Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (637) → Протоиерей Владимир Севрюков: Гармония появляется только тогда, когда человек живет в общении с Богом

Протоиерей Владимир Севрюков: Гармония появляется только тогда, когда человек живет в общении с Богом

№28 (637) / 18 июля ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа с настоятелем Свято-Троицкого прихода города Мирного благочинным Мирнинского благочиния Якутской епархии протоиереем Владимиром Севрюковым в эфире телеканала «Союз»

– Здравствуйте, уважаемые телезрители. В студии Александр Сергиенко. У нас в гостях настоятель Свято-Троицкого прихода города Мирного благочинный Мирнинского благочиния Якутской епархии протоиерей Владимир Севрюков. Тема нашей беседы – миссионерское служение в Якутии. Есть свои особенности миссионерского служения, но самое главное – не только рассказывать о Христе, христианской вере, но и жить по-христиански.

Нужно стать своим…

– Да, абсолютно верно. Для меня некий идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, и в первую очередь миссионер, являет один из рассказов в древнем патерике. Христианин однажды нанимался на работу. И работодатель помимо обычных условий – хорошо работать, быть добросовестным, честным и так далее, выдвинул ему еще одно необычное условие: «Я прошу тебя, чтобы в моем доме ты никогда не говорил о своем Боге». Прошел год, второй, третий, и хозяин сам подошел к работнику и сказал: «Друг, расскажи мне о своем Боге, я хочу быть таким, как ты».

И поэтому особенность миссии, особенно среди северных народов, заключается не столько во внешних свидетельствах, сколько в образе жизни. Потому что христианство – это не философская школа, христианство – это школа жизни: оно учит человека, как правильно жить, как не покалечить свою душу, как сделать так, чтобы жизнь твоя была гармоничной. А гармония появляется только тогда, когда человек по-настоящему живет в общении с Богом. Вот это особенно чувствуется в отдаленных уголках нашей необъятной страны, в том числе и в Якутии. Здесь есть люди, которые еще не просвещены светом Христовой веры. Нужно стать своим для них, полюбить их культуру, традиции и, самое главное, нужно выучить их язык.

Так получилось, что основное время своего служения на якутской земле я провожу в западных регионах епархии, где преобладает русскоязычное население. Я начинал свое церковное служение алтарником в городе Ленске, потом некоторое время жил в Якутске, где рукополагался во диаконы, в священники, потом был один из северных поселков Мирнинского района, где я одиннадцать лет прослужил. И вот уже два года служу в городе Мирном. Во всех этих населенных пунктах преобладает русскоязычное население, но и их жителям приходится нести слово о Христе, потому что большинство его раньше просто не слышали – есть у нас в стране определенные населенные пункты, которые в свое время были комсомольско-молодежными стройками, и люди, живущие в них, были вырваны из традиций, не было преемственности поколений. Эти люди не слышали и не видели, как бабушка молилась, потому что они в этот момент уже не жили с бабушкой, в свое время они не получили что-то от своих родителей, потому что, будучи совсем молодыми, уехали из дома, чтобы добывать для страны алмазы. Поэтому этим людям тоже важно нести слово о Христе, слово о Церкви.

– Как коренное население воспринимает особенности христианской веры, ведь его менталитет и уклад жизни подразумевают совершенно другие понятия?

– Вы знаете, по-разному. Честно говоря, мне гораздо интереснее крестить людей из коренных семей, то есть якутов, эвенков, эвенов. Когда я еще был алтарником, крестили чадо одного высокопоставленного руководителя. И в тот момент, когда его крестили, это чадо кричало, прыгало, бегало, его пытались ловить и держать на одном месте, оно вырывалось… То есть ребенок был практически неуправляемый. И буквально через год, когда я уже принял сан, мы поехали в миссионерскую поездку по близлежащим населенным пунктам вокруг Якутска и заехали в одно село, там крестилась семья: отец, мать и двое детей. И меня поразило поведение детей – они встали, и все таинство Крещения, которое проходило более часа, стояли как вкопанные... Здесь есть один очень важный момент. Для человека русского, русскоязычного, Крещение в большинстве своем есть некая дань традиции: предки мои были крещеные, вот и мне надо креститься. Тут часто нет глубинного смысла, уходит самое главное – уходит Христос. А для человека коренной северной нации, того же якута, в большинстве своем, принятие христианства и Крещение это есть смена веры, некий сознательный акт. Поэтому, скажу честно, когда крещу, я получаю больше морального удовлетворения от крещения местного населения.

– Есть такой постоянный вопрос у слушателей, которые якобы из авторитетных источников слышали, что не нужно крестить детей; есть предположение, что эта фраза вырвана из контекста, но, тем не менее, как Вы прокомментируете такое замечание?

– Изначально с подобным утверждением, с подобной практикой мы можем встретиться у протестантов. Большинство нынешних протестантов категорически отвергают саму возможность крещения детей, ссылаясь на слова апостола Петра – одного из его посланий, где апостол говорит, что Крещение есть обещание доброй совести. И эти люди задают вопрос: скажите, а что может сознательно, ответственно обещать Богу младенец, которому несколько дней, несколько недель, несколько месяцев, пусть даже несколько годиков? Если быть честным до конца, конечно, такой младенец ничего не может Богу обещать. Мало того, когда я провожу беседы, я всегда этот пример привожу людям. В таинстве Крещения есть два чина: отречения от сатаны и сочетание Христу, когда священник, который будет соучаствовать в таинстве, с этими вопросами обратится к новокрещаемым. Первый вопрос: «отрекаешься ли от сатаны, всех дел его, всех ангелов его, всего служения его и всея гордыни его?». Если человек готов отречься от всего этого, он отвечает: «отрицаюся». Второй вопрос: «сочетаешься ли ты Христу?». И если человек готов, он отвечает: «сочетаюся». Но вновь повторюсь: эти вопросы адресуются не только к взрослым новокрещаемым, а к новокрещаемым вообще, то есть они адресуются и младенцам, которых держат на руках. Как Церковь выходит из этой ситуации? В данный момент груз этой ответственности берут на себя крестные родители, которые выступают поручителями, ходатаями пред Богом и Церковью за еще несформировавшуюся веру своих маленьких крестников. Конечно, если крестные родители не выполняют своих обязанностей, не выполняют свои функции, то такое таинство Крещения в большинстве своем становится профанацией.

Люди, которых Церковь крестит, у которых есть крестные родители, взрослея, становятся другими – нередко уходят в секты, становятся атеистами. А огромная часть людей просто живет: им не интересны ни Бог, ни Церковь, ни Христос, они ничего об этом не знают. И, конечно, здесь основная вина ложится на плечи крестных родителей. Я вспоминаю слова приснопамятного митрополита Антония Сурожского. Он говорил: «Я не крещу детей из неверующих семей. А если таковые дети вырастут христианами – это будет исключение, если они вырастут по образу и подобию своих родителей – это будет правило». В глубине души согласен с митрополитом Антонием, но пока у меня самого не хватает или духу, или решимости, и поэтому я крещу всех.

Крестить необходимо, потому что именно через Крещение младенец входит в ограду Церкви, именно через Крещение у человека появляется возможность в ограде Церкви пользоваться благами и дарами, которые дает Христос; и если мы лишаем ребенка таинства Крещения, мы лишаем его возможности быть сопричастным Христу.

Социальное служение – не просто обязанность

– Батюшка, как у Вас построена социальная работа, с кем Вам приходится взаимодействовать?

– Взаимодействовать приходится со всеми – с общественными организациями, с государственными структурами, органами управления. В последний визит Святейшего Патриарха Кирилла к нам в епархию, в нашу республику в сентябре прошлого года было подписано соглашение между Русской Православной Церковью и Республикой Саха (Якутия) о социальном партнерстве и социальном сотрудничестве. От одной стороны это соглашение подписал Святейший Патриарх Кирилл, от другой – президент республики Егор Борисов. На основании этого соглашения есть возможность на местах с муниципалитетами заключать подобные договоры. И сейчас у нас в стадии разработки договор между Мирнинским благочинием и муниципальным образованием «Мирнинский район», где будут предусмотрены и определенное социальное служение, и воспитательная, и образовательная, и культурная составляющие. Есть очень хорошие проекты, которые уже не первый год реализовываются. Например, клиросный хор Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря (возглавляет его Михаил Рузанов, замечательный человек), уже не один год приезжает в Мирный, в Ленск, чтобы познакомить людей с богослужебными песнопениями, с русской народной традицией, которая выпестована и взращена именно на христианских ценностях. Подобные концерты имеют огромнейший резонанс, и с точки зрения миссионерской в том числе. Я вспоминаю тот момент, когда служил в Айхале и первый раз готовил концерт этого коллектива, – возникла проблема, как наполнить зал. Нехватки творческих коллективов в Айхале не было, были мощные танцевальные коллективы, которые занимали на федеральном уровне первые места. А здесь на сцене восемь мужчин в черных одеяниях стоят спокойно, поют. Вот как людям, не знакомым с этим пластом культуры, объяснить? Слава Богу, получилось. Один парень, которого я приглашал на концерт, мать его приглашала, так рассказывал после: «Пошел, потому что вас не хотел обидеть, мать не хотел обидеть, хотя и думал: ну что там может быть интересного? Пришел и не заметил, как полтора часа пролетело». И это был настолько мощный миссионерский стимул, что после некоторые люди уже под другим углом зрения стали на Церковь смотреть. Когда сидишь рядышком и видишь, что у человека по щекам текут слезы от того, что он соприкоснулся с настоящей культурой, с настоящей традицией пения, которое существует в Русской Православной Церкви, это дорогого стоит.

Есть, конечно, и другие моменты социального служения. Это и посещение больниц, наркологии, посещение школ. Одна из самых больших надежд нашего прихода – православная гимназия. Во время визита в Мирный Святейший Патриарх Кирилл освятил место и заложил капсулу в основание будущего здания гимназии. Гимназии уже более шести лет, нынче 1 сентября детишки пойдут в седьмой класс. Она общеобразовательная, но в данный момент мы не имеем собственного помещения. Но надеемся, что в 2012 году у нас будет собственное здание. Наши детишки очень интенсивно участвуют в социальных проектах, посещают детский дом, дом для престарелых. Для самих детей это очень важно, в такой деятельности есть некий элемент сострадания и милосердия, которое мы пытаемся взрастить в детских душах. Это, естественно, регулярное посещение богослужений нашими детьми, участие в Исповеди и Причастии.

В городе Ленске у нас есть очень интересный проект «Истоки», который реализуется на уровне муниципального образования «Ленский район» и храма, настоятелем которого является отец Анатолий Астафьев. «Истоки» – это предмет духовно-нравственной направленности, и он очень удачно здесь реализуется. В Ленске на базе одной из школ есть республиканский Центр «Истоковедение», который очень успешно работает. В нынешнем году появился еще один проект, который связан со Свято-Тихоновским православным гуманитарным университетом, в частности – с миссионерским факультетом. К нам приезжают преподаватели и ведут программу, рассчитанную на 2,5 года, для учителей воскресных школ, где им дается богословское образование, которое будет им серьезной помощью в преподавании дисциплин духовно-нравственной направленности.

Основные трудности в Якутии – суровый климат и очень большие расстояния, плохие дороги или полное их отсутствие. Вот у меня рядом населенный пункт Сунтары, а я туда попасть могу только вертолетом или самолетом.

– А там храма нет?

– В Сунтарах есть храм с очень интересной историей. Это единственный храм в нашей республике, который был построен на личные средства одной женщины-предпринимателя, а все остальные храмы строились мощными бизнес-структурами. Хотелось бы выразить огромную благодарность акционерной компании «Алроса» – за последние 11 лет компания построила в республике более десяти храмов, около пяти храмов по сей день оплачивают коммунальные услуги за счет компании. А коммунальные услуги в нашем северном регионе – очень дорогое удовольствие.

– Батюшка, а каково отношение подрастающего поколения к старшим?

– Вы знаете, по-всякому. В отдаленных от цивилизации чисто якутских населенных пунктах сохраняются традиции, и отношение к старшим очень уважительное. К сожалению, у коренного населения есть проблемы, как и вообще у нас в России, с пьянством. Коренные народы очень быстро попадают в алкогольную зависимость. И, конечно, когда молодежь себя не контролирует, о каком уважении к старшим можно говорить? Сейчас в республике действует замечательный закон, когда алкогольная продукция реализуется с 14.00 до 20.00 часов, в другое время купить ее просто невозможно.

– Как я понимаю, не все люди воцерковленные; возникают ли у священнослужителей при общении с ними конфликты, которые выходят, скажем так, за грани разумного?

– Если священнослужитель ведет себя просто, учитывая местную национальную и религиозную символику, тогда все нормально: с коренными жителями нужно просто общаться, просто с ними жить, просто уважать их традицию, их культуру. В любой культуре, в любых народных традициях есть что-то хорошее. И особенность Православной Церкви именно в этом – она никогда не рубила все на корню, а брала народные традиции и воцерковляла их, преображала. Собственно, этим мы и пытаемся заниматься.

Важно общаться напрямую

– Батюшка, Вы упомянули православную гимназию. Сейчас в образовательных государственных стандартах нового поколения, в начальной школе, можно сказать, первым пунктом введено духовно-нравственное образование. Педагоги в недоумении, потому что механизмы и методики воздействия либо пока еще не разработаны, либо еще не дошли до школы, но многие школы уже начинают работать по новым стандартам. Понятно, что есть православная гимназия, окормляемая Вами, а если в целом посмотреть на школы, уже где-то реализуется духовно-нравственное образование?

– Ведется работа в городе Ленске, руководство нашего района тоже заинтересовалось программой «Истоки». Со своей стороны, я стараюсь донести, что это важно и необходимо, и зачем нам изобретать велосипед, когда есть программы, есть опыт учителей, за этим опытом не надо далеко лететь в Москву или Петербург, он рядом с нами – 235 километров. И в ближайшее время будут проведены так называемые августовские педагогические чтения, семинар для учителей школ нашего района, и мне уже обещано, что на этом семинаре одна секция будет посвящена предмету «Истоки». По крайней мере, у руководства района есть желание в самое ближайшее время, хотя бы в качестве эксперимента, в некоторых классах ввести предмет «Истоки», направленный опять же на духовно-нравственное образование, духовно-нравственное воспитание.

– Насколько я знаю, священников в Якутии мало; какие сложности это создает?

– Наверное, как и везде. Когда я принимаю Исповедь и у меня в очереди стоит сто человек, то нет возможности пообщаться с каждым, нет возможности более осознанно принять у человека Исповедь. А когда у этих ста человек принимает Исповедь, скажем, пять батюшек, тогда такая возможность уже появляется. У нас есть еще целый ряд храмов и общин, где нет священнослужителей, поэтому приходится их посещать, при этом оголяя собственные приходы, и на этих общинах нет регулярной церковно-приходской жизни. Другой вопрос – имеется много очень небольших общин, и священник, особенно семейный, в такой общине просто не проживет, так как община по своей малочисленности не сможет финансово его поддержать. Нехватка священников сказывается: мы не можем в том объеме, в котором хотелось бы, реализовывать в том числе и социально значимые проекты, а это и общение, и посещение тюрем, изоляторов, посещение школ, плотная работа с высшими учебными заведениями. Сейчас сделан упор на то, чтобы воспитывать наше духовенство из местных кадров. Именно такую задачу решает духовное училище в Якутске, которое в самое ближайшее время будет реорганизовано в духовную семинарию. Естественно, что те молодые люди, которые будут заканчивать семинарию, будут служить на территории нашей епархии.

– То есть среди молодежи есть стремящиеся служить в церкви?

– Да, такие есть. Но у нас, в западных регионах Якутии, основная масса населения – люди приезжие. К сожалению, подавляющее большинство молодежи старается поступить в высшие учебные заведения, которые находятся за пределами Якутии.

– А в Мирном работа для населения есть?

– Город Мирный – классический моногород: почти 90% населения задействованы на производстве компании «Алроса», которая специализируется на добыче алмазов. Или люди обслуживают ту сферу, которая их добывает.

– Если у вас такая нехватка священников и огромный объем работы, вы, наверное, расставляете приоритеты? Что является первым в социальной работе?

– Если брать наш приход, то, наверное, самое основное в социальной работе – наша гимназия. Следующий приоритет – работа с детским домом, с домом престарелых; воскресная школа, которая существует при нашем храме, сбор вещей для малоимущих граждан.

Мы активно общаемся со СМИ. В Мирном есть телерадиокомпания «Алмазный край», которая вещает практически на всю западную Якутию. Общаемся и с телевидением непосредственно, но более плотно с радио; каждый четверг на его волнах в прямом эфире выходит передача «Христианские истины». В прямом эфире общаемся с журналистом, у всех жителей есть возможность позвонить и задать священнослужителю вопрос. У нашего прихода есть интернет-сайт; помимо тех новостей, которые мы там выкладываем, есть форум. Конечно, он еще не заработал так, как мне хочется, но основной идеей создания сайта все-таки был этот форум как дискуссионная площадка, где бы мы могли найти точки соприкосновения между миром Церкви и светским миром.

– А насколько у вас доступен компьютер?

– Практически, как везде, есть выход в интернет со стационарных систем и с мобильных. По крайней мере, наша молодежь стопроцентно этим охвачена.

– У Вас напряженный график, а есть время просто отдохнуть?

– Честно говоря, времени на какой-то стандартный выходной нет. В прошлые годы старался выезжать на материк, вывозить семью, в нынешнем году не получится. А отдыхать в Мирном я себе не могу позволить – люди знают, что нахожусь в городе, звонят. И у меня язык не поворачивается сказать: простите, я в отпуске, забудьте про меня на месяц. Наверное, здесь для каждого священнослужителя его служение становится образом жизни. Об отдыхе как таковом и не задумываешься, единственно, стараешься для семьи время найти – у меня трое детей, младшая дочка совсем недавно родилась.

– Батюшка, большое спасибо, что Вы нашли время, приехали к нам и рассказали много интересного.

– Спасибо большое, что пригласили.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Церковный календарь

Только в любви способен возрастать счастливым человек

Протоиерей Евгений Попиченко

26 июля – Собор Архангела Гавриила В день Собора Архангела Гавриила вспоминаются и прославляются все его чудесные явления как благовестника тайны Воплощения Сына Божия и служителя домостроительству спасения мира

 
Гость

Священник Владимир Стасюк: Особая мера наказания – особая ответственность

Беседа с проректором Перервинской духовной семинарии кандидатом богословия священником Владимиром Стасюком в эфире телеканала «Союз»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс