Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (636) → Архангельская и Холмогорская епархия

Архангельская и Холмогорская епархия

№27 (636) / 11 июля ‘11

Епархия

Краткая справка

Архангельская и Холмогорская епархия учреждена в марте 1682 года. В 1682-1731 гг. именовалась Холмогорская и Важская, в 1731-1787 гг. – Архангелогородская и Холмогорская, в 1787-1799 гг. – Архангельская и Олонецкая, в 1799-1985 гг. – Архангельская и Холмогорская, в 1985-1995 гг. – Архангельская и Мурманская.

В конце 1995 года епархия была разделена на три: Архангельскую, Мурманскую, Сыктывкарскую. 4 февраля 1996 года в Богоявленском кафедральном соборе в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во епископа Архангельского и Холмогорского был хиротонисан архимандрит Тихон (Степанов)...

Современная территория – в границах Архангельской области.

Адрес: 163002, Архангельск, ул. Ильинская, 5
Телефон: (8182) 68-07-73
Факс: (8182) 61-58-08
Web-сайт: www.arh-eparhia.ru
E-mail: arh-eparhia@yandex.ru


Епископ Архангельский и Холмогорский Даниил

Дата рождения: 27 декабря 1960 г.
Дата хиротонии: 11 ноября 2001 г.
Дата пострига: 20 июня 1985 г.
День ангела: 12 сентября

  • Родился в Воронеже. В 1978 г. окончил среднюю школу, в 1979-1981 гг. служил в рядах советской армии.
  • В 1981-1984 гг. обучался в Одесской Духовной семинарии.
  • В 1984 г. поступил в Московскую Духовную академию.
  • В марте 1985 г. принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры.
  • 20 июня 1985 г. пострижен в монашество, 3 июля рукоположен во иеродиакона, 28 августа 1986 г. – во иеромонаха. В 1988 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия.
  • 26 мapтa 1988 г. возведен в сан игумена, 29 декабря 1989 г. – в сан архимандрита.
  • С 19 июля 1988 г. нес послушание благочинного Троице-Сергиевой Лавры.
  • 11 ноября 2001 г. в Москве в Храме Христа Спасителя хиротонисан во епископа Южно-Сахалинского и Курильского.
  • Решением Священного Синода от 24 декабря 2010 года (журнал № 120) назначен Преосвященным Архангельским и Холмогорским.

Образование:

  • 1981-1984 гг. – Одесская Духовная семинария;
  • 1984-1988 гг. – Московская Духовная академия.

Церковные награды:

  • 2010 г. – орден Прп. Серафима Саровского II степени;
  • медали Прп. Сергия Радонежского I и II степени;
  • медаль в честь Албазинской Иконы Божией Матери.

Из истории епархии

Начало распространения христианства на Севере России и в Поморье (Двинской земле) относится приблизительно к концу XIV в. Основную роль в христианизации этих территорий сыграли монастыри (наиболее древние – Архангельский во имя Архангела Михаила и Корельский во имя Свт. Николая Мирликийского – основаны в конце XIV – XV вв.). Приблизительно с конца XIV в. Двинская земля (Заволочье) была подчинена Новгородской кафедре. Со второй половины XV в. восточная часть двинской земли (по Пинеге и Мезени до Печоры), а также основанный в 1584 г. г. Архангельск (Новохолмогоры) входили в состав Митрополичьей (с 1589 г. Патриаршей) области. В 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-84 и 1613-17 гг. двинские земли, входившие в состав Новгородской епархии (по рр. Двине и Ваге), были подчинены Вологодской кафедре.

Проект образования отдельной епархии на Севере России был утвержден на Московском Соборе 1666-1667 гг. Холмогорская и Важская епархия учреждена постановлением Собора 1681-82 гг. В конце XVII в. на территории епархии действовало приблизительно 218 храмов.

Образование отдельной епархии на Севере России было обусловлено и необходимостью усиления борьбы с расколом. Поморские и подвинские земли, входившие в состав Архангельской епархии, со второй половины XVII в. являлись одним из основных районов распространения раскола (Выгорецкие скиты). Полемика со старообрядцами занимала важное место в пастырской деятельности первых епархиальные архиереев.

Сразу после победы советской власти в Архангельске начались репрессии против духовенства епархии.

В 1920-1930 гг., в период расцвета политики «воинствующего безбожия», в Архангельской и Холмогорской епархии проводилась кампания по закрытию храмов. В 1920 г., вскоре после вступления Красной армии в Архангельск, в течение нескольких дней оказались закрытыми все иноверческие и большая часть православных храмов. По состоянию на 1 января 1923 г. в Архангельской губернии были зарегистрированы 29 православных общин. В 1927 г. в Архангельске находилось 17 православных храмов, большинство из них были закрыты и разобраны в последующие годы. Всего в 1918-1933 гг., по неполным и неуточненным данным, было закрыто 247 церквей и часовен.

Основным содержанием антирелигиозной борьбы на Севере в 1920-1923 гг. стало и закрытие монастырей. Так, трагичной оказалась судьба Антониево-Сийского монастыря, на базе которого организована трудовая коммуна из числа монахов, в Благовещенской церкви размещена детская колония. Всего в начале 1920-х гг. в Архангельской губернии было национализировано 16 монастырей.

Активное возрождение церковной жизни Архангельской и Мурманской епархии началось в конце 80-х – начале 90-х годов XX века. Святительские труды Преосвященного епископа Исидора, а затем его преемника Преосвященного епископа Пантелеимона положили начало созданию православных общин в Архангельске и области. В 1988 г. в епархии прошли торжества в честь 1000-летия Крещения Руси.

Возрождается жизнь монастырей. В 1991 г. открыт Артемиево-Веркольский мужской монастырь, в 1992 г. – Свято-Троицкий Антониево-Сийский, в 1995 г. – Иоанно-Богословский женский монастырь, в 1998 г. епископ Тихон освятил архангельское подворье Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. В 1999 г. возрождается жизнь Кожеезерского монастыря, в 2001 г. – Александро-Ошевенского мужского монастыря. С 1991 г., по благословению епископа Пантелеимона, начала издаваться газета «Архангельский епархиальный вестник».

В 1992 г. состоялось перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Архангельская земля – родина святого праведного Иоанна Кронштадтского.

В 1995 г. в Архангельске открыт заочный филиал Православного Свято-Тихоновского богословского института.

В январе 1997 года при епархии создан Отдел социального служения и благотворительности. Трудами сотрудников отдела открыты благотворительные столовые. Совместно с организацией «Норвежская Церковная помощь» оказывается помощь малообеспеченным прихожанам.

На территории области расположено большое число исправительных учреждений. Для более успешного взаимодействия Архангельская епархия и Управление исполнения наказания УВД Архангельской области заключили соглашение о сотрудничестве. В исправительных учреждениях на территории области действуют 2 храма, 2 часовни, в каждом есть молельная комната.

Проповедь Православия находит поддержку в воинских подразделениях. Активно развивается приход в г. Мирный, где проживают семьи военнослужащих крупнейшего российского космодрома «Плесецк». С 1998 года на о. Новая Земля, где расположен полигон ядерных испытаний, образован самый северный православный приход епархии и открыт храм. 1 мая 1998 года, в день памяти преподобных Евфимия, Антония и Феликса Карельских, у стен древнего Николо-Корельского монастыря впервые после 1917 г. епископ Тихон совершил водосвятный молебен. Полуразрушенные монастырские строения ныне находятся на территории ПО «Севмаш» г. Северодвинска.

С 1996 г. возобновлено издание газеты «Архангельский епархиальный вестник», с 2000 г. издается газета Антониево-Сийского монастыря «Духовный сеятель».

В декабре 2001 года открылся официальный сайт Архангельской и Холмогорской епархии.


Святые архангельской земли

  • Святитель Стефан Пермский. 1340 – 1396; память – 26 апреля/9 мая; в Соборе Вологодских святых – 3-я Неделя по Пятидесятнице.

Святителя Стефана Пермского особенно чтят жители Коми, однако и в Архангельской епархии почитают его, помня, что апостольская проповедь святителя начиналась на архангельской земле и именно на ней он возвел первый православный храм для местных жителей.

  • Преподобный Кирилл Челмогорский (†1368); память – 8 декабря/21 декабря; в Соборе Карельских святых – 21 мая/3 июня.

Память преподобного Кирилла Челмогорского больше всего почитается на Каргопольской земле, где стояла основанная им Кирилло-Челмогорская обитель.

  • Преподобные Савватий, Герман и Зосима Соловецкие. Память преподобного Савватия – 27 сентября /10 октября, преподобного Германа – 30 июля/12 августа; в Соборе Соловецких святых – 9 августа/22 августа; в Соборе Карельских святых – 21 мая/3 июня.

Преподобный Савватий, Соловецкий чудотворец, наряду с другим угодником Божиим – преподобным Зосимой, считается основателем величайшей святыни архангельской земли – Спасо-Преображенской Соловецкой обители.

  • Преподобный Антоний Сийский. Память – 7 декабря/20 декабря; в Соборе Карельских святых – 21 мая/3 июня; в Соборе Новгородских святых – 3-я Неделя по Пятидесятнице.

Преподобный Антоний – основатель Свято-Троицкого Сийского монастыря.

  • Священномученик Арсений, митрополит Ростовский. 1697 – 1772; память – 28 февраля/12 марта.
  • Преподобный Иов (в схиме Иисус) Соловецкий. 1635 – 1720; память – 6 марта/19 марта; в Соборе Соловецких святых – 9 августа/22 августа.
  • Праведный Иоанн Кронштадтский. 1829 – 1908; память – 20 декабря/2 января.
  • Священномученик Николай (Родимов). 1856 – 1938; память – 28 декабря/10 января.
  • Преподобномученик Никон Оптинский. 1888 – 1931; память – 25 июня/8 июля.
  • Священноисповедник Лука, архиепископ Крымский и Симферопольский. 1877 – 1961; память – в Соборе Курских святых – 29 мая/11 июня.

Соловецкий монастырь

Основатели обители

В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от Северного полярного круга.

В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигают Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобные Савватий и Герман прожили шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему».

Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Таин, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу.

Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Житие повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой, построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь.

Преподобный Зосима стал игуменом обители, после того как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове.

В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне.

Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.

В 1479 году преподобный Герман отправился в Новгород по делам монастыря. На обратном пути он почувствовал близость кончины, причастился Святых Таин в обители Святого Антония Римлянина и мирно предал дух свой Богу. Ученики хотели привезти его тело в монастырь, но из-за распутицы на дорогах вынуждены были совершить погребение на берегу реки Свири в веси Ховроньиной. Спустя пять лет (в 1484 году) при игумене Исаие мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель.

С Божией помощью

Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычева), избранного в 1548 году монастырским собором и возведенным в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием.

Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря – святых Зосимы и Савватия. Благодаря образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озерами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведен железный промысел.

В 1765 монастырь становится ставропигиальным, то есть переходит под непосредственное подчинение Синоду. В монастыре процветали ремесла: он владел солеварнями, кузницами, монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Наряду с Кемью Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость с гарнизоном и артиллерией.

В XVI–XVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах). Позднее, в 1854 году, монастырь был атакован тремя английскими кораблями. После девятичасовой канонады, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьезным разрушениям (что отчасти объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел – бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна), англичане вынуждены были оставить монастырь в покое.

С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой.

Новое время

В 1920 году монастырь был окончательно ликвидирован: приказ о ликвидации отдал знаменитый северный большевик, участник гражданской войны, архангелогородец М. С. Кедров (расстрелян в 1941 г.). Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были реквизированы.

В 1920 году на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек. В 1923 был учрежден Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения – СТОН, расформированную в 1939. Значительную часть заключенных составляли т. н. «политические» – духовенство, офицеры белого движения, дворяне, эсеры, интеллигенция.

В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и по возобновлении монашеской общины.


Святыни

  • Крест-распятие с камнем горы Голгофы
  • Икона святителя Николая Чудотворца

К празднованию 100-летия основания Никольской церкви община Никольского храма приобрела образ святителя Николая Чудотворца современного письма с клеймами, на которых запечатлены эпизоды из жития святого и наиболее известные его чудеса.

  • Икона Архистратига Михаила

Икона в Свято-Илиинском кафедральном соборе – Архангел Михаил с видом Архангельска. В правом нижнем углу иконы надпись: «Написася сей святой образ 1741 года. Труды кеврольца Григория Попова».

  • Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» в Воскресенском храме острова Ягры

В 1995 году при разборке Воскресенского храма в деревне Солза была обнаружена спрятанная в полу алтарной части храма икона. Это была икона Божией Матери «Знамение». Событие воодушевило православных людей продолжать работы по переносу храма на остров Ягры. Икона воистину была знамением, свидетельством благословения Божия на духовное возрождение Поморья.


Web-сайт Архангельской и Холмогорской епархии: www.arh-eparhia.ru

 
Гость

Священник Александр Мелин: Только сорняки сами растут…

Беседа с клириком храма Преподобной Евфросинии, Великой княгини Московской, в Котловке священником Александром Мелиным в эфире телеканала «Союз»

 
Люди церкви

Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн: Миссионер должен передавать опыт богообщения

Беседа с архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном, председателем Синодального миссионерского отдела, в эфире телеканала «Союз»

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс