Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с настоятелем храма Преподобной Евфросинии, Великой Княгини Московской, в Котловке протоиереем Алексием Ладыгиным в эфире телеканала «Союз»
– Здравствуйте, уважаемые телезрители. В студии Александр Сергиенко. У нас в гостях настоятель храма Преподобной Евфросинии, Великой Княгини Московской, в Котловке протоиерей Алексий Ладыгин. Тема нашей беседы – глобализация и универсализация. Отец Алексий, давайте разберемся, что это такое.
Губительный стандарт
– Очень интересная тема, ведь в этом мире много и сторонников, и противников глобализации. Глобализация – это объединение политических, экономических, языковых, культурных процессов, происходящих в мире. В отношении экономики и политики универсализация – придание этим процессам особого колорита, лучше сказать – попытка подогнать под стандарт. И этот стандарт будет обязательным для развитых стран.
То же и в культурном отношении. Универсализация в области культуры происходит во всем мире, причем не учитываются культурные традиции многих народов, особенно малых. Явственно виден процесс глобализации на примере Европы, где происходит объединение экономик, политических интересов, стираются границы. Выработана единая валюта, распределены некоторые функции в экономическом пространстве, каждая страна имеет определенное направление: кто-то занимается промышленностью, кто-то сельским хозяйством, кому-то выделяют сырьевую направляющую или делают какое-то государство сырьевым придатком, как Российскую Федерацию. С моей точки зрения, здесь больше негативных процессов, нежели положительных. И эти негативные процессы мы можем видеть и в экономике нашего государства, хотя бы на примере сельского хозяйства. Коль определена была для Российской Федерации роль сырьевого придатка, то мы не должны заниматься сельским хозяйством, а, продавая свое сырье, должны закупать, например, продукты питания в других странах. И если выполняем эти условия, тогда становимся частью этого глобализированного мира; если не выполняем, то не можем быть этой частью. Но мы видим в настоящее время, что правительство наше выполняет эти требования полностью. В угоду глобализации мы забросили свое сельское хозяйство, занимаясь только выкачкой полезных ископаемых, которые потом продаются в другие страны.
– Огромное значение для жизни любого человека имеет отечественная история. Что станет с традициями страны, которая полностью попадет под власть глобализации, можно ли будет сохранить свой внутренний культурный уровень?
– Нет, конечно, его нельзя будет сохранить, он отойдет на задний план. Это будет «не модно, не современно» и на него не будут обращать внимания. Потому что модными и современными становятся те идеалы, которые вырабатываются в глобализированном мире. Не случайно люди, живущие в разных уголках мира, одинаково одеваются. Если раньше был национальный колорит, свои национальные одежды, согласно культуре, традициям, то сейчас одежда почти для всех одинакова. То же и в культурном отношении – везде смотрят одни и те же американские фильмы, везде слушают одну и ту же, американскую в основном, музыку или музыку из Великобритании, везде распространяются одни и те же популярные книги – тот же «Гарри Поттер».
Сейчас страдают и языки, ведь происходит языковая универсализация. Везде и всюду присутствует английский язык, и национальные языки, даже очень сильно развитые – русский, немецкий, французский – уходят на задний план. Кроме того, языки насыщаются различными английскими выражениями, засоряются, так что скоро мы можем не увидеть настоящего национального языка.
Так же дело обстоит и с религией. Сейчас в мировом масштабе поставлена задача свести на нет влияние той религии, которую веками сохраняли и исповедовали те или иные народы. На первый план ставятся другие ценности – толерантность, терпимость.
– Батюшка, послушаем звонок из Самары.
– У меня не вопрос, а реплика. Неужели наше руководство не понимает, что мы теряем свою самобытную культуру? Вы посмотрите, во времена Советского Союза по радио передавали народные песни, фольклорные коллективы выступали, а сейчас одна американщина идет, и культура размывается...
– Я думаю, что большинство чиновников все понимает, но в угоду некоему «общему экономическому прогрессу» поступается этим, хотя есть масса очень негативных сторон этого экономического развития. Что мы видим? Вначале подъем в том или ином государстве, потом с целью наживы и приобретения больших денег производство из одного государства переносят в другое, где более дешевая рабочая сила. Сначала развитые страны поднимаются, а потом опускаются за счет того, что это производство переносится. Качество, конечно, не то уже этих товаров – вспомните, насколько качественной была техника, когда она производилась непосредственно на Западе, а когда это производство перенесли в Китай, мы увидели, что качество такого товара оставляет желать лучшего.
Как противостоять приходу антихриста
– Звонок из Белгородской области.
– У меня такой вопрос к отцу Алексию: Вам не кажется, что глобализация – это прямая дорога к тому, о чем пишет святой апостол Иоанн в своем Откровении? Сейчас на Западе грех возведен в ранг нормы...
– Мы рано или поздно должны были подойти к этому вопросу. Конечно, объединение всего воедино и под одно начало – это исполнение Апокалипсиса. И христиане очень четко понимают, что это может привести и к приходу антихриста, потому и противостоят всему этому. Мы знаем, что это будет единый правитель, который объединит все народы и все государства. Но есть пророчество, что Россия не войдет в такое объединенное государство и останется по милости Божией в стороне от этих процессов. Но христиане понимают, что это исполнение Апокалипсиса.
– Батюшка, давайте ответим на звонок из Новокузнецка.
– Батюшка, не кажется ли Вам, что Церковь не должна зависеть – ни экономически, ни политически – от государства. Христос потому и создал Церковь, чтобы священники объясняли людям, почему нельзя убивать, завидовать, прелюбодействовать, почему надо почитать отца и мать, – тогда мир бы был лучше, если вы бы это объясняли людям.
– Нужно помнить, в чем должна участвовать Церковь, а в чем участвовать не должна. Она не должна участвовать, конечно, в политической жизни, хотя может давать оценку тем вопросам, которые решаются мировыми политиками.
Да и как молчать, если идут процессы, казалось бы, не касающиеся жизни Церкви, но напрямую относящиеся к вопросам спасения человека? Например, сегодняшнее отношение к христианству в целом в западном мире или даже в нашей стране?
Невозможно говорить о заповедях Божиих, если Церковь не участвует в процессах воспитания подрастающего поколения или студенчества или не может возвысить свой голос через средства массовой информации. Мы же не видим священников в передачах на наших государственных телеканалах – есть телеканал «Союз», где мы говорим о Православии, о христианских ценностях, даем оценку глобализации, универсализации, а на общественных каналах мы не можем участвовать, хотя они и живут на средства народа. Значит, кто-то в этом заинтересован, и говорить о том, что этого не понимает кто-то из правительства, из власти, не приходится.
– Очень много вопросов от людей, которые заинтересованы в развитии России, болеют о ней всем сердцем, которые спрашивают, почему деревня вымирает? И сами же отвечают на этот вопрос. Собственно говоря, здесь и кроется негативное влияние глобализации: если России отведена определенная роль и развитие сельского хозяйства для России не предусмотрено, это приведет к тому, что деревни просто не будет.
– Деревни не будет, ведь чтобы возродить деревню, надо возродить сельское хозяйство. Но сельское хозяйство не приоритетно для нашего государства, потому что нам отведена другая ниша: коль вы имеете разные полезные ископаемые – нефть, газ и другие энергоресурсы, – значит, ими вы должны заниматься. Этим не может заниматься Испания, она может только обильно принимать туристов, выращивать различные овощные культуры и поставлять эти овощи в разные государства, в том числе и в Россию. Думаю, что при такой политике наше сельское хозяйство никогда не поднимется, потому что кто-то определил, что ни мясо, ни молоко, ни другие сельскохозяйственные продукты мы не можем производить, а должны закупать их в других странах, которые не имеют природных ресурсов. Иначе Россия станет очень богатой страной, ведущей в мире, а это невыгодно кое-кому.
Мы должны очень четко понимать, что в этих процессах не участвуют страны третьего мира, они остаются где-то на задворках. И тот мир, который формируется сегодня под эгидой глобализации, конечно, не интересует, как живут эти страны. Им может выделяться какая-то небольшая экономическая помощь, чтобы они существовали, но жить по-настоящему они не смогут. И если бы Россия занималась сельским хозяйством, если бы выращивала достаточно хлеба, овощей, другой сельскохозяйственной продукции, мы могли бы отделиться. Во-первых, и наши люди стали бы жить лучше, и, во-вторых, мы могли бы поделиться с теми странами, которые страдают от голода. Поэтому нынешняя политика направлена на безбедное существование только развитых стран.
– Батюшка, раз уж мы говорим о глобализации, о разделении ролей, о том, что все страны мира должны друг другу помогать, раз уж так определено, – почему же достижения науки (которые действительно могут быть социально направленными, полезными каждому человеку) в итоге до России не доходят? Ведь очень многое могло бы, наверное, помочь больным людям, нуждающимся, но ведь нет этих достижений науки, и здесь роль глобализации как-то невнятна.
– Дело в том, что наука работает на глобализацию – наука не сама по себе развивается, она подчиняется той необходимости, которая есть в ней в современном мире. Ни один ученый не работает просто так, он должен работать на кого-то, кто ему будет платить: очень много умных людей, которые совершают массу открытий, изобретений, которые были бы полезными; но если они не востребованы, если их никто не купил, то, каким бы умным человек ни был, он умирает вместе с этими открытиями.
Что же касается социальных программ, то всякая социальная программа может выполняться настолько, насколько, опять-таки, есть средства, чтобы ее исполнить. И если уж экономика трещит по всем швам, то социальное направление всегда будет являться остаточным для государства.
Христианство дает особый дар рассуждения
– Батюшка, Калужская область на связи.
– Я хотел бы задать такой вопрос – не действие ли глобализации мы наблюдали в нашей стране при уничтожении Православной Церкви?
– Конечно, говорить, что глобализация поддерживает христианство, не приходится – христианство находится вне этого мира. Господь сказал, что мир и христианство – две разные вещи. «Не любите мира, ни того, что в мире». Христианство не привязывает человека к земле, а направляет его в вечность. Поэтому у нас очень разные задачи. Но здесь, опять-таки, мы должны правду сказать, что глобализация приводит к созданию некоего единого механизма, единого государства, где есть единый парламент, единый президент над всеми этими государствами. И чем дольше будет работать этот механизм, тем больше будет зависимость от работы этого единого экономического, политического механизма. Вы сами видите, что те страны, которые не согласны с политикой Запада и открыто выступают, просто могут бомбить несколько месяцев. И затем уже у этого государства не только не останется какого-то своего мнения, но не останется просто нормального существования, как мы видим сегодня на примере Ливии. Поэтому всякая мысль сейчас уже пресекается. Получается, если человек или государство не могут себя защитить, они и не должны иметь никакого мнения. Впоследствии это будет, конечно, очень серьезный механизм, которые не выпустит из себя не только слабых, но и сильных, и они будут подчиняться тому мнению, которое будет диктоваться сверху. Вот тогда, конечно, может прийти антихрист, который станет единым правителем, по Апокалипсису, и, естественно, все это приведет к концу земного мира.
– Батюшка, слушаем звонок из Белгорода.
– Я хотел бы узнать об упомянутом пророчестве насчет России, что она не войдет в антихристианский мир, на чем оно основана?
– Мы знаем о том, что Россия является четвертым уделом Матери Божией, и поэтому пророчество об антихристе не наступит в пределах России. И на протяжении длительного времени это подтверждается. Потому что Россия никак не вписывается в структуру западного мира, потому что нигде нас не любят, потому что у нас есть собственное мнение по тому или иному вопросу. Наше правительство, хотя и немножко раздвоенное – и туда, и сюда, но все равно делает шаги в сторону опять-таки устоявшегося отношения к процессам, которые происходят в этом мире. По сей день для нас закрыта Европа: нет открытых границ, есть визы, у нас другая валюта, у нас, слава Богу, сохранился свой национальный колорит. Мы постоянно возвышаем свой голос в защиту нашей национальной культуры, наша Православная Церковь занимает определенную сильную позицию.
– Московская область на связи.
– Батюшка, что предлагает Православная Церковь, чтобы нашей стране выйти из этого заколдованного круга глобализации?
– Быть православным человеком. Ведь христианство дает особый дар рассуждения и видения процессов, которые есть в современном мире, – это очень важно: если мы будем христианами, мы будем видеть, что происходит с нами и что предлагает нам этот мир. И если эти предложения идут вразрез с учением Божиим, с Евангелием, заповедями Божиими, тогда мы не сможем это принять, и тогда мы это будем отстаивать в меру сил. Самое главное – быть православными, воспитывать детей в Православии, отстаивать обязательное преподавание основ православной культуры в школе. Самое страшное, что вся борьба с христианством ведется именно потому, что христианство открывает глаза на все идущие мировые процессы.
А они на самом деле имеют под собой духовную подоплеку: не ту, что создается такое очень приятное государство с огромной заботой о людях, чтобы они богато и сыто жили на Земле, а потому что должно исполниться то, что придумала мировая закулиса в духовном отношении, чтобы привести антихриста к власти.
Духовное единение дает надежду
– Лет 100-120 назад разделение было по приходам: определяли населенные пункты не географически, а по приходам, жили общинами. Но в Советском Союзе это все либо пропало, либо было очень хорошо скрыто, а как сейчас: что с общинами, что с приходами, люди объединяются?
– Люди, конечно, объединяются на приходах, вокруг своих духовных наставников. Особенно в больших городах. Люди находят здесь утешение, друзей, близких по духу, и происходит объединение. Сейчас, наверное, настоятель каждого московского прихода может сказать, что после богослужения прихожане не расходятся. Многие остаются, общаются, говорят о тех событиях, которые произошли за неделю. Кто-то кому-то начинает помогать, кто-то кого-то приглашает к себе на работу. Вот так люди друг другу помогают, и становится легче выжить в большом городе. И это духовное единение выше всякого родственного единения.
– Батюшка, звонок из Москвы.
– Батюшка, Вы как православный священник через Святейшего Патриарха Кирилла доводите до Президента Российской Федерации и премьер-министра проблемы донесения веры Православной до людских сердец, особенно в школы, воинские части?
– Если вы следите за нашими информационными сводками, то должны знать, что наш Патриарх очень многое делает, чтобы донести православную позицию до правительства. Он очень быстро реагирует на те или иные законодательные инициативы, которые принимает наше государство, не учитывая особенности Православной веры и нашего православного менталитета. Святейший Патриарх предпринимает большие шаги, конечно же, по введению основ православной культуры, строительству храмов и укреплению епархий и монастырей. Так, в Москве стартует программа «Двести храмов», и мы должны понимать, что это не просто какая-то ударная стройка, конечно же, нет: каждый храм будет приводить больше людей к Христу, открывать им основы Православной веры, и человек будет меняться. Даже удивительно, но люди начинают воцерковляться, когда видят рядом храм. Я на себе испытал это: в декабре прошлого года мы начали служить в нашем храме Преподобной Евфросинии Московской, и буквально не проходит ни одной службы, чтобы на ней не было 5-6 человек, которые первый раз пришли в храм.
В церквах сегодня очень много делается. Вы знаете, что Синод разделяет крупные епархии на такие, которые могли бы вместить достаточное количество приходов, чтобы епископ мог уделять внимание каждому приходу. Потому что сейчас есть епархии по 500-600 храмов, и епископ за год даже не может объехать все свои приходы.
Так что Патриарх делает очень и очень много, со свойственными ему ученостью и очень сильной энергией.
– Батюшка, а нужно ли поддерживать радикальных антиглобалистов, и, может быть, даже самим так же действовать?
– Идти воевать – это неразумно, это не наш путь. Наш путь – это путь воцерковления людей, укрепление христианской веры и христианского сознания. Понимаете, когда пришли коммунисты к власти, они в первую очередь стали стремиться уничтожить веру народа, чтобы народ не имел возможности свободно мыслить – если он не мыслит и не рассуждает, значит, получается не общество людей, а некое стадо, которым можно управлять. Верующий человек – мыслящий человек, а если мы будем укрепляться в нашей вере, то это будет сильный удар по глобализму.
– Владимирская область на связи.
– Мой вопрос таков: одним из элементов глобализации является электронная карта. Как Церковь собирается отстаивать права человека, чтобы не принимать эту карту, и каким образом людям спастись от этой карты?
– Со Святейшим Патриархом мы говорили о том, что делать, чтобы отстаивать наши православные права и традиции. И как раз Святейший Патриарх обратился к правительству с предложением, чтобы не были введены электронные карты и не было такого электронного контроля за человеком. На что дали Святейшему Патриарху заверение, что будет альтернативный социальный документ, который не будет ущемлять права граждан.
Как донести до народа наши позиции? Опять-таки, здесь нельзя полностью возложить это на кого-то, кто сможет просто информацию до нас доносить. Мы сами должны быть сведущими в этих вопросах и их отстаивать, когда сами воцерковимся и будем воцерковлять собственных детей – никто за нас не будет воспитывать наших детей; если мы им будем потакать в их желании отдыхать, смотреть телевизор и часами сидеть у компьютера, то ничего хорошего из этого не получится. Многие священники задают людям вопрос, почему они в воскресный день не приводят своих детей на Литургию? И слышат в ответ: да они устали, им надо отдохнуть, поспать, нам их жалко будить. И вот эта жалость приводит к лени и бездействию, к тому, что нашими детьми будут и управлять, и манипулировать. Мы должны жить по Евангелию, вот тогда никто нас не победит и ничто не принесет вреда.
– Батюшка, большое Вам спасибо за интересную и содержательную беседу, всего Вам доброго.
– Храни всех Господь.
Беседа с клириком больничного храма Святого Благоверного Царевича Димитрия при Первой Московской городской больнице преподавателем Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протодиаконом Иоанном Шевцовым в эфире телеканала «Союз»
Из истории епархииБлаговещенская епархия фактически была образована в 1858 г., хотя до 1870 г. продолжала именоваться Камчатской, Курильской и Алеутской, а до 1899 г. – Камчатской и Благовещенской. С середины 1930-х гг. по причине гонений на Церковь епархия лишилась архипастырского управления и была восстановлена 28 декабря 1993 года.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.