Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (636) → Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн: Миссионер должен передавать опыт богообщения

Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн: Миссионер должен передавать опыт богообщения

№27 (636) / 11 июля ‘11

Люди церкви

Беседа с архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном, председателем Синодального миссионерского отдела, в эфире телеканала «Союз»

Сегодня в программе «Люди Церкви» беседа с архиепископом Белгородским с Старооскольским Иоанном, председателем Синодального миссионерского отдела. Ведущий – Олег Петров.

– Здравствуйте, Владыка. В чем суть миссионерской деятельности Православной Церкви?

– Сегодня стоит задача второй христианизации России: мало крестить людей, надо, чтобы они жили по христианским заповедям. Мы крестили в 90-е годы очень много людей. Я вспоминаю эти экспедиции, особенно по Сибири и Дальнему Востоку, когда, скажем, в поселке на Байкале, где никогда не было священника, крестили до полутора тысяч человек одновременно.

Но сегодня миссионерство должно быть другим. Прежде всего, нужно передать опыт богообщения – не просто какие-то интеллектуальные знания, информацию; сейчас масса источников информации – очень много можно узнать о Православной вере, но она должна стать достоянием души человеческой. А это возможно только через опыт богообщения, через создание Евхаристических общин. И поэтому Святейший Патриарх Кирилл благословил, чтобы сегодня практически в каждом населенном пункте или сделать часовню, или оборудовать специальное помещение, чтобы люди обучались и открывали для себя богослужение и через участие в таинствах имели бы опыт богообщения. Причем осознанное участие, а не просто так: я пришел, заплатил деньги – крестите меня...

Необходимо донести до каждого человеческого сердца, что невозможно веровать лишь рассудком, вера принадлежит сердцу, а что касается рассудка – это доказательная база, которая имеет свои аргументы, это достижение человеческого ума, а вера выше.

– Но все-таки вера в некоторых случаях зависит и от доказательной базы. На своем опыте скажу: я не сразу узнал, что Святые Дары именно прелагаются, а не пресуществляются, что изменяется не сущность – способ существования этой сущности, а по вкусу они – хлеб и вино. Но способ существования сущности изменяется, Дары восприемлются лично ипостасью Бога, Плотью Бога, это есть истинные Тело и Кровь. Это рациональное осознание полной веры, которого у меня прежде не было, стало для меня большим приобретением. Конечно, у каждого свой путь к вере. Но как узнать, верует ли человек, чтобы понять, что с ним надо работать миссионерски? Опросы какие-то нужно проводить?

– Тут социологические опросы бессильны. Человек в душе может веровать, но он нецерковный человек. Мы говорим сейчас о воцерковлении, о жизни, наполненной смыслом, который заключен в исполнении заповедей и в познании воли Божией о самих себе. Ведь когда мы рождаемся, Господь ставит перед каждым какую-то задачу. И мы имеем образ Божий – те дары, которые нам дал Бог, и имеем подобие Божие – то есть устремление быть богоподобными. Сегодня многие соглашаются, что есть Бог, но не принимают стремления к совершенствованию духовному как задачу своей жизни. И если это будет задачей, если человек будет через исполнение заповедей совершенствоваться, то совершенно по-другому будут выстраиваться его отношения с Богом, с этим миром, с ближними.

Как научить? Конечно, создается система, которая обучает Православию через школы, катехизаторские курсы, и так далее. Но как передать опыт богообщения? Колоссальная проблема встает перед нами: каким языком передать всю полноту истины, не исказив ее, не принизив? Такой пример приведу. Одного молодого батюшку послали проповедовать в колонии, и он говорит заключенным: «Ну что, братва, пора шмон в душе наводить», – то есть решил говорить с ними на их же языке. А там находились люди, которые были осуждены за экономические преступления; и они батюшке говорят, что и слов-то таких не знают. Это о чем говорит? Человек не знает вообще среды, приходит с какими-то совершенно надуманными представлениями, схемами и пытается эти схемы навязать кому-то.

Так что сегодняшняя задача – распознать основные тенденции развития так называемого «миссионерского поля» России. То есть нужно узнать отношение человека к Церкви, узнать, чего он от Церкви ждет. И исходить из его образовательного, культурного уровня, даже из национальных особенностей. Я помню, однажды с губернатором Чукотки прилетели на стойбище, где чукчи жили. Выходит чукча и говорит: «Ну, что ты привез нам батюшку, однако опять креститься буду…», а на нем майка с надписью на английском языке «Я люблю Америку» – там уже побывали протестанты, которые с камерой снимали это Крещение. И он уже пять – десять раз в своих национальных одеждах принимал Крещение от различных протестантских проповедников. Для них это бизнес, они возвращаются и говорят: «Вот это наша паства, давайте собирать средства для них, и мы тогда наши ценности передадим им»...

Нам очень важно свой язык найти. Например, святитель Иннокентий (Вениаминов), проповедуя среди алеутов, столкнулся с такой проблемой, когда нужно было перевести молитву «Отче наш» на алеутский язык. Алеуты не знали, что такое хлеб, и встала дилемма: или прививать им новое понятие и рассказывать и показывать, что такое хлеб, или заменить это слово. А для них «хлебом насущным» была рыба. И он в молитве «Отче наш» для алеутов на алеутском языке заменил «хлеб насущный» на «рыбу». И это было оправданно, и до сих пор у алеутов существует молитва в переводе святителя Иннокентия, и уже в современном переводе молитва «Отче наш». Но это был совершенно правильный подход, который не разрушал ту картину мира, которая сложилась у алеутов, – это было просвещение изнутри, а не навязывание своих культурных стереотипов.

Наш миссионер должен быть чутким к национальным, культурным особенностям, к образовательным особенностям, даже учитывать возраст необходимо. Тогда только он может донести слово Божие, не искажая его и в то же время не принижая достоинства того, к кому обращается.

– Вы сказали, что главная задача миссионерской деятельности – воцерковление номинально православных. Как тут быть с культурными особенностями? Ведь не национальная, а массовая культура доминирует сейчас среди молодежи, ее стереотипы навязывают и отношение к Церкви. Каков тут должен быть язык?

– Сейчас большинство молодых людей стараются общаться в интернете. И мы очень часто общаемся с блогерами. Блогосфера – особая сфера общения, там есть определенные законы, и ты обязательно должен следовать тем законам, которые эта сеть предполагает. Правильно? Это идет выработка, если хотите, определенной культуры общения. Скажем, Хемингуэй писал стоя, и у него стиль телеграфный, чтобы не утомлять читателя и себя не изнурять. Тот же самый стиль сейчас присутствует в блогосфере, значит, нужно найти такие по аккумуляции духовной силы слова, чтобы в блогосфере они были услышаны.

В этом-то и заключается искусство проповеди. Вспомните: апостол Павел проповедовал и делался для всех всем, для того, чтобы спасти некоторых: с мытарями как мытарь… И эта особенность, так называемая церковная рецепция культуры, должна быть.

Если говорить о подготовке наших миссионеров, то нужно обратить внимание на несколько слагаемых. Это прежде всего хорошая теоретическая база, богословская подготовка. Но и практика – практика диспута. Без нее невозможно сегодня: когда, например, мы сталкиваемся с сектантами, то нужно правильно расставить акценты, нужно обязательно предложить, чтобы диспут шел с лидером этих сектантов и чтобы при этом присутствовали все остальные.

Есть множество разных методов, но мы должны сегодня совершить церковную рецепцию культуры. Любой культуры. В культуре нужно найти то место... как апостол говорил, когда увидел алтарь неведомому Богу: «Я проповедую Бога, алтарь которому вы здесь установили» – все, он нашел место соприкосновения, и уже понятно было – неведомому Богу: они не знали, что Бог есть Дух, и он от этого начал. Он нашел опору, основу.

А если мы начинаем создавать какое-то поле понятийное, чуждое молодежи, кто нас поймет? И еще сегодня многие масштабные усилия не достигают своего результата, количество не переходит в качество. Ведь если даже взять тысячу зайцев и по своему потенциалу они будут одной лошади соответствовать, то они все равно телегу-то не сдвинут, сколько их ни колоти. Должно все от сердца к сердцу идти, но увидеть, оценить ситуацию и найти подходящие слова – большое искусство. Должна быть харизма миссионерская, а не только какие-то рациональные способы.

Приведу для примера один интересный случай – как два семинариста решили проповедовать в глухой деревне. Приехали на поезде, договорились с мужиком, чтобы он довез их на телеге. Едут лесной дорогой, и один другому говорит: «давай, начинай проповедовать, как учили в семинарии». Другой говорит: «нет, ты начинай»… Естественно, возница смотрит: лес кругом, уже темнеет, опасно. Вдруг один из них, вспоминая конспект по гомилетике, говорит: «А вы когда-нибудь задумывались о смерти?». Естественно, этот мужик кнутом своим треснул одного, другого, сбросил с телеги, наподдал лошадям и с криком: «Убивают!» ворвался в деревню. А когда семинаристы к ночи вошли в эту деревню, их все уже встречали с рогатинами и с ружьями. Вот такое миссионерство. А, казалось бы, они начинали диалог по всем церковным канонам, как учили в семинарии.

Так часто бывает в жизни, когда совершенно ни к месту начинаются какие-то споры, недопонимание и неприятие. Это отчего происходит? Оттого, что человек хочет сразу же навязать свое мнение – священник, облаченный в рясу, с крестом, думает, что все его обязаны слушать. Никто его слушать не обязан. И нужно найти правильный тон, нужно расположить к себе тех, кого хотим просветить.

– Отсюда можно сделать вывод, что важны несколько моментов: во-первых, правильно обученные миссионеры, во-вторых, – харизматичный миссионер? Ну, научить можно, а харизма или есть, или нет; соответственно, должен быть отбор миссионеров. Как он производится, и кто этим занимается?

– Лучший критерий отбора – практика. Есть семинаристы, которые, может быть, не имеют блестящих успехов в учебе, но очень располагают к себе народ, и они могут быть значительно успешнее тех, кто учится на одни пятерки. У нас ведь очень специфический народ, люди совершенно по-разному оценивают батюшек, и никогда не поймешь, почему. Скажем, батюшка злоупотребляет спиртным, а народ его защищает. В соседнем приходе образованный батюшка, кандидат богословия, но ничего у него не получается, никто к нему не идет, и даже приход сокращается. Казалось бы, какие-то должны быть тому причины – и не знаешь, какие.

Но, с другой стороны, что касается миссионерского призвания... В книге святителя Иннокентия (Вениаминова) можно прочесть очень интересное замечание. Когда пришло указание из Святейшего Синода, что необходимо из Иркутской епархии, где он служил, послать миссионера к алеутам, то он вспоминает, как его охватило какое-то желание внутреннее, и он как будто бы весь загорелся светом, огнем необъяснимым. И Господь благословил его, исполнилось его желание – он проповедовал среди алеутов. А тот, кто отказался, ссылаясь на слабое здоровье и на здоровье жены, в конце концов был запрещен, отправлен в солдаты и как-то совершенно бесславно погиб. Вот как бывает. Один услышал голос Божий и исполнил волю Божию. А другой благословения Священноначалия не исполнил и закончил жизнь бесславно. Призванность, конечно, есть, и я считаю, что невозможно миссионерствовать, если ты не имеешь любви – во-первых, к тем, к кому ты обращаешь свое слово, и, во-вторых, к самому делу миссионерствования, если ты еще не готов внутренне. Потому что здесь нужно колоссальное терпение, не все так сразу дается. В такое служение нужно вжиться, воспринять, почувствовать пульс людей, которые жаждут слова, но, может быть, это желание у них еще глубоко внутри. Задача миссионера – создать мотивацию обучаться основам Православия.

– Желаю Вам помощи Божией в миссионерских делах.


Смотрите программу «Люди Церкви» на телеканале «Союз»: четверг 02.00, 12.00, пятница 16.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Епархия

Архангельская и Холмогорская епархия

Краткая справкаАрхангельская и Холмогорская епархия учреждена в марте 1682 года. В 1682-1731 гг. именовалась Холмогорская и Важская, в 1731-1787 гг. – Архангелогородская и Холмогорская, в 1787-1799 гг. – Архангельская и Олонецкая, в 1799-1985 гг. – Архангельская и Холмогорская, в 1985-1995 гг. – Архангельская и Мурманская.

 
Духовное наследие

Лень, духовное расслабление

Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадского

Лень – неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству. Расслабленный – параличный, разбитый; болезненный, лишенный власти вольного движенья. (Толковый словарь В.И. Даля)

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс