная казнь была фактически с момента Великого потопа. В допотопном человечестве не существовало государства и люди жили в состоянии анархии. Библейское повествование говорит о том, что зло возросло настолько, что Бог был вынужден уничтожить это человечество, оставив лишь несколько человек – праведного Ноя и его семью. Именно Ной и его семья, спасшись в ковчеге, явились родоначальниками нового человечества. Именно тогда в Междуречье среди потомков Ноя возникают первые государства, потом Египет и другие древние страны. И смысл государства изначально заключается в том, что оно призвано ограничивать зло, поэтому главнейшей обязанностью государства является казнь преступников. Без этого зло разрастается бесконечно: по своей сути оно агрессивно, и если ему не поставить предел, то поразит все и вся.

Посмотрите, что сказано в Священном Писании Ветхого Завета о смертной казни – есть четкие указания, за что полагается смертная казнь, пожалуйста: «Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, а кто убьет человека, того должно предать смерти» – Книга Левит, 24 глава, стих 1; «А если кто с намерением умертвит ближнего своего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть» – Книга Исход, 22 глава, 14 стих; «Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрет, то он убийца, убийцу должно предать смерти». И так далее. Смысл в том, что ветхозаветной идеей было «око за око, зуб за зуб и смерть за смерть».

В Новом Завете тоже не найдем никаких текстов, которые говорят о необходимости отмены смертной казни. В частности, апостол Павел говорит, что «начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых, начальник есть Божий слуга тебе на добро, если делаешь зло – бойся, ибо он не напрасно носит меч. Он Божий слуга, отмститель в наказании делающему злое» – к Римлянам, 13 глава, стихи 3-5. Апостол Павел пишет о начальнике, похожий текст есть у апостола Петра, о том, что необходимо почитать царя и начальников, которых он посылает. Кто были тогда цари и начальники? Они были язычниками, потому что во времена апостолов Петра и Павла официальной религией было язычество, а не христианство. Тем не менее апостолы повелевают подчиняться начальникам и царю. Здесь выражается принцип почитания государственной власти и вообще принцип иерархичности на Земле – этот принцип берется с небес, ведь на небесах есть иерархия, и переносится на землю. Главный принцип государственности, как я уже сказал, именно в том, чтобы препятствовать злу.

– Батюшка, слушаем звонок из Челябинска.

– Есть такие слова Иисуса Христа из Библии: «Если кто соблазнит одного из малых сих, тому лучше бы не родиться, и лучше было бы ему повесить мельничный жернов и бросить в море» – это о смертной казни слова. Как батюшка прокомментирует?

– Нужно четко понимать, что в этой заповеди говорится только о тех обидах, которые нам лично наносятся. В том случае, когда под угрозу ставится жизнь семьи, рода, общины, общества и государства, есть другая заповедь Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», и именно на этих словах основан христианский патриотизм. Дело в том, что в христианстве есть иерархия ценностей, среди которых ценность жизни одного человека ниже ценности жизни семьи, общества и государства. Заповедь «подставь свою щеку» относится лишь к личным обидам, когда нас кто-то оскорбляет, обижает, и мы должны смириться. Однако и здесь тоже есть предел: если есть опасность смерти, то посмотрите, как себя повел боговдохновенный пророк Давид. Он терпел царя Саула, его гневные нападения в течение долгого времени, но когда он узнал, что Саул хочет его убить, то убежал и скитался по пещерам и пустыням Палестины.

Поэтому в христианстве люди и умирали за свою Отчизну. Если мы возьмем Россию, то увидим, что в течение тысячелетней истории Россия воевала всегда, отовсюду лезли: с запада, с востока, с юга, с севера. И, наверное, нет больше подобных примеров стойкости народа, которые показывали русские люди всю тысячелетнюю историю. Это христианский патриотизм, когда люди отдавали свою жизнь за ближних, за свои святыни, за своих отцов, матерей, жен, за культуру. И это всегда было безусловной ценностью, только поэтому мы существуем, вне этого государство уничтожается: приходит другой народ, устанавливает другую религию, другие правила и другие законы.

Суть каждой цивилизации – религия

– Батюшка, Челябинская область на связи.

– У меня вопрос такой: секты, которые существуют в нашем православном государстве, предусматривают ли возможность смертной казни для нас, христиан?

– Насколько мне известно, во многих сектах, существующих на территории Российской Федерации, смертная казнь, безусловно, отвергается; отвергается и служба в армии, у иеговистов, известно, отвергается переливание крови.

Но мы говорим о жизнеспособности государства. Если бы не было смертной казни, поверьте, России не было бы уже давно. Ведь в чем особенность наказания за тяжкие преступления? Фактически умалчивается, что есть два рода преступлений. Первый – это общие, гражданские преступления. Второй род преступлений – военные. Преступления, когда люди, обладающие государственной тайной, эту тайну раскрывают. И опасность этих преступлений такова, что в военное время вполне возможна гибель государства.

Я говорил на том «круглом столе», что ни в коем случае законодательно нельзя отменять смертную казнь, ибо страх смерти является, безусловно, сдерживающим фактором для преступников.

Вспомним слова Александра III, что у России есть только два союзника – это армия и флот. Западная Европа принадлежит к западной христианской цивилизации, которая имеет свои характеристики, мы принадлежим к восточной христианской цивилизации, у которой свои характеристики, и никогда мы не сможем быть вместе, потому что, как пишут современные специалисты (в частности, известный американский социолог Самюэль Хантингтон в своей книге «Столкновение цивилизаций»), сутью, хребтом каждой цивилизации является религия. Если религия по тем или иным причинам ослабевает или исчезает, исчезает и цивилизация.

Поэтому, изучая этот вопрос, я пришел к мнению, что смертную казнь ни в коем случае нельзя законодательно отменять, ибо ее отмена приведет к постепенному свертыванию и упразднению суверенитета страны. А как мы понимаем, в этом мире есть очень много сил, заинтересованных в том, чтобы исчезли все границы – национальные, культурные, религиозные, государственные, теперь даже половые. Зачем? Ну, понятно, для того, чтобы их капитал мог свободно перемещаться из страны в страну. Тем более, мы можем представить, каким лакомым кусочком являются для наших «друзей» и недругов несметные природные богатства нашей страны.

За всем за этим, конечно, стоит либеральная идеология, в основе которой лежит философия гуманизма. Гуманизм, возникший в эпоху Ренессанса, главной идеей своей выставляет, что человек центр Вселенной, мера всех вещей, а фактически – человека ставят на место Бога. И все желания, прихоти, похоти человека объявляются законными, если они не противоречат интересам других людей, если нет столкновений. И это привело к тому, что человек стал обожествляться на Западе. Если мы, православные восточные христиане, поклоняемся Богочеловеку – Иисусу Христу, то там, на Западе возникло человекобожие. Это выразилось и в культе непогрешимости Римского папы, это выразилось и в духе индивидуализма западных наций: они, утеряв свою истинную веру, потеряли внутреннее единство. Но в любом случае должно понимать, что мы живем в другой цивилизации – восточнохристианской, где основой является православное христианство. И до тех пор, пока этот стержень – вера Православная – будет нас скреплять, мы непобедимы.

– Батюшка, давайте ответим нашим телезрителям. Вопрос от Екатерины: «Будет ли судья, выносящий смертный приговор, перед Богом отвечать за смерть преступника?».

– Мы уже сказали, что в послепотопном человечестве возникает государство, главная задача которого карать преступников, ограничивать зло. Поэтому государство создает и систему принуждения, систему права, чтобы обеспечить справедливость суда. Судья, если он человек верующий, должен очень тщательно взвесить все «за» и «против»: если есть хоть какое-то сомнение в виновности человека, ни в коем случае нельзя применять смертную казнь. А перед Богом обязательно отвечать придется.

– Курск на связи.

– Отец Владимир, как Вы считаете, милосердие выше правосудия? Допустимо ли сейчас проявлять милосердие руководителям нашей страны в отдельных каких-то случаях? Для меня человеческие законы и законы Божии абсолютно разные, а вот наши цари старались совмещать эти законы... Так хочется, чтобы так же было и сейчас.

– Безусловно, в нашем обществе должны быть и милосердие, и справедливость. И в каждом случае, видимо, надо просить мудрости у Бога, в том числе и судьям, – что проявить, милосердие или справедливость. Известно, милосердие проявлялось во все времена, был и остается долг печалования, который русские Патриархи и русские иерархи всегда выполняли и просили государей о помиловании преступников. Это, безусловно, должно оставаться. Кроме того, мы знаем, что среди тех людей, которых даже людьми-то трудно назвать, бывают случаи покаяния перед смертью, поэтому, с моей точки зрения, необходимо оставить смертную казнь, и иногда ее применять, если вина полностью доказана. Но в то же время необходима пастырская работа с этими заключенными, чтобы хотя бы в последние минуты их жизни вырывать их из когтей дьявола и крестить, и принимать покаяние.

– Следующий вопрос: насколько грешен палач, ведь он же выполняет волю и решение судьи?

– Палач беспристрастен, потому что он исполняет то, что взял на себя судья. Но здесь есть и такой момент: палач тоже должен за собой следить, чтобы эти чувства не проникли в его душу и не осквернили его. Мне известно, какая была практика в дореволюционной России и до принятия моратория в нашей стране – палачам после казни давалось определенное время для реабилитации. Потому что убить человека – это непросто, палач обязательно знакомится с делом осужденного на казнь. И он в своей совести приходит в осознание того, что это – действительно злодей. Но, безусловно, если человек верующий, он должен каяться, так же, как и судьи, которые должны приносить перед Богом покаяние после вынесения таких приговоров, чтобы совесть их была чиста.

– Батюшка, есть еще один вопрос – про самосуд: можно ли оправдать перед Богом мать, убившую насильника или убийцу своих детей?

– Здесь речь идет о мести. Дело в том, что отмена смертной казни автоматически приводит к мести, кровной мести. А кровная месть – это вещь совершенно дикая, и важно подчеркнуть, что в кровной мести часто побеждает зло, потому что те, кто боятся, первые наносят удар и уничтожают всех родственников. Как это произошло в станице Кущевской, где убили 12 совершенно невинных человек, в том числе четырех маленьких детей, которые не могли даже дать никаких показаний. Смертная казнь должна сохраняться еще и потому, что никак не допустимо возрождение мести – мы не можем совершать самосуд, иначе придем к полной анархии, поэтому государство с его системами суда и казни абсолютно необходимо.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Владимир Севрюков: Гармония появляется только тогда, когда человек живет в общении с Богом

Беседа с настоятелем Свято-Троицкого прихода города Мирного благочинным Мирнинского благочиния Якутской епархии протоиереем Владимиром Севрюковым в эфире телеканала «Союз»

 
Епархия

Белгородская и Старооскольская епархия

Архиепископ Белгородский и Старооскольский ИоаннДата рождения: 1 сентября 1960 г.Дата хиротонии: 4 апреля 1993 г.Дата пострига: 30 марта 1990 г.День ангела: 23 июня.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс