Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (634) → Всегда – служение

Всегда – служение

№25 (634) / 27 июня ‘11

Люди церкви

Беседа с вице-президентом Ассоциации ветеранов подразделений антитеррора «Альфа» Сергеем Поляковым

Старец Илий, святитель Тихон Задонский, икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, Патриаршие грамоты… Это кабинет священнослужителя? Нет. В программе «Люди Церкви» – вице-президент Ассоциации ветеранов подразделений антитеррора «Альфа» Сергей Андреевич Поляков. Ведущий – Олег Петров.

– Сергей Андреевич, Вы много лет провели в подразделении «Альфа», боролись с террористами, сталкивались лицом к лицу со смертью. И каким-то удивительным образом стали вдруг церковным человеком. Как это произошло?

– Конечно, служба в спецподразделениях и те испытания, которые выпали на мою долю за 24 года этой службы, стали определяющими в том, что я воцерковился. Потому что нагрузки, особенно в последний период моей службы, были запредельными. И уже задним числом я пришел к выводу, что если бы не вера, не помощь Божия, не знаю, смог бы я выдержать все, что пережил за последние годы.

– Но все-таки деятельность бойца спецподразделения непосредственно связана с убийством: «или ты, или тебя», по-другому нельзя. Перед лицом смерти, когда тебя могут убить, когда ты можешь убить, какой тут религиозный выбор бойца спецподразделения: пожертвовать своей жизнью ради жизни другого, не убить, или пожертвовать чужой жизнью ради защиты и выполнения своего долга? Эта дилемма не вставала перед Вами как перед церковным человеком?

– Она не стояла и тогда, когда я был нецерковным человеком, и тем более не вставала тогда, когда я стал церковным человеком. Потому что удивительна судьба самого подразделения, которое было создано 29 июля 1974 года – оно тогда называлось «Группа «А» КГБ СССР». Не знаю, каким образом нашими предшественниками была создана такая атмосфера, когда у сотрудника совершенно не возникало мысли, что он будет участвовать в убийстве. Во главу угла ставилось прежде всего служение, выполнение основной задачи: спасение людей, попавших в критическую ситуацию.

– Вот такая ситуация, как «Норд-ост» – врываются бойцы спецподразделения туда, где находятся отравленные газом шахидки, и в лоб убивают людей; это долг, без этого нельзя. Но все-таки, как уже церковный человек осознает все происходящее? Психологический барьер преодолевается за счет чего? Осознание долга?

– В подразделение подбирают сотрудников, которые проходят очень серьезное сито, в том числе не только в профессиональном и физическом, но и в нравственном и психологическом планах. Человек приходит с определенным порогом психологической устойчивости, и когда он попадает в атмосферу мужской дружбы, коллективизма, взаимовыручки, то многие качества шлифуются. И с учетом того, что подразделение свято хранит традиции, заложенные первым поколением, ветеранами нашего подразделения, у сотрудника, когда выполняется задача, нет мысли, что он будет сейчас кого-то убивать, – он идет в первую очередь спасать жизнь нашего гражданина, который нуждается в помощи.

– В освобождении заложников в Театре на Дубровке Вы не участвовали?

– Я непосредственно участвовал в этой операции. Не надо думать, что террористы находились в таком состоянии, что их взяли голыми руками. В зале находилось гораздо меньше террористов, чем их было в здании, и сотрудники «Альфы» и «Вымпела» провели очень серьезный бой: террористы оказали ожесточенное сопротивление.

– В Буденновске Вы принимали непосредственное участие в операции. Что там было?

– На тот период я исполнял обязанности начальника Первого отдела Управления, и мы уже проходили службу совершенно в другой структуре, не в ФСК, а в Главном управлении охраны. Но с учетом того, что у нас был очень серьезный опыт по борьбе с терроризмом, наше подразделение направили в Буденновск как раз для выполнения основной задачи – освобождения заложников в больнице.

– И там произошло то, что произошло.

– Необходимо отметить, что такого масштаба террористического акта в мире никогда еще не происходило. И мы являемся живыми свидетелями того, что произошло невероятное, так же, как и в Беслане. Это все не поддавалось человеческому объяснению.

– А что заставило Вас обратиться к Церкви, к Богу? Ведь это произошло там?

– Это произошло именно там. Потому что я своими глазами убедился в том, что только Господь в той ситуации мог помочь. В основном заложники остались живы, и мы понесли минимальные потери – потеряли трех сотрудников: Владимира Соловова, Дмитрия Бурдяева и Дмитрия Рябинкина, 21 сотрудник получил ранения, но быстро все встали в строй.

– Насколько мне известно, в Буденновске было нечто, с именем святого связанное...

– Об этом мы узнали уже после того, как все произошло. Тогда и поняли, что действительно без помощи Божией операция по спасению людей не могла бы пройти так хорошо. Ведь сотрудников, участвовавших в освобождении заложников было намного меньше, чем прекрасно вооруженных террористов, которые находились в стенах больницы и прикрывались заложниками. А мы должны были по открытой местности подходить к зданию и освобождать заложников. Задача была очень непростая.

Оказалось, на месте, где находится больница, несколько веков назад произошло историческое событие. Здесь был убит один из первых русских святых – святой благоверный Великий князь Михаил Тверской, потом на этом месте был построен монастырь, а на месте монастыря после революции построили больницу. Таким образом, Михаил Тверской через века пришел нам на помощь.

– Именно после случая в Буденновске произошло Ваше воцерковление?

– Воцерковление произошло уже после Буденновска, тем более что почти сразу же была такая же масштабная операция по спасению заложников в поселке Первомайском, это в Дагестане, когда Радуев таким же образом захватил сначала больницу, а потом пытался с заложниками выехать на территорию Чеченской Республики.

– Как строилась Ваша церковная жизнь в те годы, ведь Вы еще оставались руководителем спецподразделения? Вы принимали Тело и Кровь Христовы, а приходилось возвращаться в этот ад.

– Этому способствовали и другие обстоятельства. Так случилось, что в 2000 году я с группой наших сотрудников обеспечивал безопасность Его Святейшества Алексия II в Иерусалиме, когда все Православные Патриархи, руководители православных государств всего мира собрались на 2000-летие Рождества Христова. И эта поездка, наверное, закрепила первые ростки, и уже другого пути, кроме воцерковления, наверное, просто не было.

– В чем сегодня состоит Ваша церковная жизнь?

– Церковная жизнь сегодня состоит, наверное, из двух служений. Я по-прежнему служу своему подразделению, пусть не в прямом смысле, с автоматом в руках, а активно участвую в духовной жизни подразделения. Во-вторых, непосредственное служение в том храме, где я пришел к Богу. Это храм во имя Святителя Николая в Хамовниках, в котором находится чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Споручница грешных», и в храме-часовне, который построен в честь чудотворной иконы «Умягчение злых сердец» в поселке Бачурино Ленинского района Московской области. Уже десять лет я нахожусь рядом с этим образом, неоднократно приходилось с ним вылетать в различные епархии Российской Федерации. Это служение как раз и приносит огромную помощь и поддержку и подразделению, и мне.

– Вам приходится по долгу службы общаться с молодыми бойцами подразделения?

– По долгу службы как вице-президент работаю с молодежью, которая только-только пришла в подразделение, и с теми, кто впоследствии придет. У нас есть шесть именных школ, более десятка военно-патриотических клубов, в том числе и православных клубов. Есть такой клуб в городе Челябинске, клуб «Воин», который был открыт по благословению Его Святейшества Алексия II. И в настоящее время он носит имя погибшего в Беслане сотрудника Александра Перова.

– Молодые бойцы спецподразделений сами ведут церковную жизнь, или, как множество у нас людей, просто считают себя православными?

– Могу сказать, что когда я только пришел к вере, со стороны и подчиненных, и руководителей сначала было недопонимание. Сегодня могу сказать, что многие из тех, которые поначалу с непониманием относились к моей церковности, намного глубже уже воцерковились.

Молодежь к нам приходит разная, и все зависит от того, кто из наших новых бойцов какое училище заканчивал, где проходил службу. Потому что у нас есть категория сотрудников, которые пришли сразу после окончания военных училищ: это и Рязанское воздушно-десантное, и Новосибирское училище спецназа, и пограничные училища. А в разных коллективах разное отношение и к вере, и к сотрудникам, которые стали верующими. Если в Рязани девиз училища «Мы – русские, и с нами Бог», то в других училищах по-разному. Но после каких-то серьезных испытаний, после боевых командировок, бойцы делают уже какие-то переоценки. Конечно, по-разному они все воцерковляются, но воцерковляются.

– Вы несете светлую миссию духовного просвещения бойцов спецподразделений, это Богом данный Вам путь. Но есть ли священники в этих подразделениях? Если да, то сколько, и сколько нужно, чтобы действительно бойцы этих спецподразделений воцерковлялись как можно полнее?

– Что касается необходимости военных священников, капелланов, то есть уже и практические решения. По большому счету, к концу текущего года на Северном Кавказе во всех воинских частях должны быть военные священники. Мы очень хорошо знакомы с протоиереем Димитрием Смирновым, у нас настоящая дружба. Он молится за наших ребят, когда они улетают в боевые командировки, всегда восторженно принимает наши победы. В этом плане полное понимание, и я могу сказать, что и командиры спецподразделений, и не только в нашей структуре Федеральной службы безопасности, но и в структурах министерства обороны, понимают, что без духовного окормления очень сложно в наше время правильно воспринять и пережить то, что сваливается на плечи молодых спецназовцев. По-моему, в каждом спецподразделении должен быть священник. В первую очередь те, кто имеют за плечами такой же опыт.

– А Вас Господь не зовет на священническую службу?

– Как старцы говорили, бегать от священства... Наверное, всему свое время, и когда Господь призовет на это место служения, думаю, что с удовольствием буду выполнять это благословение.

– Как живется сегодня ветеранам спецподразделения «Альфа», заботится ли о них государство, довольны ли Вы своей жизнью?

– Вообще, я считаю, что наши ветераны, наверное, самые счастливые люди на Земле. Потому что Господь им дал такое благословение – они прошли необыкновенное служение. Наша ассоциация является образцом сплоченного сообщества. Это помогает сохранить все, что мы накопили, передать подрастающему поколению и решать посильные задачи в оказании помощи ветеранам и семьям погибших.

– Есть ли какие-то совместные проекты по работе с молодыми бойцами спецподразделений у ассоциации ветеранов и Русской Православной Церкви?

– Такая работа ведется, многие сотрудники на местах очень активно помогают в восстановлении храмов, в воспитательной работе в кадетских классах и школах. Может быть, не совсем все получается с точки зрения организации.

– Как Вы считаете, помогло бы, если бы православная идея работы с воинами спецподразделений, их воцерковление были поддержаны на государственном уровне?

– Вопрос непростой. С одной стороны, понимание есть на всех уровнях руководителей министерства обороны и других силовых структур, и где-то в этом уже преуспели. Допустим, если взять Ракетные войска стратегического назначения, – я считаю, что там в полной мере это все решается. Потому что это прививается выпускникам академии на уровне 1-3 курсов, и они даже получают благословение Святейшего на службу по выпуске из академии. Конечно, если бы была такая общегосударственная программа, тогда в день 21 ноября, когда все православные отмечают большой светлый праздник Михаила Архангела, в Архангельском соборе просто не хватило бы места, чтобы там разместились наши генералы. К сожалению, это пока не так. Конечно, есть очень большая необходимость, несмотря на то, что у нас государство многоконфессиональное, проводить широкую работу на государственном уровне. Это принесло бы очень большую пользу и государству, и обществу, и непосредственно людям, которые открыли бы свои сердца для веры и впустили бы в свое сердце нашего Господа Иисуса Христа.

– Слава Богу, что у нас есть такие подвижники-воины, такие ветераны, помощи Божией Вам на этом сложном пути. И спасибо за откровенный разговор.


Смотрите программу «Люди Церкви» на телеканале «Союз»: четверг 02.00, 12.00, пятница 16.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Епархия

Благовещенская и Тындинская епархия

Из истории епархииБлаговещенская епархия фактически была образована в 1858 г., хотя до 1870 г. продолжала именоваться Камчатской, Курильской и Алеутской, а до 1899 г. – Камчатской и Благовещенской. С середины 1930-х гг. по причине гонений на Церковь епархия лишилась архипастырского управления и была восстановлена 28 декабря 1993 года.

 
Святыни родного края

По тропе святого Симеона

Совершить путешествие по святым местам журналистов уральских СМИ пригласили Уральское православно-патриотическое общество во имя Святителя Николая Чудотворца, занимающееся восстановлением Симеоновой тропы, областное министерство культуры и туризма и администрация Верхотурского городского округа.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс